Рао И Радиовещание

РАО и ВОИС: как вещать легально

Сообщение для всеобщего сведения музыкальных произведений, исполнение, фонограмм, в том числе – в сети интернет, осуществляемое не-интерактивным способом (в виде «потока», без доступа к конкретным объектам) допускает использование особой правовой конструкции – коллективного управления, предусмотренного статьёй 1244 Гражданского кодекса РФ. Коллективное управление предусмотрено в отношении тех способов использования Объектов, когда заключение прямых договоров с правообладателями затруднено. Радиовещание как раз относится к такой сфере. Коллективное управление осуществляется специальными организациями – ОКУПами, имеющими государственную аккредитацию. ОКУПы собирают, распределяют и выплачивают вознаграждения в пользу правообладателей. Заключение лицензионных договоров с аккредитованными организациями (ОКУПами) даёт возможность радиовещателю правомерно использовать произведения, исполнения, фонограммы без заключения договоров с каждым отдельным правообладателем. То есть, в пользу ОКУПа может быть выплачено вознаграждение за использование Объектов независимо оттого, есть ли у ОКУПа договор с конкретным правообладателем или нет. В рамках этой правовой конструкции работают все радиостанции, независимо оттого, осуществляется вещание в эфире или в сети интернет.

При осуществлении потокового радиовещания в сети интернет вещатель использует охраняемые объекты интеллектуальной собственности – музыкальные произведения, исполнения, фонограммы (далее – «Объекты»). Использование этих объектов без разрешения правообладателей (авторов, наследников, исполнителей, изготовителей фонограмм) влечёт для нарушителя гражданско-правовую и уголовную ответственность, предусмотренную статьями 1250, 1252, 1253, 1301, 1311 Гражданского кодекса РФ, а также статьёй 146 Уголовного кодекса РФ. Что должен сделать радиовещатель, чтобы избежать претензий правообладателей и обеспечить правомерное (легальное) использование аудио-треков в эфире своей радиостанции? Возможность договориться с каждым из правообладателей мы не рассматриваем ввиду того, что такая конструкция просто невыполнима. И здесь нам на помощь приходит правовая конструкция – коллективное управление авторскими и смежными правами.

Рао И Радиовещание

Вещание большинства радиостанций немыслимо без песен, инструментальной музыки и других произведений авторов. Именно музыкальные и иные произведения авторов, наравне с ведущими радиоэфира, формируют имидж радиостанции и поднимают ее рейтинг. Величина
аудитории радиостанции далеко не в последнюю очередь зависит от той музыки, которая звучит в ее эфире. Следует отметить, что музыкальные произведения используются и в эфире информационных радиостанций. Это и музыкальное сопровождение различных
программ, а также музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).

По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
доб. 12045 и 12027 или электронной почте trk@rao.ru

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Фонограмма — объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей — то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Вам может понравиться =>  Ответственность За Хранение 2022

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

То есть, для того чтобы пустить в ротацию, к примеру, треки, нужно всего лишь указать имя создателя и название. Ну и разумеется, не забыть о распространении только в ознакомительных целях.
Но ведь создатель может резко вспомнить об охране интеллектуальной собственности, в соответствии с «Правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Что тогда?
Все гениально — просто. Стоит только удалить треки из ротации, и проблема решена. Вы не используете собственность, а значит и награждать Вам создателя не за что.
Именно с этой проблемой я уже сталкивалась и такое решение последующих проблем не вызывает.

Но дабы не переливать из пустого в порожнее, я обратилась к выдержкам из Федерального закона.
Предлагаю рассмотреть несколько аспектов:

  • лицензия на вещание
  • авторское право

Начнем с того, на что Вы и ваш проект претендуете. Если на титул «Официального источника информации» (независимо от того по теме политики или искусства), то Вам 100% необходима лицензия в СМИ. Если же нет, то нужно думать, читать, разбираться.

Как не платить РАО и ВОИС

В связи с законом о защите интеллектуальных прав, трансляция теле-, радио- и музыкального эфира в частных организациях без права обладания становится нелегальной. Чтобы не попасть в конфликт с законом, коммерческой структуре нужно заключить договор с РАО, а также ВОИС и совершать официальные отчисления. Музыка с выплатами в РАО и ВОИС – это уже легальный контент, которым владелец может распоряжаться на свое усмотрение.

РАО – Российское авторское общество – сотрудничает с авторами и защищает права создателей произведения. ВОИС – Всероссийская организация по защите смежных прав на использование фонограммы и других сопровождающих функций. По сути, это одна и та же организация, но необходимо заключить два отдельных договора. К тому же ставка для небольшого предприятия может оказаться весьма накладной.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РОССИЙСКОЕ
АВТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Пользователям>Радиокомпаниям>Об обществе>Документы(Радиокомпаниям)>Основные положения
Российское и международное законодательство об охране авторских прав закрепило за авторами исключительное право разрешать использование созданных ими произведений. В частности, согласно подпунктам 7 и 8 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ использованием произведений является их сообщение в эфир, то есть сообщение для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), а также сообщение по кабелю, то есть сообщение для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).

Российское Авторское Общество, являясь аккредитованной организацией по коллективному управлению правами, осуществляет сбор авторского вознаграждения как в интересах правообладателей, с которыми у РАО заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, так и в интересах правообладателей, с которыми у РАО такие договоры не заключены. В рамках договоров с иностранными авторско-правовыми организациями РАО также представляет интересы иностранных авторов и правообладателей. Таким образом, на территории Российской Федерации РАО управляет авторскими правами неограниченного круга правообладателей и имеет полномочия предоставлять разрешения на сообщение в эфир или по кабелю произведений авторов и собирать подлежащее к уплате вознаграждение.

Платить ли РАО за музыку в кафе или ресторане

Алгоритм работы РАО очень прост. Как правило, специалисты под видом клиентов приходят к вам в заведение, делают скрытую видеозапись, пробивают чек на незначительную сумму для подтверждения, что они находились в определенное время в определенном месте, а затем предлагают собственникам заключить с ними лицензионный договор. Ставки у них варьируются в зависимости от вида деятельности организации (расчет, как правило, складывается из фиксированного платежа, и ставки, зависящей от площади, либо количества посадочных мест, либо процент от продажи билетов и прочие вариации). Если собственник платить не хочет, то получает судебный иск и требование о взыскании компенсации 10 000 рублей за каждое произведение, которое попало на видеозапись.

Вам может понравиться =>  Хватит Ли Электричества На Новые Районы Москвы

Благодаря такой системе все дела с участием РАО смахивали на «правовое» вымогательство, направленное на предпринимателей. Но судебная практика последних лет немного изменилась: в судебных решениях о выплате компенсаций в качестве получателя судьи стали указывать не РАО в качестве уполномоченного лица, а конкретных правообладателей.

С РАО может быть можно только в том случае, если правообладатели предоставили РАО такие полномочия (но в любом случае это будут только авторские права). Аккредитация РАО не распространяется на доведение до всеобщего сведения (именно это полномочие затрагивается при размещении в Интернете файлов или потокового контента, как в случае с онлайн радио). Однако в самом РАО есть позиция, что потоковые радиостанции в Интернете осуществляют не доведение до всеобщего сведения, а сообщение в эфир или по кабелю и что они тогда вправе выдавать разрешения на такие онлайн радиостанции. По крайней мере, такая позиция у них была. Позвоните им, уточните. А дальше уже сами оценивайте риски — «поверите» в позицию РАО, если они до сих пор ее придерживаются, или будете действовать через правообладателей.

Здравствуйте, хочу открыть свое интернет радио, подскажите как мне соблюдать правила авторского права, если я хочу добавлять музыку на свое радио на которых весит авторское право. Как мне с такими музыкантами заключить договор на использование композиции на моем радио, что для этого надо (какие документы)?

1. Заключение договора с другими (не аккредитованными) организациями по управлению коллективными правами. Они представляют интересы конкретных лиц, получив от них соответствующие полномочия на основании договоров. Такие организации, как правило, предлагают не только заключить лицензионный договор с более низкими платежами за использование музыки, но и подбирают специальный репертуар под ваши предпочтения.

3. Запись фонограммы произведений народного творчества (фольклора) или произведений, ставших общественным достоянием, знакомыми вам музыкантами. В этом случае вам следует заключить с музыкантами договор об отчуждении смежных прав на исполнение.

В ч.1 ст.7.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к. РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм. В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

Вам может понравиться =>  Транспортный Налог 2022 Приморский Край Для Юридических Лиц

Кто защитит?
Вопрос в том, кто может в Государственной думе лоббировать интересы радио и телевизионной индустрии. К сожалению, НАТ, заключив в свое время генеральное соглашения с РАО, проявила необъяснимо слабую позицию в отстаивании индустриальных интересов. Я думаю, что представителям РАО при заключении соглашения можно было бы поставить те же вопросы, которые были поставлены выше. Более того, ведь НАТ могла бы создать собственную организацию по защите авторских прав или же сотрудничать с другой авторско-правовой организацией, которая в отличие от РАО представляет обладателей не только авторских, но и смежных прав. Или использовать всю мощь членов НАТ (телевидение и радио) для продвижения своих же собственных интересов. Делать нужный «белый» либо «черный» PR у нас многие умеют.
Может, что-то способен сделать свежесозданный Индустриальный комитет?
Если ничего не изменится и поправки к закону об авгорском праве будут приняты и том виде, в котором они прошли первое чтение в Госдуме, нужно организовать информационную структуру, позволяющую объединить, минуя РАО, авторов с радиостанциями и телевидением. Возможно, это должен быть специальный сайт, где можно было бы публиковать отчеты радиостанций и телепрограмм об использованных произведениях. Тогда авторы смогут по закону требовать полноценных и своевременных выплат за свою продукцию.
И было бы неплохо, если бы нашлась компетентная организация, которая могла бы провести квалифицированную комплексную проверку РАО.

«Судебная практика»
Если предыдущие материалы больше относились к позиции РАО и к законодательной среде, то судебная практика раскрывает уровень компетенции сотрудников РАО и методы их работы с пользователями авторской продукции.
Против «Радио-Рейтинг» был подан иск от общественной организации РАО в интересах граждан — членов РАО с перечислением авторов и наследников. РАО требовало через суд взыскать с нас авгорское вознаграждение, пени, штраф, перечислить это на расчетный счет РАО и запретить передавать в эфир произведения из репертуара РАО.
В конце статьи (с. 34) приведены два документа из судебной процедуры, которые весьма характеризуют уровень компетенции сотрудников РАО в области популярной музыки.
Из документоа №1 совершенно не понятно, откуда взялась запись на кассете SONY. Наверное, подразумевается, что это запись нашего эфира, в чем я сильно сомневаюсь. Но важно другое. Из семи специально подобранных произведений в трех (выделенных) либо есть ошибки в названиях и авторах, либо у РАО нет ни договоров, ни даже представления об авторах или их произведениях. Скорее всего, это свидетельствует о том, что примерно половина авторов, звучащих в эфире, не имеет договоров с РАО и, соответственно, не получает своего законного авторского вознаграждения.
Когда я обратил внимание судьи на неправильно указанное авторство в песне «Я посмотрел на часы», РАО предоставило очередной юридический шедевр, выданный северо-западным филиалом РАО, г. Санкт-Петербург:
Не знаю, откуда г. Лохова взяла, что песни «Я посмотрел на часы» и «Последний час декабря» — одно и то же, поскольку на официальном сайте М. Леонидова автором песни «Я посмотрел на часы» назван Майк Науменко. Зачем представители РАО так подставляют авторов?
Курьезности этой ситуации добавляет то, что, заменив одну песню на другую, РАО пытается доказать, что новогодняя песня «Последний час декабря» звучала на «Радио-Рейтинг» 24 июля (!) 2001 г.
Я думаю, что эти примеры достаточно показательны для выяснения уровня компетенции РАО в авторстве песен. Кроме того, они характеризуют уровень работы РАО в наших гражданских судах.

Adblock
detector