Ви Полезная Информация О Правах Ребёнка В Рф

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин одноименное ему понятие «обучающийся» почти не встречаются, а там, где они есть, содержание их подробно не раскрываются. Между тем, научная и практическая необходимость в этом более чем очевидна, поскольку считать обучающимся просто любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать индивида (физическое лицо), который: а) является обладателем и носителем конституционного права на образование и соответствующих законных интересов, б) обладающий универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), в) выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, форм и, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами.

Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения. Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т.д.

Наличие прав, законных интересов и обязанностей обучающихся, отражаемых в их правовом статусе, еще не означает, что они смогут их реализовать полностью или даже частично. Есть множество обстоятельств, которые объективно или субъективно могут препятствовать этому осуществлению. Поэтому необходим определенный комплекс (система) гарантий, т.е. организационно-управленческих, политических, педагогических, психологических и, особенно, правовых (юридических) средств, которые бы обеспечивали и защищали эти прав и законные интересы, предупреждали бы деяния, посягающие на них.

Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем, к сожалению, не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательству, собственно образовательную систему.

  • обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
  • школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);
  • обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
  • воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;
  • кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);
  • воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;
  • студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;
  • слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);
  • студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).

С 14-ти летнего возраста ребёнок несёт имущественную ответственность по совершаемым сделкам. С этого возраста наступает и уголовная ответственность за некоторые категории преступлений, например, разбой, кража, вандализм. Более подробный перечень указан в ст. 20 Уголовного Кодекса РФ. За совершение административных правонарушений тоже предусмотрены наказания.

Часто нарушаются и права детей. В зависимости от сферы, в которой происходят нарушения, созданы специальные органы для защиты прав ребёнка. Например, если это сфера образования, то обращаться следует к руководству школы, либо, в случае отказа в содействии, обращаться в органы по защите детских прав:

Защита прав детей и их организации

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ, охраняющий права несовершеннолетних – Конвенцию о правах ребенка. Этот документ впоследствии был подписан практически всеми странами мира, в том числе Россией. Для контроля реализации Конвенции на практике создан специальный Комитет по защите прав детей. В этот орган может обратиться гражданин любой страны, чтобы сообщить о возможном нарушении прав и принятии соответствующих мер.

Жилищные права ребенка и его защита

  • Всеобщую декларацию прав человека . Все права, гарантированные данной декларацией для человека, распространяются также и на любого ребенка. Большинство из них продублированы российской Конституцией.
  • Декларацию прав ребенка . Данным документом Генассамблея ООН дополнительно уточнила все правомочия несовершеннолетних как особой категории населения. Документ, в частности, закрепляет ряд принципов, на которых должна строиться государственная политика любого государства в отношении детей.
  • Конвенцию о правах ребенка . По нашему мнению, это важнейший правовой документ о защите прав несовершеннолетних, так как он не только декларирует их и развивает принципы, оговоренные декларацией , но и предусматривает механизмы их реализации, а также конкретные обязательства стран-подписантов (в том числе и РФ) в этом контексте.
  • Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей . Еще один документ, которым задекларированы возможности, задачи и обязательства стран-подписантов в отношении прав и свобод детей, как основной цели любого правового государства.

Очевидно, что для полноценной реализации любым субъектом его прав и свобод они должны быть закреплены на законодательном уровне, иначе они попросту не существуют. В этом плане государство действует последовательно: нормативно-правовые документы, касающиеся правомочий ребенка, представляют собой обширную систему, состоящую как из внутренних законодательных и подзаконных актов, так и международных договоров и конвенций.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

Вам может понравиться =>  Число иностранных граждан в рф 2022

Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Защита прав ребенка в россии

Все цивилизованные государства защищают и поддерживают семью. Следовательно, этим принципам закреплено в Конституции – основном законе Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) Эти принципы способствуют развитию семейного законодательства.

право посещать школу и учиться, на равенство, свободно выражать свои мысли, на собственное мнение, на имя и гражданство, на получение информации, на защиту от насилия и жестокого обращения на медицинское обслуживание, на отдых и досуг, на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

В первую очередь, защита прав ребенка осуществляется его родителями, а в случае невозможности этого, службой защиты детей. Согласно нормам действующего законодательства, детьми считаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Именно на них распространяется действие главы 11 Семейного Кодекса РФ, ФЗ «О защите детей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеке и попечительств», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в России», а также Конвенции «О правах ребенка».

  1. Конституция РФ;
  2. Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  3. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  4. Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  6. Федеральный закон об образовании;
  7. Семейный кодекс РФ;

К нему можно обращаться, непосредственно путем направления жалобы о нарушении последних по почте, либо на сайте Уполномоченного (http://www.rfdeti.ru/letter). В Украине также учрежден институт Уполномоченного Верховной рады по правам человека, обращаться к которому можно по почте жизнь, защиту здоровья; семью; образование

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

«Конвенция о правах ребёнка» — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениям и взглядам.

  • Статья 6.1. Дети имеют неотъемлемое право на жизнь.
  • Статья 8. Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности.
  • Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
  • Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
  • Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
  • Статья 23.1. Дети-инвалиды имеют право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинства, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.
  • Статья 23.2. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и образование.
  • Статья 24.1. Дети имеют право на медицинский уход.
  • Статья 24.2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
  • Статья 27.1. Дети имеют право на уровень жизни, необходимы для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
  • Статьи 28, 29. Дети имеют право на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.
  • Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
  • Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
  • 1924 г. – В рамках Лиги Наций принята «Женевская декларация прав ребёнка»
  • 1948 г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию прав человека», которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь
  • 1959 г. – «Декларация прав ребёнка»
  • 1989 г. – «Конвенция о правах ребёнка»
  • 1990 г. – «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на защиту законных прав и интересов;
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право на выражение мнения;
  • имущественные права, включая права собственника.

1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

В 1999 общая стоимость проектов ЮНИСЕФ в России достигла 2,5 млн. долларов. Основная часть этих средств предоставлена странами-донорами – Германией, США, Великобританией, Финляндией – на осуществление целевых программ. Под патронажем ЮНИСЕФ в России проводятся международные акции в области культуры и искусства. ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям, пострадавшим от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий.

Первый протокол касается участия несовершеннолетних в вооруженных конфликтах, который дополняет статью 38 Конвенции ООН. В этой части документа запрещается прямое участие в военных действиях представителей общества, не достигших возраста 15 лет, не рекомендуется также призыв в армию молодежи, не достигшей 18-летнего возраста.

  • мелкие покупки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей подростка или его родственников, например, приобретение канцелярских товаров;
  • безвозмездное получение в дар различных предметов, например, игрушек или одежды (такие сделки не требуют участия нотариуса);
  • распоряжение деньгами, полученными от родителей или опекунов, для удовлетворения своих нужд.

За выполнением государствами-участниками Конвенции наблюдает Комитет по правам ребенка (КПР), состоящий из независимых экспертов. Все государства-участники регулярно предоставляют в комитет доклады о выполнении соответствующих прав Конвенции и трех дополнительных протоколов к ней. Третий протокол был представлен для подписания в феврале 2012 года. В нем идет речь о процедуре сообщений, позволяющей детям ставить в известность КПР, когда имеет место нарушение прав ребенка, закрепленных конвенцией.

Конвенция состоит из 54 статей, каждая из них раскрывает определенное право. Когда страна подписывает документ, она обязуется предоставлять указанные права каждому малолетнему без исключения. Это утверждает статья 3 Конвенции, которая обязывает государства-участников делать все возможное для благополучия и защиты детей с учетом прав и обязанностей родителей или других лиц, отвечающих по закону за несовершеннолетних.

Впервые о правах ребенка оповестил Международный союз спасения детей в своей декларации, принятой в 1923 году. Спустя 36 лет, ООН поставила цель издать документ, имеющий законодательную силу для государств, согласившихся его подписать. Для этого в 1959 году была принята краткая декларация о правах детей, в которой были обозначены основные тезисы будущей Конвенции ООН о правах ребенка (документ появился в 1989 году). Подавляющее большинство стран уже подписали документ. Россия присоединилась к этому соглашению 13 июля 1990 года.

Вам может понравиться =>  Если У Мужа Долги Перед Банками Могут Ли Банки Отобрать Дом Зарегестрированный На Жену

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и т.п., в пределах своих полномочий также должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны содействовать указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей.

5. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости (ст. 11 ФЗ). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

4) общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, которые играют важную роль в социализации и защите прав ребенка, его подготовке к самостоятельной жизни.
3. Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 ФЗ). Конституцией и Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право каждого на образование, а также обязательность среднего общего образования. Первыми педагогами являются родители. В дальнейшем поступая в образовательное учреждение, ребенок становится обязательным участником образовательного процесса, вследствие этого необходимо обеспечить защиту его прав в процессе обучения.

– дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети-инвалиды;
– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
– дети – жертвы насилия;
– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
– дети, проживающие в малоимущих семьях;
– дети с отклонениями в поведении;
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям: обеспечение реализации федеральных целевых программ, региональных программ, местных программ защиты и законных интересов детей, поддержки детства; участие в формировании социальной инфраструктуры для детей; определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите и законных интересов ребенка; обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей; подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов; а также иные направления деятельности в данной области.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень ребенка:

  1. имеет право на образование;
  2. имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
  3. имеет на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
  4. может свободно выражать свое мнение;
  5. может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.
  6. имеет право на жизнь, гражданство;

Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире.

Согласно ему, осуществление прав ребенка возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, которые реализуют государственную политику в интересах детей, осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечение их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха идр.

К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.

Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала.

  • организацией досуга и отдыха;
  • участием в спортивных занятиях,
  • профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,
  • формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,
  • посещением оздоровительных детских лагерей,
  • соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),
  • прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении.

Важнейший этап в жизни человека – его детство. От того, как оно сложится, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Осознавая это, родители и лица, их заменяющие, должны всячески содействовать воспитанию и развитию детей, их подготовке к самостоятельному существованию в обществе, проявлению социально-значимой активности и высоких моральных качеств. Государство же со своей стороны относит права ребенка к числу приоритетных и гарантирует, насколько это возможно, их реализацию и защиту, тем самым с рождения прививая стремление к патриотизму и гражданственности.

Приоритетной задачей государства является не только содействие в реализации, но и защита прав ребенка, которая заключается в принятии соответствующих законов, создании государственных органов с определенными полномочиями и доведении до сведения граждан информации о применении государственной защиты в интересах несовершеннолетнего.

Права ребенка в России: описание ситуации

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

Заключение.
Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие – пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

  • ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции, как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;
  • принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;
  • внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;
  • организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т.п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

  • преодоление закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;
  • административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении;
  • изменение базовой схемы бюджетного финансирования, отказ от традиционного принципа финансирования учреждений, как таковых, и переход на «подушное» распределение бюджетных средств для оказания необходимых услуг конкретному ребенку, в том числе услуг, обеспечивающих семейное устройство ребенка-сироты;
  • внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей (в «Концепции реформы законодательства об опеке и попечительстве», представленной участникам предстоящих 4 апреля с.г. Слушаний в Комитете Государственной Думы по делам женщин семьи и молодежи, эта возможность усиления органов опеки и попечительстваоспаривается);
  • внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;
  • повсеместная реализация региональных программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;
  • обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка – воспитанника сиротского учреждения;
  • проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Вам может понравиться =>  Срок Привлечения К Административной Ответственности Выгул Собак

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

  • ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)», подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.;
  • отказаться от внесения в законодательство требования о заключении двусторонних международных договоров, как условия осуществления международного усыновления, поскольку такая законодательная новелла приведет к прекращению усыновления в страны с федеративным устройством (США, Канада, Германия) и тем самым станет существенно дискриминационной в отношении тысяч российских детей-сирот, в том числе детей-инвалидов и тяжело больных детей, нуждающихся в срочном лечении;
  • законодательно усилить контроль за процедурами «независимого» международного усыновления и за судьбой ребенка, усыновленного в рамках этих процедур.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

  • законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т.е. возможность иностранного усыновления на равных с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в ПНИ органов социальной защиты и т.п.);
  • создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;
  • включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка.

5. С целью совершенствования механизмов контроля за соблюдением прав детей и привлечения гражданских инициатив к помощи семье и детям:

  • Ввести в федеральное законодательство положения о создании следующих организационных форм защиты прав детей: Федерального Уполномоченного по правам ребенка в РФ; Региональных Уполномоченных по правам ребенка; системы общественного контроля за соблюдением прав детей, в первую очередь в детских учреждениях.
  • Принять федеральные и региональные законодательные акты, способствующие привлечению к социально-профилактической работе общественных инициатив. Создать действенные финансовые механизмы, позволяющие поддерживать государственными средствами работу соответствующих негосударственных учреждений и организаций. Учредить федеральные стандарты и правила лицензирования деятельности общественных организаций по работе с биологическими и замещающими семьями.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных и религиозных. Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ [6]. Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.

Цифровые Трудовые Репродуктивные Языковые. В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 января года. Категория : Права ребёнка. Скрытые категории: Википедия:Статьи с разделами без ссылок на источники с января года Википедия:Статьи без источников тип: не указан Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ [3]. Декларация прав ребёнка [4] , принятая Генеральной Ассамблеей ООН в году, устанавливает следующие принципы:.

Ребёнком в общем смысле признаются несовершеннолетние, в юридическом — лица, не обладающие полной дееспособностью на основании своего возраста 18 лет. Конвенция о правах ребёнка является базовым международным актом, который устанавливает приверженность всего мирового права к соответствию наибольшего благоприятствования детям. Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:. Помимо этого, Декларация прав ребенка также подразумевает их исполнение сразу по нескольким пунктам.

Поскольку функции по опеке и попечительству исполняются на уровне органов местного самоуправления, нормы о порядке деятельности органов опеки закрепляются в настоящее время в региональном законодательстве. Вместе с тем подавляющее большинство этих норм затрагивают осуществление субъективных гражданских прав личности и требуют фиксации исключительно на федеральном уровне (статья 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, порядок исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей на всей территории Российской Федерации должен быть единым. Однако, установление такого порядка в настоящее время противоречило бы принципу самостоятельности местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации). Этому же принципу противоречил бы и государственный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Пользуясь отсутствием такого контроля и отсутствием единой нормативной базы для осуществления функций по опеке и попечительству, соответствующие органы на местах зачастую допускают нарушения прав граждан[12, с. 44].

жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка могут представлять его законные представители, а в случаях предусмотренных законом, иные лица. Рассмотрим подробно вопросы представительства ребенка в судебном процессе.

1) обращения в суд за защитой прав свобод и законных интересов несовершеннолетних. Так, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации прокурор может обратиться в суд только с иском: о лишении родительских прав (п.1 ст. 70), об ограничении в родительских правах (п.3 ст. 73), об отмене усыновления (ст.142);

Семейный кодекс РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им четырнадцати лет. В этом случае право ребенка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Он наделяется и другими правами и обязанностями, предусмотренными ст. 35 ГПК РФ.

Adblock
detector