Публичный Сервитут Безвозмездный Может Быть

Публичный Сервитут Безвозмездный Может Быть

Сервитут должен быть как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 8 ст. 23 ЗК РФ). Сервитут сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков (п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ). По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ).
Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.
Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом. В таком случае могут быть основания предоставить вам право проезжать по земле вашего соседа.
Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). Если участок, обременяемый сервитутом, взят в аренду или в безвозмездное пользование у государства или муниципалитета, этот срок не может превышать срок самой аренды (безвозмездного пользования) (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
Срок публичного сервитута определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Есть отдельный вид публичных сервитутов, которые устанавливаются в специальном порядке по ходатайству отдельных лиц, к примеру, для строительства линейных объектов ЖКХ.
Частный сервитут (сервитут)можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Публичный сервитутможет установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
По общему правилу сервитуты подлежат госрегистрации согласно Закону о государственной регистрации недвижимости. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ, ст. 52 Закона о государственной регистрации недвижимости).
По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
Плата за него может быть единовременной или периодической (п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022). Впоследствии стороны могут изменить ее по соглашению или через суд (см. Позицию Верховного Суда РФ).
По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Размер платы за частный сервитут (сервитут) определяют:
1) по соглашению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ);
2) решением суда, если стороны не смогли договориться сами (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ, п. 10 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022);
3) нормативными правовыми актами для некоторых случаев (например, п. 11 ст. 39.20, п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ).
Плату за публичный сервитут можно установить решением об установлении публичного сервитута, соглашением о его осуществлении или через суд (пп. 9 п. 4 ст. 39.43, пп. 8 п. 1, п. 12 ст. 39.47, п. 2 ст. 39.50, п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
Право собственника (правообладателя) обремененного участка на получение платы предусмотрено законодательством (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. п. 12, 13 ст. 23 ЗК РФ). Однако он может согласиться и на безвозмездный сервитут (п. 4 ст. 421 ГК РФ; также об этом праве собственника упоминается в п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022).
Однако, если сервитут устанавливает суд, он должен определить размер платежей, если только собственник обременяемого участка не согласен на безвозмездное пользование (п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022). Представляется, что безвозмездный сервитут не является дарением, поскольку не предполагает передачу самой вещи, то есть перехода права собственности или права требования (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Сервитут — это право на вещь, а не право требования (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Поэтому коммерческие организации также вправе устанавливать безвозмездный сервитут.
Публичный сервитут, не приводящий к существенным затруднениям использования земельного участка, должен быть безвозмездным (п. 13 ст. 23 ЗК РФ). Кроме того, предусмотрены случаи, когда публичный сервитут может быть только безвозмездным (п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ). Например, только безвозмездным может быть публичный сервитут, установленный в отношении участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (в целях исполнения которого данный сервитут и был установлен) (пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).
Частный сервитут (сервитут) прекращается с истечением срока, на который он был установлен (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Кроме того, он прекратится, если (п. 1 ст. 48 ЗК РФ):
1) стороны договорилисьо прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение (п. 1 ст. 450 ГК РФ);
2) отпали основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка может потребовать прекратить сервитут (п. 1 ст. 276 ГК РФ). Если не получится урегулировать вопрос соглашением, обращайтесь в суд.
Требование в суд может заявить также собственник участка, для использования которого сервитут установлен (п. 6 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022);
3) обремененный участок не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В этом случае для прекращения сервитута собственнику обремененного участка нужно обратиться в суд (п. 2 ст. 276 ГК РФ).
По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).
Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен (п. 7 ст. 23, п. 3 ст. 48 ЗК РФ).
Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, по общему правилу он также может быть прекращен:
1) уполномоченным органом- посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ);
2) судом(в результате оспаривания решения или бездействия вышеуказанного уполномоченного органа).
Правообладатель вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке по основаниям, приведенным в п. 6 ст. 48 ЗК РФ. Один из примеров — нарушение порядка установления публичного сервитута.
Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по другим основаниям (п. 4 ст. 48 ЗК РФ).
Кроме того, при приватизации земельного участка публичный сервитут, в частности, может быть прекращен судом по иску собственника, если (п. п. 7, 8 ст. 31 Закона о приватизации):
·сервитут приводит к невозможности или существенному затруднению использования участка по его прямому назначению;
·нет государственного или общественного интереса в обременении.
Прекращение зарегистрированного сервитута подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).
Сервитут нельзя переуступить каким-либо способом иным лицам. Кроме того, его нельзя передать в залог. Он может перейти лишь к тому лицу, которое станет собственником недвижимости, в пользу которой установлен (п. 2 ст. 275 ГК РФ).

Вам может понравиться =>  Нужно ли пропускать пешеходов на нерегулируемом перекрестке

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен. При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2022 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:
заявление на государственную регистрацию;
документ-основание для установления сервитута.
При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица. Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Установление сервитута на безвозмездной основе ->

Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В силу ст. 262 ГК РФ если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
На основании ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Применительно к сложившейся ситуации можно пояснить следующее:
Земельный участок № ___ площадью _____ кв. м с кадастровым № ______________ предоставлен _____________ в собственность за плату Постановлением руководителя Администрации _________ района __________ области от ___________ г. № _____.
Для того, чтобы обеспечить проезд на принадлежащий Вам земельный участок, необходимо установить сервитут. Установление сервитута является единственным решением в сложившейся ситуации.
В соответствии с п.3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В настоящее время в Российской Федерации действуют “Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут” (утв. Росземкадастром 17.03.2004 года) .
В соответствии с пунктом 1.2. Временных рекомендаций, частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).
Согласно п.5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Таким образом, собственник соседнего участка – ______________ имеет право потребовать оплату за пользование участком. Однако в соглашении об установлении сервитута также может быть указано, что право ограниченного пользования земельным участком предоставляется бесплатно.
Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Оценка соразмерной платы за сервитут – это установление (определение) величины соразмерной платы за сервитут”.
В силу п.2.2. Временных рекомендаций: величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:
1.) размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее для целей настоящих Методических рекомендаций — реального ущерба);
2.) размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее для целей настоящих Методических рекомендаций — упущенной выгоды);
3.) размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами”.
Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРП) на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. Отсутствие государственной регистрации сервитута свидетельствует об отсутствии у сторон прав и обязанностей, а соглашение о сервитуте является незаключенным.
Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.
Таким образом, для разрешения сложившейся ситуации _____________ необходимо обратиться с письменным заявлением к собственнику соседнего участка – ______________ с предложением заключить соглашение об установлении бессрочного сервитута с указанием вариантов сервитута.
В данном письме необходимо указать срок, равный одному месяцу и в течение данного срока он должен дать своё согласие заключить соглашение либо отказ.
В случае недостижения согласия вариантов сервитута рекомендовано обратиться в экспертное учреждение для установления вариантов сервитута.
В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Т.е. если собственник соседнего земельного участка ответит на Ваше письмо отказом, либо если в течение месяца не получите ответ на письмо, у Вас будут все законные основания обратиться в суд с исковым заявлением об установлении бесплатного пожизненного сервитута на земельный участок, так как земельный участок был предоставлен ______________ с нарушением действующего законодательства.
В случае обращения в суд за разрешением спора об установлении или условиях сервитута, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, вопрос об установлении сервитута может быть поставлен только в том случае, если имеются доказательства необходимости установления сервитута, невозможности использовать принадлежащую лицу, требующему установления сервитута, недвижимость без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.
Во-вторых, право требовать установления сервитута предоставлено лицу, в интересах которого устанавливается сервитут и которое не может использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.
В-четвертых, имущество, на которое устанавливается сервитут, должно находиться в собственности.
Доказательством о необходимости установления сервитута будет являться отсутствие каких-либо иных вариантов попасть на участок, находящийся в Вашей собственности.
Провести экспертную оценку для установления вариантов сервитута можно как в досудебном порядке, т.е. до обращения в суд с исковым заявлением, так и в рамках судебного разбирательства.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Однако в силу ч. 2 ст. 96 ГПК РФ в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, если экспертиза для установления вариантов сервитута будет назначена в рамках судебного разбирательства по инициативе суда, то расходы по оплате данной экспертизы будут возмещаться за счет средств федерального бюджета.

  • заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
  • паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
  • кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
  • правоустанавливающая документация на землю;
  • основанием для введения сервитута;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.
  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);
Вам может понравиться =>  Фото Требования На Карту Учащегося

Сервитут на земельный участок что это такое

Coбcтвeнники зeмeльныx yчacткoв мoгyт oфopмить cпeциaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe зeмлeй для тpeтьиx лиц, нaпpимep, пpи apeндe или кoгдa чepeз yчacтoк xoтят пpoвecти кoммyникaции. Этo пoзвoлит oбeзoпacить ceбя oт измeнeний нa тeppитopии. B пpaвoвoй cфepe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe oбoзнaчaeтcя кaк cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк. Eгo oфopмляют в зeмлeycтpoитeльныx кoмпaнияx и peгиcтpиpyют в тoм жe пopядкe, чтo и oбpeмeнeния нaклaдывaeмыe нa coбcтвeннocть.

  1. Oтcyтcтвиe peaльныx вoзмoжнocтeй пo peaлизaции coбcтвeнныx пpaв бeз втopжeния нa чyжyю зeмлю.
  2. Нaличиe cпopa пo oбpeмeнeнию мeждy coceдями.
  3. Oбocнoвaннocть пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.
  4. Нaличиe coглacия нa дeнeжнyю кoмпeнcaцию в paзyмнoм paзмepe.
  5. Cpoк oгpaничeния.

Условия публичного сервитута прописаны в п. 2 ст. 23 ЗК РФ и п. 4. ст. 23 ЗК РФ. Часто встречаются ситуации, когда такие ограничения существенно ухудшают использование земельного надела. Соразмерную оплату должны делать органы местного управления, как правило, по времени она не ограничивается. Публичные сервитуты разрешается устанавливать только после проведения общественных слушаний по данному вопросу, заключение договора решает задачи с проездами или проходами к местам общего пользования – сенокосам, водным источникам, прибрежным полосам и т. д. Могут быть городскими (для жителей населенных пунктов), лесными (для общего пользования лесными массивами) и водными.

Сервитутом земельного участка называется специальное обременение, налагаемое на него в пользу третьего лица. Он действует все время существования права собственности юридического или физического лица на эту землю. Причин установления сервитута (передачи права ограниченного пользования третьему лицу) может быть несколько.

  • Нарушение границ пользования с обеих сторон.
  • Выдача недостоверной информации при оценке сервитута.
  • Нарушение санитарных норм, норм пользования, порча земель и приведение их в негодность.
  • Использование не по назначению или с нарушением условий соглашения.
  • Номинальная стоимость земли, отчуждённой в результате обременения.
  • Размер ущерба собственнику участка в результате пользования его частью.
  • Размер упущенной выгоды, которую мог иметь собственник в результате пользования целым участком.
Вам может понравиться =>  Телефон Горячей Линии Чернобыльцев

Соглашение об установлении земельного сервитута

  • Соглашение об установлении сервитута/решение суда
  • Паспорт заявителя, либо паспорт и нотариальная доверенности представителя заявителя
  • Квитанция об уплате госпошлины (для физических лиц — 1500 рублей, для юридических — 6000 рублей)
  • Кадастровый паспорт земельного участка
  1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
  • 5.1. Стороны договорились, до обращения в суд принять меры по урегулированию спора путем переговоров, направления письменных претензий и ответов на претензии.
  • 5.2. Сторона, получившая претензию должна дать по ней ответ в течение 5 рабочих дней.
  • 5.3. При не достижении сторонами согласия по возникшему спорному вопросу, спор подлежит рассмотрению в суде в соответствии с действующим законодательством.

Что такое сервитут земельного участка простым языком

  • для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
  • когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
  • для проведения дренажных работ;
  • при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
  • для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
  • когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.

В ходе рассмотрения представленных материалов суд будет руководствоваться принципом прав каждой из сторон и разумного баланса их интересов. Применяемые к земле ограничительные меры должны доставлять неудобства собственнику земли наименьшим образом. Права истца также не должны быть ущемлены и реализованы лишь необходимые его потребности.

Как публичный сервитут суперфицием стал

Недавно был принят и уже вступил в действие довольно обширный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ и иные законы (ФЗ от 3 августа 2022 г. № 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным. Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие авторы считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц. Такие обременения отличались от обычных сервитутов тем, что последние всегда имели конкретных правообладателей. К тому же практика установления публичных сервитутов не имела широкого распространения, поскольку за них должна была вноситься плата, а потому эта практика всерьёз мало кого беспокоила. Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Если раньше это был круг лиц, имеющих право на сервитут, – конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг лиц – для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно. Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, ведь среди них неограниченных прав нет. Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив. А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.
  • кадастровый номер участка или его части, подлежащие обременению;
  • сведения о сторонах соглашения (ФИО или наименование юр.лица, паспортные данные, место жительства/регистрации, реквизиты и т.д.);
  • цели и основания установления обременения;
  • срок обременения (сервитута);
  • размер и условия платы;
  • права и обязанности лица (в том числе и после прекращения сервитута), в интересах которого устанавливается сервитут.

Статья 23 ЗК РФ

Для установления публичного сервитута обязательным условием является проведение общественных слушаний. Порядок проведения может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения общественных слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом общественного мнения по данному вопросу.

Публичный сервитут регулируется ЗК и устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 комментируемой статьи). Закрытый перечень целей установления публичных сервитутов установлен в п. 3 комментируемой статьи, к которым относятся:

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Adblock
detector