Весе Ст Рф О Защите Прав Ребенка Подробно

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок защиты прав детей в РФ

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. А в соответствии со ст.37 ГПК РФ, лицам от 14 лет, дается возможность самостоятельной защиты своих прав в суде.

С целью наиболее последовательной защиты прав ребенка нередко предлагают ввести должность Омбудсмена по правам ребенка. С 1998 года в нескольких субъектах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) уполномоченные по правам ребенка уже начали действовать, но на общественных началах и без необходимой законодательной базы.

Подавляющее большинство российских ученых, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, уверены в необходимости скорейшего внедрения ювенальной юстиции в России. Однако в рамках предполагаемой реформы некоторые настаивают на введении отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних, в то время как другие ратуют за рассмотрение дел несовершеннолетних в особом порядке, но без создания специальных судов.

В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена).

Статья о защите прав детей

Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей. Состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и почти двухсот статей. Курирует такие вопросы, как брачный возраст, порядок и условия заключения брака, медицинское обследование людей, собирающихся пожениться, брачный договор. Описывает обстоятельства, препятствующие заключению супружества, основания для прекращения брака.

Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Защита физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития ребенка в Красноярском крае осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и Законом Красноярского края «Об охране общественной нравственности».

Правительство Российской Федерации приняло поправки к пункту 2 статьи 43 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, предусматривающей увеличение количества членов Комитета по правам ребенка, созданного в соответствии со статьей 43 указанной Конвенции, с десяти до восемнадцати человек.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления вещных и интеллектуальных прав. Кроме того, регулирует договорные и другие отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Данный акт состоит из 4 частей.
Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Законодательством зафиксировано, что понятие «ребёнок» подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.

Детям не достигшим 14 лет, гарантируется право на место жительства совместно с их законными представителями – родителями, усыновителями, опекунами (ст. 20 ГК РФ) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей. Однако ряд сделок они могут совершать и самостоятельно:

Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на его средства. Право ребёнка на распоряжение имуществом, находящимся у него на правах собственности определяется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ (ст.60 СК РФ).

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка. Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

В результате исследования выявлено, что несовершеннолетний ребенок не имеет возможности защиты своих прав так, как это может сделать взрослый, в силу следующих причин: небольшого жизненного опыта, зависимости от родителей или других законных опекунов. Отсюда возникает необходимость усиленной правовой защиты прав и интересов ребенка. Несовершеннолетний при любых обстоятельствах должен первым получать социальную помощь и защиту.

Личные права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон об образовании; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Порядок защиты прав детей в РФ

Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Вам может понравиться =>  Снимать Ли Отпечатки Пальцев После Драки

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.

Из представленного в данной курсовой работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия встает на путь стабильности и формирования условий для экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство.

Формы защиты прав ребенка в Российской Федерации

При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства, защищая права детей в семье:

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях:

Статья 121

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей ( статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В данном случае основное внимание уделяется юридическим гарантиям, под которыми в общем плане в литературе понимаются установленные действующим законодательством средства, способы и условия обеспечения реализации и защиты субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, законности, дисциплины и правопорядка. Это определение полностью применимо и к гарантиям образовательных и иных прав, свобод, законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях различного типа и вида. Отметим лишь, что такие гарантии устанавливаются не только нормами собственно образовательного законодательства, но иных отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.).

— право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях (предприятия, учреждения, различного рода общественные объединения и организации). Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин одноименное ему понятие «обучающийся» почти не встречаются, а там, где они есть, содержание их подробно не раскрываются. Между тем, научная и практическая необходимость в этом более чем очевидна, поскольку считать обучающимся просто любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать индивида (физическое лицо), который: а) является обладателем и носителем конституционного права на образование и соответствующих законных интересов, б) обладающий универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), в) выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, форм и, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами.

Понятием общего правового статуса гражданина (личности) охватывается те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного положения (И.П. Левченко, С.В. Облиенко). В этом отношении каждый обучающийся, как являющийся гражданином РФ, так и не имеющий российского гражданство, но обладающий правом обучения в образовательных учреждениях России (в соответствии с международными договорами и соглашениями) является носителем общего (прежде всего, конституционного) правового статуса Тем самым, на каждого такого субъекта распространяется действие ст. 43 Конституции Российской Федерации.

К примеру, органы прокуратуры действуют на основании ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (далее – Закон о прокуратуре РФ), и могут предъявить иск о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявить в суд, органы опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона о прокуратуре РФ); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ; ст. ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); вносить предостережение о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона о прокуратуре РФ); опротестовывать при наличии оснований акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (ст. 23 Закона о прокуратуре РФ).

Ключевые документы, которые истец должен приложить к исковому заявлению: копии искового заявления для суда и ответчика; копия квитанции об оплате государственной пошлины; копии паспорта истца, а также свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие, что второй родитель не исполняет своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.

Следует упомянуть, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Вам может понравиться =>  Транспортный Налог Через Госуслуги Личный Кабинет

Вместе с тем, для защиты прав и законных интересов детей родители и их законные представители вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации города. Среди полномочий данных комиссий можно отметить: профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Органы внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются в своей деятельности ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях в РФ, СК РФ и иным законодательством. Сотрудники ОВД вправе участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

От чего зависит защита прав ребенка

Указ Президента, согласно которому, занимается деятельностью омбудсмен, также считается важным документом в РФ. И последнее, на территории государства действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959 году. В рамках указанных актов регулируются следующие вопросы:

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.

В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Способность детей приобретать права, предусмотрены семейным законодательством, возникают с момента рождения.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно – требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения – 18 лет.

Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в состав вошли: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 — «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка». Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% — в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. В России такой контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях — то это уже «лишение родительских прав», для чего нужны серьезные основания. Если это «жестокое обращение» персонала детских учреждений — учителя, воспитатели — такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление.

Вам может понравиться =>  Отмена судебного приказа по налогам образец

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) — Детский фонд ООН, который помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Одна из основных задач ЮНИСЕФ — помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства — органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей (ст.122 и 123). Защита прав выпускников воспитательных учреждений — также обязанность органов опеки и попечительства (п.3 ст.147).

Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних- уровень региональных международных сообществ. Государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская конвенция — очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государства гарантировать их каждой личности. Из всего этого следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета. Российская Федерация 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятии окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.

ПРАВА РЕБЕНКА — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21, п.1 ст.27 ГК; п.2 ст.13 СК), предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст.32 ГПК).

Формы защиты прав ребенка в российской федерации

Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст.70); об ограничении родительских прав (ст.73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст.102); об отмене усыновления ребенка (ст.142). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.70, 72-73), об отмене усыновления ребенка (ст.140) и в других случаях (например, по делам об установлении усыновления ребенка он обязан осуществлять надзор за законностью (ст.77 СК).

Защита семейных прав согласно ст.8 Семейного Кодекса РФ (далее – СК) осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, — государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст.69, 73).

Положительно, что Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст.9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

  • следит за тем, чтобы права детей не нарушались, если же такое все-таки случилось, содействует их восстановлению;
  • ведет целенаправленную деятельность (просвещение, обучение, консультации) по распространению правовых знаний в области защиты прав несовершеннолетних;
  • проводит подготовку и направление рекомендательных материалов, касающихся улучшения работы тех или иных органов относительно соблюдения прав детей;
  • привлекает специалистов, которые проводят аналитическую работу в сфере защиты детских прав.

Защита прав ребенка: как защитить, куда обратиться

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость. Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.

  • покушение на честь и достоинство;
  • противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  • совращение и рабство сексуального характера;
  • унижение и жестокость;
  • принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  • приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.

После того, как ребенок достигает возраста восемнадцати лет, права родителей прекращаются. Исключением являются лишь права нетрудоспособных родителей на содержание. Если дети до достижения совершеннолетия приобретают полную дееспособность, то родительские права также прекращаются.

Помимо этого родительские права могут прекращаться по решению суда, то есть происходит освобождение от родительских обязанностей (за исключением случая усыновления (удочерения) ребёнка, когда ребёнок утрачивает права и освобождается от обязанностей по отношению к своему биологическому родителю (ст. 137 СК РФ)).

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Adblock
detector