Система И Структура Органов Предварительного Следствия В Российской Федерации

Органы предварительного расследования преступлений

Система органов предварительного расследования — органы предварительного следствия и органы дознания, уполномоченные осуществлять от имени государства уголовное преследование в форме предварительного следствия или дознания (в зависимости от тяжести совершенного преступления)

В структуру следственных органов МВД также входят главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел в субъектах Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) в составе управлений, отделов МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, а также в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Указ Президента Российской Федерации от г

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 24.11.2000 г. N 1937; от 21.05.2003 г. N 547; от 03.05.2005 г. N 497; от 29.12.2005 г. N 1554; от 21.10.2008 г. N 1510; от 30.11.2008 г. N 1655; от 12.01.2010 г. N 62; от 18.02.2010 г. N 208; от 14.01.2011 г. N 38; от 19.10.2011 г. N 1392; от 23.05.2012 г. N 709; от 04.04.2014 г. N 202; от 05.05.2014 г. N 300; от 30.06.2022 г. N 307; от 16.05.2022 г. N 214) В целях совершенствования организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и впредь до принятия соответствующих федеральных законов п о с т а н о в л я ю: 1. Установить, что Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является следственным органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392; от 23.05.2012 г. N 709) 1-1. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2022 г. N 214) 2. Утвердить прилагаемое Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. 3. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 23 ноября 1998 года N 1422 ___________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422 П О Л О Ж Е Н И Е об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 24.11.2000 г. N 1937; от 21.05.2003 г. N 547; от 03.05.2005 г. N 497; от 29.12.2005 г. N 1554; от 21.10.2008 г. N 1510; от 30.11.2008 г. N 1655; от 12.01.2010 г. N 62; от 18.02.2010 г. N 208; от 14.01.2011 г. N 38; от 19.10.2011 г. N 1392; от 04.04.2014 г. N 202; от 05.05.2014 г. N 300; от 30.06.2022 г. N 307) 1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. 2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение. 3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. 4. В органы предварительного следствия входят: Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Следственный департамент); следственная часть Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу; следственные управления (отделы) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам; следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; следственное управление управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве; следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур»; следственные отделы (отделения, группы) линейных отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202; от 05.05.2014 г. N 300; от 30.06.2022 г. N 307) 5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.01.2010 г. N 62) 6. Предельная численность сотрудников органов предварительного следствия устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2005 г. N 497) 7. Финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации. 8. Основными задачами органов предварительного следствия являются: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации. 9. В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции: анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 10. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный департамент, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) 11. Следственный департамент возглавляет заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 30.11.2008 г. N 1655; от 12.01.2010 г. N 62; от 19.10.2011 г. N 1392) Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 21.10.2008 г. N 1510; от 30.11.2008 г. N 1655; от 14.01.2011 г. N 38; от 19.10.2011 г. N 1392) (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2005 г. N 497) 12. Следственную часть Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу возглавляет заместитель начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — начальник следственной части, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации. Следственные управления (отделы) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам возглавляют заместители начальников управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам. (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.05.2014 г. N 300) 13. Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками соответствующих линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных управлениям на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам по представлению начальников соответствующих следственных управлений (отделов) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) 14. Главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел по республикам, заместители начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, замещающих должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации) по представлению соответственно министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — начальником Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации. Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) 15. Следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, следственное управление управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» возглавляют соответственно заместители начальников управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, заместитель начальника управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, заместитель начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями (начальниками) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по представлению начальников соответствующих органов предварительного следствия территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.06.2022 г. N 307) Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. N 1392) Следственные отделы (отделения, группы) линейных отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют соответственно заместители начальников линейных отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных отделов (отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и межрегиональном уровнях, которым подчинены линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, по представлению начальников соответствующих органов предварительного следствия территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и межрегиональном уровнях. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 202) ____________

Вам может понравиться =>  Что Нужно Взять С Собой Для Транспортной Карты

Система И Структура Органов Предварительного Следствия В Российской Федерации

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к Указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступления и проступкам».

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Срок проведения предварительного следствия включает время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу [3].

  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

Система В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов ФСБ России, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ; следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Вам может понравиться =>  Уволили Два Месяца Назад Во Время Беременности Имею Ли Я Право На Востановление

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В настоящее время к основным задачам Следственного комитета России относятся:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Наша работа сосредоточена на противодействии особо опасным преступлениям, наиболее сложным для доказывания – должностным злоупотреблениям и коррупции, в том числе в оборонно-промышленном комплексе страны, преступлениям экстремистской направленности, терроризму, на пресечении преступных деяний, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, на защите трудовых прав граждан. Безотлагательно принимаются жесткие меры правового воздействия к виновным в социально значимых происшествиях.

Таким образом, предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом МВД России территориальные следственные подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и следственные части главных управлений МВД в округах.

Система органов предварительного следствия

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет Российской Федерации создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (Указ Президента РФ от 27.09.2010 г. № 1182[5]), а также следователи органов ФСБ России, ОВД, органов ФСКН России.

Вам может понравиться =>  Увольнение За Отсутствие На Рабочем Месте В Течение Нескольких Часов Рабочего Дня Нарушение Правил Внутреннего Трудового Распорядка

Предварительное следствие — урегулированная уголовно-процессуальным законом основная форма расследования преступлений, производимая следователями прокуратуры, органами предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

Заключение эксперта состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части указывается наименование экспертизы, приводятся сведения об эксперте, перечисляются поступившие на экспертизу материалы. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования, а также дается научное толкование установленных фактов. Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, вправе по собственной инициативе сделать в заключении вывод по вопросам, которые перед ним не ставились, если они имеют, по его мнению, значение для дела.Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем. На каких бы точных научных данных не был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя (ст.80 УПК).

Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию — необходимое условие для составления отчётов о деятельности органов внутренних дел. Первичный учёт преступлений — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Органы предварительного следствия

В соответствии со ст.129 Конституции РФ и ст.1 ФЗ «О прокуратуре», прокуратура является единой, федеральной, централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные функции, предусмотренные федеральным законодательством.

После окончания предварительного следствия, которое производится в двухмесячный срок, следователь знакомит обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и ответчика с материалами уголовного дела. И завершает предварительное следствие составлением итогового доказательства обвинительного заключения, которое вместе с уголовным делом направляется в прокуратуру для утверждения, а потом в суд. Предварительное следствие может быть завершено составлением постановления о прекращении уголовного дела, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Adblock
detector