Разрешение Земельных Споров В Административном Порядке
Содержание
- 1 Статья 101
- 2 Рассмотрение земельных споров
- 3 Административный Порядок Разрешения Земельных Споров
- 4 Земельные споры
- 5 Тема 10
- 6 Земельное право
- 7 Судебные споры о границах земельных участков
- 8 О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства
- 9 Судебный порядок разрешения земельных споров
Статья 101
1. Земельные споры между юридическими лицами, физическими лицами и гражданами, земельные участки которых расположены в одном муниципальном образовании, могут рассматриваться органами местного самоуправления, в ведении которых находится земля, с обязательным присутствием спорящих сторон. Принятое органом местного самоуправления решение может быть обжаловано в вышестоящей организации, имеющей право осуществлять контроль за использованием земли.
2. Земельные споры между юридическими лицами, физическими лицами и гражданами, земельные участки которых расположены на территории разных муниципальных образований, рассматриваются комиссиями органов государственной власти с обязательным присутствием представителей органов местного самоуправления спорящих сторон.
Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.
Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.
Рассмотрение земельных споров
Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.
5. Заключительная стадия рассмотрения земельного спора в ходе судебного заседания – принятие решения. Оно в обязательном порядке должно быть обоснованным и законным. Кроме того, судья должен основываться только на представленных ему для рассмотрения доказательствах, а не на своих предположениях и предпочтениях. Проигравшей стороне придется уплатить судебные издержки истца.
Административный Порядок Разрешения Земельных Споров
По статистике земельные споры относятся к наиболее часто разбираемым гражданским делам, и неудивительно – ведь земля служит основой для обеспечения функционирования современного общества, а также одним из средств производства благодаря своим природным свойствам. Для определения административного порядка разрешения земельных споров следует обратиться к специалисту.
Если ваше право, как собственника на землю, на распоряжение, владение и пользование земельным участком было ущемлено, либо же вы оказались привлеченным к административной ответственности за земельные нарушения, − обратитесь за консультацией к опытному юристу онлайн, чтобы адекватно оценить все пути выхода из сложившейся ситуации.
В результате проделанной работы мной сделаны важные выводы о том, что применение, законодательно установленных правил разрешения земельных споров, позволяет установить в каждом конкретном случае фактические обстоятельства дела, что способствует вынесению правильных судебных решений, стабилизации гражданского оборота, устранению неопределенности в отношениях его участников, а также стимулирует активность субъектов гражданского права, позволяет им эффективно защищать нарушенные права.
При разрешении спора по существу судом было установлено, что выделение в натуре земельного участка П. произведено с нарушением действующего законодательства. Выдел земельных долей в натуре из земель сельскохозяйственных предприятий производится после предварительного согласования с ними местоположения изымаемого земельного участка с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.
Земельные споры
- Досудебное урегулирование земельного спора. Сядьте за стол переговоров. Возможно, возникшие разногласия удастся урегулировать при помощи переговоров. Для этого потребуется четко определить свою позицию, а также выслушать и понять позицию оппонента. Затем следует обратиться к помощи кадастрового инженера. После проведения кадастровых работ по межеванию участка сторонам конфликта необходимо подписать акт, в котором стороны письменно выражают согласие с результатами проведенных работ. Согласование участниками конфликта местоположения границ спорного участка и его документальное закрепление способствует разрешению возникшей проблемы и обезопасит стороны от разногласий в будущем. В случае отсутствия согласования необходимо готовиться для обращения с иском в суд.
- Подготовка искового заявления. В заявлении необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию, указать нормы закона, которые были нарушены. В просительной части иска необходимо четко сформулировать требования к ответчику, которые приведут к восстановлению нарушенного права истца. К исковому заявлению прикладывается пакет документов при помощи которого суд сможет разрешить возникший конфликт, то есть, из содержания иска и документов, подаваемых в суд, должно быть возможным определить собственников земельных участков, их границы, спорную ситуацию и требования к оппоненту.
- Подача искового заявления. Заявление подается в суд в количестве экземпляров соответствующим участникам процесса. Предварительно требуется оплатить госпошлину. Размер госпошлины зависит от требований, указанных в исковом заявлении, поэтому, во избежание оставления искового заявления без движения, перед подачей иска рекомендуется узнать размер госпошлины у суда, в который намерен обратиться заявитель.
- Участие в судебном заседании. После принятия заявления к производству суд назначит дату судебного заседания. В процессе потребуется изложить суть искового заявления и обосновать свои требования к ответчику. В ходе судебного заседания одна из сторон может заявить ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы. Экспертиза может быть назначена и по инициативе суда. Главным недостатком такой процедуры является ее стоимость, так как расходы по проведению судебной экспертизы понесет либо сторона, заявившая ходатайство, либо обе стороны. Судебное разбирательство по земельным спорам завершается вынесением решения.
- Получение решения суда. После вступления судебного акта в законную силу необходимо получить у суда решение с соответствующей отметкой. С этим решением следует обратиться в регистрирующий орган. В зависимости от содержания спора и вынесенного решения регистрирующий орган вносит изменения касаемо спорного земельного участка.
При рассмотрении вопроса земельные споры и порядок их разрешения надлежит отдельно обратить внимание на виды данных споров. В российской правоприменительной практике земельные споры граждан и организаций подразделяются на ряд основных видов, к которым в частности относятся:
Тема 10
8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.
По результатам рассмотрения жалобы, искового заявления суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, искового заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование обратившего лица, отменяет примененные к нему меры ответственности, признает право собственности на земельный участок и т.д. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы, исковых требований. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов публичной власти, организаций, учреждений и граждан и подлежит исполнению.
- Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
- Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.
Нужно помнить, что согласно положений Земельного кодекса вариант административного или досудебного урегулирования конфликта не допускается. Единственный вариант – еще до принятия дела в производство судом общей юрисдикции обратиться в третейский суд. Для этого стороны должны заключить третейское заключение.
— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);
Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.
Земельное право
Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).
Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.
Судебные споры о границах земельных участков
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
- Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
- Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.
- Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
- На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства
Согласно статье 8 Закона о введении в действие ЗК РФ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.
5. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
Все конфликтные ситуации, которые имеют отношение к земле, разрешаются при условии соблюдения срока исковой давности, который не должен превышать 3-х лет. Отсчет следует вести с момента, когда заявителю становится известно о наступлении обстоятельств, по которым происходит нарушение его прав.
Чтобы воспользоваться доказательной базой, необходимо учесть показания свидетелей, разницу грунтов, обратиться к архивным материалам и обратить внимание на постройки, находящиеся на землях. Без проведения исследования решить возникший спор не представляется возможным.
Если документы не содержат четких указаний, касающихся границ участка, границами принято считать линии, которые сложились 15 лет назад и более, закрепленные с применением искусственных или природных объектов. Данным правилом необходимо руководствоваться и в том случае, если речь идет о проведении в отношении этих земель процедуры землемерия 10-летней давности.
Судебный порядок разрешения земельных споров
Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.
По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.
04 Июн 2021 uristmed 603