Журнал Арбитражный И Гражданский Процесс Судебный Примиритель

Процедура завершается примирением или отказом примириться, истечением сроков или прекращением. Например, когда примиритель понял, что оппоненты точно не смогут договориться. Также процедура завершается, если участники неоднократно не являются на заседания, препятствуют работе примирителя, затягивают процесс или иными способами злоупотребляют своими правами.

Процедуру сможет инициировать одна из сторон, а также предложить суд. Дается возможность отложить судебное разбирательство на время примирительных процедур. В процессе оппоненты раскрывают в своих выступлениях, какие у них самые существенные претензии, чего они хотели бы добиться. Стороне запрещается разглашать сведения, которые стали известны, без согласия другой стороны.

Разъяснения актуальны, потому что с 25 октября 2022 года вступил в силу закон, который вводит судебное примирение. Верховный суд хочет, чтобы оппоненты мирились чаще не только в гражданском и экономическом, но и в административном процессе. Сейчас мировыми соглашениями заканчивается менее 2% арбитражных, 0,5% гражданских и до 0,01% административных дел.

Отказаться от него можно на любой стадии переговоров, достаточно письменно сообщить об этом другим участникам процесса. Есть и материальное поощрение для истца, который участвует в примирительных процедурах. Заключение мирового соглашения в первой инстанции позволит ему вернуть 70% госпошлины, во второй и третьей – 50% и 30% соответственно.

Судебными примирителями смогут стать судьи в отставке из специального списка, который утвердит Пленум ВС. С 22 октября, когда Пленум впервые обсуждал проект регламента примирения, в документе конкретизировали критерии отбора кандидатов. Во внимание берут опыт работы в качестве судьи, научную деятельность, регион проживания. Кроме того, будет учитываться закон о статусе судей и то, чем именно занимался судья во время своей отставке. Моральный облик кандидата должен быть безупречен, потому что надо поддерживать высокий авторитет судей и суда. Сведения о примирителях будут публиковаться в интернете для сведения сторон.

Таким образом, судебное примирение как уже было сказано является новой и ещё не до конца проработанной процедурой примирения сторон. Из плюсов данной процедуры можно выделить то, что в отличие, например, от медиации, данная процедура является бесплатной, в качестве судебного примирителя является судья, который не отдаёт преимуществ ни одной сторон, является беспристрастным, данная процедура может закончиться мировым соглашением, которое предполагает, что стороны действительно договорились и нашли взаимовыгодные для себя условия, при данной процедуре сохраняются деловые связи между сторонами, разрешается спор. Также, что немаловажно, при данной процедуре сохраняется конфиденциальность, что позволит не распространять информацию, которую стороны хотят оставить в тайне.

Итак, кто же может выступать в качестве судебного примирителя? Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя [2, 3]. При формировании списка учитываются в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики. А как именно из данного списка выбирается судья, который будет осуществлять роль судебного примирителя? На самом деле всё очень просто, сами стороны по взаимному согласию выбирают соответствующего судью и данное действие утверждается определением суда.

Что касается минусов, то следует отменить, что данная процедура была введена достаточно недавно, отсутствует детальная проработанность, также судебным примирителем выступает судья в отставке, но сможет ли он помочь сторонам закончить дело мирным путём? Имеются ли у судебного примирителя специальные навыки для этого? Также из отрицательных сторон можно выделить сроки, так как судебное примирение не предполагает приостановление производства по делу, а лишь откладывает основное судебное разбирательство.

Какие основания существуют для того, чтобы судебное примирение началось? В данном случае этим основанием является ходатайство одной сторон, либо обеих сторон, заявленное в устной либо в письменной форме, либо если судья, рассматривающий дело предложит сторонам воспользоваться данной процедурой и стороны согласятся на использование данной процедуры. В данном случае судом будет вынесено соответствующее определение. Срок проведения данной процедуры устанавливается судом, которым было вынесено определение, но по ходатайству сторон этот срок может быть продлён. Интересен тот факт, что ни в гражданском ни в арбитражном процессе не предусмотрена возможность приостановления производства по делу в связи с использованием процедуры судебного примирения, а возможно только отложить основное судебное разбирательству по делу. Таким образом, получается, что данный срок включается в общий срок рассмотрения дела, а мы знаем, что он составляет всего 2 месяца с момента проведения предварительного судебного заседания.

Целью судебного примирения является достижение сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирование конфликта с учетом интересов сторон. Задачами судебного примирения являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения [1]. В Гражданском процессуальном кодексе и в Арбитражном процессуальном кодексе существуют статьи, идентичные по своему содержанию (ст.138.5 АПК РФ и ст.153.6 ГПК РФ). В них указываются основные принципы осуществления судебного примирения, кто может выступать в качестве судебного примирителя, какие действия может выполнять судебный примиритель. Принципы проведения процедуры судебного примирения: добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность, добросовестность.

Судебные примирители

Часть 3 ст.156.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также в других процессуальных кодексах — АПК и КАС, сформулированы требования к такому субъекту, как «судебный примиритель» – «Судебным примирителем является судья в отставке»[2]. То есть эти кодексы предписывают — судебным примирителем может быть только судья в отставке и никто другой.

1.Вопрос – можно ли считать, что ФКЗ-3 предоставил право пленуму ВС РФ утвердить Регламент, каковой, по сути дела, должен предусматривать только процедуру работы судебных примирителей и иных лиц, которые участвуют в процедуре примирения, по аналогии с процессуальными кодексами?

Статья 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе) именуется – «Требования, предъявляемые к судье». Она вводит запреты для судьи и только пункт 5 этой статьи предоставляет судье право (цитирую) – «Судья, пребывающий в отставке, вправе быть медиатором, судебным примирителем»[1].

13.1) утверждает Регламент проведения судебного примирения, а также на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов формирует и утверждает список судебных примирителей;».

ФКЗ-3 говорит, что формирование и утверждение списка судебных примирителей осуществляется на основании предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов.

АПК РФ Статья 138

3. Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Вам может понравиться =>  Что Значит Платёж Принят В Госуслугах

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Новые виды примирения сторон в процессе

Представляется, что на сегодняшний день загруженность судов очень большая, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации судопроизводства и улучшения, развития процессов досудебного урегулирования споров. В связи с указанными обстоятельствами отечественным законодателем предпринимаются меры, направленные на нивелирование существующих процессуальных проблем.

В настоящее время согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2014 г. N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы, то есть предоставление информации не является обязательным.

Одним из шагов на пути оптимизации работы судебной системы Российской Федерации является принятие Федерального закона от 26.07.2022 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», большая часть положений которого вступает в силу 25 октября 2022 года.

Если до обращения в суд стороны пытались примириться, в исковом заявлении будет необходимо указать, какие именно меры были предприняты сторонами для разрешения возникших разногласий. К исковому заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие соответствующие действия сторон (при наличии).

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило: суд имеет право при согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее также – АПК РФ), в том числе с участием судебного примирителя. Такими примирительными процедурами являются: заключение мирового соглашения, урегулирование спора через посредника, передача дела на рассмотрение в третейский суд.

Судебные примирители: главное, что нужно знать

Судебный примиритель вызывает эти стороны, выясняется правая позиция сторон, судебный примиритель рассказывает сторонам о перспективах судебного разбирательства, разъясняются законы и судебная практика, а конечным итогом судебного примирения является заключение мирового соглашения, которое впоследствии утверждается судом.

Преимущество судебного примирения в том, что судебный примиритель – это человек судебной системы, хоть и судья в отставке, он знает изнутри эту систему, знает судебную практику и предлагает сторонам максимально рационально прийти к тому консенсусу противоборствующих сторон, который впоследствии позволит разрешить спор миром.

Процедура судебного примирения сторонами не оплачивается. Задачей любого судебного примирения является заключение именно такого мирового соглашения, которое психологически устраивает обе стороны. Если говорить о миссии судебного примирения – это снижение конфликтности в нашем обществе, умение договариваться миром по любому конфликту и повышение правовой культуры в целом.

25 октября 2022 года вступили в силу законы, расширяющие перечень примирительных процедур между сторонами, участвующими в судебном разбирательстве. Помимо медиации появились переговоры и судебное примирение, в октябре 2022 года постановлением Пленума Верховного суда РФ № 42 утвержден Регламент судебного примирения.

В судебном разбирательстве, когда дело находится в производстве суда, зачастую конфликт заходит слишком далеко, поэтому сторонам бывает невозможно договориться самостоятельно. Поэтому либо по инициативе председательствующего судьи, либо стороны по своему желанию идут на процедуру судебного примирения.

  1. Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя).
  2. Изложение обстоятельств спора и интересов сторон.
  3. Формулирование сторонами вопросов для обсуждения.
  4. Индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями.
  5. Выработка предложений по урегулированию спора.
  6. Примирение сторон.
  7. Оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска.
  8. Завершение судебного примирения.

Пленум Верховного суда РФ поддержал на заседании проект постановления «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25.10.2022 года Федерального конституционного закона от 26 июля 2022 г. № 3-ФКЗ и поправок в процессуальные кодексы ( АПК РФ , ГПК РФ и КАС РФ ), связанных с совершенствованием примирительных процедур.

  • выбирать судебного примирителя,
  • вносить предложения по порядку проведения примирения,
  • заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц,
  • сообщать необходимую для урегулирования спора информацию,
  • задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю,
  • высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения,
  • обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон,
  • ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение. Примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

По новому регламенту судебное примирение должно проходить в отдельном помещении, расположенном в здании суда. Срок для совершения необходимых процедур устанавливается судом в определении о проведении судебного примирения, по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения имеют право:

Судебные примирители смогут зарабатывать больше судей

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 апреля 2022 г. оплата труда судебных примирителей осуществляется в виде вознаграждения в размере одной второй части должностного оклада судьи, рассматривающего дело, пропорционально числу дней участия судебного примирителя в процедуре судебного примирения. Если процедура проводится в местностях с тяжелыми климатическими условиями, сумма вознаграждения определяется с учетом установленных законодательством надбавок и районных коэффициентов.

Примечательно, что время занятости судебного примирителя исчисляется в днях, в которые он фактически осуществлял судебное примирение, вне зависимости от продолжительности работы по урегулированию спора в течение дня. В случае участия судебного примирителя в течение одного дня в нескольких процедурах судебного примирения вопрос о выплате ему вознаграждения решается судом соответственно – за участие в каждой проведенной процедуре судебного примирения в отдельности.

Как указано в ст. 15 Регламента, процедура примирения может быть инициирована сторонами или судом. Она проводится в отдельном помещении здания суда при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров и создания равных возможностей для урегулирования спора. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка, в том числе с учетом его специализации и региона проживания, и утверждается судом. Выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому ВС, вправе только судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов в отставке.

Вторая обозначенная им проблема – тот факт, что постановление ставит в неравные условия медиаторов и судебных примирителей. «Примирители получают вот такую синекуру за общественный счет, в то время как медиаторов должны финансировать стороны», – пояснил Илья Трайнин.

Основанием для выплаты вознаграждения является определение судьи, в производстве которого находится данное дело. Определение выносится по результатам рассмотрения составленного в произвольной форме письменного заявления судебного примирителя. Вознаграждение выплачивает финансовая служба соответствующего суда после завершения процедуры примирения в течение 30 дней со дня получения указанного определения от судьи. При этом финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности судов.

Медиация в суде

В ФЗ-197 в числе видов примирительных процедур имеется и судебное примирение. Его вправе проводить только судья в отставке (судья-медиатор). Перечень судебных примирителей будет утверждать Пленум Верховного Суда РФ, учитывая предложения арбитражных судов по своим бывшим судьям, вышедшим в отставку.

В результате участия в медиации стороны получают желаемое, они начинают думать логически, понимать друг друга и совместно выходят из сложной ситуации. Они остаются при этом в хороших отношениях, продолжают партнерство и с пониманием подходят к проблемам контрагента в будущем.

Важно: медиатор должен начать действовать только после составления сторонами письменного соглашения об использовании медиации. В теле соглашения кроме существенных пунктов они должны указать порядок процедуры или же дать письменное добро на определение этапов медиатором.

Процедура медиации в гражданском деле – это урегулирование судебного вопроса при помощи медиатора. Кто тогда такой медиатор в юриспруденции? Это физическое лицо, действующее на профессиональном или непрофессиональном уровне, для установления контакта между сторонами. Его основная цель – решение спорных моментов без финансовых и моральных потерь.

  • вести переговоры с участниками процесса и заинтересованными в нем лицами;
  • изучать документы сторон;
  • знакомиться с материалами судебного дела;
  • совершать прочие действия, направленные на эффективное решение вопроса и достижения выгодных позиций.

Действительно, в рамках процедуры медиации посредником является частное лицо, не обладающее публично-правовыми полномочиями, тогда как судебное примирение осуществляется, как свидетельствует его название, судом. В науке отмечается по данному вопросу «.. если мы говорим об институте медиации, получившем свое законодательное закрепление в 2010 г., то речь идет исключительно о категориях частного права. Известные специалисты в области АРС предлагают термин «частное процессуальное право»» [8] .

Более того, общими для медиации и судебного примирения стал и нормативно-правовой блок посвященный результатам примирительных процедур (ст. 1538 ГПК РФ в проекте закона предложенного Постановлением Верховного суда РФ № 1 от 18 января 2022 г.). Действительно, законодатель по всей видимости посчитал что общая природа различных примирительных процедур, упоминаемых в законопроекте (переговоры, сверка документов, посредничество, медиация, судебное примирение), позволяет также определить общим для ни образом вопросы результатов примирения лиц, участвующих в деле, в качестве которых признаются: 1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований; 2) частичный или полный отказ от иска; 3) частичное или полное признание иска; 4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); 5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения. Вряд ли стоит добавлять к уже сказанному, что общим для всех процедур примирения является и правовое регулирование материальных и процессуальных аспектов заключения и утверждения мирового соглашения, которое в принципе является общим итогом как процедуры медиации и судебного примирения, а также и общими положениями относительно утверждения мирового соглашения судом в рамках всех примирительных процедур.

Так, в частности, в отличие от классического искового производства, процедуры АРС осуществляются на принципе добровольности, при участии независимого третьего лица, не обладающего правом принятия обязательного в отношении сторон решения; последний может лишь предложить сторонам определённый способ разрешения спора, который станет для них обязательным лишь в случае если они примут его, заключив соответствующее соглашение. Более того, одним из принципов проведения процедур АРС является сотрудничество сторон (ст. 3 Закона Федерального закона от 27 июля 2010 г. « 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации)); последние, в соответствии с проектом закона предложенным Постановлением Верховного суда РФ № 1 от 18 января 2022 г. «пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора или судебного примирителя», что также свидетельствует о, так сказать, «повышенной диспозитивности» как медиации, так и судебного примирения.

Вам может понравиться =>  Чем Номер Дома Отличается От Номера Владения

Более того, предусматриваемое общее правовое регулирование для различных АРС в рамках проекта закона, предложенного Постановлением Верховного суда РФ № 1 от 18 января 2022 г., также свидетельствует об аналогичности данных процессуальных институтов. Так, например, предлагаемые проектом закона изменения вносимые, в частности, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Далее – ГПК РФ) предусматривает, как минимум два основных блока нормативно-правового регулирования различных процессуальных аспектов реализации примирительных процедур. Так, в частности, предусматривается введение ГПК РФ ст. 1532 призванной урегулировать “Порядок и сроки проведения примирительной процедуры”, т.е. вне зависимости от того идет ли речь о медиации или судебном примирении законодательные нововведения предусматривают общее правовое регулирование таких аспектов данных процедур АРС как, например: ходатайство о проведении примирительной процедуры; определение о проведении примирительной процедуры и при необходимости об отложении судебного разбирательства и т.п. Это свидетельствует об аналогичности данных институтов гражданского и арбитражного процесса.

Abstract: The article is devoted to judicial reconcilation as a new instutition of judicial law in Russia. Makarenko analyzes this procedure in comparison to mediation procedure widely practiced in Russia. The researcher examines functions of the court and parties participating in this procedure and describes peculiarities of the judicial reconcilation versus mediation procedure based on the use of formal law and comparative law methods. As a result of the research, Makarenko comes to the conclusion that the use of judicial reconcilation will allow Russia’s legislation system to resolve disputes more effectively because this procedure allows to overcome all the drawbacks of the mediation procedure that has not been widely used in arbitration or civil practice. Mararenko also proves that all other alternative dispute resolutions have proved to be inefficient and so has the legislator’s attempt to eliminate drawbacks of the dispute resolution procedure by the settlement agreement.

В течение всего времени судебный примиритель руководит переговорным процессом и следит, чтобы он проходил в конструктивной форме: предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, обспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений.

Он подчеркивает, что сами цели ориентированы на урегулирование конфликта. «Важно, что используется именно слово конфликт, потому что оно шире спора. Также нужно отметить, что судебное примирение должно привести к тому, что стороны будут использовать один из результатов примирения, которые закреплены в процессуальном законодательстве», – добавляет эксперт.

  • достижения результата примирения;
  • недостижения результата примирения и истечения установленного судом срока проведения процедуры;
  • недостижения результата примирения и направления стороной/сторонами письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;
  • прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения процедуры.

«Также интересным примером использования примирительных процедур в делах, связанных с привлечением к ответственности, является примирение с потерпевшим, которое у нас встречается в уголовных делах. Такое примирение может повлиять на привлечение лица к ответственности. Почему мы не можем предопложить, что что-то подобное возможно и по делам привлечения к административной ответственности? Это вопрос безусловно дискуссионный», – заключает эксперт.

По мнению Алексея Солохина, возможности использования судебного примирения в делах, связанных с административными и иными публичными правоотношениями, гораздо больше, чем, например, у медиации: новый институт сочетает в себе черты нескольких разновидностей медиации, в том числе классической (фасилитативной), директивной и расчетной. Кроме того, в судебном примирении есть возможность получить консультацию по вопросам применения норм права.

Новые виды примирения сторон в процессе

Представляется, что на сегодняшний день загруженность судов очень большая, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации судопроизводства и улучшения, развития процессов досудебного урегулирования споров. В связи с указанными обстоятельствами отечественным законодателем предпринимаются меры, направленные на нивелирование существующих процессуальных проблем.

Одним из шагов на пути оптимизации работы судебной системы Российской Федерации является принятие Федерального закона от 26.07.2022 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», большая часть положений которого вступает в силу 25 октября 2022 года.

В настоящее время согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2014 г. N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы, то есть предоставление информации не является обязательным.

Если до обращения в суд стороны пытались примириться, в исковом заявлении будет необходимо указать, какие именно меры были предприняты сторонами для разрешения возникших разногласий. К исковому заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие соответствующие действия сторон (при наличии).

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило: суд имеет право при согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее также – АПК РФ), в том числе с участием судебного примирителя. Такими примирительными процедурами являются: заключение мирового соглашения, урегулирование спора через посредника, передача дела на рассмотрение в третейский суд.

В Австрии посредничество проводится только в форме медиации. Медиатор, согласно Федеральному закону о медиации в гражданских делах [12], регистрируется в специальном государственном реестре и действует только с согласия сторон (Раздел 4 § 15 и § 16). Он обязан документировать начало процедуры медиации, обстоятельства, из которых она возникла, ее ход и окончание. Медиатор может консультировать стороны по юридическим аспектам, возникающим в процессе медиации, и оформления соглашения по результатам медиации (§ 16). По просьбе сторон медиатор должен письменно зафиксировать результаты медиации, а также необходимые действия для их достижения. Медиатор в соответствии с требованиями закона должен хранить свои записи в течение 7 лет после окончания медиации. По просьбе сторон он должен предоставить им копии таких записей (§ 17). В порядке гарантии компенсации убытков, связанных с осуществлением деятельности медиатора он обязан застраховать свою гражданско-правовую ответственность на минимальную сумму в 400 000 евро за каждый страховой случай (§19).

В отличие от указанных выше примирительных процедур в данном случае примирителем может выступать только судья в отставке. В своей деятельности он должен руководствоваться не только положениями ГПК РФ и Регламентом ВС РФ, но и Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». В силу этого можно констатировать, что судебный примиритель является публичным субъектом и вступает в правоотношения между спорящими сторонами от имени государства. Поскольку в каждом суде имеются списки судебных примирителей, стороны спора вправе выбрать по своему усмотрению и по обоюдному согласию кандидатуру любого из них, которая утверждается определением суда.

Результатом медиации является заключение, так называемого, медиативного соглашения, которое утверждается судом в качестве мирового соглашения, подлежащего добровольному или принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны, заключившей медиативное соглашение (п. 3 ст. 12 Закона о медиации, ст. 153 ГПК РФ).

Если говорить о переговорах как об одной из примирительных процедур, то следует отметить, что они являются универсальным, простым, экономичным, а, следовательно, и наиболее эффективным способом мирного урегулирования спора. Порядок ведения и содержание переговоров ГПК РФ не урегулирован. Эти вопросы стороны определяют по своему усмотрению. Как правило, в ходе таких переговоров уточняется предмет спора, излагаются правовые позиции сторон относительно предъявленного иска, обсуждаются взаимные доводы, вырабатывается компромиссное решение, намечаются пути его реализации или констатируется необходимость перехода к дальнейшему судебному разбирательству. По сути дела, часть этих вопросов может решаться на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но только с участием судьи, который в силу ст. 148 ГПК РФ уже на данной стадии процесса должен решать задачу примирения сторон.

Применение медиации, согласно п. 1 ст. 7 Закона о медиации, должно осуществляться на основании письменного соглашения сторон или ссылки в заключаемом ими гражданско-правовом договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора. Порядок проведения медиации стороны вправе инициировать сами, фиксируя его в соглашении, но могут сделать и ссылку на правила проведения медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по ее обеспечению (п. 2 ст. 11 Закона о медиации).

Сделано это с помощью частичного возврата уплаченной госпошлины. Если истец и ответчик придут к мирному решению на этапе первичного рассмотрения спора, то им вернут 70% госпошлины. Если стороны примирились во время рассмотрения апелляции, они получат обратно 50% оплаченной пошлины. Если же дело дошло до кассации, то тут можно рассчитывать на возврат только 30%.

Недавно Пленум Верховного суда предложил узаконить новую процедуру разрешения споров — с участием судебных примирителей. Будет ли это нововведение полезным и удобным для сторон в гражданских и административных делах? Разобраться в этом вопросе нам поможет владелец компании «Юристы России» Максим Крупышев.

Судебный примиритель получит полномочия на изучение документов и ведение переговоров с истцом и ответчиком. Цель его работы — помочь сторонам прийти к компромиссу и, таким образом, завершить судебное разбирательство. Если же мирно решить проблему не удастся, суд возобновит рассмотрение дела.

  1. Через суд. Это стандартная процедура защиты нарушенных прав в любой области права — гражданской, административной и уголовной.
  2. По соглашению сторон в досудебном порядке. В этом случае физические лица просто пытаются договориться между собой о мирном урегулировании спора, а предприятия используют переговоры, а также обмен письменными претензиями и ответами на них.
  3. Путем обращения в вышестоящие органы или надзорные инстанции. Этот способ применим в административных делах, когда в споре замешаны государственные органы, например, налоговая служба, а также в делах о защите прав потребителей.
Вам может понравиться =>  Закон на элименты измененый 2022

В 2010 году в нашей стране появилась еще одна процедура решения спорных вопросов — с участием нейтрального посредника-медиатора. Его задача — помочь сторонам выработать взаимовыгодное соглашение. Медиатор не принимает решение по делу, а просто предлагает пути для мирного урегулирования конфликта.

Вторая категория лиц, которым позволено стать примирителями — работники аппарата судов разных уровней. Допуск к такой деятельности судебные чиновники получат, если у них будет диплом о высшем образовании в сфере права и не менее 5 лет работы по юридической специальности.

Судебные примирители»: в чем проблема на Южном Урале с медиаторами

Представители судейского сообщества считают, что у коллег в отставке есть шанс сделать процедуру альтернативного урегулирования споров популярной и разгрузить суды. Но будут ли к ней так активно обращаться простые граждане, для которых подобное — еще диковинка.

Почему же юридическое сообщество не продвигает медиацию более активно? С судей никто не спрашивает отчета по количеству направлений на медиацию, заключенных медиативных соглашений, поэтому большинство этим и не занимается. Ну, а адвокатам, зарабатывающим на защите интересов в суде, это, скорее всего, просто невыгодно.

С недавних пор в гражданском кодексе появилось понятие «корпоративный договор» — важный документ, закрепляющий отношения между участниками общества, которые не отражены в учредительном договоре, — поясняют медиаторы. — Постепенно развивается корпоративный консалтинг — профилактика внутрикорпоративных конфликтов в компаниях с большим количеством сотрудников. Были и остаются востребоваными корпоративные медиации при выходе учредителя из состава компании, любые хозяйственные споры, договоры подряда, споры по договорным обязательствам.

При этом важно подчеркнуть, что введение «судебных примирителей» не отменило участие медиаторов в кабинетах судов. Медиация введена в гражданский, арбитражный процессуальный кодексы, активно применяется на практике и дает колоссальные результаты, — добавляет Наталья Коркина.

─ Институт судебных примирителей пока не заработал, но мы их ждем с распростертыми объятиями. Для нас, гражданских судей, процесс примирения очень важен, — говорит председатель Калининского районного суда Челябинска Михаил Новоселов. — Я считаю, что этот институт будет более востребован, ввиду того, что судьи в отставке знают правовую систему изнутри и пользуются авторитетом.

Как происходит судебное примирение

Судебное примирение является одной из примирительных процедур в гражданском процессе и арбитраже. Оно проводится при согласии обеих сторон с участием специального субъекта — судебного примирителя — по установленному регламенту (ст. 153.6 ГПК РФ, 138.5 АПК РФ, 137.6 КАС РФ). Процедура назначается по ходатайству любой из сторон или по предложению суда.

Что касается расчета зарплаты судебного примирителя, а правильнее сказать оплаты его труда, то она осуществляется в виде вознаграждения в размере половины оклада судьи, который рассматривает спор, пропорционально числу дней участия посредника в примирении сторон. Окончательный расчет на основании ходатайства примирителя фиксируется в определении суда после окончания процедуры, которое и является основанием для денежной выплаты.

  • не привлечен к осуществлению правосудия;
  • не является государственным или муниципальным служащим;
  • не работает в государственных/муниципальных учреждениях, общественных объединениях;
  • не является помощником депутата Госдумы РФ или представительного органа субъекта РФ, члена Совета Федерации;
  • не занимает должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;
  • включен в список судей-примирителей, который формируется и утверждается Пленумом ВС РФ по предложениям соответствующих судов; при решении вопроса о включении рассматривается деятельность судьи после отставки, его опыт работы, специализация, регион проживания, участие в научной сфере (ст. 8, 9 Регламента).
  • заключение мирового соглашения;
  • отказ от иска или признание иска (полностью или в части);
  • полный или частичный отказ от жалобы в апелляции, кассации или надзоре;
  • признание фактов, которые лежат в основе позиции другой стороны (ст. 153.7 ГПК РФ).

Стороны вправе выбирать любую из примирительных процедур по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ: медиация, примирение, переговоры и иные способы, которые соответствуют федеральным законам. Медиация и примирение являются процедурами при участии посредника, у них есть общие черты, но больше различий. О медиации принят отдельный федеральный закон №193-ФЗ от 27.07.2010, подобного закона или законопроекта о судебных примирителях нет, основные положения об этой процедуре содержатся в процессуальных кодексах, законах, касающихся статуса судей, и некоторых подзаконных актах.

Как пояснил «НГ» управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов, судебные примирители должны получать достойные оклады, чтобы работать качественно и скрупулезно: «Когда бизнесу приходится действовать в условиях плохо функционирующих судов, примирители должны заменить последних, занять свое место в системе разрешения конфликтов, показать свои преимущества и мобильность». Член Ассоциации юристов России Александр Иноядов напомнил о важности «обеспечить и гарантировать сохранение в тайне содержания того, что стало известно примирителям в ходе процедуры», особенно в случаях, если цели примирения не были достигнуты.

Согласно недавнему постановлению правительства, за день работы, причем вне зависимости от его продолжительности, примиритель получит половину дневного оклада судьи, рассматривающего дело. Как разъяснили «НГ» эксперты, по минимуму это 5 тыс. руб., которые положены самым молодым служителям Фемиды. Но поскольку примирители будут появляться явно не в самых простых делах, то, значит, их половины будут высчитываться из несколько больших сумм. За работу же в местностях с тяжелыми климатическими условиями могут предусматриваться надбавки. А при проведении нескольких процедур в один день примирителю по твердому тарифу оплатят каждую из них. То есть у части судей в отставке появляется возможность зарабатывать даже больше действующих.

Адвокат AVG Legal Игорь Апостол согласен, что регулирующие институт правовые акты довольно сырые. Самый главный вопрос – это госбюджет как источник оплаты. Он тоже считает, что данное бремя надо возложить на стороны, а не на налогоплательщиков. Но эксперт подчеркнул, что деятельность любых примирителей является трудозатратной процедурой, так что не надо говорить, что свои оклады они будут получать за «десятиминутное» дело.

Поэтому у некоторых экспертов возникло мнение о том, что пока этот институт выглядит скорее как синекура для отставников, которые станут получать дополнительный доход за проведение формальных встреч со сторонами. Эксперты указывают и на отсутствие у отставников специальной подготовки, как будто все они автоматически владеют необходимыми навыками. Похоже, сказал «НГ» старший юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев, расчет делается на то, что примиритель – это «опытный и квалифицированный специалист, который хорошо понимает логику мышления судей». По словам юриста Сергея Савченко, институт примирительства необходимо развивать, но сомнительной выглядит попытка перенаправить туда отставных судей, да еще и с зарплатой почти что действующих служителей Фемиды. Мол, возможно, они действительно эффективные организаторы и понимающие проблемы люди, но с другой стороны – а как быть с солидарностью судейского сообщества, если вообще не с круговой порукой?

Власти готовят к полноценному запуску новый инструмент разрешения споров между гражданами и компаниями – институт судебного примирения. Формально он введен в октябре прошлого года для разгрузки судебной системы и экономии расходов федерального бюджета. Однако недоумение вызвал установленный размер разового вознаграждения судебного примирителя – половина дневного оклада действующего судьи, который составляет не менее 5 тыс. руб. Из постановления правительства также следует, что нет оценок эффективности действий примирителя. Деньги он будет получать по факту своего привлечения к судебному разбирательству, а гонорар ему станет выписывать тот же судья, который его туда пригласил. Эксперты считают, что раз новый институт – это своего рода арбитраж, то затраты на него следовало бы нести сторонам спора, а не налогоплательщику.

Серьезные изменения в процессуальном законодательстве

Не успев опробировать полученные 10.10.2022 года в Кремле советы по применению обсуждаемых норм (п. 3 ч.2 ст. 131 ГПК РФ и т.п. норм) об обязательном указании одного их данных ответчика, должника (ИНН, СНИЛС и пр.) при подаче соответствующих заявлений, я временно успокоился Законом о приостановлении их действия до 30.03.2022 года (ФЗ от 28.11.2022 N 451-ФЗ).

Например, если вы отправляли контрагенту претензию, но он не ответил, то можно указать вот так: «Истцом до подачи искового заявления 07.11.2022 была направлена ответчику претензия, однако на дату подачи искового заявления ответ на претензию не поступил». К самому исковому заявлению в этом примере нужно приложить копию претензии и квитанцию об отправке ее ответчику.

В спорах с госорганами в арбитраже стороны также могут заключить соглашение о квалификации сделки, которую совершила сторона, о статусе или характере деятельности стороны. А мировое соглашение по таким делам суд утвердит только в случае, если заключение такого соглашения входит в компетенцию участвующего в деле административного органа (ч.3 ст. 190 АПК РФ).

Чтобы выяснить точную сумму, обзвонил несколько нотариальных контор Москвы. В большинстве нотариальных контор ответили, что не в курсе стоимости услуги либо вообще таких услуг не оказывают. В нескольких конторах предположили, что если соглашение содержит условие о взыскании денег, то цена зависит от денежной суммы. Знакомая нотариус позвонила в НП МО, там ждут указаний сверху…

  • мировое соглашение в отношении всех или части требований;
  • отказ от иска полностью или в части;
  • признание иска полностью или в части;
  • отказ от жалобы полностью или в части;
  • признание обстоятельств, на которые ссылается оппонент;

Статья 138

3. Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Adblock
detector