Судебная Защита Прав Пожилых Граждан В Области Социального Обеспечения

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Судебные инстанции указали, что субъект Российской Федерации в лице Забайкальского края, не предусмотрев в бюджете Забайкальского края в 2022 году расходы на реализацию положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», произвольно отказался от исполнения государственных публично-правовых обязательств по осуществлению имеющей целевое назначение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, что является недопустимым.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

За счет средств федерального бюджета назначаются также пенсии по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной охране, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. (далее – Закон от 12 февраля 1993 г.).

Существуют различные виды социального обеспечения: пенсии, пособия работающим (по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам и др.), одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; пособия по безработице; компенсационные выплаты и социальные пособия; содержание и обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и др.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; медицинская помощь и лечение; социальное пособие на погребение, различные льготы и т.д.

Вместе с тем это универсальный способ защиты для разрешения большинства разногласий, возникающих в области гражданских, жилищных, семейных, административных отношений. Такое положение дел объясняет чрезмерно высокую нагрузку на судебные органы. Так, к примеру, проведенное исследование показало, что в 2022 г. 62% судей перерабатывают в 2 и более раз, а еще 5% работает в 5 раз больше, чем должны [1].

Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время играют судебные органы. Такое право в условиях современной России действенно можно защитить главным образом путем обращения в суд. Возникающие споры суды напрямую разрешают своими постановлениями.

Судебная Защита Прав Пожилых Граждан В Области Социального Обеспечения

Верховный суд РФ отметил, отменяя постановление Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, что само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым являлась супруга умершего (пенсионер по старости), получающего материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии), не исключает возможности признания его находящимся на его иждивении. Определив соотношение между объемом помощи, оказываемой истцу умершим супругом за счет его доходов и ее собственным доходом, суд признал такую помощь умершего постоянным и основным источником средств существования истца, в котором она нуждалась и которая значительно превышала получаемый истцом доход. В связи с этим Верховным Судом РФ признано обоснованным взыскание с ответчика страховых выплат по случаю потери кормильца и образовавшейся недоплаты [91] [92] .

Вам может понравиться =>  Целевое Направление Сколько Выплачивать

В современных условиях международной политики, учитывая, что ряд иностранных государств, в т. ч. входящих Европейский Союз, в блок НАТО, США ставят Россию в положение «изгоя» на международной «арене», ими установлены финансовые, политические санкции в отношении нашего государства, что, несомненно, разрушающе отражается на экономической и военной безопасности страны, продолжение действия приоритета международного права над национальным, отраженного в ст. 15 Конституции РФ, вызывает сомнение. Позиция В.Д. Зорькина находит поддержку среди ученых-специалистов в этой области. Более того, появились предложения внести изменения в Конституцию РФ, установив положение о главенстве национального права [105] [106] . Полагаем, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно было бы закрепить: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы после имплементации в национальное законодательство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется закон».

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

Отчет по практике «; Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения; », право социального обеспечения

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Пункт 4 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях устанавливал, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В 2002 г. (год вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) Правительство РФ приняло два постановления, касавшихся определения страхового стажа — от 11 июля 2002 г. № 516 и от 24 июля 2002 г. № 555. Первым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее — Правила от 11 июля 2002 г.), вторым — Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее — Правила от 24 июля 2002 г.). В п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. к тому же содержалось поручение Минтруду России по согласованию с Пенсионным фондом РФ утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Своевременно такой документ принят не был. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. № 449 это поручение было переадресовано Минздравсоцразвития России. В результате Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, появился только в 2011 г. (он был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н).

4) недостаточно полное правовое решение вопросов исчисления общего и специального страхового стажа и различия в правилах включения в страховой стаж не страховых периодов для целей пенсионного страхования и в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Вам может понравиться =>  Реквизиты Областного Суда Московской Области В 2022 Году

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Защита права на социальное обеспечение является одним из вариантов реализации права в специфичной форме. Защита происходит благодаря правомерной деятельности государственных компетентных органов, управомоченных лиц, направленной на восстановление права и устранение препятствий для его осуществления.

  • пресечение противоправных действий;
  • восстановление нарушенного права;
  • признание права гражданина;
  • понуждение к исполнению обязанности реализации и соблюдения социальных прав;
  • признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
  • возмещение убытков;
  • компенсация морального вреда;
  • взыскание неустойки.

Повышение оригинальности

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством. 8
Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступают в чистом виде, т. е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника управления социальной защиты населения города является жалобой в чистом виде и т. д. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.
Работа с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».
Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Важно помнить, что за каждым письмом стоит человек и не просто человек, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодоления невзгод. Работники органов социальной защиты населения должны об этом помнить постоянно.
Среди письменных обращений, поступающих в управление социальной защиты населения города или района, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по работе с письменными обращениями граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.
Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.
Работники органов социальной защиты должны уметь грамотно и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой. 9
Как правило, ведущий или главный специалист органов социальной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших писем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.
Работа с обращениями складывается из нескольких этапов.
Прием, регистрация и учет обращений граждан
1. При приеме проверяется правильность их адресования. О бращения, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату.
Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

    Обращения граждан с пометкой на конверте «лично», а также обращения, адресованные отраслевому отделу писем Министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.
    На обращения граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти обращения подлежат регистрации.
    Все поступающиеся обращения должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

2.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан

Граждане Российской Федерации пишут письма в различные инстанции, но больше всего писем поступает в Министерство здравоохранения и социального развития. Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них поступает более 70 % обращений. Пишут о своем наболевшем, о маленьких пенсиях, на которые невозможно прожить. Недовольны «северяне» — требуют начислить к рассчитанной по индивидуальному коэффициенту пенсии районный коэффициент. Много обращений в связи с. Принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» — люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами. Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге. Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т. д. 7
Существует три основных вида обращений о восстановлении нарушенного права: предложение, заявление, жалоба.
Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных социальных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление — вид обращения, направленный на реализацию представленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности органов социального обеспечения. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Вам может понравиться =>  Центр Занятости В Новороссийске Инвалиду Третьей Группы Передвигающихся С Палочкой

Представляется, что право граждан на социальное обеспечение следует рассматривать в общей системе личных конституционных прав. В литературе принято различать конституционные права по порядку их приобретения. Права первого поколения (они называются естественными) вытекают из природы человека и существуют вне социальных условий. Естественное право одинаково для всех и не зависит от времени и места, оно неизменно. В современных цивилизованных государствах естественные права приобретаются после закрепления их в законе. Никакое лицо не правомочно устанавливать нормы и создавать права, поскольку эта задача находиться в прерогативе государства и закона. Приобретательные права устанавливаются не естественным порядком, а на определенном основании.

Методологическая основа дипломной работы включает всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход и сравнительный анализ, а также диалектический анализ, систематизация и обобщение, построение логических выводов по теме.

Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение

Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение. Законодательство приведено по состоянию на февраль 2022 г. В работе проведен анализ судебной практики по некоторым вопросам социального обеспечения: автором затронуты пенсионные споры, вопросы защиты судами прав инвалидов, защита прав лиц на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, судебной защиты прав граждан на получение социальных услуг, выявлены дефекты российского законодательства в этих сферах, высказаны предложения по их устранению.

Рассмотрены основные понятия, проблемы и угрозы социальной безопасности, наиболее важные направления ее обеспечения, включая средства защиты личности от опасностей социального характера. Соответствует требованиям примерной основной образовательной программы, составленной на основе ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»). Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

В юридической литературе отсутствует единство взглядов на понятие социального обеспечения, оно формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые. «Это объясняется тем, что социальное обеспечение явление многоаспектное и любое данное ему определение не может быть универсальным, ибо оно не способно в форме дефиниции одновременно охватить все сущностные признаки, обозначив в то же время и его основные функции»5.

Сегодня большинству пенсионеров не ясен расчет величины получаемых пенсий. Кроме того, пенсионеры не имеют ясных свидетельств того, что все положенные им по закону льготы, а также их заслуги, трудовой вклад и социальный статус полностью учтены при расчете пенсии.

При анализе обращений особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельности учреждений социального обеспечения или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения обращений. 11

К районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60 отнесены Республика Коми — г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Саха (Якутия) — Абыйский, Аллаиховский, Анабарский и др. районы; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ; северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска) и др. территории.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством. Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиту прав;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсацию морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные способы, предусмотренные законом.
Adblock
detector