Причины Лужина Преступление И Наказание

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.

Лужин — оправдывает ли этот человек свою фамилию? Неужели его душа действительно похожа на мутную, грязную лужу? Немного отвлечемся и вспомним Н.В. Гоголя, говорившем о Ноздреве как о типе людей, которые никогда не переведутся на этой земле. Можно утверждать, что к этой категории относится и господин Лужин.

Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

Автор, несмотря на некоторые лестные характеристики Лужина, все же называет своего героя недостойным человеком. Писатель подчеркивает: Петр Петрович – низкий и преступный человек, клеветник и мошенник. Так героя характеризует Лебезятников. Еще одна яркая характеристика Лужина – скупость. Зная, что невеста страдает от нужды, Петр Петрович не поддерживает Дуню. Герой скупится давать Дуне деньги. Также Лужин не способствует переезду невесты в столицу. Так, Петр Петрович оплатил доставку багажа девушки (по низкой цене), но поскупился оплатить проезд самой Дуни с матерью. Ведь это стоило гораздо дороже. Дуня с мамой влезли в долги, чтобы приехать в столицу.

Любезность – лучшая визитка Лужина, если герой оказывался в центре общественного внимания. Дуня относилась к жениху с глубоким уважением. Однако невеста периодически замечала, что Петр Петрович требует к себе особенного отношения. Лужин требовал, чтобы Дуня ценила его. В случае если герой ощущал себя недооцененным, мужчина обижался.

В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему.

Если говорить о жизненных целях персонажа, то главной своей задачей он считает заработать как можно больше денег. Его стремление к быстрому развитию подчёркивает довольно деловой и бережно рассчитывающий каждую минуту типаж. Он считает, что каждый человек имеет право на эгоизм и обязан заботится лишь о себе. Только благодаря такому принципу жизни можно помочь другим.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Вам может понравиться =>  Программы Досуга Для Пенсионеров

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Конечно, стоит отдать ему должное, что он, не имея ни денег, ни образования, пользуясь только своим умом, сумел занять определенное положение. Но получив власть, на других он стал смотреть с нескрываемым презрением. А презрения заслуживает он сам. Лужин не спаситель, просто Авдотья и ее мать достигли вершины отчаяния, что решили доверить свои истерзанные судьбы в руки человека, который самодовольно использовал бы их в своих интересах.

Мужнина придумал свою личную теорию о женах. Он считал, что брать себе в жены необходимо девушку несчастную и с тяжелой судьбой, которая долгое время испытывала различные трудности. Поэтому Дуня стала для молодого человека наиболее подходящим вариантом. Она росла в очень бедной семье. Лужин смог завоевать ее сердце рассказами о его огромном состоянии и сказками об их счастливой семейной жизни. Девушка, немного подумав, согласилась стать его женой. Дуня решилась на этот поступок для того, чтобы спасти свою семью от нищеты. Девушка сильно любила своих родных и ради них готова была на многое. Лужин в свою очередь считал Дуню своей вещью, которую можно использовать, чтобы получить личную выгоду.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Лужина нельзя отнести к главным героям, это второстепенный персонаж, но у него особенная роль. Лужин является носителем некой «экономической» теории — теории «целого кафтана»: «возлюби самого себя…ибо все на свете на личном интересе основано». Он подтверждает мысль о благополучии человека за счет других, главное в жизни деньги, определенный расчет, нажива, карьера. Кстати, имя Петр да еще и Петрович, что имеет перевод «камень», подтверждает пустоту души героя. Только что фамилия — Лужин — ограничивает его в человеческом видении мира и ассоциируется с грязной лужей, раздражающей окружающих.

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольни-ковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятни-ковым, вынужден позорно ретироваться.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Вам может понравиться =>  Свидетельство О Смерти Cltkfnm Jykfqy

Именно так Достоевский изначально планировал назвать свою книгу. Замысел романа возник во время пребывания на каторге. Здесь Достоевский услышал интересную историю одного студента, который послужил прототипом Раскольникова. Замысел произведения постепенно трансформировался. Из небольшой повести он превратился в объемный роман, изображающий столкновение безнравственных идей с логикой жизни.

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.
Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Довольно длительное время занимается адвокатской деятельностью, что приносит ему довольно неплохой доход. В будущем планирует расшириться и открыть собственную адвокатскую контору в Петербурге. Жениться на Дуне он желает в том числе из корыстных побуждений. Она хоть и небогата, зато хороша собой и образована. Он мечтает видеть возле себя послушную рабыню. Благодаря обаянию и уму своей избранницы планирует пробиться в высшие круги общества.

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» необходим для раскрытия теории и мыслей Раскольникова, поскольку персонаж является двойником героя. Его идеи соответствуют ощущениям и взглядам Родиона. Но именно теория Лужина показывает несостоятельность всех имеющихся мыслей Раскольникова, деления на тех, кто имеет право, и тварей дрожащих.

Лужин в «Преступлении и наказании», характеристика которого имеется в романе, не может обойтись без сообщения о его теориях. Они отлично подчеркивают образ мыслей и взглядов героя. Первой из них является теория целого кафтана. Основные положения такого мировоззрения:

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Авдотьи Романовны Раскольниковой[7].

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.

Вам может понравиться =>  Сроки Регистрации Сделок С Недвижимостью В Росреестре

Смотрите: Свидригайлов как двойник Раскольникова Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории “целого кафтана”. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов.

Раскольников выдвинул теорию о том, что люди делятся на тварей дрожащих, то есть ничего не стремящихся сделать людей, которые не имеют мнения и цели, и на право имеющих, то есть людей, которым можно и нужно позволять достигать своих целей, даже если для этого нужно совершить нечто ужасное, вроде убийства.

«Преступление и наказание» – произведение, востребованное для экранизаций. Первый кинофильм по роману снят в 1909 году Василием Гончаровым. Премьера ленты состоялась двумя годами позже, а пленка не сохранилась. В 1913 году Иван Вронский снял в главной роли в ленте «Преступление и наказание» Павла Орленева. Лужин как персонаж отсутствовал в киноверсии.

Дуня была сестрой Раскольникова. По непонятной причине Лужин сразу же не понравился брату молодой девушки Радиону. Он единственный кто был против того, что бы свадьба состоялась. Но, Раскольникова никто не слушал и не хотел воспринимать его слова всерьез. Лужин красиво рассказывал и ухаживал за девушкой, но за маской хорошего человека скрывался подлец. Дуня вместе с мамой, распознала лживую и лицемерную натуру мужчины уже слишком поздно. Это произошло тогда, когда Лужин попытался настроить Дуню и ее семью против Родиона. Этот поступок сильно разочаровал девушку. Она даже отказалась от его предложения выйти замуж. Этот поступок бедной Дуни очень сильно разочаровал и унизил высокомерного Лужина. Отказ девушки стал личным поражением мужчины. Он считал, что он единственный спаситель их семьи от бедности. Он думал, что может сделать жизнь девушки счастливой и безбедной. Лужин был шокирован решением девушки, ему казалось, что она должна носить его на руках и во всем ему потакать и соглашается.

Теоретический» двойник Раскольникова (Лужин) (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Поведение Лужина и все его идеи (описанная выше теория и теория, согласно которой, женщина должна относится к своему мужу как к благодетелю) помогают понять признак эгоизма в теории Раскольникова. Убийство старухи-процентщицы и ее сестры схоже с омерзительными поступками Лужина тем, что они оба руководствуются принципом о том, что для того, чтобы достигнуть нужного результата, можно пользоваться любыми средствами.

Основное сходство между персонажами заключается в том, что у обоих есть собственные теории. Теория главного героя гласит о том, что в обществе есть деление на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Герой убежден в том, что человек может совершить плохой поступок ради всеобщего блага. Теорию Лужина принято называть «теорией целого кафтанов». Эта теория основана на убеждениях о том, что каждый человек должен заботиться лишь о собственном благополучии, ведь именно в этом случае у него останется целый кафтан; если же человек будет помогать другому человеку, то не будет кафтана в полной сохранности ни у него, ни у того человека, которому он будет помогать. Видна схожесть теорий двух персонажей; теория Лужина становится доведенной до крайней точки теорией Раскольникова.

Adblock
detector