Закон Оплата За Отопление Подъезда

Рассматривая дело, КС РФ пришел к следующим выводам. В частности, Суд указал на необходимость законодательного урегулирования механизма расчета платы, который будет учитывать не только потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, поступившей по централизованной системе теплоснабжения, но и вырабатываемой индивидуальными источниками. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований по аннулированию вмененных жителям дома начислений, указывая, что законом не предусмотрено освобождение собственников помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Жители с указанными начислениями не согласны, поскольку места общего пользования не оборудованы радиаторами, трубопроводами системы отопления, а инженерные сети в подвальных помещениях не обладают признаками теплопотребляющих устройств. Указанный факт подтвержден заключением судебной строительно-технической экспертизы.

В Постановлении № 16-П отмечается, что собственники жилых и нежилых помещений, вне зависимости от используемого ими источника теплоснабжения (индивидуального или централизованного) фактически участвуют в опосредованном отоплении помещений общего пользования, при условии соблюдения ими норматива поддержания температурного режима в принадлежащих им помещениях, а значит, несут расходы на отопление всего дома.

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии.

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2022 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

В конце июня 2022 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2022 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2022 г. N 485/пр.

По нормативу за тепло платить не буду

Во многих современных домах есть индивидуальные теплопункты — ИТП. При этом счётчики на приборы отопления застройщик устанавливает не всегда, однако жильцы могут делать это самостоятельно. Если человек в доме с ИТП обзавёлся счётчиком и опломбировал его в управляющей компании, как полагается, то ему обязаны делать начисления за тепло согласно его расходам, а не по нормативу. Да, приборы учёта есть не во всех помещениях в доме, но это не его проблемы.

Обычно при покупке квартиры на вторичке продавец предоставляет справку из управляющей компании о том, что все начисления уплачены. Однако даже если это не сделано или внезапно «всплыли» некие долги, новый собственник не обязан их закрывать. Обязанность по оплате коммуналки возникает с момента приобретения прав на жильё, так что, если управляющая компания требует погасить старые начисления, можно не просто не заплатить, но и пойти в суд, требуя компенсировать моральный вред. Такой вывод следует из результатов рассмотрения дела № А06-6532/2022 в Арбитражном суде Астраханской области.

Казалось бы, куда денешься от оплаты коммуналки? Да, дорого, и тарифы всё время растут, но хочешь пользоваться благами цивилизации и принимать горячий душ не при свечах — плати. Однако в ряде случаев требования коммунальщиков или управляющей компании незаконны, а потому платить по ним никто не обязан. Расскажем о новых таких случаях, которые появились в судебной практике в 2022 году.

Мы уже писали о том, что через 3 года долги за коммуналку «сгорают» и их нельзя требовать, поскольку таков срок давности. Однако если управляющая компания решила считать срок давности не с месяца начисления, а с момента последней оплаты за этот месяц, то этот подход неверный. Например, у человека долги за 2022 год. В январе 2022 года он погасил часть долга за январь 2022 года, и радостная управляющая компания полагает, что теперь срок давности на долги за весь 2022 год истечёт только в январе 2022 года — если, конечно, жилец не решит внести ещё часть оплаты, тем самым снова продлив сроки. Поэтому она идёт в суд и требует долги, в том числе старше 3 лет.

КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКД

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п. 44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Обязанность оплачивать тепловую энергию, расходуемую на отопление мест общего пользования

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Вам может понравиться =>  Тренировки по пожарной безопасности в организации

Исходя из буквального толкования норм закона, следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

С 01.01.2022 (даты вступления указанного Постановления Правительства РФ в силу) расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2022 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»(принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2022 № 46-П), был изменен порядок расчета платы за отопление.

Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.

Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.

Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.

Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.

Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.

Закон Оплата За Отопление Подъезда

-обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18°С (в угловых комнатах — +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) — -31°С и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20°С (в угловых комнатах — +22°С); в других помещениях — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

Коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

При наличии прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании входящего в состав общего имущества, а также при наличии хотя бы одного индивидуального прибора учета размер платы за отопление определяется с учетом показаний указанных приборов учета тепловой энергии за предыдущий год в соответствии с формулой 18.1 Приложения №2 Правил с последующей корректировкой один раз в год по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год при условии начислении платы в течение календарного года.

При таких условиях исполнитель коммунальной услуги отопление должен применять порядок расчета платы потребителям в соответствии с пунктом 42(1) Правил для централизованного отопления, с учетом показаний ОДПУ и ИПУ за предыдущий год с использованием общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с последующей корректировкой размера платы в первом квартале следующего года по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год.

Также внесенные изменения в Правила устанавливают порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

При этом объём тепловой энергии для отопления определяется как разность объёма ресурса по показаниям ОДПУ и произведения объёма тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления ГВС согласно нормативу, и объёма горячей воды, потреблённой в помещениях дома и на общедомовые нужды согласно нормативу, при условии совокупного учета тепловой энергии ОДПУ в целях отопления и горячего водоснабжения.

При этом в случае отсутствия показаний приборов учета тепловой энергии размер платы за отопление определяется исходя из объема использованного коммунального ресурса, распределенного пропорционально площади жилого или нежилого помещения, согласно формуле 18 Приложения №2 Правил.

По нормативу за тепло платить не буду

Казалось бы, куда денешься от оплаты коммуналки? Да, дорого, и тарифы всё время растут, но хочешь пользоваться благами цивилизации и принимать горячий душ не при свечах — плати. Однако в ряде случаев требования коммунальщиков или управляющей компании незаконны, а потому платить по ним никто не обязан. Расскажем о новых таких случаях, которые появились в судебной практике в 2022 году.

Обычно при покупке квартиры на вторичке продавец предоставляет справку из управляющей компании о том, что все начисления уплачены. Однако даже если это не сделано или внезапно «всплыли» некие долги, новый собственник не обязан их закрывать. Обязанность по оплате коммуналки возникает с момента приобретения прав на жильё, так что, если управляющая компания требует погасить старые начисления, можно не просто не заплатить, но и пойти в суд, требуя компенсировать моральный вред. Такой вывод следует из результатов рассмотрения дела № А06-6532/2022 в Арбитражном суде Астраханской области.

Во многих современных домах есть индивидуальные теплопункты — ИТП. При этом счётчики на приборы отопления застройщик устанавливает не всегда, однако жильцы могут делать это самостоятельно. Если человек в доме с ИТП обзавёлся счётчиком и опломбировал его в управляющей компании, как полагается, то ему обязаны делать начисления за тепло согласно его расходам, а не по нормативу. Да, приборы учёта есть не во всех помещениях в доме, но это не его проблемы.

Мы уже писали о том, что через 3 года долги за коммуналку «сгорают» и их нельзя требовать, поскольку таков срок давности. Однако если управляющая компания решила считать срок давности не с месяца начисления, а с момента последней оплаты за этот месяц, то этот подход неверный. Например, у человека долги за 2022 год. В январе 2022 года он погасил часть долга за январь 2022 года, и радостная управляющая компания полагает, что теперь срок давности на долги за весь 2022 год истечёт только в январе 2022 года — если, конечно, жилец не решит внести ещё часть оплаты, тем самым снова продлив сроки. Поэтому она идёт в суд и требует долги, в том числе старше 3 лет.

Отключая внутренние системы отопления жилого помещения от центральных систем отопления, то есть перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в квартиру (в результате чего ИПУ и может зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии), потребитель нарушает указанные запреты.

Вам может понравиться =>  Решение Совета Адвокатской Палаты Москвы От 10 03 2022

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом (пп. «в»);
– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С (пп. «д»).

– первые три месяца УК считает плату по среднемесячному объему потребления (по данным ИПУ за прошедшие периоды);– затем она проводит проверку и, если составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, по истечении трех месяцев рассчитывает плату по нормативу потребления с повышающим коэффициентом (Pi = Six N T х 1,5 x T T ). Данный порядок должен стимулировать потребителя к представлению показаний ИПУ.

V д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОПУ за предыдущий год;

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 07.09.2022 по делу № 33 17739/2022 суд указал, что самовольное отключение квартиры потребителя от центральной системы отопления МКД не свидетельствует о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождает потребителя от исполнения обязанности по ее оплате.

Последней инстанцией для упорного собственника стал Конституционный Суд РФ. Он подтвердил право потребителей экономить теплоэнергию. В постановлении КС РФ от 10.07.2022 № 30-П/2022 звучит однозначная позиция: действующий подход к расчётам за отопление не соответствует Конституции РФ и нарушает принципы равенства и справедливости.

Согласно п. 42(1) ПП РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальную услугу по теплоснабжению в зависимости от наличия приборов учёта рассчитывается тремя способами:

  • если ИПУ и ОДПУ не установлены – исходя из норматива потребления;
  • если есть ОДПУ, но ИПУ установлены не во всех помещениях МКД – исходя из показаний общедомового счётчика пропорционально площади каждого помещения;
  • если есть ОДПУ и ИПУ во всех жилых и нежилых помещениях дома – по показаниям.

Для расчётов по показаниям счётчиков ими должны быть оснащены 100% помещений в МКД, и все ИПУ должны быть исправны. Согласно п. 42(1) ПП РФ № 354, если хотя бы одно помещение в МКД не оборудовано индивидуальным прибором учёта тепла, то показания других ИПУ, установленных в помещениях дома, к расчётам не принимаются. Оплата начисляется исходя из показаний общедомового прибора учёта пропорционально площади занимаемого потребителем помещения (абз. 3 п. 42(1) и формулы 3, 3(1), 3(2) Приложения № 2 к ПП РФ № 354).

10 июля Конституционный суд РФ вынес постановление, которое изменило подход к расчёту платы за теплоснабжение многоквартирного дома: платить за отопление по показаниям счётчика можно независимо от того, есть ли индивидуальные приборы учёта во всех помещениях дома. Но, конечно, есть нюансы. Узнайте, как исполнителю КУ теперь начислять плату за теплоснабжение МКД.

Учёт потребляемых жителями МКД ресурсов с помощью ИПУ – один из главных механизмов, стимулирующих потребителей к рациональному использованию коммунальных ресурсов. Поэтому расчёт платы по показаниям счётчиков должен иметь приоритет по сравнению с расчётными способами. Без использования показаний индивидуальных приборов учёта, как утверждает КС РФ, эффективное использование тепловой энергии и её рациональное расходование в помещениях МКД невозможно.

Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме

  1. Когда нет общедомового прибора учета тепла (ОДПУ), а плату за теплоснабжение начисляют только в месяцы отопительного сезона.
  2. Если нет ОДПУ, а платежи растянули на весь календарный год.
  3. В доме подключен ОДПУ, а отдельные счетчики не установлены ни в одном из помещений здания.
  4. В здании установлен ОДПУ, квартиры частично оснащены отдельными приборами для подсчета теплоэнергии.
  1. Стало два варианта отопления, его разделили на 2 категории: индивидуальное и общедомовое.
  2. Разработали спецформулы для расчета за те квадратные метры и комнаты, которые не отапливаются, и для жилых площадей с автономным обогревом.
  3. Появился индивидуальный расчет платежей за отопление в многоквартирных зданиях, которые только частично оснащены счетчиками тепла.

Если в одном жилом доме хотя бы в одной из квартир установили индивидуальный прибор учета (ИПУ), его включают в расчет общего платежа за отопление. Для расчета платежей в домах, где в нескольких квартирах поставлены ИПУ, используют ту же формулу, что и для домов с ОДПУ, но без ИПУ.

Для зданий без ОДПУ, в которых платежи растягивают на 12 месяцев, в расчет входит коэффициент периодичности оплаты коммуналки по теплоэнергии. Коэффициент равен количеству платежей за отопительный сезон, поделенный на 12 месяцев. А расчет будет произведен по такой формуле:

  1. Получение разрешения на установку ИПУ — затратный по времени процесс. Чтобы установку одобрили, нужно подтвердить или улучшить технические условия. На их основании подбирают подходящий тип счетчика.
  2. Для регулярной оплаты отопления по индивидуальную прибору учета нужно своевременно отправлять счетчики на поверку. Чтобы ее провести, проводят демонтаж и повторный монтаж счетчика, что влечет за собой дополнительные расходы. Если поверка происходит в отопительный сезон, то оплата за обогрев квартиры на время без ИПУ проходит по установленному нормативу. Поэтому сдавать счетчики лучше в летний период, хотя в это время могут быть большие очереди.
  3. Дорогая установка ИПУ. Платеж за услугу по монтажу одного счетчика может достигать 25 тыс. рублей. Некоторые компании берут отдельную оплату и за демонтаж. Кроме того поверка тоже платная. А если счетчик не проходит поверку в техслужбе или ломается, его надо своевременно заменить.

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

При этом соблюдение норм по влажности и температуре достигается присоединением каждого помещения (и МОП) к внутридомовой системе отопления, а потому вполне справедливо возложение на потребителей обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений МКД, так и расположенных в нем помещений общего пользования. Соответственно, независимо от того, как отапливается помещение, его собственник обязан вносить плату за отопление на общедомовые нужды.

Исходя из понятия МКД (п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ), его эксплуатация предполагает расходование энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание ОИ в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям. В частности, во всех помещениях, включая МОП должны соблюдаться установленные нормы влажности и температуры.

а – общий вывод) НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ Конституции РФ в той мере, в какой предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном ОДПУ тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, обеспечивая равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в МКД расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды;

При этом отсутствие фактического потребления не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), отапливая не только соответствующие помещения, но и МКД в целом, что предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также потери тепловой энергии во внутридомовых сетях.

Таким образом, объем тепловой энергии, потребленной в целях содержания общего имущества, распределяется в том числе и на собственников жилых и нежилых помещений, отключенных от централизованного отопления, пропорционально их доле в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» проводятся перерасчеты платы с 01.01.2022. Расчеты производятся следующим образом: объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из фактического потребления (определенному по показаниям общедомового прибора учета), перераспределяется между собственниками всех жилых и нежилых помещений (независимо от подключения их помещений к системе централизованного отопления МКД) в соответствии с порядком расчета, установленным Постановлением № 1708.

В связи с многочисленными обращениями граждан в прокуратуру города Феодосии по вопросу начисления платы за услуги теплоснабжения в местах общего пользования, взимаемых с собственников помещений многоквартирных жилых домов, в том числе у которых установлено автономное отопление в квартирах, прокуратура города разъясняет.

Исходя из буквального толкования норм закона (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержаний общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.12.2645-10) следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28.12.2022 с 01.01.2022 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Вам может понравиться =>  Речь Адвоката По Удо

Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова. При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2022) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].

Так исходя из требований к нормам проектирования многоквартирных домов нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 2-4 °С (табл. 5 «СП 50.13330.2012») [3]. В противном случае создаются условия для выпадения конденсата внутри помещения, что является недопустимым при выполнении санитарно-гигиенических требований к тепловой защите здания. Потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях равна 3 °С и менее (далее – температурный порог) [4].

Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)

Конституционный Суд РФ в своем постановлении также отмечает, что по смыслу подпункта «д» пункта 35 Правил №354 для обогрева помещений их пользователи во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 °С (далее – минимально установленная температура). При этом данные пользователи несут соответствующие расходы, связанные с функционированием их индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).

Естественная конвекция с внутренней поверхности стен в помещениях с индивидуальным источником тепловой энергии, являющейся составляющей процесса теплопередачи, и будет являться по своей сути объемом тепловой энергии, необходимым для выравнивания температуры между двумя помещениями до нормативной (или ниже). По мнению Конституционного Суда РФ тепловая энергия в таком объеме и является объемом тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Закон Оплата За Отопление Подъезда

Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

В целях решения вопросов местного значения полномочия по организации теплоснабжения представлены органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов. Отопление должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых помещениях в многоквартирном доме температуру воздуха не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C).

Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается в установленные уполномоченным органом сроки начала отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В целях решения вопросов местного значения полномочия по организации теплоснабжения представлены органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов. Отопление должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых помещениях в многоквартирном доме температуру воздуха не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C).

Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.

К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.

1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания. Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить. Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура. Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2022 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.

В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением. Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других. Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.

В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.

Закон Оплата За Отопление Подъезда

-давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами — не более 0,6 МПа (6 кгс/кв.см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1 МПа (10 кгс/кв.см); с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.

Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.

К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальных услуг применяются положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

-обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18°С (в угловых комнатах — +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) — -31°С и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20°С (в угловых комнатах — +22°С); в других помещениях — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так: P = S x N x T. Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).

Размер платы за отопление зависит от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета, говорится в сообщении пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ). Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом. Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по-прежнему, как и другие жильцы, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.

«Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей: объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой; количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство», — говорится в сообщении.

«Если в доме установлен общедомовой счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета. Упрощенная формула расчета в этом случае такова: сумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T)», — добавляется в сообщении.

Adblock
detector