Взаимодействие Конституционного И Административного

Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Статья 115 Конституции РФ закрепляет за Правительством РФ полномочия по изданию постановлений и распоряжений. Важное значение для нормотворчества имеет прямое указание Конституции РФ (ст. 72), согласно которому к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отнесено административное и административно-процессуальное законодательство.

Взаимодействие с трудовым правом объясняется тем, что в сфере охраны труда действуют государственные инспекции труда, выполняющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и охране труда организациями и физическими лицами. В ходе такого контроля должностные лица Федеральной инспекции труда могут привлечь виновных субъектов к административной ответственности.

Административное право теснейшим образом связано с административно-процессуальным правом. Административно-процессуальные нормы являются обеспечивающими для административно-материальных норм. Например, в рамках реализации материальных прав граждан на оружие, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензии на приобретение оружия.

Так, административное право тесно взаимодействует с конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основы государственного и общественного строя, принципы организации и функционирования исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя механизм их реализации.

Взаимодействие административного и административно-процессуального права с финансовым правом проявляется в том, что с помощью административных и административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Взаимодействие Конституционного И Административного

Данная классификация обладает значительной широтой охвата общественных отношений, и каждый из этих институтов может быть подразделен на подинституты. Некоторые авторы предлагают институты, выделяемые КонституциейРоссийской Федерации, определять генеральными, включающими в себя более узкие институты*(28).

Закрепляя принципы бюджетной системы Российской Федерации и ее субъектов, полномочия органов государственной власти в сфере бюджетно-финансовых отношений, конституционно-правовые нормы определяют содержание финансового права. Так, нормы конституционно-правового института «федеративное устройство Российской Федерации» (ст. 71,72,102,103,104,106,114) определяют основы бюджетного процесса. В соответствии сост. 114Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Нормы, образующие институт — основы конституционного строя, закрепляющие основы экономической, политической, социальной и духовной жизни, находят более конкретное воплощение в правовом инструментарии соответствующих институтов других отраслей права — административного, гражданского, финансового, трудового и других. Кроме того, многие нормы конституционного права, закрепляющие общие принципы, являются одновременно нормами соответствующих отраслей права. Так, конституционный принцип (презумпция невиновности), в соответствии с которым «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ст. 49Конституции Российской Федерации), является одновременно и принципом уголовного права, и уголовного процесса.

Как правило, подотрасль формируется за счет разрастания института или институтов, вследствие чего такое правовое образование приобретает новые качества. Подотрасль имеет более сложную по сравнению с правовым институтом структуру, а также особенности, общие для входящих в нее институтов. Между тем критерии, по которым можно провести различие между подотраслью и институтом, как уже отмечалось, не всегда осязаемы на практике. Некоторые авторы видят главное отличие подотрасли от института в том, что перспективой развития подотрасли является формирование самостоятельной отрасли права*(34). В подтверждение этого тезиса приводятся аргументы того, что из подотрасли конституционного права в самостоятельную комплексную отрасль сформировалось муниципальное право, объединяющее нормы различных отраслей права: конституционного, административного, финансового и ряда других*(35). Предпринимаются попытки обоснования выделять в качестве самостоятельных отраслей «парламентское право»*(36), «конституционное правосудие»*(37), «конституционное право субъектов Российской Федерации»*(38). Представляется, что отнесение указанных групп правовых норм к самостоятельным отраслям права является преждевременным и требует дополнительных теоретических обоснований.

Вопрос о взаимодействии норм конституционного права с нормами других отраслей права непосредственно связан с его характеристикой как ведущей отраслью национального права. Важнейшие функциональные ориентиры конституционного права — интеграция всех отраслей национального права в единое организованное целое, придание ему качеств органической системы, а важнейшими задачами конституционного права являются постановка целей для национального права, общеправовое целеполагание, закрепление основополагающих для всех отраслей права ценностей*(43). Конституционное право является единственной отраслью права, нормы и институты которого одновременно взаимодействуют со всеми отраслями права. Это обусловлено ролью и значениемКонституцииРоссийской Федерации для развития всего российского законодательства.

Взаимосвязь административного права существует и с трудовым правом. Нормы первого определяют полномочия органов исполнительной власти (правительства, федеральных министерств и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится к изданию приказа об оформлении на службу, о предоставлении отпуска.

Обычно распространенным в науке конституционного права мнением является утверждение о том, что отрасль конституционного права — главная в системе российского законодательства, по крайней мере, она отражает или регулирует основные, наиболее важные, вопросы в стране [9;65,148].

Связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами.

• с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию, этих органов, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности правонарушителей в этих отраслях права;

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Административное право содержит конкретные способы данного взаимодействия. Формально государство преследует цели достижения общественного благополучия, и система норм права может быть правильно выстроена, направлена на удовлетворение интересов общества и индивида. Однако именно административное право (в качестве права государственного управления) помогает решить данные вопросы. От административного права в конечном итоге зависят функционирование государства и общества, отношения между ними.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

Смежная область регулирования отношений трудовым и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе работы они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение, поэтому деятельность служащего регулируется нормами административного права. Отношения служащего с органом по вопросам его труда не относятся к управлению и регулируются трудовым правом.

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права – конституционным,

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

Если рассматривать соотношение административного права и других отраслей права, следует отметить, что органически целостная система права предполагает единство целей и принципов правотворчества, построения правовой системы, механизмов правоприменения. Общее теоретико-методологическое единство обеспечивается правопониманием, типичным для гражданского общества, теми идеями и концепциями, которые дают устойчивую нормативную ориентацию в государстве. А отсюда неизбежные общесистемные характеристики законодательства, которые превращают его из суммы законодательных актов в структурно упорядоченный правовой массив. Общие принципы, конституционная классификация правовых актов, критерии выделения структурных частей законодательства (отраслей, массивов, комплексов) и их соотношения между собой, базовое значение конституции, ее норм, понятий и терминов, законодательные приоритеты, нормативно-функциональные связи, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий — вот ось, которой скрепляется система законодательства.

Цивилисты считают главной отраслью гражданское право, поскольку оно регулирует базис. Марксисты это поддерживают, исходя из теории происхождения государства как регулятора экономической деятельности человека, из товарооборота. В этом случае государство в лице его административного аппарата, прежде всего нормами административного права, обслуживает базис, обеспечивает удовлетворение экономических интересов производителя и потребителя прибавочного продукта, отношений производства и обмена, меры труда и потребления. Конституционалисты, исходящие из приведенного выше отношения к отрасли права, конституционному праву, поддерживают, по существу, теорию насилия в качестве причины происхождения государства и права, рассматривая государство и появление конституционного права как способ ограничения конституцией монархической, феодальной власти [1;47]. Ограничения же Конституцией власти Президента нашей страны никто не добивается.

Вам может понравиться =>  Сколько По Времени Занимает Установка Воденего Щечика

Наличие ответственности и процедуры ее применения является одной из важнейших характеристик правового метода регулирования общественных отношений. Без ответственности нет права. То, что теперь называют конституционной ответственностью, на самом деле таковой не является, так как Конституционный Суд самоуправно возвышается над Конституцией и диктует свое видение проблем, самоуправно утверждает новый источник права, позиции Конституционного Суда РФ, не будучи уполномочен народом на эти действия. Отрасль права, не обеспеченная возможностью применения ответственности к своим субъектам, не может рассматриваться как непротиворечивая структура системы права. Представляется, что принцип «Чем-то приходится жертвовать в ущерб другому — это обычная история» [9], предлагаемый В. А. Тумановым, не является таким необходимым и оправданным при определении отраслевой структуры права.

Образно говоря, административное право выступает как шпага, защищающая «юридическую честь «публичного права и одновременно гражданского права. Такая роль указанных отраслей права объясняется прежде всего широтой применения императивного метода административного права и широтой использования диспозитивного метода, метода дозволения в гражданском праве. Эти отрасли — самые объемные по своему регулированию. С другой стороны, они как бы «посылают» свои методы в другие отрасли, где для их применения есть простор. Ведь известная комплексность присуща почти всем отраслям права, и такому соседству не приходится удивляться.

Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями.

Весьма заметна взаимосвязь административного права с трудовым. Нормы первого определяют полномочия органов исполнительной власти (правительства, Министерства труда и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится к изданию приказов об оформлении на работу, о предос­тавлении отпуска на определенный срок. Нормы трудового права служат предпосылкой возникновения административно-правовых отношений. Гражданин — член трудового коллектива участвует в управлении делами предприятия, учреждения, организации, где он работает.

Многогранна связь между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организация налоговой службы, положение о классных чинах работников Государственной нало­говой службы и ряд других вопросов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.

Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Например, административное и гражданское право нередко регламентируют одни и те же отношения, но применяют разные методы ре­гулирования. Довольно часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то для гражданского права характерно юридическое равенство воли сторон, отсюда широкое приме­нение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воли сторон: воля одной обычно главенствует над волей дру­гой. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наде­лена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она, первая сторона, принимает управленческие решения, осуще­ствляет государственный контроль за действиями другой, может в преду­смотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тес­но взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях на­ряду с другими правовыми отраслями служит основой, фундаментом воз­никновения и функционирования многих уже сложившихся или сравни­тельно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей, в первую очередь таких, как финансовое право, трудовое, а также налого­вое право и ряд других отраслей.

Нормы административного права, регламентирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема на эту службу и ее прохождения, тесно пересекаются, подчас трудно провести четкие грани между ними. Некоторые аспекты статуса государственных служащих — проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чи­нов и рангов, введенных применительно к сферам и отраслям управле­ния, — регламентируются нормами административного права.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Конституционно-правовой механизм взаимодействия субъектов российской федерации

Общие принципы федеративного устройства, установленные Конституцией Российской Федерации, заложили необходимость формирования согласованных основ взаимодействия составных частей (субъектов) Российской Федерации, а также ее регионов по решению задач социально-экономического развития Федерации. Современное состояние взаимоотношений субъектов Российской Федерации связано, прежде всего, с поиском наиболее эффективной модели государственного управления, рационального баланса централизации и децентрализации.

Среди них можно выделить труды А.С. Автономова, А.В. Демина, В.В. Иванова, И.А. Конюховой (Умновой), А.Н. Лебедева, В.Н. Лексина, М.Ф. Маликова, Г.В. Марченко, М.С. Саликова, С.С. Собянина, М.В. Столярова, Ю.А. Тихомирова, А.М. Фарукшина, М.Х. Фарукшина, А.Н. Черткова, В.Е. Чиркина, С.М. Шахрая, А.В. Швецова, Г.В. Шилина.

4. Требуется принятие на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего вопросы межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации. В указанном акте необходимо закрепить в первую очередь способы установления парламентскими объединениями субъектов Российской Федерации взаимодействия с аппаратом полномочных представителей Президента Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти, а также друг с другом.

Вместе с тем действующее правовое регулирование федеративных отношений, ориентированное на последовательное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, в значительно меньшей мере использует свой правовой потенциал по формированию основ взаимодействия субъектов Российской Федерации, что не способствует правовому становлению четкого механизма их взаимодействия.

Помимо этого, были изучены международные акты организаций универсального и регионального характера в сфере межрегионального сотрудничества. При реализации поставленных задач на основе анализа нормативных правовых актов зарубежных государств и практики их применения был исследован зарубежный опыт правового регулирования.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционно-правового взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Главный принцип, который при этом должен действовать выражается в том, что чем больше субъект (носитель) власти ее получает, тем большую ответственность он несет перед гражданином, народом и населением. В этом заключается суть публичной ответственности Федерации и субъектов Федерации как носителей власти.

В теории права, как известно, до сих пор нет единства в понимании юридической ответственности и ее видов. Узкая трактовка юридической ответственности сводится к определению ее как обязанности нести неблагоприятные последствия для виновного субъекта в случае совершения противоправного действия.

Хотя у каждой стороны федеративных отношений своя доля власти и соответственно собственная мера ответственности, это не означает, что ответственность у Федерации и у субъектов Федерации раздельная. Разграничивая между собой функции и полномочия государственной власти, федерация и ее субъекты в то же время представляют собой единое целое — государство. Поэтому смысл публичной ответственности в федеративных отношениях заключается в том, что она должна быть разделенной, обеспечивающей единую сквозную и сбалансированную ответственность Российской Федерации и ее территорий перед гражданином, народом и населением за невыполнение возложенных функций, нарушение законов и нанесение вреда. Только такая система эффективно обеспечит защиту человека и населения от ненадлежащего осуществления власти и произвола властей каждого уровня.

Вам может понравиться =>  Список Вредных Факторов Охраны Труда В Доу

Тема конституционно — правовых основ взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления правовой системы, актуальность вопросов, связанных с правовым взаимодействием органов государственной власти Российской Федерации субъектов Российской Федерации связана, прежде всего, с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую не разработанность многих сторон организации и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам — субъектам Федерации при подписании таких договоров. Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти запустить отработанную модель. В исследовании этой темы большое значение имеет анализ норм Конституции, федеральных законов, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционное (государственное) право – это отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих властные отношения в области основ государственного строя и правового положения высших органов власти, человека и гражданина. Это, например, такие вопросы, как форма правления, федеративное устройство, деятельность законодательного органа, основные права человека. Заметим, основные права человека могут быть установлены конституционным правом, как в современной России и большинстве иных стран, но могут и отсутствовать, как было в прежние эпохи. Когда же они предусматриваются конституционным правом, то речь идет о них не как о предмете частного права, но именно как о признании государством взаимных прав и обязанностей, границ невмешательства в отношениях между властью и отдельным человеком. Стало быть, и в области прав человека конституционное право сохраняет свою публичную природу.

Конституционное и административное право как научные и учебные дисциплины. До сих пор речь шла о конституционном и административном праве как отраслях права. Кроме этого сложились юридические науки, изучающие эти отрасли права. Длительное время проблематика государственного права в широком смысле слова, в основном сравнительная теория государства, идеальная форма правления, пути совершенствования законодательства разрабатывались в составе философских политико-правовых учений (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Но уже тот же Аристотель в сочинении «Афинская полития» дает юридическое описание государственного права Афин (в первой части – его историю, во второй – современный государственный строй). Крупным шагом в становлении государственного права явились работы древнеримских юристов, выделивших публичное право (Ульпиан и др.)[7]. В Новое время, когда в континентальной Европе публичное (государственное) право в основном разрабатывалось как часть теории естественного права, в Англии появляются обобщающие работы, содержащие анализ прошлого и действующего национального права: «Институты законов Англии» Э. Кока (1671), «Комментарии к законам Англии» У. Блэкстона (1765-1768) и «Исторический очерк Английской Конституции…» Дилли (1771).

Учебное пособие посвящено двум близким отраслям права – конституционному и административному. Именно они определяют правовые основы Российского государства, правовое положение отдельных органов власти, их права и обязанности в отношениях с частными лицами. Среди особенностей пособия назовем следующие.

В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.

2. Властвующей стороной в этих отношениях выступают не законодательные и судебные, но исполнительные органы власти (органы управления). Название их связывается с тем, что их деятельность носит подзаконный характер, есть исполнение законов. Но, прав был Б.Н. Чичерин, предлагавший более точное наименование «правительственная власть», ибо она не просто исполняет законы, но сама принимает многие правовые решения; ее задача «состоит в управлении государством на основании и в пределах установленных законов»[5]. Функции органов управления: а) организация; б) кадровая политика как в субъектах управления, так и в объектах; в) планирование; г) регулирование; д) координация; е) контроль как обратная связь в управлении. Функции каждого органа определяют необходимые полномочия и вместе с последними составляют его компетенцию[6].

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Административное право тесно взаимодействует практически со всœеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата͵ основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всœех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. К примеру, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из премьер–министра, его заместителœей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителœей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинœенных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 ᴦ. №692).

Соотношение с другими отраслями права Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу. [читать подробенее]

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всœех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и Законах.

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та͵ и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они бывают разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повсœедневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Так, Конституционное право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83 — 88, 102, 103, 110 — 117, 125 Конституции РФ); Российская Федерация. Конституция (1993) (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), стр.: 4 -5, 14 — 15, 17, 18 — 20. — М.: Проспект, 2008. права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст.85, 103, 111, 117 Конституции РФ) Российская Федерация. Конституция (1993). (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), стр.: 19, 25 — 26. — М.: Проспект, 2008. и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее. Следовательно, она определяет исходные положения административного права.

Вам может понравиться =>  Указ Президента От 04 12 2022 О Выплатах За Госнаграды

При определении круга общественных отношений, регулируемых нормами Конституционного права, следует иметь в виду, что правовое регулирование общественных отношений заключается в установлении прав и обязанностей участников отношений. Конституционно — правовые нормы, устанавливая права и обязанности участников, регулируемых ими общественных отношений, придают этим отношениям государственно-правовой характер. Конституционное право составляет многочисленные нормы; они регулируют широкий круг общественных отношений. Задача состоит в том, чтобы во всем многообразии государственно-правовых отношений найти их общее основное содержание, показать, что конкретные отношения в конечном итоге являются его проявлением. Это позволит дать общую характеристику государственно-правовым отношениям, определить их специфику, обусловливающую объединение указанных общественных отношений в одну группу и их регулирование одной самостоятельной отраслью права.

В этом смысле первое место в системе конституционного права занимают нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, поскольку они содержат начала правового регулирования, которое осуществляется нормами других институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации).

Вместе с тем, в научной литературе в большей или меньшей степени допускается тенденция к преувеличению значения либо конституционного законодательства, либо отраслевого. Некоторые учёные правильно предостерегают, что необходимо использовать правильное, то есть взвешенное, представление об их взаимоотношениях. Конституция, как и нормы других отраслей, составляют лишь часть единой системы. Поэтому суждение об институтах конституционного права и об институтах различных отраслей права можно сделать лишь на основании их обобщённого анализа.

Система конституционного права зависит, прежде всего, от его содержания. Будучи единой, по содержанию отраслью права, конституционное право характеризуется вместе с тем внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные, но связанные между собой части — правовые нормы и правовые институты, которые могут образовывать в свою очередь другие объединения, составляющие вторичные структуры.

Конституционные принципы административного права

4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Во многих странах на основе анализа административно-правового законодательства формулируются принципы административного права. Необходимость их выявления обосновывается как целесообразностью выработки общих подходов к законодательному регулированию и административной деятельности, так и потребностями судопроизводства. В западных странах считается, что суд не должен отказывать в праве на правосудие, даже если отсутствует конкретная правовая норма, которая регулирует спорную ситуацию; в таких случаях следует обращаться к общим правовых доктрин и основ права. В административном праве применяются как общие правовые принципы, признанные в той или иной стране, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. Среди специальных действуют принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права

Сторонники выделения административно-процессуального права в системе российского права рассматривают данную особенность административно-процессуальных норм в качестве одного из трёх системных признаков совокупного критерия для выделения процессуальной отрасли права (два других признака — это 1) наличие своего предмета регулирования и 2) определенной системы организации процессуальных норм).

Важное значение для нормотворчества, в том числе для подзаконного нормотворчества имеет прямое указание Конституции Российской Федерации (п. «к» ст. 72), согласно которому к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Этим Конституция Российской Федерации впервые определила одно из приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву.

3.2. Административно-процессуальные нормы в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируют порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Основаниями для рассмотрения дел подобного рода являются заявления Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представления прокурора.

2.3. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Вопрос о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю решается в рамках лицензионного производства, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права, закрепленные в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

1.2. Часть 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации закрепляет за Правительством Российской Федерации полномочие по изданию постановлений и распоряжений. Порядок подготовки, принятия и опубликования постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации регламентируют административно-процессуальные нормы, в том числе нормы регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.

Анализ системы федеральных органов и осуществляемых ими координационных полномочий показал, что их фактическая реализация не может быть признана в полной мере удовлетворительной. В частности, практически не определены полномочия органов власти, составляющие содержание названной функции; отсутствует соответствующая нормативная правовая база ее осуществления в сфере межрегионального взаимодействия, определяющая методы и приемы ее реализации, порядок деятельности субъектов координационной функции.

Ряд вопросов взаимодействия субъектов Федерации на современном этапе был рассмотрен в диссертационных исследованиях (в 2002 году Гончаровым А.А. «Горизонтальный уровень федеративных отношений: вопросы правового регулирования отношений между субъектами РФ», в 2006 году Буровым М.П. «Межрегиональные государственные и общественные структуры как инструмент повышения эффективности экономического взаимодействия регионов»).

Сказанное не отменяет необходимости тщательного выбора средств межрегионального взаимодействия для повышения степени его эффективности. С этой целью диссертантом выделен ряд критериев оптимальности функционирования конституционно-правового механизма взаимодействия субъектов Федерации, а также принципы такого взаимодействия.

Взаимодействие субъектов Федерации может осуществляться не только путем сотрудничества, но и конфликта. Последний имеет место при возникновении спорных ситуаций во взаимоотношениях субъектов Российской Федерации, в первую очередь споров о компетенции и о границах субъектов Федерации.

Содержащиеся в диссертационном исследовании положения могут быть положены в основу при формировании механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации как динамичной модели развития регионов России. Кроме того, их прикладное значение – использование при преподавании учебного курса по конституционному праву Российской Федерации, специализированных курсов по проблемам развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Adblock
detector