Взаимодействие Конституционного И Административного Права

Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Так, административное право тесно взаимодействует с конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основы государственного и общественного строя, принципы организации и функционирования исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя механизм их реализации.

Административное право теснейшим образом связано с административно-процессуальным правом. Административно-процессуальные нормы являются обеспечивающими для административно-материальных норм. Например, в рамках реализации материальных прав граждан на оружие, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензии на приобретение оружия.

Взаимодействие с трудовым правом объясняется тем, что в сфере охраны труда действуют государственные инспекции труда, выполняющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и охране труда организациями и физическими лицами. В ходе такого контроля должностные лица Федеральной инспекции труда могут привлечь виновных субъектов к административной ответственности.

Взаимодействие с гражданским правом объясняется тем, что, например, реализация прав граждан заниматься предпринимательской деятельностью связывается с необходимостью государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы. Нормы административного права определяют правила передачи, изъятия имущества. А нормы гражданского права регулируют отношения владения, пользования и распоряжения имуществом.

Взаимодействие административного и административно-процессуального права с финансовым правом проявляется в том, что с помощью административных и административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП рФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

Наиболее тесная связь административного права с кон­ституционным правом, которое определяет принципы орга­низации и деятельности всех других отраслей права. Консти­туционное право и его нормы регулируют основные обществен­ные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осу­ществления на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов ис­полнительной власти РФ.

Безусловно, так называемый judicial review — рассмотрение судами конкретных дел по жалобам частных лиц на действия администрации путем толкования законов, прецедентного права, опираясь на фундаментальные принципы правосудия, является приоритетным элементом административного права, к тому же огромный массив выработанных норм и процедур служит прекрасным доказательством крайней важности данного института.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

  • административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;
  • организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;
  • социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью;
  • деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Ношение конституционного права с другими отраслями права

Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) — являют­ся исходными для трудового права.

При определении круга общественных отношений, регулируемых нормами Конституционного права, следует иметь в ви­ду, что правовое регулирование общественных отношений за­ключается в установлении прав и обязанностей участников отношений. Конституционно-правовые нормы, устанавливая права и обязанности участников регулируемых ими обще­ственных отношений, придают этим отношениям государ­ственно-правовой характер.

Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (администра­тивное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным правом и этими отраслями права. Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавли­вает основные начала других его отраслей. Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положе­ния для отраслевых юридических дисциплин.

Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти государственно-правовые нормы являются исход­ными для финансового права, регулирующего об­щественные отношения, возникающие в процессе аккумуля­ции и распределения государственных денежных средств.

Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации. Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспече­нии вышеперечисленных основополагающих принципов – основания построения всего государства.

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Административное право содержит конкретные способы данного взаимодействия. Формально государство преследует цели достижения общественного благополучия, и система норм права может быть правильно выстроена, направлена на удовлетворение интересов общества и индивида. Однако именно административное право (в качестве права государственного управления) помогает решить данные вопросы. От административного права в конечном итоге зависят функционирование государства и общества, отношения между ними.

44. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами Взаимодействия государственных органов , ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием развития

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

СТАТЬЯ 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

Взаимодействие норм права с религиозными нормами Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в

регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

• уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ между административным и уголовным правом;

• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.;

• трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права;

Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Например, административное и гражданское право нередко регламентируют одни и те же отношения, но применяют разные методы ре­гулирования. Довольно часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то для гражданского права характерно юридическое равенство воли сторон, отсюда широкое приме­нение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воли сторон: воля одной обычно главенствует над волей дру­гой. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наде­лена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она, первая сторона, принимает управленческие решения, осуще­ствляет государственный контроль за действиями другой, может в преду­смотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Вам может понравиться =>  Что Делать Если Потерял Бесплатный Проездной Билет

Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тес­но взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях на­ряду с другими правовыми отраслями служит основой, фундаментом воз­никновения и функционирования многих уже сложившихся или сравни­тельно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей, в первую очередь таких, как финансовое право, трудовое, а также налого­вое право и ряд других отраслей.

Многогранна связь между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организация налоговой службы, положение о классных чинах работников Государственной нало­говой службы и ряд других вопросов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.

К сказанному относительно взаимосвязей административного права и финансового нужно добавить следующее. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности. При этом финансовое право широко применяет метод прямого приказа, характерный для административно-правового регулирования. Как отмечалось, нормы, регулирующие статус финансовых органов (Министерство финансов, Финансовое управ­ление и т.д.), являются одновременно нормами административного и фи­нансового права. Организация деятельности финансовых органов опреде­ляется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов, в то время как финансовое право — сами финансовые отношения, являющиеся особой разновидно­стью экономических отношений.

Нормы административного права, регламентирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема на эту службу и ее прохождения, тесно пересекаются, подчас трудно провести четкие грани между ними. Некоторые аспекты статуса государственных служащих — проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чи­нов и рангов, введенных применительно к сферам и отраслям управле­ния, — регламентируются нормами административного права.

Обычно распространенным в науке конституционного права мнением является утверждение о том, что отрасль конституционного права — главная в системе российского законодательства, по крайней мере, она отражает или регулирует основные, наиболее важные, вопросы в стране [9;65,148].

Тесные связи складываются между административным правом и финансовым правом. Как известно, финансовое право регулирует процесс сбора, аккумуляции и расходования денежных средств. Исторически оно развивалось то вместе, то в качестве ответвления административного права. В настоящее время рамки самостоятельности финансового права расширились, но остается неизменной некоторая общность предметов регулирования. Изучение управления государственными финансами, финансовой деятельности государства дополняется регулированием налоговой сферы, статуса налогоплательщиков и налоговых органов. Бюджетное право вплотную примыкает к административному праву прежде всего компетенционными нормами, нормами о статусе соответствующих исполнительных органов, порядком их бюджетных взаимоотношений.

Обычно административисты определяют метод правового регулирования как «определенные средства, способы регулирующего воздействия норм соответствующей отрасли права на определенные общественные отношения, представляющие ее предмет» . Но ведь средство и способы — это не одно и то же: способ реализуется средством. Например, ловля рыбы сетью — способ, но сеть — средство. Примерно так же обстоит дело при определении соотношения способа и средств и в правоведении. И Н. Ю. Хаманева, и В. Д. Сорокин относят предписание, запрет, дозволение к средствам, в то время как речь ведут о способе. Я лично предлагаю вместо определения метода правового регулирования как средств и способов воздействия применять определение метода правового регулирования через соотношение субъектов в соответствующих правоотношениях, через характер связей субъектов [11;19–20]. Тогда таких связей можно безусловно выделить как минимум две: субординация и координация. Точнее — власть и подчинение как административно-правовой способ правового регулирования и согласование воль субъектов права как гражданско-правовой метод правового регулирования. Именно этот характер связей субъектов права обычно выделяется большинством юристов. Содержание таких связей и составляет суть метода правового регулирования, реализуемого через применение правовых норм, содержащих предписания, запреты и дозволения во всех отраслях права, вне зависимости от отрасли права.

Дать ответы на большинство вопросов структуры российского права может помочь правильное определение методов правового регулирования. По крайней мере, метод правового регулирования, по моему мнению, — основа отличия конституционного права от административного.

Если рассматривать соотношение административного права и других отраслей права, следует отметить, что органически целостная система права предполагает единство целей и принципов правотворчества, построения правовой системы, механизмов правоприменения. Общее теоретико-методологическое единство обеспечивается правопониманием, типичным для гражданского общества, теми идеями и концепциями, которые дают устойчивую нормативную ориентацию в государстве. А отсюда неизбежные общесистемные характеристики законодательства, которые превращают его из суммы законодательных актов в структурно упорядоченный правовой массив. Общие принципы, конституционная классификация правовых актов, критерии выделения структурных частей законодательства (отраслей, массивов, комплексов) и их соотношения между собой, базовое значение конституции, ее норм, понятий и терминов, законодательные приоритеты, нормативно-функциональные связи, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий — вот ось, которой скрепляется система законодательства.

Гамзатов обратился в суд с жалобой на отказ инспектора паспортно-визовой службы в регистрации по месту жительства. Однако указанная жалоба поступила в суд через 45 дней после обращения Гамзатова в паспортно-визовую службу. Обязан ли суд принять к производству такую жалобу? Каким способом может быть восстановлен срок на обжалование? Какие причины могут считаться уважительными при восстановлении сроков обжалования?

Содержание темы: Деятельность адвоката-защитника в гражданском процессе. Полномочия адвоката по доказыванию в гражданском судопроизводстве. Права и обязанности адвоката в гражданском процессе. Понятие представительства. Доверенность на ведение дела. Отличие доверенности от ордера, выдаваемого юридической консультацией. Участие адвоката по делам искового судопроизводства. Деятельность адвоката по представлению и исследованию доказательств. Выявление адвокатом доказательств. Значение участия адвоката в гражданском процессе. Право адвоката на заключение мирового соглашения. Рассмотрение дела в случае неявки адвоката. Дела особого производства и участие в них адвоката. Право адвоката на признание иска. Отказ от исковых требований. Дела, вытекающие из административно-правовых нарушений и участие в них адвоката. Участие адвоката в судебном заседании в отсутствие доверителя (клиента). Возмещение гражданам расходов, связанных с оплатой помощи представителя.

Содержание темы: Особенности адвокатской этики. Понятие этики. Независимость – характерная сторона деятельности адвокатов. Производные правила от принципа независимости адвокатов. Право адвоката принимать или отказываться от указаний. Запрет на определение гонорара адвоката в виде части суммы, присужденной клиенту. Запрет подчиненности адвоката. Запрет на занятие адвокатом определенными видами деятельности. Профессионализм и коммерциализация.

Содержание темы: Понятие и задачи правоохранительной деятельности государства в современных условиях. Роль и место адвокатуры в деятельности правоохранительных органов. Основное назначение учебного курса «Адвокатура». Система курса. Основные задачи изучения учебного курса «Адвокатура». Предмет адвокатской деятельности – защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц. Актуальные проблемы деятельности адвокатуры в современных условиях деятельности общества.

Содержание темы: Возрождение суда присяжных в России. Изменения в российском законодательстве 90-х гг. (Закон РФ от 16.07.93 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»). Этапы процедуры предварительного слушания. Порядок проведения предварительного слушания. Перечень обстоятельств, исключающих участие адвоката в деле. Задача адвоката-защитника в суде. Право адвоката-защитника заявлять ходатайства по вопросам дела. Право адвоката на отвод. Тактика допроса. Основные правила судебного допроса. Особенности допроса свидетеля. Защитительная речь адвоката в суде присяжных.

Соотношение международного и российского конституционного права

Международное и внутригосударственное право – это две самостоятельные правовые системы взаимодействие которых объясняется внутренней и внешней политики государства. Каждое государство самостоятельно определяет характер взаимодействия этих систем. В соот с постановлением пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 «о применении к судам общей юрисдикции общепризнанных принципах и норм международного права». Общепризнанные принципы международного права это основополагающие принимаемые и признаваемые международные обязательства. КРФ признаёт международные договоры составной частью правовой системы РФ, в соот со ст. 2 ФЗ «о международных договорах» 95, международный договор это соглашение заключенное РФ с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулированное международным правом. Для нашего государства обязательно не любая, а только норма договора которой она является. Если международный договор не вступил в силу, он может быть рассмотрен Конституционным Судом РФ на предмет соответствия КРФ. Если договор признан не конституционным, то он не может быть ратифицирован(утверждён) и для РФ в силу не вступает. Если возникают противоречия между нормами внутригосударственного права и норм международного права действует международный договор.

Вам может понравиться =>  Проверить Оплату Административного Штрафа По Уин

Статья 15т п. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Взаимодействие административного, гражданского и финансового права

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Этого и не следует делать, так как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.

в) создание прочной правовой базы хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в условиях оперативной самостоятельности объектов (например, государственное стимулирование коллективного предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

Принцип гласности означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений.

Очевидно, что такое содержание и направленность этой функции обусловлены частным характером отношений, входящих в предмет гражданского права. Это отличает ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определенный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

При взаимодействии гражданского права с административным прежде всего нужно иметь в виду различия в методе регулирования. Гражданское право регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве участников. В административном праве равенство сторон практически всегда исключено. Поэтому в тех случаях, когда имущественные отношения, которые могут быть предметом не только гражданского, но и административного права, характеризуются равенством участников, применяются нормы гражданского законодательства. Нормы гражданского права применяются и тогда, когда стороны могут быть неравны (юридическое лицо и орган исполнитель- ной власти), но возникающие имущественные отношения не связаны с непосредственным осуществлением полномочий органа исполнительной власти (например, отношения по заключению договора купли-продажи офисной мебели, компьютеров и иной оргтехники для министерства). Если же имущественные отношения характеризуются неравенством участников и связаны с осуществлением функций исполнительной власти, то они признаются административными. Например, при осуществлении Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом функций по изъятию у учреждений неиспользуемого или используемого не по назначению федерального недвижимого имущества или по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам приоритетными являются административные отношения.

Особое место занимают ст. 71, 72, 73 Конституции РФ, которые определяют предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ. Исходя из правил, установленных в этих статьях, разграничиваются исполнительно-распорядительные полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Если же в целом охарактеризовать взаимодействие административного и конституционного права, то можно сказать, что конституционное право является основой для существования многих отраслей права, в том числе и административного, содержит общие положения для деятельности исполнительной ветви власти, которые уже более подробно регулируются административным правом. Вместе с тем нельзя согласиться с точкой зрения, высказанной в административно-правовой науке, что административное право является конкретизированным конституционным правом, так как предметы регулирования этих отраслей полностью не совпадают. Взаимодействие административного и уголовного права осуществляется при определении характера противоправных деяний. В УК РФ и КоАП РФ содержатся виды сходных правонарушений (например, хулиганство и мелкое хулиганство; незаконное предпринимательство и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии; фиктивное и преднамеренное банкротство и т. д.), которые в зависимости от признаков объективной стороны, субъекта правонарушения или способа совершения признаются либо уголовным преступлением, либо административным правонарушением.

Поскольку наука конституционного права является отраслевой, поэтому ее задачей является познание сущности, юридических свойств, функций основного источника отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.

Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием — Основы правового статуса человека и гражданина. Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии. Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельность представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с конституционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение конституционных основ местного самоуправления

Наука конституционного права особенно актуальна на современном этапе развития. Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов. Наука конституционного права признает приоритет общечеловеческих ценностей, необходимость создания гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны.

Данная система не формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельностям. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.

Наука конституционного права является составной частью всей правовой, юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Науку конституционного права, несмотря на тесное взаимодействие, следует отличать от одноимённой отрасли права. Наука конституционного (государственного) права — это отрасль правоведения (государство ведения), которая изучает государственно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т.е. государственно-правовые отношения. Изучение правовых явлений входит в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту, различая степень абстрактности, уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод изучения. Как юридическая наука, конституционное право Российской Федерации изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. всё это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества. Так же немаловажно то, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя России, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в общественных отношений адекватную модель его организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана обосновать и показать каким

Вам может понравиться =>  Уволили Два Месяца Назад Во Время Беременности Имею Ли Я Право На Востановление

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та͵ и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они бывают разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повсœедневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всœех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и Законах.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всœех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. К примеру, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из премьер–министра, его заместителœей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителœей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинœенных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 ᴦ. №692).

Соотношение с другими отраслями права Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу. [читать подробенее]

Административное право тесно взаимодействует практически со всœеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата͵ основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных метода правового регулирования — диспозитивный (дозволяющий) и императивный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Понятие юридического состава административного правонарушения содержится в научной литературе: «Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность».

Условия и процедура всех вариантов изменения состава РФ должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений был принят Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», а в соответствии с установленной им процедурой в марте 2004 года принят Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

К источникам административного права относятся:

  • 1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
  • 2. Международно-правовые соглашения.
  • 3. Федеральные законы и кодексы, например Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации»
  • 4. Законы субъектов РФ. Например, Устав Тульской области.
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ.
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ.
  • 7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).
  • 8. Акты субъектов Российской Федерации.
  • 9. Ведомственные акты субъектов РФ.
  • 10. Ведомственные акты местного самоуправления

Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.
К принципам административного права относятся следующие.

· запрет – это те же предписания, но отрицательного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях);

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

Adblock
detector