Согласно Упк Российские Граждане Подлежат Выдаче Иностранному Государству Для Привлечения Их К Уголовной Ответственности:

Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

Уголовный кодекс РФ регламентирует вопрос об ответственности граждан РФ и постоянно проживающих в ней лиц без гражданства в случае совершения ими преступления за границей. В такой ситуации территориальный принцип действия уголовного закона дополнен принципом гражданства.

Поэтому в Уголовном кодексе РФ предусмотрено правило о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно не проживают на территории РФ, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат привлечению к уголовной ответственности по уголовному закону РФ в тех случаях, если совершенное ими преступление направлено против интересов РФ, и в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ, с учетом того, что эти лица не были ранее осуждены в иностранном государстве и не привлекались к уголовной ответственности на территории РФ.

Статья 13

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, решение о которой принимается на основе дипломатических договоренностей.

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Согласно Упк Российские Граждане Подлежат Выдаче Иностранному Государству Для Привлечения Их К Уголовной Ответственности:

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства. Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П

Вам может понравиться =>  Проверябтся Ли Справки Подаваемые Для Президентской Выплаты

Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме». Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации.
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан,
которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Данная глава посвящена исследованию действия Уголовного кодекса РФ в пространстве (на определенной территории), во времени, по кругу лиц. Любой закон, в том числе и уголовный не может произвольно действовать, необходима «привязка» к объективным факторам. Таковыми и выступают время , в течении которого реализуется закон, территория на которую он действует, лиц , на которых он распространяется. Данная тема является достаточно простой для восприятия, однако особое внимание следует обратить на применение ОБРАТНОЙ СИЛЫ Уголовного кодекса.
Однако и в примитивном с одной стороны материале можно обнаружить кучу проблем, решение которых в ту или иную сторону принципиально может изменить ситуацию по уголовному делу. Ряд спорных вопросов будет нами рассмотрен ниже, после соответствующего повествования. Следите за курсивом.

Вам может понравиться =>  Стоимость Абонемента На 15 Рабочих Дней От Балтийского Вокзала До Мариенбурга

Правильное определение места совершения преступления имеет большое практическое значение как для определения территории государства, где оно было совершено, так и для установления территориальной подсудности и подследственности уголовного дела. Здесь особый интерес для нас представляет вопрос определения места совершения продолжаемых и длящихся преступлений, а также преступлений, в результате совершения которых преступное действие (бездействие) было совершено в одном месте, а преступные последствия наступили в другом.

Действие уголовного закона в пространстве основано на территориальном принципе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ лицо, которое совершило преступление на ее территории, подлежит привлечению к уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Из смысла закона следует, что он распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они совершили преступление на территории РФ. Территориальный принцип действия уголовного закона также косвенно вытекает из ст. 4 Конституции РФ, в которой говорится о том, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а сама Конституция РФ и принятые в соответствии с ней федеральные законы имеют верховенство и должны соблюдаться на всей территории России.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. , заключенной в рамках Совета Европы, для целей выдачи между государствами-участниками ни одно из нижеуказанных правонарушений не квалифицируется в качестве политического правонарушения или правонарушения, связанного с политическим правонарушением, или правонарушения, совершаемого по политическим мотивам: a) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); b) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); c) тяжкое правонарушение, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; d) правонарушение, связанное с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей; e) правонарушение, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия, писем или посылок с вложенными в них взрывными устройствами, если подобное применение создает опасность для людей; f) покушение на совершение одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 202.

8. При наличии двух и более последовательно заключенных договоров с конкретным государством (например, двусторонний договор и Европейская конвенция о выдаче) необходимо следовать содержащимся в них коллизионным нормам (в разд. «Заключительные положения»), а при отсутствии таковых действует следующее правило: предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) ).
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Александр Иванович совершенно прав, когда размышляет о «тех правообразующих факторов, которые обусловливают допустимость, возможность и целесообразность признания общественно опасного деяния…), а далее, задаемся мы вопросом, только ли преступным и, соответственно, уголовно наказуемым? Скорее «в том числе преступным и уголовно наказуемым».

2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Понятие и принципы действия уголовного закона в пространстве

В международных документах всегда подчёркивается, что международно-правовые предписания применяются с учетом особенностей внутригосударственного права. Правило о выдаче преступника имеет приоритет перед остальными правилами действия уголовно-правовой нормы в пространстве. Для англо-американской системы экстрадиции характерно непризнание обычной нормы права о невыдаче собственных граждан. В европейских и иных государствах с континентальной (европейской) системой выдачи действует иное правило, согласно которому собственные граждане не подлежат выдаче.

Вам может понравиться =>  Стоит Ли Платить Приставам Маленькими Суммами

В связи с ростом числа международных преступлений и преступлений международного характера на политической почве меняется практика выдачи преступника по политическим мотивам. В последнее время в конвенциях и двусторонних договорах всё чаще закрепляется правило, в соответствие с которым политический характер совершения преступления не является основанием для отказа в выдаче преступника. Необходимо отметить, что при решении вопроса о наказуемости лица, совершившего преступление, исторически господствовал принцип земли (территории). Правовое положение о выдаче преступника закреплялось уже древнейшими документами. Договором князя Олега с Византией 911 г. предусматривались взаимные обязательства двух сторон о возвращении беглых и схваченных преступников на родину.

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Часть 1 ст. 13 УК конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК РФ.

Статья 13 УК РФ

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:
— граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства;
— иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ.

2. Часть 1 ст. 13 УК конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК РФ.

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

1. Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Adblock
detector