Роль Конституционого Суда Рф В Защите Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека

Принцип равенства закрепляет недопустимость установления дифференциации правого положения в рамках одной категории населения при предоставлении им социальных льгот. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 N 36-П был признан противоречащим Конституции РФ п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случая его использования в качестве причины для отказа в установлении пенсии по потере кормильца лицу, поступившему на обучение исключительно по результатам вступительного экзамена, а не на основании международного договора РФ [4].

В Конституции РФ закреплен широкий перечень социальных прав человека, гарантией реализации которых выступает предоставление населению права на защиту их прав и свобод в судебном порядке, в том числе посредством подачи жалобы Конституционный суд РФ. По мнению Л. В. Андриченко, «более 30 % всех решений Конституционного суда РФ затрагивают вопросы защиты социальных прав граждан Российской Федерации» [1, с. 5], что говорит о значительной роли Конституционного суда РФ в реализации социальной политики России.

Рассмотрение жалоб граждан — одно из приори­тетных направлений в деятельности Конституционного Су­да РФ (более 70% всех дел). Федеральным конституци­онным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граж­данства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в РФ и Генеральный Прокурор РФ.

Вам может понравиться =>  Посмотреть Долги По Отоплению По Лицевому Счету

Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необ­ходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой.

Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необ­ходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой.

Рассмотрение жалоб граждан — одно из приори­тетных направлений в деятельности Конституционного Су­да РФ (более 70% всех дел). Федеральным конституци­онным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граж­данства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в РФ и Генеральный Прокурор РФ.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Социальные споры относятся к категории гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции и разрешаемых в исковом порядке. Исключение составляют гражданские дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факт нахождения на иждивении, факт принадлежности трудовой книжки и т.п.), которые также подведомственны судам общей юрисдикции, однако разрешаются в порядке особого производства.

Решения конституционных, уставных судов субъектов РФ, как и решения Конституционного Суда РФ, основаны на сформулированных ими правовых позициях. При этом возникает вопрос о связанности правовых позиций органов конституционной юрисдикции по трем направлениям: по вертикали сверху вниз, по вертикали снизу вверх и по горизонтали[26]. Связанность правовых позиций по вертикали вниз означает, что конституционные, уставные суды субъектов РФ основываются на правовых позициях Конституционного Суда РФ. Связанность по вертикали снизу вверх предполагает учет Конституционным Судом РФ правовых позиций конституционных, уставных судов субъектов РФ. Наконец, весьма желательным является учет конституционными, уставными судами субъектов РФ правовых позиций конституционных, уставных судов других субъектов РФ.

Вам может понравиться =>  Сроки Получения Повторного Свидетельства О Браке В Мфц

Здесь необходимо отметить, что реализация данных прав и свобод требует целенаправленных усилий государства, в том числе посредством разработки экономических, социальных и культурных программ, перераспределения материальных благ, социальных ресурсов общества. С учетом этого, необходимо создание эффективного действующего механизма реализации данных положений, основанного на системе юридических гарантий. Это обусловлено тем, что «юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой – имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Ключевое место среди этих условий (главной гарантией) служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации – актом высшей юридической силы157».

Значение данных положений сложно переоценить в связи с тем, что толкование многих проблемных вопросов, как и принятие новых нормативных актов, производится законодателем и правоприменителем с учетом их содержания. В качестве примера можно указать на многочисленные решения Конституционного Суда РФ. Например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В. Ф. Лякина»156 указывается на то, что «правовое регулирование, не учитывающее наличие у граждан из подразделений особого риска статуса военнослужащего, противоречит конституционному принципу равенства, соблюдение которого, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им».

Вам может понравиться =>  Размер Госпошлины Росреестра Для Нотариуса

Роль Конституционого Суда Рф В Защите Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан

Ведущая: Принимая новые законы и внося поправки в уже действующее законодательство, российские законодатели зачастую перенимают опыт зарубежных стран, стремятся его применить и к нашей стране. Некоторые исследователи критически относятся к этому, полагая, что из-за существенных различий в образе жизни, укладе, социально-экономическом положении россиян зарубежный опыт может не только не прижиться, но и принести больше вреда, чем пользы. Уважаемый Валерий Дмитриевич, что Вы думаете по этому поводу? Согласны ли Вы с данным мнением? Валерия Толоконникова, Самара.

Зорькин В.Д.: Самое эффективное средство обеспечения верховенства конституционных предписаний – это высокая правовая и политическая культура. Но помимо этого и в самых развитых правовых и политических системах необходимы юридические средства защиты конституции. Конституционный контроль является самым эффективным из всех юридических средств обеспечения верховенства конституционных предписаний. Нет ни одной современной цивилизованной страны, в которой отсутствовали бы механизмы судебного контроля в сфере обеспечения конституционной законности, хотя он может быть организован и по-разному (не обязательно через Конституционный Суд). Причина проста – без такого контроля конституционные нормы представляли бы собой nudum jus, то есть право, не обеспеченное обязанностью его исполнения. Их реальное действие в таком случае зависело бы исключительно от усмотрения властей (как это некогда было в определенный период нашей истории).