Изменения В Законе О Вредных Условиях Труда 2022

С 1 марта 2022 года сокращается перечень производств, работ и должностей с вредными и/или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин

Исключены из перечня работы, выполняемые авиационным механиком (техником) по планеру и двигателям, авиационным механиком (техником) по приборам и электрооборудованию, авиационным механиком (техником) по радиооборудованию, авиационным техником (механиком) по парашютным и аварийно-спасательным средствам, авиационным техником по горюче-смазочным материалам, техником по крылу, инженером, занятыми непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов).

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

В Трудовом кодексе появится статья 214.1, которая называется «Запрет на работу в опасных условиях труда». В ней говорится следующее: если по результатам спецоценки условий труда (СОУТ) условия на рабочем месте признаны опасными, работодатель обязан приостановить деятельность на данном рабочем месте.

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда. Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей. Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

После вступления в силу комментируемых поправок, в статье 209 ТК РФ появится новый термин — «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. В настоящее время разработан (но еще не утвержден) проект рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей .

Изменения по охране труда с 1 марта 2022 года

При возникновении ситуации, когда СОУТ еще не проведена, к примеру, компания только создана или в ней формируются новые рабочие места, работодатель должен установить, какие условия труда на них возникают. Ранее компании могли использовать перечни должностей сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях и обеспечивать их СИЗ до проведения СОУТ. На основании новой ст. 221 ТК у работодателей появилась жесткая привязка необходимости обеспечить СИЗ к результатам СОУТ. Соответственно, спецоценку нужно провести как можно быстрее, и лишь по ее результатам при выявлении вредных факторов (3 или 4 класс) работодатель обеспечивает этих сотрудников СИЗ.

С 1 марта 2022 года в Трудовом кодексе будет закреплено понятие микроповреждения (микротравмы), под которой будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и иные повреждения сотрудников и иных лиц, участвующих в производственном процессе, при выполнении трудовых обязанностей или работ по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). С этой даты работодатели должны вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, повлекшие за собой получение сотрудниками микротравм. Основанием для осуществления этих действий является обращение пострадавшего лица к своему руководителю или к самому работодателю.

  • порядок применения этих систем регламентирован локальной документацией работодателя, и с ней ознакомлены все сотрудники;
  • при организации наблюдения за сотрудниками соблюдаются их права на неприкосновенность частной жизни, т.е. фиксируются лишь те обстоятельства, которые связаны с выполнением трудовых функций.
Вам может понравиться =>  Что Положено За Медаль За Боевые Отличия

Теперь эта возможность будет закреплена в новой ст. 214.2 ТК, согласно которой работодатель имеет право использовать для контроля за безопасностью устройства, оборудование и системы, которые обеспечивают дистанционную видео-, аудио- и иную фиксацию производственных процессов, и хранить полученные сведения.

Кроме того, в 2022 году меняется сам порядок обеспечения сотрудников СИЗ. Ранее работодатели ориентировались на типовые нормы выдачи таких средств (утверждались отдельно по каждой отрасли экономики или производству), а также смывающих и обеззараживающих средств — право применять эти типовые нормы сохраняется до конца 2024 года (на основании ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ определен переходный период). По обновленным правилам работодатели должны сами определять нормы бесплатной выдачи этих средств, ориентируясь на правила обеспечения сотрудников СИЗ и смывающими средствами и типовые нормы выдачи этих средств (ст. 221 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

Центр профпатологии, на основании предварительного заключения о диагнозе, клинических данных, санитарно-гигиенической характеристики условий труда проводит экспертизу связи заболевания с профессией, и устанавливает окончательный диагноз. По его результатам оформляют медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдают работнику под расписку и направляют страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

  1. Работник обращается за первой помощью в здравпункт и сообщает руководителю о полученной микротравме.
  2. Руководитель подразделения или медицинский сотрудник здравпункта сообщают о происшествии специалисту по охране труда, а в его отсутствие работнику, назначенному ответственным по охране труда.
  3. Специалист по ОТ опрашивает пострадавшего и очевидцев, осматривает место происшествия, и по результатам расследования составляет справку.
  4. Специалист по охране труда при заполнении справки указывает обстоятельства микротравмы, травмирующие факторы, причины травмы, мероприятия по снижению вероятности повторного получения травмы этим или другими работниками.
  5. Сведения из справки специалист по ОТ вносит в журнал регистрации микротравм.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

С 1 марта 2022 года кардинально изменится Х раздел Трудового кодекса. Это повлечет за собой масштабную трансформацию в подзаконных нормативных актах. В статье мы расскажем, что изменится в работе специалистов по охране труда, и что нужно сделать заранее, чтобы подготовиться к работе в новых условиях.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.

Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.

  • Обратите внимание: методические рекомендации не имеют нормативного веса. Поэтому работодатель вправе учесть их при выборе метода оценки рисков, но проверяющий инспектор Роструда не может требовать скрупулезного следования этому документу. При выборе метода оценки рисков ориентируйтесь на сложность деятельности своего предприятия.

По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2022 № 15-1/ООГ-1968).

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в «Мониторинге законодательства» .

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ

  • на основании результатов оспариваемой экспертизы качества СОУТ уже принято и опубликовано решение судебного органа;​
  • при поступлении разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, проведенной в отношении отчета о проведении спецоценки у работодателя, утвержденного более чем за два года до даты начала проведения указанной экспертизы качества специальной оценки условий труда.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

Порядок возмещения работникам не полученного своевременно лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя разрабатывается с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включается в коллективный (трудовой) договор.​

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Какая компенсация положена за вредные условия труда

  1. Движущиеся машины и механизмы, подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования. Они могут ударить человека, сбить с ног, придавить, затянуть руку или ногу в механизм, поранить или упасть на голову.
  2. Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны: когда человек все время страдает от жары или мерзнет, могут начаться или обостриться какие-то болезни.
  3. Повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и других. Они могут посадить слух, зрение и стать причиной других заболеваний.
  4. Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны могут привести к развитию аллергии и астмы.
  5. Недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов или, наоборот, повышенная яркость света и пульсация светового потока. Проблемы с освещением могут стать причиной ухудшения зрения, а пульсация света дополнительно может спровоцировать приступы эпилепсии, если у работника есть такое заболевание.

Особенности проведения СОУТ связаны со спецификой рабочих мест. Например, для оценки рабочих мест медиков, которые проводят диагностику и лечение на медицинской аппаратуре, эксперты должны сначала получить заключение, что у них нет инфекционных болезней. Кроме того, они должны провести проверку так, чтобы медаппаратура продолжала работать без перебоев. А еще эксперты обязаны изучить техническую документацию на медицинские аппараты.

По результатам СОУТ устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Если эксперты выявят места с вредными условиями труда, результаты спецоценки действуют 5 лет. Если таких мест на предприятии нет, результаты СОУТ автоматически продлеваются каждые 5 лет. Для невредных офисных мест государство собирается сделать результаты СОУТ бессрочными.

Возможность получить деньги вместо питания и молока. Вместо молока или других продуктов можно получить компенсацию, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Компенсация выплачивается в размере, эквивалентном стоимости молока или других продуктов.

Классы вредных условий нередко называют степенями, поэтому я тоже буду использовать этот термин. Однако правильно говорить все-таки класс. Всего классов вредных условий четыре, и у третьего есть подклассы — как раз они и называются степенями. Например, подкласс 3.1 — это вредные условия труда первой степени.

Вам может понравиться =>  З-Ндфл 2022 Имущественный Вычет Инвестирование Что Такое

Новые изменения в сфере охраны труда вступят в силу в 2022 году

Впервые трудовым законодательством установлен прямой запрет на работу в опасных условиях. Так, если по результатам специальной оценки условий труда условия труда признают опасными (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Возобновить работы можно только после получения результатов повторной оценки условий труда, которая подтвердит устранение или снижение класса.

В Законе применены принципиально новые подходы и по вопросам использования средств индивидуальной защиты и обеспечения ими работниками. В частности, будет запрещено допускать к работе тех, кто не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это касается работы во вредных и опасных условиях труда, в особых температурных условиях.

Теперь при производстве работ или оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя, работодатель, осуществляющий производство работ, обязан перед началом производства согласовать с другим работодателем мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы или оказывающих услуги на данной территории.

Напоминаем, что в настоящее время в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации одной из долгосрочных стратегических целей государства является сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.

  • подробное описание обстоятельств и причин несчастного случая;
  • информацию о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, которые устанавливают требования безопасности в соответствующей сфере деятельности;
  • степень вины застрахованного в процентах (определяется по результатам расследования несчастного случая на производстве) — если установлен факт грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
  • на профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда (ст. 216 ТК РФ);
  • на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) (ст. 216 ТК РФ).
  • на проведение самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (самообследование) (ст. 22 ТК РФ);
  • на использование в целях контроля за безопасностью производства работ приборов, устройств, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и обеспечение хранения полученной информации (ст. 214.2 ТК РФ);
  • на ведение электронного документооборота в области охраны труда (ст. 214.2 ТК РФ).

При формировании комиссии по расследованию несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, или несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом учтите положения ч. 2 ст. 229 ТК РФ. В частности, в состав комиссии также включите:

  • госинспектора труда;
  • представителей органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представителя территориального объединения организаций профсоюзов;
  • представителя исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, если указанные несчастные случаи расследуются с застрахованными.

Изменения В Законе О Вредных Условиях Труда 2022

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Кроме того, одной из самых важных и необходимых гарантий являются предварительные и периодические медосмотры. Первые необходимы для отсечения тех, кто по состоянию здоровья не в состоянии трудиться в опасных производственных условиях, а вторые — для предупреждения развития профзаболеваний.

  • уменьшение рабочего времени;
  • дополнительный ежегодный отпуск;
  • доплата за вредные условия труда;
  • досрочный выход на пенсию;
  • компенсационные выплаты;
  • выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);
  • специальное и лечебное питание;
  • обязательное проведение периодических медосмотров за счет работодателя.
  • это предусмотрено коллективным, трудовым договором;
  • работник дал письменное согласие или подал соответствующее заявление;
  • размер компенсации эквивалентен розничной цене молока в месте нахождения предприятия;
  • выплата производится ежемесячно и периодически индексируется.

Работа в особо вредных условиях предполагает лечебно-профилактическое питание сотрудников, которое направлено на поддержание здоровья и профилактику профессиональных заболеваний. Список профессий и должностей, которые имеют право на получение бесплатной еды, указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

Если результаты спецоценки снижают гарантии и компенсации

Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить?

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.2022 № 4а-756/2022 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Согласно ст. 14 Закона о спецоценке условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С оптимальными и допустимыми все ясно – никаких гарантий и компенсаций при таких условиях не полагается. А вот если на рабочих местах условия труда отнесены к 3‑му или 4‑му классу вредности, работодатель обязан предоставлять гарантии и компенсации. Для наглядности покажем их в таблице.

Ответ на этот вопрос дал ВС РФ еще в 2013 году. В частности, в Решении от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 суд указывал, что действующее законодательство признает основанием для предоставления компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (теперь спецоценки), а не включение профессии, должности в какой‑либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

Суды поддерживают данную точку зрения. Например, Московский городской суд в Решении от 12.12.2014 по делу № 7‑9197 указывал, что гарантии должны предоставляться всем лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не преду­смотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (теперь уже спецоценки).

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
  • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
  • общего страхового стажа.
  1. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1 , список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа . Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности , а также от количества лет наработанного «вредного» стажа .

Вам может понравиться =>  Зубопротезирование Для Ветеранов Боевых Действий Хмао

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2022 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2022 г. все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними .

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . Однако, чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Федеральный закон от N 426-ФЗ (ред

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

3.1. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии, указанные в части 5 настоящей статьи, частях 2, 4 и 5 статьи 10, частях 2, 7, 9 — 11 статьи 12, части 6 статьи 14, части 2 статьи 15 и части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя). При этом названные повреждения не влекут у работников расстройство здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Изменения, принятые в разделе ТК РФ, направлены на стимулирование работодателей на создание безопасных условий труда для своих работников, в том числе речь идет о создании экономических стимулов: проведение оценки профессиональных рисков, реализация адресных мер по улучшению условий и охраны труда на основе результатов такой оценки, включая обеспечение работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с присутствующими на рабочем месте угрозами для жизни и здоровья. Одним из инструментов профилактики стал анализ микротравм. Целесообразность учета и выводов о причинах микротравм послужит предотвращению более серьезных несчастных случаев.

Соблюдается рамочное регулирование вопросов требований охраны труда и стандартов безопасности труда. Работодатель с учетом специфики своей деятельности, применяемых технологий, техники и материалов создает систему управления охраны труда и конкретные меры предупреждения инцидентов и реагирования на них.

Согласно статьи, работодатель помимо прочих обязанностей обязан будет создать безопасные условия труда, исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Дополнительно изменения внесены в часть первую статьи 22. Основные права и обязанности работодателя. Согласно абзаца 10 работодатели имеют право проводить самообследование, т.е. проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Одновременно, с 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2022, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2013 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Вместе с тем, по совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов 6% для Списка № 1 и 4% для Списка № 2 и «малых списков». В 2022 году и последующие годы для этой категории работодателей налоговое бремя увеличено и составило для Списка № 1 — 9%, для Списка № 2 и «малых» Списков — 6 %.

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . Однако, чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2022 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2022 г. все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними .

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1 , список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа . Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности , а также от количества лет наработанного «вредного» стажа .

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
  • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
  • общего страхового стажа.
  1. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Adblock
detector