Проблемы В Земельном Праве И Методы Их Решения
Содержание
РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом, а также федеральными законами.
Установленные Земельным кодексом ограничения в пользовании земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования могут вызвать вопросы о применении законов, где содержатся нормы, позволяющие распоряжаться земельными участками, которые предоставлены на указанном праве после введения в действие ЗК РФ.
Правовое регулирование земельных отношений
В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
— материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Без проведения процедуры межевания границы земельного участка остаются не установленными, а площадь — декларированной. В связи с тем, что достоверно не определено местоположение границ земельного участка, а площадь не уточнена, участок может стать объектом спора с соседями, возможен также самовольный захват этого участка или его части.
Рассмотрев ряд общих проблем, и придя к выводу, о необходимости реформирования земельного законодательства в Российской Федерации. Нам захотелось более подробно остановиться на проблеме, связанной с нецелевым или недобросовестным использованием земельного фонда в России. Сложившаяся в данной сфере ситуация в нынешнем виде близка к критической. Проблемы также коренным образом исходят из пути развития земельных отношений в России на современном этапе. Они же являются отчасти следствием несовершенства российской законодательной базы в отрасли земельного права. Огромное количество земель площадью около 100 миллионов гектаров подвержено опустыниванию и эрозии, что ведет к стагнации развития самой инфраструктуры земельного рынка и деградации сельскохозяйственных земель в связи с потерей плодоводства почвы и невозможности её дальнейшего использования и, как следствие, выведение этих самых земель из хозяйственного оборота земель.
Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.
В отсутствие названного условия, даже если застройщику удалось каким-то образом зарегистрировать право собственности в Росреестре, объект не перестанет являться самовольной постройкой. Такая регистрация не повлечет каких-либо правовых последствий как для застройщика, так и для третьих лиц. Решение суда о признании постройки самовольной и о понуждении к ее сносу будет являться документом-основанием, устанавливающим отсутствие прав у застройщика на возведенный объект недвижимости. Копия такого решения направляется в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в Росреестр ( пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Аналогичный вывод содержится в пункте 23 постановления РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, Апелляционном определении ВС № 5-АПГ16−12.
Однако закон не предусматривает право арендатора заявлять требования об установлении сервитута. Показательным примером предположительного результата рассмотрения требований арендатора об установлении сервитута является определение ВС № 308-ЭС14−7676 по делу № А53−22 912/2013. Отказ в удовлетворении исковых требований арендатора Верховный Суд Российской Федерации мотивировал неверным толкованием статьи ГК РФ и недопустимостью применения положений статьи 304 ГК РФ с целью предоставления лицу права пользования чужим земельным участком и подмены, таким образом, иска о сервитуте.
Контроль за регистрацией после подачи документов.
Регламент регистрации недвижимого имущества, утвержденный Приказом Минюста РФ от 14 сентября 2006 года № 293 предусматривает, что в любое время с момента приема документов на государственную регистрацию прав заявитель имеет право на получение сведений о прохождении государственной регистрации прав при помощи телефона, средств сети Интернет, электронной почты или посредством личного посещения Росрегистрации (территориального органа Росрегистрации, его обособленного подразделения). Очевидно, что полагаться на почту можно только когда судьба регистрации прав на земельный участок волнует заявителя постольку поскольку.
Сроки проведения государственной регистрации устанавливаются в пункте 3 статьи 13 Закона о регистрации: «…не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов…». В случае нарушения требований к документам, представленных на государственную регистрацию прав регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца (статья 19 Закона о регистрации). Государственный регистратор в день принятия решения о приостановлении регистрации уведомляет заявителей в письменной форме с указанием причин приостановления.
В силу наличия таких правил заявителю можно рекомендовать в день окончания срока регистрации обратиться в регистрационную службу. В случае приостановления регистрации он вправе получить на руки копию уведомления о приостановлении.
Если заявитель в течение месяца не сможет устранить причины, препятствующие государственной регистрации, он может приостановить государственную регистрацию, представив заявление. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации, государственная регистрация может быть приостановлена заявителем единожды на срок не более трех месяцев на основании заявителя в письменной форме. Рекомендуется приостанавливать регистрацию на максимально возможный срок по следующим причинам:
— после устранение причин, препятствующих государственной регистрации, заявитель может возобновить регистрацию. Заявление о возобновлении может быть подано в течение всего срока приостановления;
— в течение всего срока приостановления можно подавать дополнительные документы, устраняющие причины, препятствующие государственной регистрации.
После возобновления месячный срок государственной регистрации начинает течь снова с даты, когда вы возобновили регистрацию.
Пример:
14.03.2009 г. Вы подали документы на государственную регистрацию.
12.04.2009 года государственный регистратор принял решение о приостановлении регистрации на один месяц до 12.05.2009 г. и уведомил Вас в письменной форме. В Ваш адрес направлено письмо с уведомлением о приостановлении государственной регистрации с указанием причин.
11.05.2009 г. Вы приостанавливаете государственную регистрацию на основании заявления, сроком на три месяца, до 11.08.2009 в связи с невозможностью в месячный срок устранить причины приостановления государственной регистрации.
03.08.2009 г. за 9 дней до истечения срока, Вы устранили все недостатки, препятствующие государственной регистрации, и подали заявление о возобновлении государственной регистрации.
Месячный срок государственной регистрации начинает течь заново с 03.08.2009 до 03.09.2009 года.
Таким образом, максимальный срок для регистрации права может занять 6 месяцев.
Как только становиться вопрос о регистрации недвижимого имущества, так сразу возникают проблемы, особенно если таким объектом является земельный участок.
Как правило, такие проблемы возникают при подборе комплектов документов для подачи в уполномоченный орган. Причем определение уполномоченного органа тоже не всегда простая задача. Рассмотрим возможные препятствия подробнее.
Наложение границ соседних земельных участков при межевании: способы решения проблемы
Земельные конфликты — одни из самых часто встречающихся споров в судебной практике. При оформлении договоров купли-продажи, вступлении в наследство или выполнении других действий с наделом часто «всплывает» такая проблема, как наложение границ земельных участков. При ее возникновении стороны вынуждены отложить сделку и срочно искать способ решения. Почему может не совпадать межа наделов? Что делать после обнаружения ошибки? Куда обращаться и что для этого нужно?
- реестровые (формальные), допущенная в документах (в исходный межевой план внесены неверные координаты и искаженные данные были зарегистрированы в ЕГРН);
- технические, которые возникают в результате допущения работниками Росреестра опечаток, технических ошибок (изначально органу была передана достоверная информация, но из-за невнимательности сотрудника происходит искажение межевого плана, на кадастровой карте угловые точки надела сдвигаются);
- фактические, когда нарушение (пересечение) границ существует реально.
Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2022 года № 186-О и Постановления г
В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2022 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.
В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
18 мая 2021 uristmed 1153