Судебная Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

В современных условиях международной политики, учитывая, что ряд иностранных государств, в т. ч. входящих Европейский Союз, в блок НАТО, США ставят Россию в положение «изгоя» на международной «арене», ими установлены финансовые, политические санкции в отношении нашего государства, что, несомненно, разрушающе отражается на экономической и военной безопасности страны, продолжение действия приоритета международного права над национальным, отраженного в ст. 15 Конституции РФ, вызывает сомнение. Позиция В.Д. Зорькина находит поддержку среди ученых-специалистов в этой области. Более того, появились предложения внести изменения в Конституцию РФ, установив положение о главенстве национального права [105] [106] . Полагаем, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно было бы закрепить: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы после имплементации в национальное законодательство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется закон».

Обратимся теперь к высказанной в научной литературе точке зрения об осуществлении судами правотворческой деятельности, которая, на наш взгляд, представляется спорной. Автор этой идеи Е.Е. Полухина указывает, что «правотворческая деятельность судов является второстепенной и возникает как следствие исполнения судами своей основной функции — отправления правосудия. Однако она оговаривает, что акты судебной практики как источник права по своей «юридической силе» в любом случае находятся ниже любых нормативно-правовых актов, и в случае

Среди способов защиты, которые не получили значительного распространения в праве социального обеспечения, можно выделить группу способов, существующих в рамках коллективно-договорного регулирования социально-обеспечительных отношений и закрепленных в актах социального партнерства. Это прежде всего меры примирительно-посреднического характера.

Юридическая наука не дает однозначного определения и соотношения между собой форм, способов и мер защиты как правовых категорий. Иногда учеными отождествляются формы и способы защиты и, называя те или иные формы защиты, они подразумевают под ними также и способы защиты [1, с. 114]. В некоторых случаях представители науки разграничивают между собой инструменты защиты и полагают, что форма защиты должна указывать на то, кто осуществляет право на защиту, в то время как способ – «как тот или иной субъект защиты это делает, посредством каких мер» [9, с. 35]. Еще одну позицию можно сформулировать как разграничение не только форм и способов защиты, но и мер защиты [7, с. 49, с. 54–59; 4, с. 252].

Отчет по практике «; Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения; », право социального обеспечения

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение

Постановлением от 29 марта 2019 года № 16-П Суд дал оценку ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ч. 15 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Оспоренные положения служили основанием для решения вопроса о предоставлении единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», тем проходившим военную службу и участвовавшим в мероприятиях по борьбе с терроризмом гражданам, которые получили единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму». Суд признал спорные нормы не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий, предусмотренных указанными законоположениями.

Вам может понравиться =>  Почему у медиков отпуск 42 дня

В своих решениях Суд часто указывает в своих решениях на тут или иную позицию, выраженную ранее в других решениях, на основании которой строятся его выводы уже в новом деле. Выраженные в определенной форме в решениях Конституционного Суда РФ мнения, суждения, умозаключения или выводы относительно конкретного дела, толкования конституционных норм, принципов, правовых идей и иных правовых конструкций, что, по сути, является составными частями решений и могут выражаться как в мотивировочной, так и в резолютивной части различных видов решений, называют правовыми позициями. Некоторые ученые определяет правовые позиции как систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения конкретных дел по определенным проблемам, имеющих общий характер и имеют юридическую силу решений [3, с. 59–62]. Но здесь стоит заметить, что императивность правовых позиций определяется тем, что общеобязательным является решение Конституционного Суда в целом, а не только его часть.

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством. 8
Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступают в чистом виде, т. е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника управления социальной защиты населения города является жалобой в чистом виде и т. д. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.
Работа с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».
Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Важно помнить, что за каждым письмом стоит человек и не просто человек, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодоления невзгод. Работники органов социальной защиты населения должны об этом помнить постоянно.
Среди письменных обращений, поступающих в управление социальной защиты населения города или района, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по работе с письменными обращениями граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.
Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.
Работники органов социальной защиты должны уметь грамотно и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой. 9
Как правило, ведущий или главный специалист органов социальной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших писем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.
Работа с обращениями складывается из нескольких этапов.
Прием, регистрация и учет обращений граждан
1. При приеме проверяется правильность их адресования. О бращения, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату.
Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

    Обращения граждан с пометкой на конверте «лично», а также обращения, адресованные отраслевому отделу писем Министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.
    На обращения граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти обращения подлежат регистрации.
    Все поступающиеся обращения должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.
Вам может понравиться =>  Юрист По Делам Туристов

2.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан

В различных отраслях российского права защита права граждан, контроль и надзор за соблюдением отраслевого законодательства осуществляются, как правило, специально уполномоченными органами. К примеру, в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда. Статья 20 ЖК РФ определяет органы, осуществляющие государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Защита семейных прав в силу ст. 8 СК РФ осуществляется органами опеки и попечительства.

The article notes that the current legislation does not establish a specially authorized body for the protection of social security rights. The judiciary now plays a key role in protecting the citizen’s right to social security. However, the development of pre-trial dispute resolution procedures in the field of social security may contribute to more effective protection of this right. The author considers the work of the legislator in this direction. The article analyzes the judicial practice in the field of compensation for moral damage and the problem of monetary determination of the amount of such damage in case of violation of the right to social security, offers to overcome the defects of the law.

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.

Относительно защиты прав и законных интересов в сфере социального обеспечения существуют такие способы защиты, которые предусмотрены действующим законодательством, однако широкого распространения не имеют. Это относится к общественному порядку защиты, осуществляемому с участием профессиональных союзов. Так, в статье 8 ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает возможность общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования [12]. Он осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, который формируется на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Споры в праве социального обеспечения

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

Социальная помощь — периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации, т.е. предоставление гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров.

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

Сказанное выше дает основание полагать, что период ожидания новых подзаконных актов затянется. Этому будет способствовать и уже наметившиеся на 2016 г. в целях экономии пенсионных средств изменения ряда правовых норм, содержащихся в новых пенсионных законах (касающихся индексации пенсий, перерасчета пенсий работающим пенсионерам и др.). Разработка и издание соответствующих нормативных правовых актов должны начаться уже сейчас, несмотря на то, что Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р), в рамках которой приняты ныне действующие законы, рассчитана на формирование в России трехуровневой модели пенсионной системы (первый уровень — трудовая пенсия, второй — корпоративная пенсия, третий — частная пенсия, формируемая работником) в период до 2030 г.

Вам может понравиться =>  Сделать Перепланировку А Потом Узаконить В 2021

Пункт 4 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях устанавливал, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В 2002 г. (год вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) Правительство РФ приняло два постановления, касавшихся определения страхового стажа — от 11 июля 2002 г. № 516 и от 24 июля 2002 г. № 555. Первым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее — Правила от 11 июля 2002 г.), вторым — Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее — Правила от 24 июля 2002 г.). В п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. к тому же содержалось поручение Минтруду России по согласованию с Пенсионным фондом РФ утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Своевременно такой документ принят не был. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. № 449 это поручение было переадресовано Минздравсоцразвития России. В результате Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, появился только в 2011 г. (он был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государст-
венной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров.

С помощью выраженной в Постановлении от 16 октября 1995 г. № 11-П правовой позиции Конституционный Суд 12 апреля 2005 г. вынес Определение № 184-О по жалобе В. А. Ефимова на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. При рассмотрении жалобы В. А. Ефимова Суд установил, что он после увольнения с военной службы в запас и назначения ему пенсии за выслугу лет был осужден к лишению свободы и лишен воинского звания. С этого времени выплата пенсии ему была прекращена со ссылкой на ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. В этой норме права речь идет о том, что лицам, лишенным воинских или специальных званий, назначаются трудовые пенсии. Вынося по этому делу решение, Конституционный Суд отметил, что в его Постановлении от 16 октября 1995 г. № 11-П изложена правовая позиция, согласно которой права граждан в области пенсионного обеспечения производны от их трудовой или иной общественно полезной деятельности. Из этого следует, подчеркнул Суд, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории РФ или выезжают за ее пределы на постоянное место жительства. В итоге Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что ч. 3
ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих не может рассматриваться как устанавливающая или допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения такой пенсии. При этом Суд подчеркнул, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в Определении от 12 апреля 2005 г. № 184-О на основании правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в сохраняющих свою силу постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной
практике.

Защита прав – деятельность со стороны правительства по устранению трудностей и препятствий во время реализации субъективных нрав. В процессе этой деятельности принимают участие непосредственно граждане, органы управления, должностные лица и прочие субъекты.

Права граждан в сфере социального обеспечения позволяют получать различные привилегии по причине принадлежности человека к одной из социальных групп. Однако во время оформления юридически значимых документов может оказаться, что муниципальные органы отказываются причислить гражданина к одной из социальных групп. Например, физическое лицо может получить отказ в оформлении инвалидности или иждивенства.

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиту прав;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсацию морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные способы, предусмотренные законом.

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.