Закон Рф Об Основных Прав Ребенка В Рф Кратко

Права и обязанности несовершеннолетних

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;
  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 138

20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2022 г., 28 декабря 2022 г., 18 апреля, 4 июня, 27 декабря 2022 г., 16 октября, 27 декабря 2022 г., 8 июня, 31 июля 2022 г., 5 апреля, 11 июня 2022 г.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

  1. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

Финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.

Закон Рф Об Основных Прав Ребенка В Рф Кратко

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет».

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Нормативные основы защиты прав; детства

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Вам может понравиться =>  Заказать Социальную Бесплатную Карту Сбербанка

? · В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Права несовершеннолетних

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области.

1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятияпо обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица, предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст.ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ).

Еще одной особенностью является участие в разбирательстве дела органа опеки и попечительства, прокурора. Семейный кодекс РФ закрепляет это правило в отношении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

Орган ЗАГСа не вправе отказать родителям или другим уполномоченным ими лицам в присвоении ребенку необычного имени или такого, которого нет в справочнике личных имен, а также если оно является сокращенным или ласкательным. Родители вправе назвать ребенка любым именем, но должны отнестись к этому разумно и учесть при этом различные факторы: звучность имени, сочетание имени и фамилии ит.д. Однако в практике известны случаи, когда органы ЗАГСа отказывали родителям в регистрации имени ребенка, но только исходя из интересов самого ребенка.

— уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.
Вам может понравиться =>  Статус Вредности В Пцр Лаборатории

Каждый гражданин РФ с рождения имеет право получить фамилию, имя и отчество. Они могут быть даны как родителями, так и усыновителями. Если у отца и матери фамилии разные, какую из них будет носить их сын или дочь – решают по взаимному согласию. Если родители не смогли договориться, имя и фамилию ребёнку даёт орган опеки и попечительства.

Права детей до 18 лет

Изменить любую часть имени несовершеннолетний может только с согласия родителей — даже после 14 лет. Заявление на перемену имени он подает сам, но к нему должно прилагаться письменное согласие родителей. Его можно составить прямо в загсе или заранее заверить у нотариуса. Согласие нужно получить и от матери, и от отца.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Правила регулирует не федеральное законодательство, а законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться. Идея такая: ребенку может быть тяжело изучать усложненную программу, поэтому лучше оценить его способности заранее. Иначе могут быть проблемы в учебе.

При рассмотрении дела выяснилось, что мать не работает, живет в съемной квартире с неоконченным ремонтом. У ребенка плохие оценки в школе, он приходит неготовым. Провели психологическую экспертизу — у мальчика высокий уровень тревожности и страх перед матерью, а отец воспитывает ребенка как надо. Суд решил, что сыну лучше жить у отца.

С 16 лет несовершеннолетние несут и уголовную, и административную ответственность. Административный штраф могут назначить, например, за переход дороги в неположенном месте или кражу товаров, которые стоят меньше 1000 Р . Административные штрафы несовершеннолетние платят сами, если у них есть заработок. Но если у ребенка нет дохода, штраф должны заплатить родители. Согласия у родителей спрашивать не будут. В постановлении о назначении административного наказания так и пишут: штраф назначить Иванову-младшему , взыскать с Иванова-старшего .

Бесплатное образование можно получить в государственных и муниципальных организациях. Дошкольное, основное и среднее профессиональное образование за счет бюджетных денег могут получить все. Это учеба в детских садах, школах и колледжах. Родители платят за содержание ребенка в садике, питание в школе и общежитие в колледже, но само обучение — бесплатно.

Закон Рф Об Основных Прав Ребенка В Рф Кратко

У ребенка частичная дееспособность, то есть он может совершать не все сделки, а только те, которые необходимы ему каждый день, то есть мелкие бытовые сделки. Это означает, что он может покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары, иные вещи и предметы. Также может совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В случае, если он не может заключить сделку от его имени могут выступить родители, усыновители или опекуны.

Наступает ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Дееспособность несовершеннолетнего: он набрал уже некоторый жизненный опыт, может осознавать и отвечать за свои поступки. Поэтому закон дает ему право самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки. Он может вносить вклады в кредитные учреждения. Также он может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Остальные же сделки он может осуществлять с письменного согласия родителей, усыновителей, опекунов.

  • получил общее образование;
  • продолжает освоение программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения;
  • оставил общеобразовательное учреждение до получения общего образования с согласия родителя (законного представителя), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием (ст. 63 Трудового Кодекса РФ).

Основные права ребенка

В случае нарушения указанных прав ребенку нужно обращаться прежде всего к родителям (законным представителям), администрации образовательного учреждения, учителю, психологу, и конечно в полицию, в случае бездействия взрослых. Ответственность за нарушения прав ребенка в зависимости от вида нарушения может быть как административная (например, ст.

статьи 5.35. КоАП РФ предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»), а также уголовная ответственность (в частности, ст.156 УК РФ, предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

Что все-таки означает эмансипация и каковы ее последствия? Прежде всего, это возможность официально начать трудовую деятельность или предпринимательскую деятельность. Для родителей в данном случае есть плюс. Они не отвечают по долгам своего эмансипированного ребенка, т.е. гражданско-правовую ответственность в случае эмансипации ребенок уже несет самостоятельно.

В то же время, чтобы начать трудовую деятельность совсем необязательно обращаться в суд для признания эмансипированным. По общему правилу (ст. 63 Трудового кодекса РФ) заключение трудового договора возможно с 16 лет. Несовершеннолетние, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста 15-ти лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14-ти лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Права ребёнка в зависимости от возраста

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)
  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.
  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.
  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.
  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).
  • Конвенция о правах ребенка — 2013 г.
  • Декларация прав ребенка — 1959 г.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Декларация «Мир, пригодный для жизни детей» (2002 г.)
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 14 декабря 1960 года, принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций.
  • Осуществление прав ребенка в раннем детстве. 27 января 2006 года, ООН.
  • Конституция Российской Федерации, от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  • Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), от 29.12.1995 N 223-ФЗ. N 223-ф3.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ.
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 г., N 273-ф3.
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 24 июля 1998 г., N 124-ФЗ.
  • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21 декабря 1996 г., N 159-ФЗ.
  • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
  • Федеральный закон О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, от 29 декабря 2010 г., N 436-ФЗ.

Вам может понравиться =>  Сколько В Одном Пае Гигтар

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В соответствии со ст. 7 Закона государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и интересов. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.

Правила ст. 14 Закона направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий различного рода компьютерных и иных игр должна проводиться соответствующая экспертиза в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007г.)//СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802. от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.

Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

В Семейном кодексе РФ правам несовершеннолетних детей посвящена глава 11. В их числе названы право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16., право на общение с другими родственниками (ст. 55 СК), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК), право выражать свое мнение (ст. 57 СК), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК), а также право на получение содержания от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК).

Права ребёнка в РФ

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)
  • путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
  • питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
  • проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.
  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.
  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.

Третья глава содержит данные о том, какие органы занимаются обеспечением организационных основ и гарантий прав ребенка, а также каким образом осуществляется финансирование этих учреждений. Заключительные статьи рассказывают о том, как разрешить спорную или очень сложную ситуацию, возникшую в данном вопросе, путем обращения в судебную инстанцию.

В июле 1998 года Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный закон No124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года. Данный законодательный акт гарантирует соблюдение основных гарантий прав и интересов малолетних граждан, которые определены главным государственным документом – Конституцией РФ. Такое регулирование позволяет создать все необходимые условия для защиты интересов и свобод детей.

  1. В первой главе рассматриваются общие положения по указанному вопросу. Глава включает в себя пять статей, где указываются основные понятия и их определения, которые в дальнейшем будут использоваться в документе.
  2. Вторая глава – это главные направления в защите прав и свобод детей. Состоит из девяти статей.
  3. В третьей главе прописаны организационные моменты по обеспечению исполнения полномочий малыша. Сюда входят восемь глав, четыре из которых (17-20) утратили свою силу.
  4. Четвертая глава состоит из одной статьи и говорит о том, какие гарантии получает ребенок в рамках обеспечения его прав и обязанностей.
  5. Пятая глава – это заключительные положения, где прописаны условия и сроки введения закона. Глава состоит из двух статей.
  • гарантии, представленные ребенку государством, а также акты, на основании которых устанавливаются права малыша после его появления на свет;
  • помощь, которая оказывается несовершеннолетнему гражданину для защиты его прав и интересов;
  • какие меры применяются для защиты ребенка во время получения им образования и воспитания в семье;
  • порядок обеспечения права ребенка на охрану здоровья;
  • какая защита предусмотрена для детей в сфере профориентации или подготовки к трудовой деятельности;
  • способы защиты детей во время отдыха и в период оздоровления;
  • порядок обеспечения защиты ребенка в социальной сфере;
  • каким образом гарантируется защита детей от информации, наносящей вред психике и нравственности, а также дополнительные меры по обеспечению для ребенка условий по нравственному и духовному воспитанию;
  • условия предоставления защиты прав детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Глава вторая, как мы отмечали, состоит из девяти статей, каждая из которых регулирует определенный раздел правоотношений ребенка и общества (в частности родителей, опекунов, усыновителей). Ст. 8 утратила свою силу, а остальные включают в себя следующие моменты:

Adblock
detector