Ведомственный Контроль За Исполнением Законов В Стадии Возбуждения Дела

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

    1. в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    2. в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    3. в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК;
    4. в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Для осу­ществления этой процессуальной функции он согласно ст. 39 УПК наделен очень широким кругом процессуальных полно­мочий. Так, именно в ведении руководителя следственного ор­гана находятся вопросы координации предварительного следст­вия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.

Глава 9

3.2. Оценка выявленных нарушений в части нарушений учетно-регистрационной дисциплины при регистрации и учете объектов учета с принятием решения о возвращении учетных документов для надлежащего оформления и внесением требования о виде юридической ответственности в компетентные органы;

1.6. Принимать решение в форме мотивированного письменного заключения по спорным вопросам, возникающим при регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением, которое является обязательным к исполнению субъектами учёта и регистрации;

1.8. При установлении нарушений Федерального законодательства повлекших искажение государственной отчетности по истечении отчетного года, ее корректировка допускается на основании судебного решения по иску прокурора, который он предъявляет в суд по месту нахождения Информационного центра, допустившего искажение отчетности.

1.7. Проводить проверку в информационных центрах полноты и достоверности государственной статистической отчетности, своевременности внесение законных и обоснованных корректировок в учетные документы и формы статистической отчетности за отчетный год. При установлении указанных нарушений Федерального регистрационного учетного законодательства, в зависимости от характера выявленных нарушений законности за период отчетного года, вносить представление об устранении нарушений Закона на основании статьи 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» или вносить мотивированное письменное требование на основании пункта 1.5 части 1 настоящей статьи;

1.4. Проводить проверку информации о сокрытии от регистрации или учета регистрационных или учетных объектов. При установлении указанных нарушений Федерального Закона выносить мотивированное письменное постановление о регистрации и постановке на учет регистрационных и учетных объектов, которое направляется для исполнения руководителю государственного органа власти, осуществляющего регистрацию и учет регистрационных и учетных объектов;

Судебный контроль по проверке законности действий и решений органов расследования. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса в широком смысле является одной из форм деятельности суда общей юрисдикции и самостоятельным уголовно-процессуальным институтом, целью которого является судебная защита прав, свобод и законных интересов лиц (граждан и организаций), вовлеченных в уголовный процесс. На стадии возбуждения уголовного дела он может быть реализован только путем обращения заинтересованного лица в суд с жалобой на действия (бездействие) или процессуальное решение органа расследования, т.е. всегда носит последующий характер . Его осуществление возможно исключительно по инициативе заинтересованного лица 1 О понятии судебного контроля и особенностях его реализации в стадии возбуждения уголовного дела см. подробнее: Судебный контроль в уголовном процессе / И.А. Давыдова и др.; Под ред. Н.А. Колоколова. М., 2009. С. 13-22, 81-109. .

Незаконное и необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела прокурор вправе отменить в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Как видно из содержания ч. 4 ст. 146 УПК РФ, этот срок начинает течение именно с момента поступления в прокуратуру материалов , а не копии постановления о возбуждении уголовного дела, направляемой прокурору незамедлительно после вынесения постановления. С учетом отдаленности некоторых органов расследования от прокуратур (это особенно актуально для районов Крайнего Севера и других местностей с неразвитой системой сообщений), представление материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, может занять несколько суток. Без изучения же материалов проверить законность постановления о возбуждении уголовного дела невозможно. Мотивированное постановление прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дело 6 Правом отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела обладает также руководитель следственного органа, что вытекает из общего характера полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ (см. ст. 39 УПК РФ) .

Аналогичную точку зрения занимает и Пленум Верховного Суда РФ, который в цитировавшемся выше Постановлении от 10 февраля 2009 г. № 1 разъяснил, что судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию (например, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений).

Прокурорский надзор и ведомственный контроль при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Одним их важнейших факторов обеспечения законности в стадии возбуждения уголовного дела является прокурорский надзор, а также осуществляемый руководителем следственного органа ведомственный контроль. Если судебный контроль осуществляется по инициативе заинтересованного лица путем его обращения с жалобой в суд, то прокурорский надзор и ведомственный контроль реализуются как при рассмотрении жалоб (ч. 5 ст. 144, ч. 5 ст. 148 УПК РФ), так и в рамках исполнения процессуальных полномочий вне зависимости от имеющихся обращений заинтересованных лиц, т.е. носит постоянный и сплошной характер . Указанные представители власти (прокурор и руководитель следственного органа) наделены необходимыми процессуальными полномочиями по устранению нарушений закона и восстановлению (соблюдению) прав лиц, обратившихся с заявлениями о преступлениях или участвующих в их проверке. На основе уголовно-процессуального закона формируется и межведомственная правовая база, обеспечивающая единообразное взаимодействие органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры в целях оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях.

Прокурор, а также руководитель следственного органа вправе отменить незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Однако сроки, содержание и возможные процессуальные последствия принятия этих решений различаются и зависят оттого, каким участником уголовного процесса (прокурором или руководителем следственного органа) вынесено соответствующее постановление.

Вам может понравиться =>  Филиал Фсс По Номеру Страхователя Или Инн

Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем

Наконец, надзор предполагает наличие параметров поднадзорной деятельности, тогда как сфера контроля не ограничена. Иными словами, в ходе надзора уголовно-процессуальная деятельность проверяется лишь с точки зрения соответствия закону: прокурор не полномочен вмешиваться в деятельность органов и лиц, за которой осуществляется надзор. При контроле проверке подвергается исполнение всех нормативных актов, оценка качества уголовно-процессуальной деятельности, целесообразность выбранных следователем средств и методов.

Исследователи процессуального контроля и надзора часто отождествляют его формы и методы, однако, по нашему мнению, метод представляет собой способ теоретического и практического освоения действительности, в то время как форма показывает, как организовано содержание контрольно-надзорной деятельности, ее порядок.

С момента своего появления в уголовном судопроизводстве фигура начальника следственного отдела и объем его полномочий ставились под сомнение: предлагалось лишить их указанных полномочий и не допускать вмешательства в процессуальную деятельность следователей; выдвигались предложения о ликвидации процессуальной фигуры начальника следственного отдела. Другие, напротив, высказывались за расширение процессуальных полномочий данного субъекта.

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

В-четвертых, субъект контроля, как правило, не правомочен самостоятельно отменять незаконные и необоснованные решения и вынужден обращаться к субъекту надзора, наделенному таким правом. Вместе с тем надзор не предназначен для непосредственного исправления нарушения, поэтому считается, что надзор служит выявлению нарушений, а контроль — для устранения таких нарушений.

Отличие прокурорского надзора от судебного контроля на предварительном расследовании в значительной мере обусловлено тем, что уголовно-процессуальное законодательство определило надзорные функции прокурора и контрольную суда совершенно по-разному. В частности, в стадии предварительного расследования прокурор как орган надзора действует постоянно и непрерывно на всем протяжении этого этапа уголовного процесса. Судебный контроль на данном этапе уголовного судопроизводства этим качеством не обладает, поскольку выражается, с одной стороны, в осуществлении деятельности, направленной на решение вопросов об ареста, продлении сроков ареста. С другой стороны, судебно-контрольная деятельность реализуется в проверке законности и обоснованности процессуальных решений и действий органов дознания и предварительного следствия, а также прокурора, которые обжалованы заинтересованными субъектами уголовного процесса .

В последнем случае в судебное заседание по поводу рассмотрения вопроса о возможности проведения следственного действия (или принятия определенного решения), ограничивающего конституционные права и/или свободы лица, или же о законности уже проведенного следственного действия могут быть допущены только представители стороны обвинения (прокурор, следователь) но не участники со стороны защиты или заинтересованные лица. Более того, последние в ряде ситуаций вообще не могут и не должны знать о рассмотрении соответствующего ходатайства следователя (например, в случае рассмотрения ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров или ходатайства о производстве обыска, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления и т.п.). Полагаю возможным согласиться в данной ситуации с Н.Н. Ковтуном в том, что в этих и подобных случаях имеется не явный, а потенциальный конфликт между участниками. В то же время такая потенциальная возможность конфликта, существующая в условиях, когда лицо не знает о том, что судом рассматривается вопрос об ограничении его конституционных прав и свобод, и не имеет возможности высказать аргументы, свидетельствующие в его пользу, далеко не равнозначно наличию правового спора между сторонами такого конфликта.

действий и решений органа расследования или прокурора только при наличии жалобы заинтересованного лица (что автоматически определяло исключительно последующий характер такой проверки), действующий УПК РФ предусматривает возможности осуществления судебного контроля за досудебным этапом судопроизводства в разнообразных формах.

Институт начальника следственного отдела был предусмотрен в уголовно-процессуальном законе вслед за созданием следственных подразделений в органах внутренних дел. В соответствии со ст.121-1 УПК КазССР 1959 года и ст.63 действующего УПК РК начальник следственного отдела наделялся процессуальными полномочиями в целях осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений , принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Последующий судебный контроль осуществляется, когда процессуальное действие уже проведено. Он охватывает проверку проведенных органом расследования действий, а также действий и решений, обжалованных заинтересованными лицами, в связи с возможным нарушением законности этими органами.

Ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также Выемка отличается от обыска тем, что для ее производства должно быть точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию объекты (ч. 1 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ).

Использование результатов орд в стадии возбуждения уголовного дела? Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.

Собранный материал группа надлежащим образом оформляет. Все документы, независимо от их содержания, составляются под копирку в двух экземплярах. Координирует работу старший группы. Следует посоветовать ему не увлекаться частными задачами, а следить за развитием ситуации в целом.

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

    • соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
    • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
    • соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    • законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Для осу­ществления этой процессуальной функции он согласно ст. 39 УПК наделен очень широким кругом процессуальных полно­мочий. Так, именно в ведении руководителя следственного ор­гана находятся вопросы координации предварительного следст­вия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.

    1. в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    2. в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    3. в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК;
    4. в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вам может понравиться =>  С Какого Возраста Может Пользоваться Льготами Ветеран Труда Полицейский

Такое понимание роли прокурора в обеспечении законности и прав человека на стадии возбуждения уголовного дела достаточно узко, однако отражает реальное положение вещей: наибольшее количество нарушений закона и прав человека допускается именно при получении, регистрации сообщений о преступлениях, а также при принятии итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор является важным средством обеспечения законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Однако действующий УПК РФ не является достаточной правовой базой для осуществления надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Общие положения УПК РФ о прокурорском надзоре на этой стадии раскрываются в ведомственных актах — в Приказах Генпрокуратуры РФ.

Основными задачами стадии возбуждения уголовного дела является быстрое и осуществляемое в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства реагирование на поступающие в правоохранительные органы сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, создание необходимых предпосылок для успешного производства расследования по ним. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении них законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а также предотвращение случаев незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан.

Анализируя нормы глав 19 (Поводы и основания для возбуждения уголовного дела) и 20 (Порядок возбуждения уголовного дела), мы видим два аспекта проявления роли прокурора в обеспечении законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела: 1) проверка соблюдения требований закона о приеме сообщений о преступлениях и 2) надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.

— осуществления процессуальных действий, формально не называемых следственными, но, целью которых является получение доказательств. Например, в практике встречается не предусмотренное УПК РФ процессуальное действие «истребование необходимых материалов», под которые маскируются фактически проведенные обыски, принудительное получение до возбуждения уголовного дела продуктов жизнедеятельности человека (образцов крови, мочи, слюны). В большинстве случаев такие действия оформляются документами, не предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством (протоколами изъятий, различными актами и т.п.) Володин Д. Отказ в возбуждении уголовного дела // Законность №12 2005..

Анализируя нормы глав 19 (Поводы и основания для возбуждения уголовного дела) и 20 (Порядок возбуждения уголовного дела), мы видим два аспекта проявления роли прокурора в обеспечении законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела: 1) проверка соблюдения требований закона о приеме сообщений о преступлениях и 2) надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.

Такое понимание роли прокурора в обеспечении законности и прав человека на стадии возбуждения уголовного дела достаточно узко, однако отражает реальное положение вещей: наибольшее количество нарушений закона и прав человека допускается именно при получении, регистрации сообщений о преступлениях, а также при принятии итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела.

Основными задачами стадии возбуждения уголовного дела является быстрое и осуществляемое в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства реагирование на поступающие в правоохранительные органы сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, создание необходимых предпосылок для успешного производства расследования по ним. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении них законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а также предотвращение случаев незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан.

Прокурорский надзор является важным средством обеспечения законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Однако действующий УПК РФ не является достаточной правовой базой для осуществления надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Общие положения УПК РФ о прокурорском надзоре на этой стадии раскрываются в ведомственных актах — в Приказах Генпрокуратуры РФ.

— осуществления процессуальных действий, формально не называемых следственными, но, целью которых является получение доказательств. Например, в практике встречается не предусмотренное УПК РФ процессуальное действие «истребование необходимых материалов», под которые маскируются фактически проведенные обыски, принудительное получение до возбуждения уголовного дела продуктов жизнедеятельности человека (образцов крови, мочи, слюны). В большинстве случаев такие действия оформляются документами, не предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством (протоколами изъятий, различными актами и т.п.) Володин Д. Отказ в возбуждении уголовного дела // Законность №12 2005..

Ведомственный Контроль За Исполнением Законов В Стадии Возбуждения Дела

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

В силу ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации и п. 1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (учетно-регистрационной дисциплины) во всех органах дознания и предварительного следствия.

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

Кроме того, на выявление незарегистрированных преступлений ориентированы и те прокурорские работники, в обязанности которых не входит надзор за рассмотрением сообщений о преступлениях. Они выявляют преступления в сфере трудовых отношений и занятости населения, предпринимательской деятельности и миграции, посягательства на личную и половую неприкосновенность несовершеннолетних и здоровье населения и др.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. Прокурорский надзор за орд дознанием и предварительным следствием? N 277Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

О. Прокурорский надзор и судебный контроль при возбуждении уголовного дела? О. Щепилов, например, предлагает следующий ряд критериев: субъект, предмет и пределы, поводы и основания, время осуществления, объем полномочий [15].3. Григорьева Н. В. К вопросу о ведомственном процессуальном контроле в уголовном судопроизводстве // Вестник экономической безопасности. — 2022. — № 5. — С. 128.11. Кальницкий В. В. Соотношение ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора за предварительным следствием // Вопросы теории и практики уголовного судопроизводства. — Омск : Ом.

Вам может понравиться =>  Характеристика На Детей Сирот Образец

Контрольно-надзорная деятельность за исполнением законов и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела Богатова Екатерина Владимировна

В ходе становления и развития системы контроля и надзора в рассматриваемой стадии процесса могут быть выделены несколько этапов развития законодательства, связанных с поиском наиболее оптимального варианта соотношения полномочий между субъектами системы. В зависимости от этого в различные исторические периоды система контрольно-надзорных отношений выглядела либо как классическая, либо как смешанная.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают уголовно-процессуальная деятельность по контролю и надзору при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, а также правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления такой деятельности прокурором, судом, руководителем следственного органа, начальником органа и подразделения дознания в стадии возбуждения уголовного дела.

На 703% возросло и количество внесенных требований об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов предварительного следствия при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях (с 630 до 4432), которые рассмотрены и удовлетворены, что также указывает на повышение эффективности деятельности по критерию «полнота использования имеющихся средств».

Как отмечается прокурором Республики Татарстан, с 7 ч утра каждый руководитель структурного подразделения аппарата (а в необходимых пределах и прокурор района) получает на свой планшет ежедневную подборку сведений СМИ о нарушениях закона, а также суточные сводки МЧС и МВД, что позволяет оперативно организовать их проверку. Рабочий день прокурора района начинается с изучения критических замечаний населения (и своевременности реагирования на них органов публичной власти) на электронном ресурсе «Народный контроль». Портал создан Указом Президента Республики в целях развития информационного взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, изучения мнения населения, создания механизмов общественного контроля и обратной связи. Он позволяет как осуществлять электронное взаимодействие с каждым ведомством и исполнителем жалобы, так и отслеживать в режиме реального времени ее рассмотрение и результаты работы1.

1 См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уго
ловно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре
Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830; Федеральный закон от 28 декабря
2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе
дерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» //
СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16; Федеральный закон от 30 декабря 2022 № 440-ФЗ «О внесении из
менений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения пол
номочий начальника органа дознания и дознавателя» // СЗ РФ. 2022. № 1 (ч. 1). Ст. 60.

Ведомственный контроль за исполнением законов в досудебном производстве

Повседневный ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей осуществляет начальник следственного отдела (части, комитета). В правоотношениях между начальником следственного отдела и следователем присутствуют как собственно процессуальные, так и организационно-управленческие отношения. Поэтому контроль за исполнением законов следователем составляет лишь часть деятельности начальника следственного отдела. В связи с этим он осуществляет контроль в целом за состоянием и ходом расследования, производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 1271 УПК начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК.

Совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ № 1/3986 от 9 сентября 1993 г. установлено, что процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции, милиции общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Органы внутренних дел не упомянуты в числе органов дознания, в связи с чем их начальники не обладают соответствующими правами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом.

Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела

Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ст. 52 Конституции РФ, их трактовке в правоприменительной практике и уголовно-процессуальной теории, диссертант приходит к выводу, что данные конституционные положения являются базовыми для конструкции судебного контроля применительно к первоначальному этапу уголовного процесса.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ относительно проверки сообщений о преступлениях, выраженные в более чем 30 решениях, существенно дополняют правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела и имеют принципиальное значение для оценки законности действий, решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства. Диссертант выборочно анализирует те из них, которые наиболее часто встречаются в практике судебного контроля.

На данный момент точку в этих дискуссиях формально поставил Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который, не отказавшись от стадии возбуждения уголовного дела в принципе, кардинально изменил ее содержание. Практика применения этих уголовно-процессуальных новелл, полагает диссертант, выявит позитивные и негативные их стороны, покажет их жизнеспособность. В контексте исследуемых в диссертации проблем делается вывод, что в условиях нового правового регулирования проверочных действий на стадии возбуждения уголовного дела, расширения сферы принуждения в ней резко возрастет роль судебного контроля в обеспечении прав и законных интересов участников уголовно-процессуальных отношений на первоначальном этапе уголовного процесса.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в научно-исследовательском центре № 5 «ФГКУ ВНИИ МВД России», где осуществлено ее рецензирование и обсуждение. Основные выводы, предложения и практические рекомендации исследования опубликованы в 8 научных работах, в том числе 5 из них в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских и кандидатских исследований.

Четвертый параграф «Ведомственные нормативные акты в системе правового регулирования деятельности должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора на стадии возбуждения уголовного дела» завершает исследование нормативной базы стадии возбуждения уголовного дела в целом как правового комплекса, на котором основывается судебная проверка законности решений и действий (бездействия), связанных с рассмотрением сообщений о преступлениях.

Тема 8

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д.

2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

Adblock
detector