Рассмотрение Споров О Защите Прав В Сфере Социального Обеспечения

Разрешение споров в области социального обеспечения

В различных отраслях российского права защита права граждан, контроль и надзор за соблюдением отраслевого законодательства осуществляются, как правило, специально уполномоченными органами. К примеру, в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда. Статья 20 ЖК РФ определяет органы, осуществляющие государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Защита семейных прав в силу ст. 8 СК РФ осуществляется органами опеки и попечительства.

Вместе с тем это универсальный способ защиты для разрешения большинства разногласий, возникающих в области гражданских, жилищных, семейных, административных отношений. Такое положение дел объясняет чрезмерно высокую нагрузку на судебные органы. Так, к примеру, проведенное исследование показало, что в 2022 г. 62% судей перерабатывают в 2 и более раз, а еще 5% работает в 5 раз больше, чем должны [1].

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение. Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Споры в праве социального обеспечения

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Субъектами споров в сфере социального обеспечения (либо социальных споров) являются гражданин (в ряде случаев семья в целом, например, при разрешении споров о назначении пенсии по случаю потери кормильца), с одной стороны, и государство в лице уполномоченных органов, представляющих социальное обеспечение того или иного вида, – с другой

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Кроме Конституции РФ деятельность Конституционного Суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации». Статья 96 этого Закона устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Вам может понравиться =>  Выплата Годовой Премии В Этом Году Сбербанк

Рассмотрение Споров О Защите Прав В Сфере Социального Обеспечения

Наряду с этим в качестве формы защиты выступает административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы. Например, п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, предусматривает, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро [13].

В качестве примера можно назвать и ст. 26 ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», которая предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных в соответствии с названным законом лиц осуществляют профессиональные союзы или иные уполномоченные застрахованными представительные органы [10].

Заслуживает серьезного внимания соображения В.Д. Зорькина, высказанные по поводу предела использования позиций ЕСПЧ в российской правовой системе. Он подчеркивает, что принципы государственного суверенитета и верховенства Конституции РФ в правовой системе России относится к основам ее конституционного строя. Конвенция как международный договор России является правовой частью ее правовой системы, но она не выше Конституции РФ. Толкование Конституции РФ, данное высшим судебным органом государства, не может быть преодолено путем толкования Конвенции, поскольку ее юридическая сила все -таки юридическую силу Конституции РФ не превосходит. При этом В.Д. Зорькин оговаривает, что «мы не должны своими действиями разрушать

Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда, как отметил В.Д. Зорькин, «превышает юридическую силу любого закона, а, следовательно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и, тем более, вопреки этим решениям.

Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения

  1. неработающих пенсионеров,
  2. военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации,
  3. лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования,
  4. членов семей, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Необходимо отметить, что в судебной практике иногда встречаются необоснованные иски в связи с выплатой социальных пособий. Например, А.А. Гасанов обратился в Насиминский районный суд г. Баку с иском к Насиминскому районному отделению ГФСЗ о неуплате ему одновременно двух пособий. В своем иске он требовал платить ему эти пособия одновременно, что является незаконным и необоснованным .

  • гражданином и медико-социальной экспертной комиссией (спор о признании гражданина инвалидом; о группе инвалидности; о причине инвалидности; о времени установления инвалидности);
  • гражданином и организацией, с которой у гражданина заключен трудовой договор (споры о задержке в оформлении документов для назначения пенсии по вине руководителя организации; об отказе в назначении пособий и компенсационных выплат; о страховом стаже; о заработке для назначения пенсии или пособия; о назначении пособий и компенсаций, сроках их выплаты и размерах; о задержке выплаты пособий и компенсаций; о предоставлении льгот; о предоставлении социальной помощи, о задержке выплат, их сроках, размерах);
  • гражданином и органом социального обеспечения (спор об отказе в назначении пенсии или пособия; о размерах пенсий, пособий, сроках их выплаты; о задержке назначения и выплаты пенсий или пособий; об удержаниях из пенсий; о взыскании в результате изменения выплаченных сумм пенсий и пособий; об устройстве в дом-интернат; об обеспечении инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и специальными средствами передвижения; о предоставлении льгот и т.д.). Необходимо отметить, что в данном случае понятие «орган социального обеспечения» должно рассматриваться в широком смысле и включать в себя не только Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики и местные органы социальной защиты, а также иные органы социального обеспечения и Государственный фонд социальной защиты Азербайджанской Республики, но и иные учреждения, предоставляющие различные виды социального обеспечения: дома-интернаты, МСЕК, организации социального обслуживания и прочие.
Вам может понравиться =>  Приказ О Технической Ошибке По Размещению Извещения

Споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению

Более конкретно юридические гарантии защиты прав граждан установлены в других статьях Конституции РФ. Так, в ст. 33 закреплена внесудебная защита прав граждан. Исходя из содержания этой статьи граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Управление обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, а также направление их для рассмотрения в соответствующие органы и организации, осуществляя контроль над своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан, а также извещает граждан о результатах рассмотрения их обращений.

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Установлены следующие сроки рассмотрения писем:
обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежности в пятидневный срок с извещением об этом заявителю;
предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;
заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца. Если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;
заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Министерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 17 дней;
предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно. 12
Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием — день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.
В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо проведение специальной проверки, срок разрешения письма продлевается руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разрешения писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обязательно указывается ожидаемый срок получения ответа.

По мнению В. Скобелкина, право жалобы само по себе может рассматриваться в качестве юридической гарантии, поскольку ее подача влечет за собой возникновение обязанности определенного органа или должностного лица рассмотреть эту жалобу и совершить те или иные действия для установления имеющих место нарушений3. Данную точку зрения не разделяет А. В. Мицкевич, указывая, что право жалобы не является самостоятельной юридической гарантией4.

Вам может понравиться =>  У Мужа Пенсия 12300 А У Жены 8400 Может Ли Жена Иметь Надбавку К Пенсионному Обеспечению И Куда Обратиться

Источниковедческую базу диссертации составили международные акты, в том числе, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод, а также Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, нормы законодательства о социальном обеспечении, обобщения судебной практики по делам рассматриваемой категории.

Досудебный (административный) прядок разрешения споров по вопросам социального обеспечения. Оспаривание в суде действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в сфере социального обеспечения в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Понятие и виды споров вытекающих из пенсионных правоотношений. Порядок оспаривания в суде решений Пенсионного фонда Российской Федерации. Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой пенсий.

В порядке административного судопроизводства в 2022 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

По тому, как решена проблема прав и свобод, насколько действенна их защита, судят о степени развития общества. Оценивая положение в России с таких позиций, приходится признать, что становление правовых основ гражданского общества в стране находится лишь на первом этапе, специфика которого – выбор направления развития и разработка основополагающих правовых актов.

Преобладание юрисдикционной формы защиты само по себе не может, на наш взгляд, расцениваться как существенный недостаток всего правового механизма защиты субъективных прав, свобод и законных интересов. Однако настораживает тот факт, что практика обращения граждан в специально уполномоченные государственные органы в связи с нарушением их прав в сфере социального обеспечения носит весьма распространенный характер. С одной стороны, это может быть вызвано недостатками правоприменения, а с другой – тем, что не всякая социальная потребность гражданина, являющаяся для него вполне естественной для притязаний в рамках социального государства, взята последним под свою защиту посредством правовых норм. И даже если в какой-то отрезок времени общественный интерес нашел свое нормативное закрепление, это не означает, что в следующий момент государство не откажется от ранее заявленного объема благ и не «подправит» его через изменения и дополнения законодательных актов. К сожалению, для сферы социального обеспечения характерны такие прецеденты.

Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность — в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие — из бюджетов различных уровней), а также разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры, судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданского процессуального права. Однако эти нормы не приспособлены в необходимой степени для разрешения публично-правовых имущественных споров, которыми являются споры в области социального обеспечения. В целях повышения эффективности защиты прав человека в области социального обеспечения их рассмотрение целесообразно передать специализированным судебным органам.

Adblock
detector