Закон О Оплате Отопления Подъездов

Закон О Оплате Отопления Подъездов

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2022 г. N 485/пр.

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Рассматривая дело, КС РФ пришел к следующим выводам. В частности, Суд указал на необходимость законодательного урегулирования механизма расчета платы, который будет учитывать не только потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, поступившей по централизованной системе теплоснабжения, но и вырабатываемой индивидуальными источниками. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований по аннулированию вмененных жителям дома начислений, указывая, что законом не предусмотрено освобождение собственников помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Жители с указанными начислениями не согласны, поскольку места общего пользования не оборудованы радиаторами, трубопроводами системы отопления, а инженерные сети в подвальных помещениях не обладают признаками теплопотребляющих устройств. Указанный факт подтвержден заключением судебной строительно-технической экспертизы.

В Постановлении № 16-П отмечается, что собственники жилых и нежилых помещений, вне зависимости от используемого ими источника теплоснабжения (индивидуального или централизованного) фактически участвуют в опосредованном отоплении помещений общего пользования, при условии соблюдения ими норматива поддержания температурного режима в принадлежащих им помещениях, а значит, несут расходы на отопление всего дома.

Также внесенные изменения в Правила устанавливают порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

В июле 2022 года Правительство Российской Федерации внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее — Правила) в соответствии с требованиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые вступили в силу с 10.08.2022 г. В основном эти изменения коснулись порядка расчета платы за отопление, которое в общей структуре квитанции ЖКХ занимает достаточно весомое место.

При наличии прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании входящего в состав общего имущества, а также при наличии хотя бы одного индивидуального прибора учета размер платы за отопление определяется с учетом показаний указанных приборов учета тепловой энергии за предыдущий год в соответствии с формулой 18.1 Приложения №2 Правил с последующей корректировкой один раз в год по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год при условии начислении платы в течение календарного года.

При этом объём тепловой энергии для отопления определяется как разность объёма ресурса по показаниям ОДПУ и произведения объёма тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления ГВС согласно нормативу, и объёма горячей воды, потреблённой в помещениях дома и на общедомовые нужды согласно нормативу, при условии совокупного учета тепловой энергии ОДПУ в целях отопления и горячего водоснабжения.

При таких условиях исполнитель коммунальной услуги отопление должен применять порядок расчета платы потребителям в соответствии с пунктом 42(1) Правил для централизованного отопления, с учетом показаний ОДПУ и ИПУ за предыдущий год с использованием общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с последующей корректировкой размера платы в первом квартале следующего года по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год.

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2022 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии.

КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКД

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2022 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям. Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

За отопление можно платить по счетчикам

Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.

Вам может понравиться =>  Реновация Список Домов Под Снос В Вао Богородское

Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.

Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.

  1. Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
  2. Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
  3. Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
  4. Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
  5. Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
  6. Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.

Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.

С 01.01.2022 (даты вступления указанного Постановления Правительства РФ в силу) расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Исходя из буквального толкования норм закона, следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2022 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»(принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2022 № 46-П), был изменен порядок расчета платы за отопление.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальных услуг применяются положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.

Постановление Верховного Суда РФ от N 91-АД16-1

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю. заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д. 7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме

  1. Когда нет общедомового прибора учета тепла (ОДПУ), а плату за теплоснабжение начисляют только в месяцы отопительного сезона.
  2. Если нет ОДПУ, а платежи растянули на весь календарный год.
  3. В доме подключен ОДПУ, а отдельные счетчики не установлены ни в одном из помещений здания.
  4. В здании установлен ОДПУ, квартиры частично оснащены отдельными приборами для подсчета теплоэнергии.
  1. Стало два варианта отопления, его разделили на 2 категории: индивидуальное и общедомовое.
  2. Разработали спецформулы для расчета за те квадратные метры и комнаты, которые не отапливаются, и для жилых площадей с автономным обогревом.
  3. Появился индивидуальный расчет платежей за отопление в многоквартирных зданиях, которые только частично оснащены счетчиками тепла.

Жильцы многоэтажек и владельцы частных домов по-разному решают вопрос оплаты отопления в холодное время года. Если с дачи можно уехать и зимой ее не обогревать, то при отъезде из квартиры платить за отопление все равно придется. Исправить ситуацию поможет установка индивидуальных счетчиков на радиаторы. Но не только отсутствие домочадцев может привести к такому решению. Иногда центральное отопление не дает тех температур, которые положены по нормативам, а платить надо по полной.

Для зданий без ОДПУ, в которых платежи растягивают на 12 месяцев, в расчет входит коэффициент периодичности оплаты коммуналки по теплоэнергии. Коэффициент равен количеству платежей за отопительный сезон, поделенный на 12 месяцев. А расчет будет произведен по такой формуле:

Вам может понравиться =>  Сколько Нужно Голосов Для Перехода В Другую Управляющую

Плж — площадь квартиры.
Плoб — общая площадь жилых и нежилых помещений в здании.
От — объем теплоэнергии по показаниям ОДПУ при оплате в течение отопительного срока или по среднему показателю теплоэнергии по месяцам за предыдущий год.
Тт— тариф установленный на теплоэнергию.
Обт — объем тепла, который нужен для обогрева всей жиплощади.
∑Обт — объем всей теплоэнергии, которую потреблена в жилых и нежилых помещениях многоэтажки.

По нормативу за тепло платить не буду

Казалось бы, куда денешься от оплаты коммуналки? Да, дорого, и тарифы всё время растут, но хочешь пользоваться благами цивилизации и принимать горячий душ не при свечах — плати. Однако в ряде случаев требования коммунальщиков или управляющей компании незаконны, а потому платить по ним никто не обязан. Расскажем о новых таких случаях, которые появились в судебной практике в 2022 году.

Во многих современных домах есть индивидуальные теплопункты — ИТП. При этом счётчики на приборы отопления застройщик устанавливает не всегда, однако жильцы могут делать это самостоятельно. Если человек в доме с ИТП обзавёлся счётчиком и опломбировал его в управляющей компании, как полагается, то ему обязаны делать начисления за тепло согласно его расходам, а не по нормативу. Да, приборы учёта есть не во всех помещениях в доме, но это не его проблемы.

Обычно при покупке квартиры на вторичке продавец предоставляет справку из управляющей компании о том, что все начисления уплачены. Однако даже если это не сделано или внезапно «всплыли» некие долги, новый собственник не обязан их закрывать. Обязанность по оплате коммуналки возникает с момента приобретения прав на жильё, так что, если управляющая компания требует погасить старые начисления, можно не просто не заплатить, но и пойти в суд, требуя компенсировать моральный вред. Такой вывод следует из результатов рассмотрения дела № А06-6532/2022 в Арбитражном суде Астраханской области.

Мы уже писали о том, что через 3 года долги за коммуналку «сгорают» и их нельзя требовать, поскольку таков срок давности. Однако если управляющая компания решила считать срок давности не с месяца начисления, а с момента последней оплаты за этот месяц, то этот подход неверный. Например, у человека долги за 2022 год. В январе 2022 года он погасил часть долга за январь 2022 года, и радостная управляющая компания полагает, что теперь срок давности на долги за весь 2022 год истечёт только в январе 2022 года — если, конечно, жилец не решит внести ещё часть оплаты, тем самым снова продлив сроки. Поэтому она идёт в суд и требует долги, в том числе старше 3 лет.

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

Исходя из понятия МКД (п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ), его эксплуатация предполагает расходование энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание ОИ в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям. В частности, во всех помещениях, включая МОП должны соблюдаться установленные нормы влажности и температуры.

В МКД большая часть жилых помещений и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов), то есть отключены от системы централизованного теплоснабжения, произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов) и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

Вспоминая своё же Постановление от 20 декабря 2022 № 46-П, КС РФ отметил, что подавляющее большинство МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав ОИ МКД.

б – частный случай) НЕ СООТВЕТСТВУЮТ Конституции РФ (ч. 1 ст. 19, ч.ч.1-3 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 55) в той мере, в какой обязывают собственников и пользователей жилых помещений в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован ОДПУ тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания ОИ в случае, когда помещения общего пользования МКД не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым МКД в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Исходя из буквального толкования норм закона (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержаний общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.12.2645-10) следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, объем тепловой энергии, потребленной в целях содержания общего имущества, распределяется в том числе и на собственников жилых и нежилых помещений, отключенных от централизованного отопления, пропорционально их доле в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» проводятся перерасчеты платы с 01.01.2022. Расчеты производятся следующим образом: объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из фактического потребления (определенному по показаниям общедомового прибора учета), перераспределяется между собственниками всех жилых и нежилых помещений (независимо от подключения их помещений к системе централизованного отопления МКД) в соответствии с порядком расчета, установленным Постановлением № 1708.

В связи с многочисленными обращениями граждан в прокуратуру города Феодосии по вопросу начисления платы за услуги теплоснабжения в местах общего пользования, взимаемых с собственников помещений многоквартирных жилых домов, в том числе у которых установлено автономное отопление в квартирах, прокуратура города разъясняет.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28.12.2022 с 01.01.2022 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.

Объем теплоэнергии, потребленной в помещении, равен нулю, если:
— технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещениях отопительных приборов;
— документация о переустройстве помещения предусматривает установку индивидуального источника отопления.

Напомним, что в Правилах нет прямого указания на то, что в случае отсутствия в помещении отопительных приборов или наличия индивидуальных источников тепла, плата выставляется только за отопление общедомового имущества. Вывод о том, что плата выставляется только за отопление на общедомовые нужды, можно сделать из формул расчета, приведенных в вышеуказанных пунктах Правил.

То есть, несмотря на современную редакцию Правил 354 (по ней да и по старой редакции и общедомовое и индивидуальное отопление выставляет РСО), ВС РФ полагает, что отопление в части общедомового потребления, оплачивается ИКУ. Формально юридически применительно к периодам с января 2022 по декабрь 2022 ВС РФ прав, но не правильнее ли было указать, что вопрос отопления с 2022 года в принципе не вопрос ТСЖ, этот вывод ведь тоже можно обосновать телеологически толкуя Правила 354.

«Изменениями, внесенными с 01.01.2022 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354). Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354).

2. Презумпция эта опровергаемая, в том числе отсылая к старому определению ВС РФ, собственник помещения без приборов отопления должен доказать полную теплоизоляцию сетей отопления в том числе и стояков. Также если приборы отопления собственник снял, он должен к тому же несмотря на теплоизоляцию доказать, что сделал он это законно. В правилах 354 законодатель делает ремарку на этот счет, что до появления запрета на индивидуальное отопление помещений в МКД снятие приборов отопление законно.

3. Далее верховный суд указывает, что если при выявлении указанных обстоятельств помещение действительно индивидуально тепловую энергию от стояков и транзитных сетей не потребляет, то как минимум общедомовое потребление, приходящееся на него, надо рассчитать.

С другой стороны, эта урегулированность иногда приводит к несколько несправедливой ситуации, поскольку если часть помещений в МКД имеет одни характеристики, а часть другие, мы потенциально закладываем риск того, что одна норма для всех будет кого-то дискриминировать.

ВС объяснил, когда за отопление можно не платить

Георгию Варданяну* принадлежало нежилое помещение в многоквартирном доме – оно было частью магазина. Отопительные приборы в нём отсутствовали и установить их было невозможно технически. Варданян пользовался электрообогревателями и оплачивал расходы на электроэнергию. Но вдоль стен помещения проходили неизолированные магистральные трубы системы отопления жилого дома. Поэтому в теплоснабжающей компании ООО «Тепловик» (позже ставшей частью «АК-СЕРВИС») решили: площадь отапливается за счет компании, и владелец должен заплатить за услугу.

Вам может понравиться =>  Пример Административного Ответственности

Апелляция, Калининградский областной суд, оставила решение без изменения. Доводы о том, что договорных отношений между сторонами не было, суд отклонил как не имеющие юридического значения. Утверждения Варданяна о том, что в помещении нет радиаторов, не опровергает выводы райсуда о том, что фактически тепло поставлялось и потреблялось, говорится в апелляционном определении.

ВС с таким подходом не согласился. Сам по себе факт прохождения через нежилое помещение магистрали горячего водоснабжения при том, что устройства учета тепла в нем отсутствуют, не дает оснований компании взыскать с собственника плату за отопление, сделали вывод судьи. «Объект тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы включаются в общедомовые нужды собственников жилых помещений дома», – указали члены коллегии в определении по делу (дело № 71-КГ16-12 ).

Потребитель платит за энергию по счётчику, а расходы на компенсацию тепловых потерь учитываются в тарифе, напомнила коллегия под председательством судьи Александра Кликушина. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды также включают нормативные технологические потери и не включают расходы, возникшие из-за нарушения требований техэксплуатации систем, сослались члены коллегии на п. 29 постановления Правительства РФ № 306, касающегося правил потребления коммунальных услуг.

Через нежилое помещение проходили тепловые трубопроводы, но приборов учета тепла не было и установить их было нельзя. Тем не менее теплоснабжающая компания решила: владелец помещения за обогрев должен заплатить. Первые две инстанции поддержали требования компании. Но Верховный суд, где в итоге и оказалось дело, объяснил, почему такая позиция ошибочна.

Представим, что жизненная ситуация вынудила собственника отключить централизованное отопление квартиры, но взамен включить электроотопительный прибор. Тут тоже возможны негативные прогнозы. И самый худший из них — для альтернативного отопления квартиры будет использован не подходящий для этого электрообогреватель. Тот, который не может быть использован для постоянной эксплуатации без присмотра (масляный обогреватель, тепловентилятор).

Если не вдаваться в нормативы и правила содержания жилых помещений, а подойти к этому вопросу только со стороны собственника жилья, следует отметить некоторые возможные проблемы. Даже в МКД Центрального района России, не говоря уже об Урале, Сибири и севернее, в морозные дни в некоторых участках наружных ограждающих конструкций конкретной квартиры будут образовываться так называемые «мостики холода». Это участки стен и пола, где температура будет опускаться до отметки +5 °C. А +5 °C — это отметка точки росы (выпадение конденсата). У вас будут мокнуть, сыреть (с образованием в будущем грибка) участки стен, где проходят, например, межпанельные стыки, или вы обнаружите плесень в оконных проемах, а также во многих других «слабых» местах, присутствующих даже в качественном строительном сегменте жилья.

Кроме того, перекрытие отопления в вашей квартире в настоящее время сомнительный способ экономить. Дело в том, что прибор учета потребляемого тепла устанавливается на весь дом и расчет потребления ведется по площади квартиры и приходящуюся на нее часть площадей общедомового имущества.

Что касается электрического конвектора — вам нужно уточнить у электриков, на какую мощность электропотребления рассчитана проводка в вашей квартире и на какую величину электрической мощности, присоединенной к вашей квартире. Если мощность будет ниже, чем ее суммарное потребление, это чревато пожаром в квартире.

Возможна и утрата качества каких-либо элементов отделки интерьера по причине снижения температуры ниже рекомендованных значений для их эксплуатации на гарантийных условиях. Например, гипсовая штукатурка на наружных стенах, скорее всего, будет вспучиваться, трескаться. Естественно, температура в квартире не опустится до критических значений. Но в вышеописанных строительных узлах она упадет до отметки ниже +5 °C. И проблемы с конденсатом в этих местах будут!

Специалист проводит осмотр системы отопления и определяет, в чем может быть причина неисправности. Он должен письменно зафиксировать то, что тепло на момент его приезда отсутствует, при этом обязательно указать конкретные показания (температуру). Замеры производятся при помощи шарового термометра.

Отопительный сезон в России начинается в среднем в конце сентября или первой половине октября. Действительно, в холодное время года без дополнительного обогрева наши жилища становятся, мягко говоря, не слишком комфортными. И любые проблемы с отоплением воспринимаются очень остро. Куда жаловаться, если у вас слишком холодно, и что делать, если в квартире жарко? И как быстро должны отреагировать соответствующие службы? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы.

В Постановлении от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» указывается, что «предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг».

После включения отопления должно пройти какое-то время (до пяти дней), чтобы система заработала на полную мощность. Если не соблюдать гидравлические параметры (давление), то произойдет перегрузка и сбои. Поэтому, если ваш дом уже начали отапливать, но ваши батареи продолжают оставаться холодными, не спешите переживать и жаловаться, должно пройти какое-то время. Причины холодных батарей в квартире могут быть различны.

Если специалист все же приехал, подтвердил отсутствие тепла, вы составили акт, но проблема так и не решилась, необходимо продолжать добиваться справедливости. Подготовьте письменную претензию (если тепла нет во всем доме – коллективную) на адрес администрации. К ней приложите акт об отсутствии отопления, а также копию договора на оказание услуг и квитанции, подтверждающие, что вы оплачивали услуги и не имеете задолженности.

Изменения коснулись и ситуации, когда собственник решил отказаться от центрального отопления. Такие случаи набирают популярность, когда иными источниками отапливаться заметно дешевле. Если собственник решил демонтировать батареи, то ему нужно обратиться с заявлением в ресурсоснабжающую организацию. После подачи заявления он больше не будет платить за отопление. Ранее даже при отсутствии батарей в квартире плату за отопление все равно начисляли.

Во-первых, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учет тепловой энергии, а в квартирах таких приборов нет, то расчет оплаты будет происходить согласно показанию прибора учета. Если же счетчик отсутствует, то оплата происходит по нормативу, установленному региональными властями.

Недавно Правительство России внесло очередные изменения в правила услуг ЖКХ. Изменения внесены на основании постановления Правительства РФ от 25 июня 2022 года №1018. Заработали эти правила со 2 июля 2022 года. Таким образом, в августе многие ощутят эти изменения в полной мере. Основное изменение коснулось правил оплаты за отопление, которое в общей структуре квитанции ЖКХ занимает достаточно весомое место. Рассмотрим изменение более подробно.

Еще одно важное изменение, которое может коснуться многих жильцов. Помимо отопления в квартире собственники вынуждены оплачивать отопление общих помещений (подвала, подъезда и т.п.). Но самая главная несправедливость заключалась в том, что оплачивать приходилось, даже если помещения общего пользования не отапливаются. А это не редкость. Теперь, согласно новым правилам, если отопления в подъездах, чердаках, подвалах и т.п. нет, то с жильцов не имеют право брать плату за отопление ОДН.

Нужно ли платить за отопление подъездов тем, у кого автономное отопление

Жительница Ставропольского края Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2022 года собственники таких квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя экспертиза подтвердила, что в этих помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

«В результате такие «автономные» собственники и пользователи помещений, в том числе заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление на общедомовые нужды, в то время как конституционный принцип равенства предполагает равный, с учетом фактического участия каждого, подход при распределении общедомовых расходов. Соответственно в правовом регулировании имеется пробел, вступающий в противоречие с конституционными гарантиями. Абзац третий пункта 421 оспариваемых Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не соответствуют Конституции РФ. Правительству РФ надлежит внести соответствующие изменения, а до этого сохраняется прежний порядок расчета платы за отопление. Дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру, поскольку пересчитать платежи за уже поставленное тепло при отсутствии специального механизма расчета невозможно. Однако после внесения изменений в правовое регулирование заявительнице причитается компенсация, форму и размер которой должен определить рассматривавший ее дело суд», – сообщила пресс-служба Конституционного Суда РФ.

Должная температура в неотапливаемых местах общего пользования многоквартирных домов поддерживается в том числе за счет теплоотдачи от общих стояков отопления и других отапливаемых помещений. Поэтому КС РФ, который уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. С этой точки зрения оспоренные нормы Конституции РФ не противоречат.

Конституционный Суд РФ 29 апреля опубликовал Постановление №16-П (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision531124.pdf), в котором разъяснил справедливый принцип оплаты услуг по отоплению мест общего пользования в многоквартирных домах. Дело о проверке конституционности абзаца третьего пункта 421, пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения № 2 к данным Правилам рассматривалось в связи с жалобой гражданки В.Н.Шестериковой. Положение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Если же подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

Adblock
detector