Что Есть Общего В Системе Админисративного И Уголовно-Про

Мы считаем, что определенным выходом из сложившейся ситуации является предложенное А. Гриненко законодательное разграничение двух тесно взаимосвязанных, но разных действий — фактического задержания и уголовно-процессуального задержания, при этом фактическое задержание может иметь место и до возбуждения уголовного дела*(4).

Два вида задержания (административное и процессуальное) сами по себе автономны, поскольку в правоприменительной деятельности задержание может ограничиваться одной из своих составляющих. Однако в своей совокупности они могут образовывать единый процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления. Единство уголовно-процессуальной и административно-правовой сторон задержания требует, чтобы нормативное регулирование обеих частей этого института осуществлялось в рамках одного законодательного акта, а именно закона «О полиции».

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса, отделённые друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером правоотношений.

  • разрешение дела — принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом в уголовном деле;
  • обвинение — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
  • защита — уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.
  • охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
  • обеспечение мира и безопасности человечества;
  • предупреждение преступлений.
  • преступления против жизни, здоровья личности;
  • преступления против свободы, чести и достоинства личности;
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • преступления против семьи и несовершеннолетних;
  • преступления против собственности;
  • преступления в сфере экономической деятельности;
  • преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  • преступления против здоровья населения и общественной нравственности;
  • экологические преступления;
  • преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • преступления в сфере компьютерной информации;
  • преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
  • преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
  • преступления против правосудия;
  • преступления против порядка управления;
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира и безопасности человечества.
Вам может понравиться =>  Как открыть пивную точку с нуля 2022

Отличия административной ответственности от уголовной в законодательстве РФ

Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

Правоведение для чайников – 6

Административно-процессуальное право (или административный процесс) регулирует разрешение споров в сфере государственного управления – то есть между разными госорганами либо между этими госорганами и гражданами. Основные источники – Кодекс РФ об административных правонарушениях и Кодекс административного судопроизводства РФ.

Словом, деление правовой системы на отрасли права, правовые институты и нормы права не настолько чёткое и иерархичное. Нельзя сказать, что эти институты относятся только к данной отрасли права, а эти – к другой. Или что эта норма права входит в данный правовой институт, а эта – в другой. То есть в этом «дереве» некоторые стволы, ветки и иголки пересекаются, срастаются и совмещаются.

В правовой системе; Консультант Плюс; размещена статья адвоката Поляк М

— независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле о его оспаривании, в более позднем деле учитывается оценка обстоятельств, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, в том случае, если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств»);

Преюдициальными в уголовно-процессуальном законодательстве согласно ст. 90 УПК РФ признаются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства. Указанные обстоятельства признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки; при этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

Понятие и система принципов административного процессуального права

В ст. 24 КАСУ «Осуществление административного судопроизводства коллегией судей» указано, что административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии ( комиссии по референдуму), члена этой комиссии, рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей. Административные дела рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей также по ходатайству одной из сторон о коллегиальном рассмотрении дела или по инициативе судьи в случае их особой сложности. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела подается в письменной форме через канцелярию суда до начала судебного рассмотрения административного дела. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела, поданное после начала судебного разбирательства, возвращается судом без рассмотрения.

Вам может понравиться =>  Проблемы Международного Семейного Права 2022

3) принципы состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности является необходимым условием для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и вынесения обоснованного решения. Лица, участвующие в деле, имеют право и обязанность собрать фактический материал и предъявить доказательства, подтверждающие или опровергающие определенные факты, тогда как обязанностью суда является беспристрастное оценивания предоставленного сторонами материала.

Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-процедурная; б) административно-юрисдикционная. В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.

Сущность административного процесса определяется особенностями государственного устройства, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности нашего государства и является одним из способов реализации целей и задач исполнительно-распорядительной деятельности.

Таким образом, в наступающем году хочется пожелать законодателю заниматься не «движением ради движения», а реальным изменением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В частности, давно назрел вопрос о расширении подсудности дел, рассматриваемых с участием присяжных (предыдущее расширение компетенции суда присяжных показало свою эффективность). Хотелось бы, чтобы к подсудности присяжных были отнесены дела о даче и получении взятки в особо крупном размере, преступных сообществах, бандах, мошенничествах, растратах, а в идеале – и других преступлениях в сфере экономики.

В разумный срок уголовного судопроизводства включен период не только с момента начала процедуры уголовного преследования до момента его прекращения (как в предыдущей редакции), но и с момента подачи заявления о преступлении до момента уголовного преследования (для оценки разумных сроков в интересах потерпевшего от преступления).

Меры уголовно-процессуального принуждения

2. Основания задержания. Существует одно общее основание, при отсутствии которого уголовно-процессуальное задержание категорически недопустимо: лицо может быть задержано лишь по подозрению в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания лишение свободы ( ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Иначе говоря, в момент задержания компетентные правоохранительные органы (чаще всего полиция) должны иметь основания полагать (подозревать), что задержанное лицо совершило деяние, не просто квалифицируемое уголовным законом как преступление, но и предусматривающее в качестве уголовно-правовой санкции (наказания) лишение свободы. С учетом отмеченной выше процессуальной природы задержания, когда фактические действия по пресечению преступления предшествуют их официальной юридической оценке, никто, конечно, не вправе требовать от полиции, как правило, действующей в жестких условиях физического противоборства с гипотетическим нарушителем уголовного закона, абсолютно точной уголовно-правовой квалификации деяния. Строго говоря, такая квалификация в соответствующих условиях просто-напросто невозможна. Однако полиция должна иметь основания полагать, что речь идет именно о преступлении, наказуемом лишением свободы, т.е. что пресекаемое ею поведение а) нарушает уголовный закон, б) гипотетически влечет наказание в виде лишения свободы. Если полиция убеждена в обратном, то задержание заведомо незаконно. При этом возможны ситуации, когда полиция изначально полагает, что имеет дело с административным правонарушением, применяя административное задержание, предусмотренное КоАП РФ, но в дальнейшем приходит к выводу, что речь идет о преступлении, наказуемом лишением свободы. Как вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П, в таком случае административное задержание не складывается с уголовно-процессуальным, а поглощается им. Иначе говоря, общий срок задержания не может превышать установленных Конституцией РФ 48 часов, которые отсчитываются именно с момента административного задержания, пусть даже «превратившегося» при юридическом анализе нарушения закона в задержание уголовно-процессуальное. В обратной ситуации, когда полиция при задержании полагала, что речь идет о преступлении, наказуемом лишением свободы, но впоследствии (при юридической оценке деяния) был сделан иной вывод, в соответствии с которым деяние является либо преступлением, не предусматривающим наказание в виде лишения свободы, либо административным или другим правонарушением, либо вовсе не представляет собой нарушения закона, уголовно-процессуальное задержание должно быть немедленно прекращено.

Вам может понравиться =>  Как считать свет по счетчику россия 2022

Другое дело, что наличие оснований задержания по подозрению в совершении преступления автоматически означает наличие оснований для возбуждения уголовного дела, поэтому соответствующее решение о возбуждении дела должно быть принято немедленно после появления для этого технической возможности и во всяком случае без проведения проверки сообщения о преступлении (доследственной проверки).

Важно помнить, что не каждый суд может выносить приговоры. «На это имеют право только суды первой или апелляционной инстанций. В дальнейшем, когда приговор появляется, он может быть обжалован двумя путями – до (тогда начинается производство в суде второй инстанции) или после его вступления в законную силу», – говорит профессор.

Заключительная стадия – пересмотр вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда (регулируется главами 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ). Ее предназначение – исправлять судебные ошибки, допущенные при производстве в судах первой и/или второй инстанции.

Adblock
detector