Роль Кс Рф В Защите Прав Мсу

Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской Федерации возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами РФ разнообразных вопросов регионального и местного значения представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву

Мы не беремся за любые заказы, а выполняем консультации исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, оказывающему консультационные услуги по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Вступление в силу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обусловило существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, — теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ — такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, — должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом.

Конституция Российской Федерации закрепляет в главе 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели, права и гарантии местного самоуправления. Содержание ст. 130-133 указанной главы непосредственно связано со ст. 3 Конституции РФ, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и ст. 12, признающей и гарантирующей местное самоуправление как основу конституционного строя. В иных статьях Конституции РФ закреплены отдельные функции и полномочия органов местного самоуправления (ст. 2, 8, 9, 15, 18, 24), а также права и свободы граждан в сфере местного самоуправления (ст. 29-33, 46).

Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении судебной защиты органов местного самоуправления

Особое юридическое значение имеет практика Постановления Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П [8], в котором указано, что не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления.

Положение о праве на защиту средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления, нуждается в дополнительном уточнении.

Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

Обжаловаться могут как индивидуально — правовые, так и нормативно — правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правила судопроизводства при рассмотрении Данных заявлений устанавливаются в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

5. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

  1. Система органов государственной власти Удмуртской Республики как субъекта Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством Удмуртской Республики .

Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А.А. Гаджиева по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». 1997 г.

  1. Удмуртская Республика сама вправе решать вопросы местного и государственного значения с тем условием, чтобы при этом население городских, сельских поселений и других территорий не было лишено конституционного права на осуществление местного самоуправления, т.е. права на самостоятельное решение вопросов местного значения .
Вам может понравиться =>  Куда можно потратить 450 тысяч за третьего ребенка в 2022?

Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». 1997 г.

  1. На переходный период до преобразования органов местного самоуправления района, города, с учетом мнения населения, существующим муниципальным органам могут быть посредством закона переданы отдельные полномочия, которыми наделяются вновь образуемые органы государственной власти. Такая передача допустима по смыслу ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ. Однако при этом органы местного самоуправления как таковые не могут быть преобразованы в органы государственной власти, поскольку в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно, осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N 59-О Конституционный Суд РФ отказал в принятии обращения гражданина М.И. Бессонова, полагавшего, что нарушены его права на осуществление местного самоуправления, закрепленные в ст. 15 (ч. 3) Конституции РФ и подавшего жалобу в Конституционный Суд РФ об оспаривании конституционности Устава муниципального образования «Каргопольский район» Архангельской области по порядку опубликования и введения в действие. В своем Определении Конституционный Суд РФ указал: «Согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод правомочен проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка муниципальных правовых актов не отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ. Следовательно, проверка актов местного самоуправления Конституционному Суду РФ неподведомственна».

Территориальные изменения, напрямую затрагивающие интересы большинства населения территории, на которой осуществляется местное самоуправление, предполагают непосредственное волеизъявление населения соответствующей территории. Следовательно, при изменении границ территорий в связи с упразднением муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление и действуют выборные органы муниципальных образований, наиболее адекватной формой учета мнения населения, по смыслу ст. 130 (ч. 2) Конституции РФ, является референдум. В противном случае местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемого, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ) [9].

Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (ч. 2) и 130 (ч. 2), — решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление – непосредственно и через органы местного самоуправления – муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 7-П). Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, — исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, — должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач [7].

Роль органов конституционного (уставного) правосудия в защите прав местного самоуправления в России

Кроме сказанного, частью 5 статьи 7 Закона установлено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации по вопросам организации, прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, то он вправе обратиться в соответствующий суд. Полагаю, что с учетом характера указанных выше актов, являющихся по существу воплощением конституционно-правовой материи, такими судами станут и органы конституционного правосудия. Тем более что за непродолжительный период своего существования они подтвердили важность своей практической деятельности по укреплению конституционной законности, защите прав и свод человека, формированию единого правового пространства, и, тем самым, укреплению российской государственности.

Вам может понравиться =>  Ссылка Судебных Приставов И Сколько Должен Как Можно Посмотреть

Таким образом, конституционное (уставное) правосудие максимально приближено к населению, благодаря чему обеспечивается более быстрое рассмотрение дел о конституционности нормативных правовых актов регионального уровня, в том числе и актов органов местного самоуправления. Отнесение к компетенции конституционных (уставных) судов даже существующего незначительного количества вопросов в какой-то степени способствовало стабилизации работы Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, фактически свело к минимуму необходимость рассмотрения ими дел об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Анализ поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации в последние годы обращений позволил сделать следующий вывод: из тех субъектов Российской Федерации, где функционируют конституционные (уставные) суды, обращения о признании неконституционными нормативных правовых актов этих субъектов практически не поступают. В частности, до начала функционирования Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания из республики в Конституционный Суд России ежегодно поступало до десяти обращений, по двум-трем из которых выносились итоговые решения. И это только из одного субъекта Российской Федерации! При этом с начала деятельности Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания (2003 г.) не было ни одного обращения в Конституционный Суд РФ, поскольку возникающие противоречия разрешаются на региональном уровне. Одной из причин эффективности деятельности Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания, в том числе по защите прав органов местного самоуправления, является соответствующий республиканский Закон, в котором Конституционному Суду республики предоставлены довольно широкие полномочия по данному вопросу. Такой подход законодателя полностью оправдал себя и в теоретическом, и в практическом плане.

Судебная и иные формы защиты местного самоуправления

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления — судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане — в суд общей юрисдикции.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов.

В таком случае орган местного самоуправления может в соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании какого-либо нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. До разрешения вопроса о наличии или отсутствии такого противоречия судом принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

По мнению авторов одного из комментариев к Закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 5 ст. 7 Закона регламентирует действия органов местного самоуправления в случае наличия коллизий между различными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ 4 Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации честного самоуправления в РФ» / Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов) // СПС «КонсультантПлюс». .

Вам может понравиться =>  Характеристика На Ученика Для Соцзащиты

Судебная защита прав местного самоуправления

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий, так как обеспечивает возможность защиты нарушенных прав, решения возникших споров с помощью независимого правосудия. Поэтому в статье 11 Европейской хартии местного самоуправления указано, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления. Право на судебную защиту выделено в статье 133 Конституции Российской Федерации в качестве особой гарантии местного самоуправления. Более детально такая защита регламентируется федеральным процессуальным законодательством. Раньше оно закреплялось в статье 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но, к сожалению, не получило отражения в аналогичном Федеральном законе № 131-ФЗ от 31.10.2003 г.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом Федерации, в том числе и для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) региона (статья 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но возможность защиты прав местного самоуправления органами конституционной юстиции субъектов федерации ограничена тем, что данный вид судов не получил большого распространения и на 2008 год существует только в 16 субъектах федерации.

Роль решений Конституционного Суда РФ в формировании нормативно-правовых основ местного самоуправления

2. Конституционный Суд РФ обращал и к вопросу о том, на каких уровнях должно осуществляться местное самоуправление. Как видно из названного выше постановления от 24 января 1997 г., Конституционный Суд РФ допускал, что сельские районы и города республиканского, областного значения могут и не быть муниципальными образованиями, являться административно-территориальными единицами, где действуют органы государственной власти данного уровня.

Сегодняшнее развитие местного самоуправления происходит в условиях концептуальной разнонаправленности его правовой, территориальной, политической, организационной основ. В обществе и государстве существуют разные подходы к местному самоуправлению, неоднозначное восприятие соответствующих правовых норм. В таких условиях решения Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления, зачастую имеют ключевое значение, выявляют смысл положений Конституции РФ о местном самоуправлении, вытекающих из его конституционного статуса, обозначают параметры их наполнения. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий*(134).

Судебная форма защиты права на местное самоуправление

6. в делах об оспаривании нормативных актов на предмет противоречия вышестоящим актам субъективная заинтересованность не является необходимой предпосылкой подачи заявления – 253. Противоправный акт не может быть оставлен в силе только потому, что он не касается оспаривающего лица.

Обращаясь в суд, мы имеем два правоотношения – материальное и процессуальное. Если вы пришли в исковое производство, то это означает, что материальном правоотношении вы равны – заключили договор, например. Поэтому между вами может быть спор о праве. Другое дело – если вы в материальном отношении неравны (например, отказали гражданину в материальной помощи). Здесь не может быть речи о споре о праве, здесь предмет судебной деятельности – контроль за законностью действий публичного органа. Здесь процесс будет стремиться к тому, чтобы обеспечить вам равноправие с помощью разных процессуальных прав и обязанностей.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом РФ, в том числе, для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд РФ. Наделение органов местного самоуправления правом обращения в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции потребует внесения изменений в Основной закон РФ. Однако ст. 124 Конституции предусмотрена также возможность обращения в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Adblock
detector