Доплата За Тяжелые Условия Труда В 2022 Году

Трудовой кодекс предписывает работодателям устанавливать надбавку за вредность в размере как минимум 4% от суммы оклада работника. На каждом предприятии процент согласуется с профсоюзной организацией и коллективом. Величина доплаты будет прописана в:

  • коллективном договоре (при наличии на предприятии профсоюза);
  • трудовых договорах с работниками при поступлении на предприятие;
  • приказе начальства о назначении надбавки;
  • положении о зарплате;
  • других нормативных локальных актах.

Наниматель имеет право самостоятельно устанавливать виды и суммы компенсационных выплат, соблюдая при этом нормы трудового законодательства. Не обязательно утверждать компенсации в размерах, указанных в ТК РФ — выплаты можно увеличивать, но не уменьшать. Средства для надбавок к окладу выделяются из уплаченных ранее страховых отчислений в ФСС по тарифам. Тарификация утверждается страховыми компаниями.

Негативное влияние на организм человека — это определяемый фактор, который воздействует на работника во время производственного процесса посредством проникновения в организм напрямую или через волновое излучение. В итоге у сотрудника предприятия может появиться профессиональная болезнь, страдает какая-либо функция организма или система органов, из-за чего ухудшается здоровье и возникает риск рождения нездорового потомства.

Сегодня используются те же списки профессий, должностей, производств и цехов, но они были доработаны и пополнены новыми профессиями. Поэтому, если работник задействован на производстве, которое упомянуто в перечне времен СССР или современном списке вредных условий труда, ему автоматически должна начисляться доплата, без проведения дополнительных оценок.

Указанный выше список документов может быть дополнен. Поэтому при наличии описываемых обстоятельств лучше всего заранее обратиться в пенсионный фонд, чтобы получить перечень необходимых документов. Если вы выработали стаж по вредности, прописанный в законе, то в ПФР вам подскажут, когда именно можете оформить пенсию. Условием получения социального обеспечения по вредности является необходимость находиться на рабочем месте на протяжении всего рабочего дня.

Пенсия по вредности в 2022 году рассчитывается на основании классического социального обеспечения. Увеличение полагается за счет страховой части, которая лежит на плечах управляющего или владельца фирмы. Размер последних зависит от категории вредности. Если профессия официально признана вредной, то работодатель обязан перечислить дополнительные средства в ПФ. Эта сумма должна быть прописана в коллективном и индивидуальном договоре.

Есть несколько тонкостей. Например, военный билет предоставляется только военнообязанными гражданами. Если трудовая книжка утеряна, то можно предоставить другую официальную бумагу, которая подтвердит ваш стаж. Справка о зарплате составляется при непрерывном стаже за 60 месяцев. При этом можно взять тот срок, когда денежное вознаграждение за работу было особенно высоким.

В первую очередь его работодатель должен платить за него по специальному увеличенному страховому тарифу. Если это не будет выполняться, то стаж может оказаться не учтен, даже если у человека есть соответствующая запись в трудовой. Поэтому ему в первую очередь следует обратиться в ПФР и узнать, платит ли компания взносы.

Все сотрудники, связанные с работой во вредных условиях, проходят аттестацию. Она же касается и их рабочих мест. Если условия признаются опасными, то прибавляется дифференцированный процент, составляющий от 2 до 9% от выплат. Именно этот параметр и влияет на размер пенсии по вредности.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Какая компенсация положена за вредные условия труда

  1. Движущиеся машины и механизмы, подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования. Они могут ударить человека, сбить с ног, придавить, затянуть руку или ногу в механизм, поранить или упасть на голову.
  2. Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны: когда человек все время страдает от жары или мерзнет, могут начаться или обостриться какие-то болезни.
  3. Повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и других. Они могут посадить слух, зрение и стать причиной других заболеваний.
  4. Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны могут привести к развитию аллергии и астмы.
  5. Недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов или, наоборот, повышенная яркость света и пульсация светового потока. Проблемы с освещением могут стать причиной ухудшения зрения, а пульсация света дополнительно может спровоцировать приступы эпилепсии, если у работника есть такое заболевание.

Возможно, у вас в компании спецоценку не проводили. Или провели, но вы не согласны с тем, что ваше рабочее место считается невредным. Еще может быть так, что работодатель провел спецоценку в срок, но рабочее место создали специально под вас, а значит, его не могли оценить: в тот момент рабочего места попросту не было. Тогда у работодателя есть 12 месяцев, чтобы провести спецоценку. В любом из этих случаев важно знать, какие вредные факторы вообще бывают и как «примерить» их на свое рабочее место.

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре. Затем нужно внести данные об условиях труда и компенсациях в трудовой договор. Если человек только устраивается на работу, информацию можно добавить в договор. С сотрудниками, которые уже работают в компании, следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Трудовой кодекс устанавливает минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Работодатель может сделать доплату большего размера. При этом трудовой кодекс не относит оплату труда в повышенном размере к компенсационным выплатам.

Досрочное назначение трудовой пенсии. Вопрос о праве на досрочную трудовую пенсию решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник. Для этого применяются списки 1 и 2 из Постановления Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, ст. 30 закона «О страховых пенсиях», а также Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Работодатели обязаны их начислять, даже если сумма доходов сотрудников превышает установленный лимит. Размеры дополнительных страховых взносов устанавливаются в зависимости от вредности и опасности работы. Их размеры указаны в статье 428 Налогового Кодекса РФ. Если специальная оценка труда не проводилась, то размеры дополнительных тарифов нужно смотреть в пунктах 1, 2 статьи 428 Налогового Кодекса РФ. Они составляют 6% или 9% в зависимости от вида работ. Если специальная оценка труда была проведена и в результате этой оценки были установлены классы и подклассы, то в этом случае дополнительные тарифы будут уплачиваться в размерах, указанных в следующей таблице. Это сказано в пункте 3 статьи 428 Налогового Кодекса РФ.

Помимо заработной платы сотрудникам, которые работают на работах с вредными или опасными условиями труда, работодатели должны выплачивать дополнительные денежные средства. Такие выплаты выплачиваются согласно статьям 147 и164 Трудового Кодекса РФ. Выплаты, которые производятся согласно статье 147 Трудового Кодекса РФ, являются надбавкой к заработной плате. Такие выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Выплаты, описанные в статье 164 Трудового Кодекса РФ, являются компенсацией за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда. В соответствии с законодательством НДФЛ эти выплаты не облагаются. Это сказано в частности в Письме Министерства финансов РФ № 03-04-06/6-165 от 06.08.2010. Размеры таких компенсационных выплат работодатели устанавливают самостоятельно, но они не должны быть ниже размеров, установленных Правительством России. Также на сумму этих компенсационных выплат можно уменьшить налог на прибыль, включив их в расходы. Это сказано в пункте 3 статьи 255 Налогового Кодекса РФ.

В расчет берутся сотрудники, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда. Дополнительные тарифы нужно платить, если вид деятельности сотрудников находится в списке видов деятельности с вредными или опасными условиями труда и в организации была проведена специальная оценка рабочих мет. В 2022 году также учитывается результаты аттестации рабочих мест. Бывает, что сотрудники не работают на работах с вредными или опасными условиями труда, но, тем не менее, работодатель обязан за них платить дополнительные взносы. Это возможно в следующих случаях:

  • к первому классу относят те виды деятельности, которые оказывают на здоровье человека обратимое воздействие, то есть такое, которое заканчивается, если человек перестает заниматься этим видом деятельности;
  • ко второму классу относят те виды деятельности, которые вызывают патологические изменения в организме человека и вызывают хронические болезни;
  • к третьему классу относятся те виды деятельности, которые вызывают необратимые процессы в организме человека;
  • к четвертому классу относятся те виды деятельности, которые вызывают тяжелые последствия для организма человека, вплоть до инвалидности
  • большое количество пыли в воздухе;
  • громкий шум, превышающий допустимые пределы;
  • радиоактивное излучение или другое излучение, которое негативно действует на организм человека;
  • плохое освещение;
  • воздействие постоянных вибраций;
  • большая влажность;
  • высокая температура;
  • контакт с вирусами, опасными микроорганизмами;
  • работа с химическими веществами;
  • воздействие на организм токсичных веществ;
  • работа, которая негативно воздействует на психику человека;
  • другие неблагоприятные факторы

Что должны платить за вредные условия труда

Чтобы рабочая обстановка получила статус вредной, необходимо соответствующее решение комиссии (СОУТ), которая проводит анализ негативных воздействий, сравнивает их с нормативами и присваивает производству класс опасности. В этом случае пойдет речь и о гарантиях и компенсациях.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

При воздействии некоторых вредоносных факторов производства рабочим рекомендуется потреблять минимум 500 мл молока за смену, чтобы минимизировать негативное влияние на организм (Приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н). Статья 222 ТК РФ предусматривает в качестве мер компенсации негативного воздействия выдачу молока и устанавливает, что стоимость молока для расчета компенсации за вредность может быть заменена денежной выплатой, равной стоимости этого продукта.

Вам может понравиться =>  Если Солдат Срочной Службы Проживает В Чернобыльской Зоне Может Ли Он Демибелизоватся Раньше Срока

Работа в особо вредных условиях предполагает лечебно-профилактическое питание сотрудников, которое направлено на поддержание здоровья и профилактику профессиональных заболеваний. Список профессий и должностей, которые имеют право на получение бесплатной еды, указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.

  • уменьшение рабочего времени;
  • дополнительный ежегодный отпуск;
  • доплата за вредные условия труда;
  • досрочный выход на пенсию;
  • компенсационные выплаты;
  • выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);
  • специальное и лечебное питание;
  • обязательное проведение периодических медосмотров за счет работодателя.

Доплата за вредные условия труда

Это минимальный, установленный законом, размер гарантий и компенсаций, которые работодатель обязан предоставить сотрудникам. Кроме того, есть еще один вид компенсации — выдача специальных продуктов питания сотрудникам, подвергающимся влиянию негативных факторов во время работы. В частности, в обязанность работодателя входит предоставление молока или равноценных пищевых продуктов специалистам, занятым на вредном производстве.

1. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым во вредных условиях является гарантией, а не компенсационной выплатой. Поэтому суммы оплаты таких отпусков облагаются НДФЛ на общих основаниях и включаются в базу для начисления страховых взносов на ОПС, ОМС и социальное страхование, в том числе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Если работник занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, то он имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных. Какие это компенсации? Каков их порядок налогообложения? Как определяется размер этих компенсаций? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Конституционный Суд в своем Определении от 07.02.2013 № 135-О отметил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда. Это касается даже тех работников, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Размер доплаты не обязательно должен быть одинаковым для всех работников. Более высокий размер доплаты работодатель может установить в индивидуальном договоре, коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 147 , ч. 3 ст. 219 ТК РФ). Кроме того, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 ). Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 5, статей 7, 8, 9 части 1 статьи 18 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, статей 22, 129, 146, 147, 219, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, статей 59, 151, 307, 1099, 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/2012, пришли к выводу о том, что названные выплаты осуществлялись обществом своим работникам в рамках трудовых правоотношений и носили характер компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, так как спорные денежные суммы общество выплачивало своим работникам при фактическом отсутствии установленных законом на то оснований для возникновения обязанности работодателя по возмещению морального вреда. Следовательно, названные выплаты подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Регулирование рабочих процессов, выплат и предоставления дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производствах, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 ТК РФ. В частности, в соответствии с требованиями, изложенными в ст.147 ТК РФ, в 2022 году сотрудники обладают правом на получение доплат за труд во вредных условиях. Следует учитывать, что в силу ст. 219 ТК РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Таким образом, лица, подвергающиеся негативному воздействию отрицательных факторов, могут рассчитывать на получение оплаты труда в повышенном размере.

Каждый работник, выполняющий свои трудовые функции при негативном влиянии производственных факторов, вправе рассчитывать на получение данных выплат, представляющих собой надбавку к зарплате, если она была установлена по итогам аттестационных мероприятий до начала 2014 года. Данный порог установлен вследствие того, что до 2014 года действовали нормы, требующие обязательной аттестации рабочих мест в целях определения наличия вредных и опасных факторов.

Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года была произведена замена аттестации оценкой условий труда персонала. При этом в силу ч. 4 ст. 27 названного нормативного акта работодатели обладают правом не подвергать проверке те места работы персонала, которые были подвергнуты оценке менее 5 лет назад. Закон содержит исключение из данного правила: ранее 5 лет производится оценка только тех рабочих мест, где необходим дополнительный внеплановый анализ существующего состояния условий труда.

Доплата За Тяжелые Условия Труда В 2022 Году

г) обеспечения включаемых в систему основных государственных гарантий по оплате труда мер, в том числе с учетом минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2022 г. № 38-П, от 28 июня 2022 г. № 26-П, от 11 апреля 2022 г. № 17-П и от 16 декабря 2022 г. № 40-П, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 — 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, — путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

При разработке коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта рекомендуется предусматривать особенности нормирования и оплаты труда работников с учетом специфики их трудовой деятельности и особенностей, установленных в трехстороннем отраслевом соглашении по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации, заключенном между Министерством спорта Российской Федерации, Общероссийским профессиональным союзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация работодателей в сфере физической культуры, спорта, фитнес и спортивной индустрии».

  • иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
  • возраст от 18 до 55 лет;
  • одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
  • обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.

Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.

  • призыв в армию с 1 мая по 31 июня. Это позволяет с 1 сентября спокойно приступить к работе;
  • помощь с жилой площадью. Местные власти во многих субъектах России помогают найти или приобрести жилье. Например, в Пермском крае молодой учитель, преподающий в сельской школе, получает 1 млн рублей на строительство или покупку недвижимости;
  • дотации на покупку учебных принадлежностей. Сумма, выделяемая на канцтовары, зависит от региона.

Обычно в государственных организациях работникам полагается отпуск в 28 дней, учителя получают право на 42-56 дней ежегодно. Продолжительность отпуска зависит и от должности специалиста. Например, педагог отдыхает 56 дней, а детскому психологу полагается 42 дня.

Надбавка за звание «Заслуженный учитель РФ» составляет от 15% от оклада. Чтобы ее получить, специалисту необходимо отработать более 20 лет в образовательном учреждении, готовить школьников к олимпиадам и иметь высокие показатели работы. Например, несколько учеников сдали госэкзамены на высшие баллы.

Если же работодатель не проводил мероприятия по улучшению условий труда, а по результатам спецоценки условия все‑таки признаны допустимыми, работник вправе рассчитывать на ранее установленные гарантии и компенсации и обоснованность их предоставления он с легкостью докажет в суде.

С 2014 года процедура аттестации заменена спецоценкой, условия проведения которой определяются Законом о спецоценке, а методика проведения – Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. С принятием данных актов процедура оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности претерпели изменения. В итоге нередко получается так, например, что по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2 либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Вам может понравиться =>  Расселение Домов Воронеж

Ранее работодатели, считая, что работы вредные, предоставляли гарантии сотрудникам согласно Списку. Теперь провели спецоценку – и оказалось, что некоторым сотрудникам, которым ранее предоставлялись гарантии, они не полагаются или полагаются, но в меньшем объеме. Как быть?

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условия труда» (далее – Закон о спецоценке) большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако у многих возникают вопросы. В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во «вредных» списках (занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию), спрашивают: как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми? Нужно ли отменять гарантии и компенсации, установленные работникам с вредными условиями труда, если по результатам аттестации условия труда у них уже не вредные? Как это сделать? Ответим на названные и некоторые другие вопросы.

Сейчас в связи с тем, что штрафы за соблюдение трудового законодательства повысились, да и ГИТ серьезно относится к проверочным мероприятиям, во избежание лишних претензий работодатели стараются провести спецоценку. Если в результате в компании будут выявлены работы, на которых условия труда вредны или опасны, работодателю необходимо начать предоставлять гарантии за такую работу, руководствуясь положениями ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Например, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен подкласс 3.2, то необходимо предоставлять работникам:

Доплата медицинским работникам

1. Для работников, которым по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г. установлены размеры компенсаций и гарантий в объеме согласно действующим на тот момент нормативам законодательства, не может быть уменьшен объем предоставляемых гарантий и компенсаций. Это же относится и к тем работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда подтвержден класс вредности, установленный ранее по результатам аттестации рабочих мест (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421- ФЗ).
2. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда класс вредности уменьшился, предоставляемый им объем гарантий и компенсаций должен быть уменьшен и установлен в соответствии с принятыми в данной организации локальными нормативными актами с учетом законодательства действующего с 1 января 2014 г., и не менее минимальных размеров, установленных ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. Следует отметить, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (согласно информации Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
3. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены безопасные условия труда, работодатель не имеет правового основания продолжить предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, предоставление которых регламентировано ТК РФ (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Обращаем внимание, что снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.
4. Для того, чтобы не произошло резкого снижения достигнутого уровня заработной платы, у работодателя есть предусмотренные законодательством возможности, которые он вправе использовать в зависимости от своего финансового положения.
Работодатель может предусмотреть в системе оплаты труда принятой в данной организации:
— установление для отдельных категорий работников дополнительных социальных льгот и гарантий в виде доплат;
— добавить для отдельных категорий работников дополнительные показатели и критерии оценки эффективности для начисления дополнительных выплат стимулирующего характера.
Следует обратить внимание, что установленные коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором «дополнительные» выплаты стимулирующего характера, дополнительные льготы и гарантии социального характера – являются обязательными для исполнения работодателем, вне зависимости от меняющегося финансового положения.
Отменить эти «дополнительные» льготы и гарантии можно будет либо по соглашению сторон трудового договора, либо по причине изменения организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). В связи с чем, при установлении новых «дополнительных» выплат следует обратить особое внимание на отражение условий их начисления, чтобы не допустить в будущем перерасход ФОТ.
5. Для работников, принятых на работу в 2014 году, объем гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда должен устанавливаться в соответствии с законодательством РФ, действующим с 1 января 2014 г.г (п. 12 информации размещенной на официальном сайте Минтруда «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
6. Предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда без проведения аттестации или специальной оценки условий труда, на наш взгляд неправомерно. Действующие нормы трудового законодательства рассматривают результаты оценки условий труда как правовое основание для установления гарантий и компенсаций. Согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. «Установление размера компенсаций за вредные условия труда». © Материал из Справочной системы «Экономика ЛПУ». Подробнее: http://vip.1elpu.ru/#/document/16/13319/bssPhr1/

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Доплата за особые условия труда в сфере образования: порядок установления

Ответ: Перечень условий труда, при которых работникам бюджетных организаций сферы образования устанавливается доплата за особые условия труда, определен Инструкцией N 71/2. Размер доплаты определяется в процентах от базовой ставки (БС) и от окладов. В отдельных случаях перечень работников, конкретный размер и порядок ее выплаты определяются руководителями этих бюджетных организаций.

Обоснование: Порядок осуществления и размеры стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Минобразования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполкомам и относящихся к сфере образования (кроме работников бюджетных научных организаций), определяет Инструкция N 71/2 .

Условия, которые необходимо соблюсти работодателю при назначении каких-либо видов надбавок, можно найти в 147-154 статьях Трудового кодекса. В них обсуждаются основные ключевые моменты, которые касаются отношений работника и работодателя. Некоторые их них носят обязательный характер. Определяется также их минимально допустимый размер.

  • Должность и ФИО работника, который получает надбавку. При необходимости здесь же указывается структурное подразделение организации, в которой служит работник.
  • Сумма надбавки. Она указывается в рублях, а не в процентах от оклада. Это происходит потому, что с юридической точки зрения надбавка является частью общих выплат.
  • С какой периодичностью выплачивается указанная сумма. Она может быть как единовременной, так и начисляемой ежемесячно. Возможны варианты с выплатой квартальной надбавки при выполнении определенных показателей. Как бы то ни было, в трудовом договоре эта информация должна дублироваться. Противоречия в данных неприемлемы.
  • С какого числа приказ будет исполняться, с какого числа фактически начинает начисляться надбавка к заработной плате.
  • Распоряжение относительно обязанностей бухгалтера рассчитать положенные работнику выплаты с поправкой на первый пункт приказа.
  • На кого возлагается ответственность за ознакомление работника с приказом.
  • За кем остается контроль за выполнением всех пунктов документа.
  • Основание. Здесь указываются дата и номер коллективного трудового договора, положения об оплате труда либо другого локального нормативного акта, в котором сказано о размерах надбавки в конкретных ситуациях.
Вам может понравиться =>  Тоточия Отар Георгиевич

Вторые чаще называют доплатами. Это связано с тем, что доплаты являются компенсацией сотруднику за вредные условия труда, особо тяжелую работу, выполнение своих обязанностей сверх норм. В большинстве случаев это положенные по закону выплаты, которые работодатель не имеет права игнорировать.

Но здесь есть определенные нюансы. Конкретная сумма надбавки в трудовом договоре может быть не отражена. Просто нужно дать ссылку на один из локальных нормативных актов компании, подробно рассматривающий этот момент. Им может являться подписанное и вступившее в силу Положение об оплате труда.

Согласно 57 статье ТК, упоминание о размере надбавки является обязательным в трудовом договоре (либо присутствие в нем ссылки на локальный нормативный акт организации). Помимо этого, 255 статья НК четко говорит о том, что расходы налогоплательщика на оплату труда включают в себя надбавки любого рода.

О праве на назначение досрочной пенсии за работу в особых условиях труда в зависимости от результатов специальной оценки условий труда

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2013 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Одновременно, с 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2022, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, по совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов 6% для Списка № 1 и 4% для Списка № 2 и «малых списков». В 2022 году и последующие годы для этой категории работодателей налоговое бремя увеличено и составило для Списка № 1 — 9%, для Списка № 2 и «малых» Списков — 6 %.

Регулирование рабочих процессов, выплат и предоставления дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производствах, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 ТК РФ. В частности, в соответствии с требованиями, изложенными в ст.147 ТК РФ, в 2022 году сотрудники обладают правом на получение доплат за труд во вредных условиях. Следует учитывать, что в силу ст. 219 ТК РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Таким образом, лица, подвергающиеся негативному воздействию отрицательных факторов, могут рассчитывать на получение оплаты труда в повышенном размере.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

  • тяжести труда, что подразумевает повышенную физическую нагрузку на человеческий организм;
  • напряженности труда, что предполагает повышенную нагрузку на органы чувств и ЦНС;
  • внешних факторов, воздействующих на организм работника (температуры окружающей среды, скорости движения ветра, влажности воздуха);
  • звукового, ультразвукового и вибрационного воздействия;
  • инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
  • радиоактивного загрязнения;
  • рентгеновского излучения;
  • воздействия электрических и магнитных полей;
  • уровня освещенности;
  • уровня концентрации химических веществ, бактерий, микроорганизмов.

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года была произведена замена аттестации оценкой условий труда персонала. При этом в силу ч. 4 ст. 27 названного нормативного акта работодатели обладают правом не подвергать проверке те места работы персонала, которые были подвергнуты оценке менее 5 лет назад. Закон содержит исключение из данного правила: ранее 5 лет производится оценка только тех рабочих мест, где необходим дополнительный внеплановый анализ существующего состояния условий труда.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Далее в этой же статье Трудового кодекса с 01 марта 2022 года появится обязанность работодателя – обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и доступ работников к актуальным редакциям.

Это процесс, который постоянно и систематически должен проводиться в организации, тем самым регулярно будут выявляться новые опасности, снижаться существующие. Причем в идеале, необходимо проводить управление профессиональными рисками с регулярным улучшением условий труда на предприятии, с постоянной готовностью к локализации и минимизации возможных последствий профрисков.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2022 № 15-1/ООГ-1968).

Льготная пенсия по вредности

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1 , список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа . Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности , а также от количества лет наработанного «вредного» стажа .

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . Однако, чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
  • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
  • общего страхового стажа.
  1. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2022 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2022 г. все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними .

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Что нужно знать, если вы работаете на вредном (опасном) производстве Версия для печати

Дополнительный ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется из расчета фактически отработанных дней на вредном производстве. Если же человек отработал на вредном производстве полный календарный год, то ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее шести календарных дней. Период дополнительного отпуска определяется в утвержденном списке вредных производств (профессий).

Стоит отметить, что работникам сторонних организаций, например ремонтных или строительных, за время работы в производственных цехах с вредными условиями труда также предоставляется дополнительный трудовой отпуск, и сокращенная продолжительность рабочего времени на тех же условиях, что и для основных работников.

Для рaботников на производствах, аккредитованных как вредное (особо вредное), или в опасных условиях труда, законодательством предусмотрены поощрения различного вида. Это и пособия работникам вредного производства, и дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, и сокращения продолжительности рабочего времени и др. Более подробно об этом вы узнаете в данной статье.

Приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК утвержден список производств, цехов, профессий и должностей, а также перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и/или опасными условиями труда, согласно которому работникам таких производств предоставляется право на повышенный размер оплаты труда, на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;

Adblock
detector