Закон О Ликвидаторах Аллигаторов Чернобыльской Аэс

• гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;

Вопросы определения статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также порядка выдачи им удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на меры социальной поддержки, решаются в строгом соответствии с:

• органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации -гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи;

• федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба,- гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;

• приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 21.04.2022 № 253/207н/73н (зарегистрирован в Минюсте России 18.08.2022, регистрационный № 59305), утвердившим Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — Порядок).

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

Государство старается помочь гражданам, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В льготную категорию попадают так называемые «чернобыльцы», для которых предусмотрено получение различных выплат и льгот. Чтобы оформить указанный статус, необходимо знать, куда обращаться и какой пакет документов нужно предоставить. Разберем последние новости льгот и выплат чернобыльцам в 2022 году.

Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.

  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.
  • прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
  • приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
  • пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
  • внеочередной прием в дома престарелых;
  • помощь социальных работников в первоочередном порядке.

Закон РФ от 15 мая 1991 г

*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

***) К гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда — пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ — не противоречащими Конституции РФ

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;
  • членов семьи, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
  • граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу; ставших инвалидами вследствие указанных событий.

Вы можете получить удостоверение эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, если проживаете в Москве по месту жительства и относитесь к:

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

Федеральный закон №1244-1 от 15 мая 1991 г

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются:

  • 1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин — не менее 20 лет, у женщин — не менее 15 лет;
  • 2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии. В случае получения двух пенсий указанная надбавка устанавливается по выбору к одной из получаемых пенсий.
    (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

  • 5) единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства в размере 500 рублей на каждого переселяющегося члена семьи;
  • 6) компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
  • 7) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
  • 8) предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
  • 9) внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов;
  • 10) первоочередное право вступления в кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и стоянок для транспортных средств (включая водные);
  • 11) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • 12) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа;
  • 13) ежегодная компенсация на оздоровление в размере 100 рублей.
  • Вам может понравиться =>  Сколько Времени Делается Проездной Для Студентов

    Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:

    Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

    Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

    Закон РФ от N 1244-1 (ред

    2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

    Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются:

    Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.

    Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»).

    В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

    Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

    Полагается таким гражданам скидка на оплату коммунальных услуг и расходы, связанные с содержанием жилого помещения. Размер компенсации составляет 50% (предоставляется после оплаты услуг возвратом ½ средств на счет через социальную защиту). Субсидия распространяется на оплату следующих услуг:

    Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

    Согласно статье 6 Закона «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.

    Если за это время он не успевает реализовать сертификат, нужно также подать заявку на его замену, приложив бумаги, объясняющие причины неиспользования, а также справку из банка о закрытии счета без использования перечисленной государством суммы. В течение следующего после подачи заявления месяца будет принято решение об оформлении нового сертификата.

    Дети льготников принимаются в санаторные учреждения, летние лагеря, ДОУ без очереди. Вдобавок им положена компенсационная сумма в объеме 181 руб. 99 коп. ежемесячно на питание во время пребывания в санатории либо лагере.6. Преимущество определения в пансионаты для ветеранов или дома-интернаты для престарелых людей и людей с инвалидностью.

    Пенсия ввиду потери кормильца может назначаться нетрудоспособным родственникам участника чернобыльских событий в случае его смерти. К ним относятся: несовершеннолетние дети, немощные родители и супруг, ухаживающий за детьми младше 14 лет. Также она назначается бабушкам или дедушкам умершего, если они достигли пенсионного возраста.

    Эти отважные люди пережили крупнейшую техногенную катастрофу. О случившейся в Чернобыле трагедии с душевным трепетом говорили во всем мире. Масштабы последствий чудовищны. По оценке специалистов пострадало более 7 000 000 человек. Радиоактивное облако распространилось на 7% территории Украины, 0,4% России, четверть Белоруссии.

    Перечень послаблений, которые имеют право получить ликвидаторы радиационных катастроф, достаточно широк. Все они также гарантируются Федеральным законом о соцзащите ликвидаторов техногенных катастроф, где указан и список лиц, которые могут претендовать на получение этих послаблений и выплат. Разберемся, какие льготы положены лицам, устранявшим последствия радиационных катастроф:

    Именно такие льготы положены ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС в 2022 и 2022 году. К сожалению, утерянное здоровье уже не вернешь, но государство, в свою очередь, делает все возможное для того, чтобы люди, проявившие героизм в 1986 и 1957-58 году, жили нормальной жизнью и ощущали ту дань, которую им отдает государство за их подвиги в сражении с величайшими катастрофами ХХ века.

    Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

    • 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
    • 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
    • 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

    Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2022 году сумма равна 1075,19 рублей).

    Компенсационные выплаты участникам, инвалидам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также семьям умерших граждан этих категорий

    Реализация прав граждан, подвергшихся воздействию радиации, осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и принятыми в целях его исполнения постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Вам может понравиться =>  Проезд По Социальной Карте Учащегося В Пригородах Подмосковья

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» с 1 февраля 2022 года установлен размер индексации 1,049 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

    Через органы социальной защиты населения области осуществляется назначение сумм в возмещение вреда и др. выплат, в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации (ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация на оздоровление, компенсация на питание ребенка посещающего детское дошкольное учреждение, компенсация за дополнительный оплачиваемый отпуск, единовременная компенсация за потерю кормильца, пособие на погребение).

    Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Закон О Ликвидаторах Аллигаторов Чернобыльской Аэс

    Участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимало большое количество граждан нашей страны в молодом возрасте. Для значительной части бывших ликвидаторов наступает время выхода на пенсию. Законом о ЧАЭС для данной категории граждан установлен льготный порядок выхода на пенсию по возрасту.

    При назначении пенсии применяется льготный порядок исчисления стажа работы. Время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с момента катастрофы до 31 декабря 1987 года засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 года – в полуторном размере.

    бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;

    бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси.

    Установление статуса потерпевшего, за исключением установления статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется рай(гор)исполкомами, администрациями районов в городах областного подчинения и г. Минска по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

    Экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века предопределила высокую степень риска значительно превышающего приемлемый уровень риска жизни и здоровью граждан. Это в первую очередь коснулось персонала атомной станции и всех категорий граждан, принимавших участие в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС

    Нормативно, положение о возможном риске было отражено в Нормах радиационной безопасности. На момент аварии на ЧАЭС, основным документом, регламентирующим уровни воздействия ионизирующих излучений, являлись Нормы радиационной безопасности НРБ-76. Никакие ведомственные и отраслевые правила и инструкции не должны были противоречить Нормам радиационной безопасности НРБ-76. Согласно пункту 4.9 указанных Норм, а позже пункту 4.6 НРБ-76/87, потенциальную дозу от внешнего излучения и поступление радионуклидов в организм, а следовательно, и интенсивность вредного воздействия на организм человека, во время аварии предвидеть невозможно. Максимум, что предлагалось Нормами, принять все практически возможные меры для сведения к минимуму внешнего облучения и поступления радионуклидов в организм человека. Кроме того, в пункте 4.7 НРБ-76/87 было определено: «…повышенное облучение персонала во время аварии выше установленных дозовых пределов может быть разрешено только тогда, когда нет возможности принять меры, исключающие их превышение, и может быть оправдано лишь спасением людей, предотвращением развития аварии и облучения большого числа людей».

    — работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, выполнявшим работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды, было разрешено выплачивать суточные в размере 3 рублей 50 копеек (ст. 48 Основ, ст.116 КЗОТ РСФСР и п. 5 Постановления Совмина СССР от 17.01.1980 N 46), а также обеспечивать их бесплатным трехразовым горячим питанием из расчета 2 руб. 85 коп. в сутки, взамен лечебно-профилактического питания по рациону № 1, на получение которого они имели право по закону (ст. 64 Основ, ст. 151 КЗОТ РСФСР и раздел V Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/П-1).

    Указанные Постановления не содержат указаний о «привлечении», «направлении», «командировании», «временном переводе» граждан, для выполнения работ по ликвидации аварии в зоне Чернобыльской АЭС, тем более о правомерности данных действий в свете существовавшего в период ликвидации аварии законодательства. Рассмотрен лишь вопрос о гарантиях и компенсациях гражданам уже выполняющим и выполнявшим работы по ликвидации аварии на ЧАЭС.

    Перевод на другую работу с иными существенными условиями труда — это перемещение на другое рабочее место в сочетании с существенным изменением размера заработной платы, льгот и преимуществ, объема, степени сложности или тяжести работы, времени или порядка ее выполнения, а также иных существенных для данных конкретных обстоятельств условий. Перевод на другую работу в другой коллектив работников — это поручение работы в составе коллектива, предприятия (учреждения, организации), производственного или научно-производственного объединения (комбината и т.п.). Перевод на другую работу в другую местность — это поручение работы за пределами установленных административно-территориальных границ данного населенного пункта.

    Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

    Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

    При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

    Для получателей жилищной субсидии выдвигаются условия, например, у них не должно быть иной жилплощади, если есть договор социального найма – он расторгается, а при наличии другого жилого помещения оно передается в государственную собственность.

    Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

    Закон О Ликвидаторах Аллигаторов Чернобыльской Аэс

    В тот период господствовала идеологическая установка, что чрезвычайных ситуаций в СССР, быть не может, и до 1988 года в СССР юридически закрепленного понятия «чрезвычайное положение» не существовало. И только 1 декабря 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», в соответствии с которым наряду с военным положением была предусмотрена еще одна мера — объявление чрезвычайного положения. Вторым важным шагом на пути создания правовой базы института чрезвычайного положения явилось принятие Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» (Закон СССР от 03.04.1990 N 1407-1).

    — призвать из запаса на специальные сборы на срок до 6 месяцев 2 тыс. человек из числа военнообязанных Белорусского военного округа и направить их для формирования химических и инженерных частей, производящих дезактивационные работы в Могилевской области Белорусской ССР. Укомплектование указанных частей необходимой техникой осуществить за счет свободных ресурсов Белорусского военного округа.

    При этом, следует учесть (как было отмечено выше), что ни один нормативный документ на то время не предусматривал выполнения указанных работ без специально подготовленного персонала и силами сторонних организаций. Следовательно, все граждане, привлеченные к выполнению аварийных работ, могли их выполнять или в качестве персонала организации, на объекте которой произошла радиационная авария или под контролем и руководством специализированных служб данной организации, в составе своих подразделений имевших разрешение на выполнение указанного вида работ.

    — работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, выполнявшим работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды, было разрешено выплачивать суточные в размере 3 рублей 50 копеек (ст. 48 Основ, ст.116 КЗОТ РСФСР и п. 5 Постановления Совмина СССР от 17.01.1980 N 46), а также обеспечивать их бесплатным трехразовым горячим питанием из расчета 2 руб. 85 коп. в сутки, взамен лечебно-профилактического питания по рациону № 1, на получение которого они имели право по закону (ст. 64 Основ, ст. 151 КЗОТ РСФСР и раздел V Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/П-1).

    «Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно — правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан».

    Время работы по ликвидации последствий катастрофы в пределах десятикилометровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками из архивных учреждений. В справке должны быть указаны период работы, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

    Право на получение второй пенсии имеют военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС во время прохождения службы. Данная категория граждан наделена правом на получение выплат по инвалидности, приобретенной в результате военной травмы и трудовой пенсии по старости.

    Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг. либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации. На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?

    Вам может понравиться =>  Что делать если большой долг за квартиру и нечем платить

    Смотри также: Подробности 26 Март 2022 Выплаты ликвидаторам Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года — день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. В ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 28 лет назад принимали участие более пяти с половиной тысяч ленинградцев.

    2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

    Доврачебная и первая врачебная помощь ликвидаторам оказывалась на здравпункте станции, а квалифицированная помощь — в медсанчасти. Специализированную помощь до полного излечения оказывали в основном в больнице №6 в Москве, куда самолётами эвакуировали тех, у кого обнаруживали явные симптомы лучевой болезни.

    С аналогичными проблемами чернобыльцы сталкиваются и в медучреждениях, где продолжается второй этап медреформы. Из-за нового «договорного» вида обслуживания медучреждения не могут оказать весь необходимый спектр услуг лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Некоторые специализированные медучреждения так и не заключили договор с Национальной службой здоровья Украины.

    Ликвидаторы массово обращаются в медпункты с жалобами на острое раздражение слизистой оболочки дыхательных путей. Профессора считают, что те индивидуальные средства защиты дыхания «Лепесток», которые использовались ликвидаторами, не всегда обеспечивали должную защиту.

    Все те, у кого подозревали острую лучевую болезнь, были направлены на лечение в Институт биофизики в Москве и в несколько клиник в Киеве. Всего было 237 таких пациентов, однако диагноз подтвердился лишь у 134 человек. Отмечается, что все те, у кого было подозрение на острую лучевую болезнь, находятся под длительным медицинским наблюдением в специализированных государственных научных институтах.

    Но последствия ликвидационных работ сказались не только на физическом самочувствии. Европейская комиссия в своей статье указывает и на психологические последствия аварии на ликвидаторов. Сообщалось о депрессии, нарушении сна, головной боли, неспособности концентрировать внимание и т. д. По словам авторов статьи, многие люди были убеждены, что причина их симптомов — облучение.

    Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат

    И подобные судебные постановления, отменяющие решения вынесенные в пользу внуков ликвидаторов посыпались как из рога изобилия (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2022г по делу № 88-18951/2022, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2022г по делу № 88-8291/2022 и т.д.).

    «поскольку внуки ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются последующим поколением относительно лиц данной категории, то имеют право на ежемесячную денежную выплату, так как негативные последствия могут проявиться не только у детей, но и у последующих поколений лиц, подвергшихся облучению. Документом, подтверждающим такое право, в данном случае являлось удостоверение № (дедушки детей)».

    граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

    «Из анализа приведенных положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 следует, что право на получение такого вида социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата (статья 27.1 Закона) имеют дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, относящихся к категориям граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также внуки, правнуки и т.д, то есть дети первого и последующих поколений лиц таких граждан, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.

    Следует следующий ответ: «Довод кассационной жалобы о том, что старшему сыну ФИО2 — ФИО5 пенсионный орган назначил ежемесячную денежную выплату по аналогичному основанию без предоставления соответствующего удостоверения, подтверждающего факт радиоактивного облучения ФИО2, не может быть положен в основу отмены апелляционного определения, поскольку правового значения при разрешении данного спора не имеет» (это дословная цитата из определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2022г по делу № 88-8291/2022).

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выплачивается гражданам, пострадавшим от радиации, вне зависимости от других выплат. Ежемесячная денежная выплата в 2022 году будет проиндексирована с 1-го февраля. Выплата и НСУ увеличатся на процент инфляции за предыдущий год. Предположительно коэффициент индексации с 01.02.2022 г. будет устанавлен на уровне 1,034. За оформлением следует обращаться в отделение пенсионного фонда по месту жительтсва. Подробнее о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от радиации.

    • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам 1,2,3 группы, а также гражданам, участвовавшим в действиях подразделений особого риска «а-г « , в размере – 942 руб. 12 коп.
    • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации аварии на ЧАЭС 86-87 г, а также в работах по объекту «Укрытие» в 88-90 г, гражданам, участвовавших в действиях подразделений особого риска « д», участникам ликвидации катастрофы на производственном объединении «МАЯК» в размере – 628 руб. 04 коп.;
    • ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС:

    В соответствии с постановлением правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1189 С 1 января 2022 г. на 5,5% увеличились размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Подробнее о компенсациях можно прочитать ниже или в тексте постановления

    Компенсации и выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

    1. Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
    2. Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
    3. Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж. Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.
    4. Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации. Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.
    5. На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.
    6. Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.
    7. Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.
    8. Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
    9. Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
    10. Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.

    Отмена льготы участнику ликвидации аварии на ЧАЭС

    Меры социальной поддержки и льготы чернобыльцам установлены статьями 14 – 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в дальнейшем по тексту – Закон Российской Федерации N 1244-I), в числе которых:

    Случается, что гражданин имеет еще одно или несколько оснований для сокращения сроков выхода на пенсию. Тогда периоды суммируются. Максимальный вариант снижения возраста для пенсии – 10 лет. Если в целом возраст окажется подлежащим сокращению на больший срок, то «лишний» период считается приравненным к стажу на определенных работах.

    Более того, Владимир Назаров, являющийся директором НИФИ Минфина заявил, что, возможно, за счет повышения в среднем по стране пенсионного возраста ежегодная индексация пенсий ликвидаторам ЧАЭС, а также проживающему в прилегающих района населению, увеличится вдвое.

    При назначении по Закону № 166-ФЗ (в твердых размерах) требуется 5 лет страхового стажа. При назначении пенсии по Закону № 1244-1 с учетом норм Закона № 400-ФЗ (исходя из страховых взносов) требуется 15 лет страхового стажа и ИПК -30 с учетом переходных положений (в 2022 – 10 лет и ИПК- 16,2).

    1. Зона отчуждения. Находится непосредственно рядом с четвертым реактором. Здесь категорически запрещается проживание и любая деятельность.
    2. Зона отселения. Места, откуда люди в спешном порядке переселялись во время аварии на ЧАЭС для уменьшения радиационного воздействия.
    3. Зона с правом на отселение. В этом районе по-прежнему продолжают жить люди. Однако район хоть и считается теоретически безопасным, но постоянно контролируется учеными и медиками на наличие повышения радиационного фона. На этой территории постоянно проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья.
    4. Зона с нормальным уровнем радиации. Территория считается официально безопасной, но проживающие здесь граждане имеют право на соответствующие льготы.
    Adblock
    detector