Урок Русской Литературы 10 Класс «Преступление И Наказание Главный Герой Раскольников»

Сочинение на тему раскольников и его преступление

Сначала мы с вами попытаемся дать определение словам «цель» и «средство». Цель — это что-либо, к чему стремится человек. А достичь своей цели он может самыми разными средствами, будь они правыми или не очень. Но не стоит забывать, что даже самая правая цель, достигнутая неправыми средствами, может считаться неправой, самые ужасные преступления порой совершаются из добрых побуждений.

Примером верности себе и своему слову является Петр Гринёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он совершает достойные уважения поступки, когда не признает Пугачева царём и возвращается за Машей. Это потребовало решительности, кажется, совсем для него не характерной. Например, в начале повести он легкомысленно проигрывает деньги в карты. Но в любой ситуации юноша остаётся собой, то есть искренним и честным человеком. Он отдаёт долг, награждает за помощь, защищает, когда любит. Пословица в эпиграфе «Береги честь смолоду» как раз и учит нас быть верным себе. Но это не значит, что Петруша так и остался повесой после всего, что с ним приключилось. Он стал более мужественным и ответственным, но не растерял своих положительных качеств.

Урок Русской Литературы 10 Класс «Преступление И Наказание Главный Герой Раскольников»

Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.

Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Конспект и презентация к уроку-дискуссии: «Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»». На уроке будут затронуты общечеловеческие вопросы, касающиеся нравственного выбора.
Цели: анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ «сверхчеловека», выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет — моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? » «СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! » «ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК — ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ — Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. » «ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Демонстрация работ, комментарии авторов рисунков, вопросы и ответы учащихся.
Слово учителя: Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь отданная ей,- напрасно прожитой. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Это реальное явление, имеющее под собой исторические, философские и нравственные аспекты и растущие из века в века в новой прогрессии. Остановить зло теории «сверхчеловека» может только лишь добро, искренность, вера и милосердие, которые люди должны хранить в своих сердцах.

2. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения Вычленить из текстов критических статей основные подходы к созданию образа Раскольникова (выделить тезисы о роли Раскольникова). Задание к работе с текстами критических статей.
В своих читательских оценках об образе Раскольникова попробуем оттолкнуться от высказываний Д.И. Писарева (статья «Борьба за жизнь», 1867 г.), Н.Н. Страхова (статья «Преступление и наказание», 1867 г.), В.В. Набокова («Лекции по русской литературе: Фёдор Достоевский», 1987 г.), П. Вайля, А. Гениса (статья «Срашный суд. Достоевский», 1991 г.).- Какие роли, по мнению авторов статей, играет в романе Раскольников?
Фиксация ролей в таблице (запись на доске и в тетради). Их уточнение. Это не развешивание ярлыков, это разные взгляды читателей на один и тот же образ.
— А есть ли у кого-то своя оценка образа Раскольникова, отличная от тех ролей, которые определяют герою критики? Кто хотел бы совместить эти оценки?
Определение роли Раскольникова в критических статьях (см. Приложение 1):
Д.И. Писарев. «Борьба за жизнь» — «Раскольников – необыкновенный человек»
Н.Н. Страхов.
«Преступление и наказание» — «Раскольников – несчастный нигилист»
В.В. Набоков.
«Лекции по русской литературе: Фёдор Достоевский» — «Раскольников – неврастеник»,
«Тиран-властолюбец»
П. Вайль, А. Генис.
«Срашный суд. Достоевский» — «Раскольников — жертва авторского произвола»
Озвучивание ролей Раскольникова, которые присваивают герою критики.
Варианты ответов: «Раскольников – человек, потерявший веру», «Он был скептик, он был молод, отвлечёнен и, стало быть, жесток» — так говорит сам автор о своем герое. Предметные: умение анализировать черты образа литературного героя.
Личностные:
развитие личных учебных мотивов, умение сделать выбор.
Метапредметные:
овладение основами поискового и рефлексивного чтения;
умение проводить аспектный анализ текста, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
3. Столкновение знания и незнания
Определить собственную читательскую позицию. — Какие точки зрения на образ Раскольникова вы выявили самостоятельно при прочтении романа? Какие стали для вас открытием при прочтении критических статей? Почему?
— Предлагаю определиться: какая точка зрения вам ближе в понимании образа Раскольникова?
1, 2, 3, 4, 5? (поднимите руки)
— Прошу объединиться в группы в соответствии со своим выбором.
— Есть ли те, кто хотел бы поработать индивидуально?
— Как определить, какая из точек зрения даёт более точную оценку образу Раскольникова?
Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ.
Выбор точки зрения на образ литературного героя.
Объединение в группы или решение работать индивидуально.
Предполагаемый ответ – «Подобрать доказательства в тексте романа»
Личностные:
развитие личных учебных мотивов, умение сделать осознанный выбор.
Метапредметные: умение анализировать, вычленять главное, делать выводы.
Предметные: умение анализировать образ литературного героя.
4. Целеполагание и планирование этапов деятельности Создать условия для постановки учащимися цели и плана деятельности. В подборе доказательств не забываем о направленности, которую задаёт тема урока – «оценка».
— Что значит «оценить»? Дайте лексическое толкование слова (или подберите синонимы к слову).
Спланируйте основные этапы работы и критерии оценивания результатов работы.
Результаты работы озвучиваем и обсуждаем (этап договаривания).
-Как будет представлен результат работы?
Планирование основных этапов работы и критерии оценивания результатов работы. Примерные критерии оценивания выдвинутых аргументов по 5-ти балльной системе
(см. Приложение 2):
1.Чётко сформулирован тезис о роли Раскольникова.
2.Аргументы носят фактологический характер (не менее 3-х с опорой на текст романа).
3. Выступление сделано с соблюдением норм и правил публичной речи: полно, логично, грамотно. Личностные: формирование мотивации к познанию, построение индивидуальной образовательной траектории в изучении темы.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, умение проектировать систему оценивания предъявления учебного результата.
5. Открытие и осмысление
новых знаний
Подобрать аргументы, подтверждающие читательскую позицию. Предлагает материал для исследования – текст романа «Преступление и наказание», критические статьи.
Учащиеся приступают к работе по плану, намеченному на предыдущем этапе.
Личностные: развитие учебных мотивов, подготовка публичного выступления.Метапредметные:
поиск путей решения проблемы, формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, осуществление самоконтроля,
установление причинно-следственных связей на предметном материале, умение работать в группе.
Предметные: оценка образа литературного героя.
6. Выведение способа применения новых знаний
Дать аргументированную оценку образа Раскольникова, оценить приведённые аргументы. Предлагается оценить весомость приведённых аргументов группами (индивидуально) о результатах работы в соответствии с выбранным тезисом.
Оцениваем не только образ Раскольникова, но и себя (по индивидуальным оценочным листам).
Представляют результаты работы, аргументируют выбранную точку зрения. Задают вопросы группам (индивидуально) на уточнение.
Заполняют оценочные листы после представления результатов работы каждой группой, индивидуальные оценочные листы. Личностные: развитие учебных мотивов.
Метапредметные:
формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умение строить монологическое контекстное высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.
Предметные: формирование целостного представления об образе героя с учётом многообразия точек зрения на этот образ.
7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения
Обобщить способы создания образа литературного героя. — Можно ли сказать, что целостный образ Раскольникова уже сложился в нашем читательском представлении?
Составьте диаманту «Образ Раскольникова».
Составляют диаманту «Образ Раскольникова».
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Метапредметные: отбор и систематизация материала, умение делать выводы, обобщения; умение строить письменное высказывание, творчески преобразовывать информацию.
Предметные: умение представить обобщённый образ литературного героя.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока
Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.
— Какие рекомендации можно дать группам?
— Кто оценил себя сегодня более высокой оценкой по сравнению с прошлым уроком? Что прибавилось в умении работать с образом литературного героя? А есть кто-то, у кого оценка получилась ниже предыдущей?
— Появилось ли у кого-то желание поменять точку зрения на образ Раскольникова?
— Готовы ли вы сформулировать авторский замысел?
— Чего не хватает? Посмотрите на определение образа героя.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях, заполняя индивидуальный оценочный лист (см. Приложение 3).
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень усвоения материала, оценивать степень собственного продвижения в учебном материале.
9. Домашнее задание
Применить новые знания в творческой ситуации.
-Предложите варианты домашнего задания для выявления авторской оценки образа Раскольникова. Анализируют варианты домашнего задания, задают вопросы на уточнение.
Личностные:
развитие учебных мотивов, умение делать выбор в предложенной ситуации. Метапредметные:
планирование своих действий, структурирование знаний.
Предметные:
подбор примеров, демонстрирующих понимание смысла художественного образа.
Приложение 1
Образ Раскольникова в русской критике
П. Вайль, А. Генис. Срашный суд. Достоевский.
Преступление Раскольникова не есть результат его свободного выбора. Раскольников — жертва авторского произвола. Он обречен на убийство только потому, что для суда необходим подсудимый.
Раскольников попал в капкан. Вселенная вокруг него замкнулась в клубок, выход из которого — только через убийство. Автор провоцирует своего героя всеми способами. Тут и встреча с Мармеладовым, и письмо матери, и падшая девица на бульваре, и бедность, конечно. Однако все это — внешние причины, которые легко можно было бы преодолеть, если бы Достоевский тому не мешал. Он свернул вокруг героя время, заставив его жить в каком-то судорожно
торопливом измерении. (Житейски рассуждая, всего через неделю Раскольникову просто не понадобилось бы убивать — его семейные проблемы решились бы сами собой благодаря щедрому завещанию Марфы Петровны).
Мотивы преступления Раскольникова автор тщательно разоблачает впоследствии. Прежде всего, деньги. Паутина мелочных, унизительных расчетов окутывает Раскольникова только до убийства, но не после. Хотя он и не воспользовался награбленным, ему уже больше не придется выгадывать копейки — на все хватит, в том числе, и на благотворительность (похороны Мармеладова). Как ни странно, деньги в романе вообще существуют как условность. С одной стороны — те пятаки, которые ничего не меняют (их нищий Раскольников и не считает). С другой — некий капитал как законченная, разовая сумма, которая не делится и не копится, а существует в идеальном представлении — капитал как средство, но не цель.
Нищета, которая якобы толкает Раскольникова на убийство, оказывается не такой уж безвыходной после преступления. В романе ведь вообще все кончается хорошо — устроены сироты Мармеладовых, обеспечена Дуня с Разумихиным и даже невесте Свидригайлова перепал крупный куш.
Социальные условия не объясняют преступления. Оно предопределено сложностью души Раскольникова. (Между прочим, и окончательная катастрофа Мармеладова не мотивирована. В запой, после того как, наконец, получил службу, Мармеладов ушел не под давлением обстоятельств.) Ничего не объясняет и нравственная арифметика Раскольникова, которую никто в романе так и не сумел опровергнуть. Когда герой перечисляет «законодателей и установителей человечества», он упоминает Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона. И тут бросается в глаза отсутствие одного имени: нет Христа. Этим красноречивым умолчанием Достоевский задает крайне провокационный вопрос: а не был ли и Христос преступником — «уже тем одним,
что, давая новый закон, тем самым нарушал древний, свято чтимый обществом»?
Раскольников не включает в свой список сверхлюдей Христа, но это не значит, что о нем не помнит автор, что он не видит в Сыне Божьем — создателе нового закона, новой нравственности — прообраз своего героя.
Идеал Раскольникова — «великие гении — завершители человечества». Чтобы стать таким «всечеловеком», Раскольникову нужно принять на себя грехи человеческие и тем изжить их. Его преступление в парадоксальной этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Смертный грех — цена освобождения от истории, цена Нового Иерусалима, в который так свято верит вольнодумец Раскольников.
«Подлый расчет» нравственной арифметики на самом деле гораздо выше той плоской интерпретации, которую предлагает Раскольников Порфирию Петровичу. Здесь начинается важнейшая для Достоевского тема «Христа-преступника», которая мучила его всю жизнь и которую он пытался решить в образах Ставрогина и братьев Карамазовых.
Старуха-процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа, но исповедание этого принципа принадлежит не Раскольникову, а Достоевскому.
В самой сцене убийства Достоевский лишает Раскольникова воли. «Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать». Герой должен убить, потому что он замыслил убийство. Он должен расплатиться за всех тех, кто не решился довести до дела неизбежные для человека помыслы. (Фрейд: «Симпатия Достоевского к преступнику действительно безгранична. Преступник для него почти спаситель, взявший на себя вину, которую в другом случае несли бы другие. Убивать больше не надо, после того, как он уже убил, но следует быть
благодарным, иначе пришлось бы убивать самому».)

Вам может понравиться =>  Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2022 на третьего ребенка

В.В. Набоков. Лекции по русской литературе: Фёдор Достоевский
Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна. Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой — высоким идеалам, способным к самопожертвованию, добрым, великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым — настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.
Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого негодяя, желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой цели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.
Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств. Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье»: человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы. Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале. Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую «подобрать» власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану-властолюбцу. Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.
Еще одна излюбленная идея нашего автора заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних — только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям — неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы. Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь. Прежде всего, Раскольников — неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать. Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями. Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.Н.Н. Страхов. «Преступление и наказание»
Итак, автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое уклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была — изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему. Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это — плач над ним. Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца, если можно только сопоставить эти два слова, выходит тысячекратно несчастнее простых убийц. Ему было бы несравненно легче, если бы он совершил убийство из гнева, из мщения, из ревности, из корысти, из каких хотите житейских побуждений, но не из теории.
«Знаешь, Соня, — говорит сам Раскольников, — если б только я зарезал из того, что голоден был — то я бы теперь. счастлив был!» (т. II, стр. 219).
С невыразимым мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем самый акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление.
«Разве я старушонку убил? — говорит он Соне. — Я себя убил, а не старушонку. Так-таки разом и ухлопал себя навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. «.
В этом заключается смысл романа, и приговор над Раскольниковым, произносимый автором, вложен им в уста Сони.
Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Свойство широкой симпатии, которое мы приписали автору, и здесь, очевидно, воодушевляло его. Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя.
Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти.
Читая роман, вы чувствуете, что преступление Раскольникова есть явление необычайно редкое, есть случай в высокой степени характеристический, но исключительный, совершенно выходящий из ряду вон.
Так говорит о нем сам преступник. Он нигде не выдает свою теорию за что-нибудь общераспространенное; он постоянно называет ее своею теориею, своею идеею; в минуты, когда он находится под властью этой идеи, он даже с презрением отзывается о других нигилистах.
Итак, Раскольников до конца не мог понять и осмыслить движений, подымавшихся в его душе и составлявших для него такую муку. Он не мог понять и осмыслить и того наслаждения и счастия, которые почувствовал, когда вздумал последовать совету Сони. «Он был скептик, он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» — так говорит сам автор о своем герое. Ожесточение не давало Раскольникову понимать того голоса, который так громко говорил в его душе.
В чем главный интерес романа? Чего ждет постоянно читатель с той минуты, как совершено преступление? Он ждет внутреннего переворота в Раскольникове, ждет пробуждения в нем истинно человеческого образа чувств и мыслей. Тот принцип, который Раскольников хотел убить в себе самом, должен воскреснуть в его душе и заговорить еще с большею силою, чем прежде.
Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед. Мы любим отдаваться цельно, без уступок, без остановок на полдороге; мы не хитрим и не лукавим сами с собою, а потому и не терпим мировых сделок между своею мыслью и действительностью. Можно надеяться, что это драгоценное, великое свойство русской души когда-нибудь проявится в истинно прекрасных делах и характерах. Теперь же, при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других, наше свойство доходить во всем до краю — так или иначе — портит жизнь и даже губит людей.
Одно из самых печальных и характеристических явлений такой гибели и хотел изобразить нам художник.
Д.И. Писарев. Борьба за жизнь
Особенность преступления, совершенного Раскольниковым, состоит именно в том, что он следил очень внимательно за всеми фазами того психологического процесса, которым оно подготовлялось, и, кроме того, обдумывал, устраивал и выполнял все один, без всяких сообщников, помощников и поверенных. По поводу этого преступления возникает естественным образом два главных вопроса: во-первых, есть ли основание считать Раскольникова помешанным и, во-вторых, есть ли основание думать, что теоретические убеждения Раскольникова имели какое-нибудь заметное влияние на совершение убийства. Мне кажется, что на оба эти вопроса приходится дать отрицательный ответ.
Хотя слово помешанный, или сумасшедший, до сих пор не имеет и при теперешнем положении медицинских знаний, вероятно, еще не может иметь строго определенного значения, хотя, быть может, в природе даже совсем не существует резкой границы между здоровым и больным состоянием организма вообще и нервной системы в особенности, — однако я осмеливаюсь выразить то предположение, что Раскольникова невозможно считать помешанным и что ни один мыслящий медик не подметил бы в нем такого расстройства умственных способностей, при котором человек перестает отдавать себе ясный отчет в смысле и значении своих собственных поступков. Если бы Раскольников был помешан, то мне кажется, что мы, люди, находящиеся в здравом уме, не были бы в состоянии следить за каждой его мыслью до самых последних ее изгибов и до тончайших ее разветвлений. Многие из его мыслей должны были бы казаться нам неожиданными; многие из его поступков должны были бы поражать нас своей беспричинностью; ставя себя на его место, каждый из нас должен был бы чувствовать, что он решительно не был бы в состоянии набрести на те мысли, на которые набрел Раскольников; мы должны были бы замечать, что у Раскольникова в процессе мышления обнаруживаются какие-то пробелы и перерывы, что среди ровного и плавного течения мысли у него попадаются такие зигзаги и скачки, которые наша трезвая и здоровая мысль отказывается проделывать вслед за ним и для которых необходимо предположить существование и деятельность особой причины, особого фактора, называемого умственной болезнью. Этого-то и нет. Каждая мысль и каждый поступок Раскольникова, в особенности до совершения убийства, мотивированы в высшей степени удовлетворительно. Мы видим в каждом отдельном случае, почему и зачем он делает тот или другой шаг. Мы видим, что именно толкает его сзади и что именно манит его впереди. Он бросается стремглав в лужу крови и грязи, что, конечно, довольно странно со стороны образованного и высокоразвитого молодого человека, но бросается он вовсе не потому, что чувствует к этой крови и грязи непреодолимое влечение, которое, конечно, было бы непонятно здоровому человеку и которое, следовательно, можно было бы объяснить только расстройством умственных способностей; бросается он в лужу собственно и единственно потому, что сухая тропинка, прилегающая к этой луже, становится, наконец, невыносимо узкой. Бросается он в лужу с болью и со страхом, с ужасом и отвращением, зажимая себе нос и рот и собираясь долго и тщательно отмываться от нечистоты, как только ему удастся вынырнуть и взобраться снова на сухую и чистую дорожку.
В вопросе о том, помешан ли Раскольников, скрывается в сущности другой вопрос: насколько Раскольников был свободен и способен отвечать за свои поступки в то время, когда он совершал свое преступление?
Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Необыкновенные люди стараются открыть глаза своим соотечественникам и современникам, разъяснить им настоящее положение дел, направить их к мирному и безобидному выходу из затруднительного положения и доказать им необходимость обширных и добровольных уступок тому течению идей, которое называется духом времени и которое порождается общими причинами и условиями, а никак не выдумками и усилиями каких-нибудь необыкновенных людей.Необыкновенные люди именно тем и необыкновенны, что они умеют додумываться до таких истин, которые еще остаются неизвестными их современникам. Те необыкновенные люди, которые всего больше желают и умеют оставаться верными своему естественному назначению, то есть приносить людям как можно больше пользы, — должны только добывать новые истины, доводить их до всеобщего сведения, защищать их против старых заблуждений и убеждать людей в необходимости перестраивать жизнь сообразно с новыми истинами. Идя по этому пути, необыкновенные люди никак не могут сделаться страшными кровопроливцами.
Приложение 2
Критерии оценивания работы групп
1 гр. 2
гр. 3
гр. 4
гр. 1.Чётко сформулирован тезис о роли Раскольникова.
2.Аргументы носят фактологический характер (с опорой на текст романа). 3. Выступление сделано с соблюдением норм и правил публичной речи: полно, логично, грамотно. Итоговая оценка:
Приложение 3
Оценочный лист ученика (цы) 10 класса _________________Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
№ Умения и навыки работы с художественным произведением В начале изучения темы В ходе изучения темы После изучения темы
1. Умение выявлять авторский замысел 1.1. Тема 1.2. Проблематика 1.3. Идея 1.4. Смысл названия 2. Умение видеть способы воплощения авторского замысла 2.1. Особенности проявления конфликта 2.2. Особенности композиции 2.3. Система образов героев 2.4. Образ литературного героя 2.5. Художественное время, пространство 2.6. Роль пейзажа 2.7. Система художественных деталей 3. Умение аргументированно высказывать собственную читательскую позицию 4. Умение сравнивать произведение с другими, близкими по тематике и проблематике 5. Умение работать с критической литературой 6. Умение писать работы разных жанров на основе литературного произведения Средний балл (по 5-ти балльной шкале) Словарь
Тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чём повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.
Проблематика – перечень (совокупность) проблем, затронутых в произведении (социально-политическая, нравственно-этическая, нравоописательная, национально-историческая, философская и т.д.).Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; вариант решения главной проблемы.
Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения; построение произведения в соответствии с его содержанием и жанровой формой.
Система образов героев – взаимодействие персонажей художественного произведения, их сопоставление, сравнение, противопоставление (по классовому признаку, по сущности, по сюжетной роли, на основе их непосредственного участия в конфликте); способ выражения идейного и художественного замысла автора.
Образ литературного героя – образ человека в литературном произведении. Приёмы создания образа литературного героя: портретная характеристика; психологический анализ; характер персонажа; прямая авторская характеристика; характеристика героя другими действующими лицами; сопоставление героя с другими персонажами; изображение условий, в которых живёт и действует персонаж; изображение природы; изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж; художественная деталь; наличие или отсутствие прототипа.
Художественное время и пространство (хронотоп) – пространственно-временная организация произведения.
Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчёркивать или передавать душевное состояние героев.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Воспроизводит подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера и т.д.
Приёмы создания образа литературного героя:
Внешние черты (портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу).
Психологический анализ (подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя).Характер персонажа (раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи).
Прямая авторская характеристика (она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической).Характеристика героя другими действующими лицами.
Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж (интерьер).
Изображение природы (помогает лучше понять мысли и чувства персонажа).
Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж.
Художественные детали (описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).Наличие или отсутствие прототипа.

Вам может понравиться =>  Доплата 4900р К Военнымпенсий В 2022 Году

Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно. Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

    Обучающие –

      знакомство учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым «Преступление и наказание»; помощь в понимании состояние героя накануне преступления, анализ мотивов преступления Родиона Раскольникова; подготовка учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.

    Развивающие–

      формирование умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; формирование умений в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

    Воспитательные –

      воспитание любви к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Урок Русской Литературы 10 Класс «Преступление И Наказание Главный Герой Раскольников»

Роман «Преступление и наказание» стал первым психологическим отечественным детективом. Достоевский ломает все привычные схемы детективного жанра. С первых страниц романа известно, кто убил, зачем и почему, определены мотивы преступления, т.е. отсутствует основное – интрига расследования.

«Преступление и наказание» — самый петербургский роман, места обитания героев описаны достоверно точно и узнаваемы: Сенная площадь, Столярный переулок, Кокушкин мост и пр.Северная столица в романе представлена не парадной стороной с великолепием дворцов и памятников. Достоевский назвал Петербург самым «умышленным» городом, изобразив бедные кварталы, в которых душная атмосфера грязных улиц и подворотен, многочисленных кабаков, дворов-колодцев доходных домов [1] непроизвольно навевает безумные и преступные умыслы. Условия жизни своих героев, обездоленных «маленьких людей», Достоевский изобразил как удушливые, тесные, болезненные, лишающие смысла и веры в Бога.

Вам может понравиться =>  Если Оформить Дарение Автомобиля На Ребёнка Приставы Могут Арестовать

Урок Русской Литературы 10 Класс «Преступление И Наказание Главный Герой Раскольников»

(слайд 11) Старуха-процентщица — бессердечная, безразличная, но при этом религиозная женщина. Об этом говорит ее завещание. Старуха не заботится о будущем своей слабоумной сестры Лизаветы. Согласно завещанию старухи, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои же сбережения старуха завещает не родной сестре, а монастырю в Н-й губернии:

При посещении Алёны Ивановны Раскольников испытывает «чувство бесконечного отвращения», внешне процентщица также не вызывает симпатий: «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом». Фамилия героини не указана.

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Чтобы как-то выжить он вынужден ходить к старухе-процентщице, живущей по соседству, и закладывать у неё последние ценные вещи за сущие копейки. Постепенно в его измученном проблемами выживания мозгу возникает идея разделения всех людей на самых обычных и имеющих право делать все что им вздумается. Находясь под влиянием своей непомерной гордыни и самолюбия, Раскольников приходит к мысли о своей избранности и великом предназначении. Он решает убить и ограбить старуху-процентщицу, которая стала для него воплощением зла и страданий бедных людей, таким образом проверить правильность своей идеи и сделать свой вклад в лучшее будущее для себя и своей семьи.

О б р а щ е н и е к п р и с я ж н ы м а д в о к а т а: Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит вынести вердикт по делу весьма сложному и необыкновенному – ибо именно необыкновенен сам подсудимый. Во-первых, Раскольников совершил преступление во время некоего умопомешательства, которое впоследствии переросло в лихорадку. Во-вторых, из всего имущества, украденного у старухи, он не потратил ни копейки – вот и не состоялась теория о цели преступления ограблении. В-третьих, вспомним, каким подсудимый был раньше, до того, как поселился в этой ужасной квартире, до того, как стал голодать и ходить в лохмотьях? Это был великодушный юноша, добрый друг, преданный брат. Социальная пропасть поглотила этого человека, который пришел к нам за помощью, ведь, признавшись, он начал свой путь к нравственному перерождению. Разве он не наказал себя уже муками раскаяния за ту ошибочную идею о разделении людей? Для него чувства стали кандалами, а совесть клеткой, из которой нельзя сбежать, которая при каждом движении души сжимается всё сильнее. Любое наше наказание ничто в сравнении с тем, как казнит он себя сам! Я повторяю, виновен ли Раскольников или мы должны винить условия и обстоятельства жизни, который рождают подобные идеи и подобные преступления? Мы надеемся на справедливость суда.

Стремление помочь матери и сестре — одна из мотивировок свершения преступного замысла, но не основная. И нищета, и письмо матери, и история семьи Мармеладовых, и нечаянная встреча с поруганной пьяной девочкой на бульваре выступают катализаторами, которые ускоряют совершение преступления, но не являются его причинами. Раскольников решает убить « зловредную, гадкую вошь-старуху», которая «чужую жизнь заедает». (Цитирую слова обвиняемого). Но кто дал обвиняемому моральное право называть человека вошью и брать на себя ответственность расправляться с чужими жизнями? И, наконец, мы переходим к самому основному – к той теории о « сильной личности», которой разрешена «кровь по совести».

Adblock
detector