Система И Структура Органов Предварительного Следствия В Рф

Органы предварительного следствия, их система, состав и полномочия

Система В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов ФСБ России, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ; следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

  1. осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая имеет обеспечительный характер для уголовного судопроизводства;
  2. обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  3. функционирование в сфере административной деятельности;
  4. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Предварительное расследование в форме следствия проводит следователь, наделенный законодательно необходимыми полномочиями. В силу большого объема или сложности производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе с привлечением должностных лиц органов, производящих оперативно-розыскные мероприятия, в этом случае все процессуальные решения принимает руководитель следственного органа [4].

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Наименование должностного положения не отражается на содержании процессуальных прав и обязанностей следователя, реализуемых при производстве предварительного следствия. Закон (ч. 2 ст. 39 УПК РФ) наделяет руководителя следственного органа (управления, отдела) процессуальными полномочиями следователя, в частности, правом возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме.

После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления.

Сегодня нами сформирована мобильная и дееспособная система следственных органов, оснащенная новейшей криминалистической техникой и хорошей организационно-методической базой.
СК России делает всё возможное, чтобы каждый гражданин был уверен в своей безопасности. В результате слаженного межведомственного взаимодействия раскрываемость убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, изнасилований, а также коррупционных преступлений на сегодня превысила уровень 90%.
Благодаря этому Следственный комитет России воспринимается обществом, как государственный орган, способный защитить и восстановить права граждан.
Несмотря на утверждение недоброжелателей о том, что СК России не справится со своими задачами из-за лишения прокуроров ряда надзорных полномочий, за период с 2011 года (когда Следственный комитет стал независимым следственным органом) в суд направлено свыше 760 тысяч уголовных дел, а этот показатель – один из главных объективных критериев оценки всей следственной работы. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам более 240 миллиардов рублей.

Вам может понравиться =>  Ставка Транспортного Налога Кемеровов 2022

После создания Следственного комитета Российской Федерации к подведомственности последнего были отнесены тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними, налоговые преступления, ряд экономических составов. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день следственный аппарат МВД России является крупнейшим в системе правоохранительных органов, им расследуется 70 процентов всех зарегистрированных преступлений.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Система И Структура Органов Предварительного Следствия В Рф

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

– анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты(системы структурных подразделений). Органы предварительного следствия в системе МВД России обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве. В следственном аппарате органов внутренних дел трудится 83% общей численности работников органов предварительного следствия РФ. Следователя ОВД расследуется свыше 90% всех уголовных дел, производство предварительного следствия по которым обязательно. Задачи, функции и система следственного аппарата в ОВД определены в Положении об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23.11.1998 г. №1422. Органы предварительного следствия в системе следственного аппарата являются самой многочисленной и многофункциональной разновидностью.

Вам может понравиться =>  Стоимость 1 Куба Химочищенной Воды

Система органов предварительного расследования

· Направление деятельности:
-защита личности, общества и государства от противоправных посягательств
-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений
-выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам
-розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, обеспечение правопорядка в общественных местах, контроль за оборотом оружия

· Принцип независимости прокурора (ст 4). Заключается в том, что органы Прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления, общественных объединений. Именно принцип независимости создает условия для эффективной деятельности прокуратуры по предупреждению, своевременному выявлению и устранению нарушения закона, исключает вмешательство со стороны кого бы то не было, включая должностных лиц, не осуществляющих своих полномочий в органах Прокуратуры.

Доклад: Органы предварительного следствия

Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.

ГСУ и СУ осуществляют в отношении нижестоящих следственных органов МВД функции финансового, материально-технического, кадрового, правового обеспечения; ведомственного контроля за расследованием уголовных дел; методической помощи; информации, анализа и прогноза.

Система органов предварительного следствия

Предварительному расследованию как процессуальной деятельности, присущи определенный порядок и правила, которые на практике при осуществлении производства по уголовному делу соблюдаются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание (Предварительное следствие одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ № 32, МВД РФ № 199, ФСБ РФ № 73, ДНП РФ № 278 от 22.05.1995 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп».

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Вам может понравиться =>  Сроки Возврат Ндс От Покупки Автомобиля На Фирму

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями . Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Предварительное следствие и дознание имеют общие черты. Это связано тем, что они предусмотрены УПК, осуществляются в связи с совершением преступлений, ряд выполняемых процессуальных действий и принимаемых решений проводят по общим правилам. Часть 1 ст. 223 УПК РФ [1] устанавливает, что предварительное расследование в форме дознания проводится в таком же порядке, как предварительное следствие (исключение глава 23), за изъятиями, установленными главой 32 УПК РФ [1].

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объёме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

Полномочия руководителя следственного органа осуществляют: Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители территориальных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, их заместители, руководители следственных органов уполномоченных на проведение предварительного следствия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных следственных органов, а также их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объём процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Органы Предварительного Следствия Их Система И Структура 2022

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.

Adblock
detector