Земля Или Участок Земли, Используемый Для Выпаса Скота

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Как арендовать землю под сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Такое положение содержится в п.5 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 3915 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

Пока в базе данных, и на карте Росреестра земельный участок свободен, отказать в его предоставлении другим желающим, администрация района не имеет права, в результате сенокос, используемый много лет одним пользователем без оформления, может оказаться в других руках, такие случаи уже были. Кроме того, использование земельных участков без оформления — это еще и административная ответственность со штрафом.

По закону, нельзя просто поехать в любую точку своего муниципалитета и накосить сена, или отправить животину на прогулку. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. То есть, граждане, желающие пользоваться сенокосными угодьями и пастбищами, обязан оформлять их в законном порядке.

4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 Закона об обороте.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункта 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Сельскохозяйственные земли: целевое назначение и варианты использования

Важно помнить: размеры участков, которые можно использовать для ведения сельскохозяйственной деятельности и крестьянского (фермерского) хозяйства, бесплатно передаются вышеперечисленной категории граждан в объеме, не превышающем законодательно установленные нормы.

  • пашни;
  • насаждения, в том числе многолетние;
  • угодья для покосов;
  • пастбища для выпаса скота;
  • прогоны и дороги;
  • лесные полосы, которые служат для защиты полей (исключение — лесохозяйственные земли);
  • участки под хозпостройками и дворами;
  • временно законсервированные наделы.

Все эти нюансы влияют на конечную стоимость земли, которую можно оговаривать, исходя из каждого вышеперечисленного пункта. Большую роль играет организованный вывоз мусора и бытовых отходов. Следует заранее обратить внимание на данный фактор, чтобы потом эта проблема не стала неприятным сюрпризом.

На землях, которые относятся к категории «для садов или огородов» можно возвести жилое строение для отдыха при условии отсутствия регистрации проживания лиц. В отличие от участков для ведения садоводческой деятельности и огородничества, можно использовать дачные наделы для строительства жилого дома с правом регистрации.

Следует помнить, что на землях, выделенных для огородничества, недопустимо выращивать многолетние растения или возводить капитальные строения. Разрешается только разместить временные сооружения для хранения инвентаря или отдыха. В случае нарушений, местные исполнительные органы могут обязать владельцев снести сооружения за свой счет и наложить штраф.

Что такое земли сельскохозяйственного назначения: характеристика и виды разрешенного использования

  1. Разведение пчёл, размещение ульев и пасечного оборудования (12). Допускается разведение иных полезных насекомых.
  2. Разведение и содержание рыбы, её первичная переработка (1.13).
  3. Использование под научную деятельность для селекции и выведения гибридов культур, развития опытных хозяйств (1.14).
  4. Размещение пунктов по первичной и глубокой переработке продукции (1.15).
  5. Ведение ЛПХ для физических лиц, без разрешения на капитальное строительство (1.16).
  6. Выращивание, реализацию подроста деревьев, кустарников и сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян (1.17).
  7. Строительство машинно-транспортных (МТС)и ремонтных станций (РТС), ангаров, гаражей. Размещение амбаров, хранилищ, водонапорных башен и трансформаторов (1.18).
  • строить жилые дома (о том, разрешена ли постройка дома на сельскохозяйственных землях, мы подробно писали здесь);
  • развивать инфраструктуру;
  • проводить автотрассы;
  • строить промышленные предприятия;
  • использовать под свалки промышленных отходов.
  • под дачи, сады и огороды (о землях сельхозназначения для дачного строительства и ведения хозяйства мы писали тут);
  • под иные нужды личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • под сельскохозяйственный бизнес;
  • для организации опытных хозяйств, питомников;
  • под засевы сельскохозяйственными культурами;
  • для выпаса скота и заготовки сена.
  1. Физ. лицам – 0,3-0,5% кадастровой стоимости участка, но не менее трёх тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 0,5-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 50 тысяч рублей.
  3. Юр. лицам – 2-10% той же стоимости, но не менее чем 200 тысяч рублей.
  1. сенокошение и производство кормов;
  2. использование земель с/х назначения для выпаса сельскохозяйственных животных;
  3. строительство зданий и сооружений для содержания и разведения перечисленных животных (о том, что можно и что нельзя строить на землях сельскохозяйственного назначения, говорится в нашем материале);
  4. разведение племенных животных;
  5. производство и использование племенного материала.

Направления с/х деятельности, признанные стратегическими, связаны с задачами по сокращению доли деградированных земель, а таже сниженинием рисков нерационального использования земель с/х назначения в сельском хозяйстве. Они изложены в Доктрине продовольственной безопасности РФ (Указ Президента РФ № 20 от 2022):

  • или штрафом в размере до 200 000 рублей
  • или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев
  • или лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
  • или обязательными работами на срок до 480 часов
  • или исправительными работами на срок до 2 лет
  • содержание гумуса
  • гранулометрический состав:
    • содержание механических элементов твёрдой фазы почв и почвообразующих пород (фракций песка и мелкозёма, каменистой, гравелистой, илистой фракций)
  • содержание фракции физической глины
  • кислотность
  • каменистость
  • способность впитывать воду
  • насыщенность воздухом
  • эродированность:
    • степень разрушения (уменьшение мощности или исчезновение) верхних наиболее плодородных горизонтов почв в результате водной и ветровой эрозии
  • другие свойства

Но именно в такой нашей безмятежности проявляются результаты работы государства по обеспечению продовольственной безопасности. Она стала одним из важнейших условий реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан с гарантией доступности продуктов в объёмах, необходимых для активного и здорового образа жизни.

  • установление прав и обязанностей государственных органов, предприятий, учреждений, юридических лиц и граждан
  • разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ, направленных:
    • на обеспечение рационального использования и воспроизводства плодородия
    • на создание перечня обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и иных условий

Если землю выкупают для последующей перепродажи, то уменьшенный тариф не применяют. Коэффициент берут по ставке 1,5% и рассчитывают сумму налога. При нецелевом использовании территории виновнику придется оплачивать увеличенный объем. При самостоятельном устранении нарушений пересчитывают плату.

Земельный налог аграриев высчитывают по коэффициенту 0,3%. Для остальных категорий применяют ставку в 1,5%. Уменьшенный тариф уместен в случаях, когда участок сельхозназначения расположен вне городской или поселковой зоны. Дача может находиться в границах мегаполиса, а огород – вне пределов.

На остальных видах земель нельзя заниматься коммерческой деятельностью и возводить жилье. Если владелец поставит магазин или оборудует небольшую гостиницу (хостел), то действия считаются нарушением закона. Дома разрешено строить в черте поселка или города.

  • Пашни. Самые плодородные и дорогие разновидности надо ежегодно возделывать, сеять и убирать урожай.
  • Пары. Для улучшения характеристик обработанные земли консервируют.
  • Пастбище. Места для выпаса животных.
  • Сенокосы. Предназначены для выращивания кормовой травы.
  • Насаждения многолетние. Наделы используют под сады, виноградники.
  • Залежи. Простаивающие в течение нескольких лет участки.

Сельское хозяйство является основой существования государства. Для его ведения выделили земли с лучшими характеристиками плодородности. Возможность использования почвы зависит от категории, которые присвоили участку. Право владения и эксплуатации регулируют отдельные законы.

Закон обязывает участников долевой собственности, получивших при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства. Эти границы должны быть документально оформлены по правилам государственного кадастрового учета и обозначены в государственной кадастровой документации.

При продаже земельного участка ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение в названном порядке. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе находящиеся в долевой собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду.

В извещении указываются предполагаемое местоположение земельного участка и размер компенсации остальным участникам долевой собственности. Местоположение выделяемого земельного участка должно соответствовать требованиям закона о предельных размерах выделяемого участка. Если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения не поступят возражения от участников долевой собственности, предложения о местоположении земельного участка считаются согласованными.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

Статья 77 Земельного кодекса

1. В Земельном кодексе РФ глава о землях сельскохозяйственного назначения неспроста располагается первой среди глав, посвященных отдельным категориям земель: сельскохозяйственные земли являются наиболее важными и самыми ценными среди всех земель. В сельском хозяйстве земля выступает в качестве основного средства производства, при этом используется такое уникальное ее качество, как продуктивность — способность к воспроизводству сельскохозяйственных растений. Соответственно, законодательством установлен ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, перевода их в другую категорию, осуществлением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Так, например, земельные участки личных подсобных хозяйств делятся на приусадебные и полевые наделы (см. комментарий к ст. 78); первые находятся в черте населенного пункта, вторые — за этой чертой. Соответственно, данные земельные участки относятся к разным категориям земель и их правовой режим отличается.

Так, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ). Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ). На полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта свободные земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования (подп. 3 п. 2 ст. 90 ЗК РФ), при этом в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление распашки земли и выпаса скота .

Такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, если они находятся на землях сельскохозяйственного назначения, включаются в состав этих земель, а не земель водного фонда. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ расположенные в границах земельного участка пруды и обводненные карьеры принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности), и могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся не только земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но и земли, предназначенные для этих целей: в составе данной категории земель имеется фонд перераспределения, в который входят земельные участки, права на которые граждан или юридических лиц по разным установленным законом причинам прекратились и которые подлежат предоставлению для сельскохозяйственного использования (см. комментарий к ст. 80). Кроме того, временно неиспользуемые земли, в частности занятые так называемыми неудобьями (например, оврагами), имеются в составе земельных участков, уже предоставленных для сельскохозяйственного использования, и подлежат вовлечению в хозяйственный оборот.

Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г., посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства. Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья.

Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.

Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.

  • «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
  • сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).
  1. зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
  2. зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Основная функция фонда перераспределения — это формирование базы данных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Цель — это передача земель в целевое пользование на определенных условиях. Это важно с точки зрения недопущения длительного простоя земель, ведь это экономически невыгодно.

Главная цель бонитировки — это выявление земель, которые наиболее пригодны для возделывания или выращивания определенных культур. Также данная методика применяется при планировании сельхозпроизводства и выявления уровня доходности угодий. На балл бонитета влияет концентрация гумуса, грануометрическая формула, содержание глин, кислотность почвы, эродированность, каменистость и прочие показатели.

Сельскохозяйственные угодья — это важная категория земель, которая находится под строгим контролем государственных органов. В частности, стоит уделить внимание такому понятию, как фонд перераспределения. Это база данных о сельскохозяйственных наделах, которые временно не используются по назначению.

  • Для европейский стран характерен высокий уровень распаханности сельскохозяйственных земель (около 30 %). Это обусловлено интенсивным аграрным производством, связанным с растущей густотой населения и благоприятными климатическими условиями. На европейские страны приходится 10 % мировых сельскохозяйственных угодий.
  • В среднем по Азии коэффициент распаханности равен 15 %. Но показатель нельзя рассматривать в обобщенном виде, ведь ситуация в регионе неоднородна. Так, в Индии коэффициент равен 80 %, а в Саудовской Аравии едва достигает 1 %. На Азию приходится 30 % мировых сельскохозяйственных угодий.
  • В Северной Америке коэффициент распаханности равен 20 %. На данный регион приходится 15 % мировых сельскохозяйственных земель.
  • Земли Латинской Америки распаханы на 7 %. Это обусловлено экстремальным климатом.
  • Коэффициент распаханности земель в Африке — 7 %. На этот регион приходится 20 % мировых сельскохозяйственных угодий. Но их продуктивность очень низкая.
  • В Австралии степень распаханности земель едва достигает 6 %. В мировом сельском хозяйстве земли занимают всего лишь 5 %. Это связано с засушливым климатом и бедностью химического состава почв. Основной акцент сделан на кормовых угодьях.
  • сельскохозяйственная деятельность предприятий;
  • деятельность фермерских хозяйств;
  • выращивание овощей и плодов;
  • организация дачных товариществ;
  • животноводство и разведение рыбы;
  • научно-исследовательская деятельность, связанная с выявлением проблем и поисков путей улучшения качества земель.
  1. Перевести участок в границы населенного пункта в рамках земельного законодательства. Здесь вопрос в тех средствах, которые придется возместить, как разница между стоимостью земли ИЖС и с/х.
  2. При расширении границ поселения в рамках Градостроительного кодекса. В этом случае не обязательно переводить землю в ИЖС. Земли сельхозназначения в границах поселения дают возможность построить жилой дом на законных основаниях с последующей регистрацией права собственности и пропиской жильцов.

Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:

У многих граждан возникает вопрос по поводу постоянной регистрации в доме, построенном на землях, отнесенных к категории сельхозназначения и предназначенных для садоводства или огородничества. С января 2022 года для этого необходимо получить технический план, который выдается кадастровым инженером. Ранее в свидетельстве о собственности или выписке из ЕГРН было указано «дом» или «жилой дом». В 2022 году стали указывать «жилое здание» или «жилое строение». Вся особенность как раз в формулировке. В жилом здании можно зарегистрироваться, в отличие от жилого строения.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Земли сельскохозяйственного назначения — это участки и территории всех границ населенных пунктов, используемых для потребностей ведения сельского хозяйства или схожих целей. В отличие от земель под сельскохозяйственное использование, они предназначены для осуществления полного цикла выращивания и обработки продукции. Это позволяет строить на них склады для хранения продукции, собранной с полей, а также организовывать необходимую инфраструктуру.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Разъяснения по вопросу предоставления гражданам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

В соответствии со статьей 7 Областного закона от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» информация о наличии земель сельскохозяйственного назначения, предлагаемых для предоставления гражданам на условиях аренды для выпаса скота и сенокошения публикуется органами местного самоуправления в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В целях совместного использования земельных участков для сенокошения и выпаса скота гражданами, являющимися владельцами скота и проживающими на определенной территории, целесообразно заключение указанными гражданами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в порядке, предусмотренном главой 55 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договором простого товарищества устанавливается, что ведение дел от имени всех товарищей осуществляется одним из участников простого товарищества, который обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса скота.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных заключается без проведения торгов.

Стоит также учитывать, что согласно законам РФ, лица, которым переданы в пользование сельхозугодия, должны освоить участок в течение 2-х лет, должны ухаживать за ним, чтобы не ухудшить качество почвы и не перегружать химикатами. По необходимости стоит предъявлять информацию об использовании тех или иных химических средств обработки.

К примеру, если участок не будет обрабатываться и использоваться более 3-х лет, либо действия арендатора приведут к потере качества земли (снижении плодородия, захламлению и т. д.). В случае передачи участка данной категории в собственность другому лицу, государство аналогичным образом может отчуждать землю, если нарушены правила целевого использования.

Это зоны пролегания дорог, транспортного сообщения, железнодорожные линии для доставки сельхозпродукции, внутренние дороги, которые соединяют земельные участки, а также места пролегания оросительных труб и систем. Основная функция таких участков состоит в обеспечении и обслуживании земель.

Земли с коммуникациями классифицируются требованиями СНиП 2.05.11-83. В соответствии со стандартами, дороги на этих территориях должны занимать небольшую площадь, состоять непосредственно с дорожного покрытия, каналов под водоотведение, а также полосу, которая отделяет участок от дороги.

Стоит отметить, что владельцами земли могут выступать исключительно граждане России или российские компании. В случае, если собственник выставляет участок на продажу, то его, в первую очередь, могут выкупить органы муниципальной власти. Таким образом, обеспечивается регулирование оборота российских сельскохозяйственных земель.

Стоит также учитывать, что согласно законам РФ, лица, которым переданы в пользование сельхозугодия, должны освоить участок в течение 2-х лет, должны ухаживать за ним, чтобы не ухудшить качество почвы и не перегружать химикатами. По необходимости стоит предъявлять информацию об использовании тех или иных химических средств обработки.

Еще из ограничений — на землях для выращивания растений запрещено возводить постройки. У единицы каждого такого участка довольно высокая кадастровая стоимость и перевести ее в другую категорию невозможно. Изменить целевое назначение можно лишь на участках с плохим качеством почвы и низкой кадастровой стоимостью.

К примеру, если участок не будет обрабатываться и использоваться более 3-х лет, либо действия арендатора приведут к потере качества земли (снижении плодородия, захламлению и т. д.). В случае передачи участка данной категории в собственность другому лицу, государство аналогичным образом может отчуждать землю, если нарушены правила целевого использования.

Чтобы получить в пользование земельный надел, можно найти информацию о незанятых участках в Фонде перераспределения РФ. Органы местной власти могут предоставить информацию о расположенных и временно неиспользуемых землях для передачи физическим или юридическим лицам в пользование на определенных условиях.

Основной целью и отличием использования земель этого назначения является добыча ресурсов. Продукты питания натурального происхождения являются основой продовольственной безопасности, поэтому строго контролируются правительством. Задача ведомственных чиновников — следить за целевым использованием участков, препятствовать загрязнению и потере полезных качеств почвы.

Правовой режим земель, предоставляемых для садоводства, животноводства, огородничества и дачного хозяйства

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается .

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Глава XIV

  1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
    • гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
    • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
    • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
    • казачьими обществами;
    • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
    • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
  2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. (п. 2 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

  1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
  2. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
  3. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
  4. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
  2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
  3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
  4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель. На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос. потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима. Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения. Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.

Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х. К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).

Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.

На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.

Вам может понравиться =>  Стипендия Студента Основание Для Отказа В Установлении Факта Нахождения На Иждивении
Adblock
detector