В Чём Состоит Отличие Норм Административного Права От Уголовно-Правовых И Уголовно-Процессуальных Норм

Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм

Уголовно-процессуальные нормы устанавливаются уголовно-процес­суальным законом, реализуются через посредство уголовно-процессуаль­ных отношений. Уголовно-процессуальный закон воплощает в свои нормы исторически сложившийся положительный опыт деятельности по возбуж­дению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Вывод: между уголовно-процессуальным правом и уголовно-процессуальным законом существует тесная взаимосвязь и раздельное фун­кционирование каждого из них невозможно. Уголовно-процессуальное пра­во определяется как совокупность установленных и охраняемых государ­ством норм, регулирующих деятельность субъектов уголовного процесса, вступающих в уголовно-процессуальные отношения. Эти нормы содержат­ся в различных правовых источниках, которыми являются действующие нормативные акты (части, пункты, статьи УПК, отдельные законодатель­ные акты). Нормативный акт может содержать в себе одну норму (напри­мер, ст. 4 УПК) или несколько уголовно-процессуальных норм (ст. 14 УПК), элементы одной нормы могут быть выражены в нескольких статьях закона (ст. 373 и 386 УПК).

Нормы уголовно-процессуального права (уголовно-процессуальные нормы) – это установленные государством и обеспечиваемые его принуди­тельной силой правила поведения участников уголовно-процессуальных отношений, направленные на эффективное осуществление уголовного су­допроизводства.

Подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм сосредо­точено в уголовно-процессуальном законе. Назначение уголовно-процес­суального закона как основного источника уголовно-процессуального пра­ва состоит в том, что он наделяет юридической силой нормы, которые вслед­ствие этого становятся общеобязательными для субъектов, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

Следовательно, уголовно-процессуальное пра­во, выраженное в уголовно-процессуальных законах, – это нормы процес­суального характера, они определяют порядок расследования и порядок разбирательства уголовных дел в суде. Целесообразно размещенные в структуре узаконенной уголовно-процессуальной процедуры, нормативно-правовые средства, взаимодействуя друг с другом, определяют содержа­ние уголовного процесса.

По правовому содержанию административно-процессуальным нормам присуще то, что предусмотренные ими предписания представляют права одним участникам процессуального разбирательства и возлагают обязанности на других, равно как и наоборот. По форме административно-процессуальные нормы характеризуются четкостью, конкретностью и категоричностью содержащихся в них правовых предписаний, обеспечиваемых административными и административно-процессуальными санкциями. Например: праву потерпевшего по делу об административном правонарушении участвовать в рассмотрении дела корреспондирует обязанность субъекта правоприменения известить потерпевшего должным образом о месте и времени рассмотрения дела; заведомо ложное показание свидетеля влечет административную ответственность (ст. 17.9 КоАП РФ); постановление по делу об административном правонарушении отменяется и дело направляется на рассмотрение по подведомственности, если такое постановление вынесено неправомочным судьей, коллегиальным органом, должностным лицом (п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ)[55].

2. Носят общеобязательный характер. Общеобязательность предполагает необходимость исполнения данного предписания всеми, кому оно адресовано. Данное свойство процессуальной правовой нормы заключает в себе не только социально-психический аспект воздействия на субъектов, регулируемых общественных отношений, но и в большинстве случаев подкрепляется возможностью применения к правонарушителю мер принуждения.

Взаимосвязь материальных и процессуальных норм обеспечивает важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права в обществе, повышается ценность права как наиболее значимого социального регулятора. Как отмечал В.Д. Сорокин «процессуальные нормы административного права применяются там, где возникает необходимость в реализации прежде всего материальных административно-правовых норм, а также норм других отраслей права»[52].

В-третьих, в отличие от норм гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, которые в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находятся в исключительном ведении Российской Федерации, административно-процессуальное законодательство, а следовательно и его нормы в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Такое законодательное решение вызывает сложности в связи с наличие большого числа разрозненных административно-процессуальных процедур[53].

Процессуальные нормы представляют собой четкие правила поведения, что обусловлено необходимостью обеспечения прав участников, регулируемых ими отношений, В отличие от норм материального права процессуальные нормы детально регламентируют порядок реализации прав и исполнения обязанностей.

Вопрос №3

Во-первых, не одинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, т.е. Государственной Думой, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Нормам административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему Российской Федерации. Вместе с тем они несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования. С учетом этого их можно определить в качестве устанавливаемых государством правил поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления).

Во-первых, нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон административно-правового отношения по существу, в то время как нормы процессуального права (если они применимы к разрешению данного спора) определяют порядок принудительного разрешения спора, возникающего между сторонами данного правоотношения.

Известно, что процессуальные нормы гражданского, административного и уголовного права обеспечивают реализацию, прежде всего, одноименных материальных отраслей. Следовательно, общность между ними заключается в том, что они регулируют отношения «предметного единства», складывающиеся в одной и той же области социально-правовой среды. Для материальных и процессуальных норм административного права таким пространством является сфера государственного управления, где реализуются многообразные функции органов исполнительной власти на всех уровнях государства.

Несмотря на то, что материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют отношения социально-правовой среды, возникающие в процессе функционирования единой системы исполнительной власти Российской Федерации, воздействие названных норм на эти отношения неодинаково. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют, в некотором роде, неодинаковые отношения либо различные стадии того или иного управленческого отношения.

В Чём Состоит Отличие Норм Административного Права От Уголовно-Правовых И Уголовно-Процессуальных Норм

Существует, однако, и другой взгляд на роль и место административно-процессуальных норм. Он вытекает из существа юрисдикционной концепции административного процесса, сторонники которой указывают на следующие различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами.

Таким образом, административно-процессуальная норма — это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъектов Российской Федерации общее правило, регулирующее при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

Другой перечень мер процессуального принуждения (административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов) содержит санкция ст. 260 Куоап. Условиями, при которых она вступает в действие являются: — невозможность иным способом прекратить административное правонарушение; — потребность в установлении личности нарушителя; — невозможность составить протокол об административном правонарушении на месте, в случаях когда составление протокола является обязательным, и другие.

Для большинства административно-процессуальных норм права применительно к её трехэлементной структуре, характерна релятивность (относительность), то есть выполнение одним из структурных элементов нормы, в определенной связи с другими элементами, роли то диспозиции, то санкции. Также, процессуально-правовым нормам свойственно наличие общих гипотез и санкций.

  1. Они призваны создать процессуальные условия для реализации как административно-правовых, так и других норм материальных отраслей российского права. В этом проявляется универсальный характер норм административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы “обслуживают” земельное (аграрное), экологическое, таможенное, финансовое и другие отрасли права.
  2. Решают более ограниченный круг задач по сравнению с материально-правовыми нормами. Это обусловлено тем, что если нормы материально-правовых отраслей права регулируют общественные отношения по существу, определяя права и обязанности их субъектов, то нормы административно-процессуального права призваны определить порядок (процедуру) реализации соответствующих материально-правовых норм.
  3. Административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и его нормы, в соответствии с п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Такое законодательное решение вызывает сложности в связи с наличием большого числа разрозненных административно-процессуальных процедур.
  4. По сравнению с арбитражно-процессуальными, гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными нормами административно-процессуальные нормы применяются большим числом уполномоченных субъектов. Такое положение говорит об универсальном характере административно-процессуальных норм.
  5. Административно-процессуальные нормы, в отличие от арбитражно-процессуальных, гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных норм, регулируют порядок применения как охранительных, так и регулятивных норм соответствующих материально-правовых отраслей. Это позволяет говорить об определенной универсальности норм административно-процессуального права.
  6. Имеют управленческий характер и непосредственно связаны с исполнительно-распорядительной деятельностью соответствующих субъектов. Административно-процессуальные нормы регламентируют правовые отношения, составляющие разновидность властеотношений, особенностью которых является выполнение одним из субъектов функций государственного управления, нередко сопряженных с использованием механизма государственного принуждения. В таких отношениях равенство сторон отсутствует.
Вам может понравиться =>  Если Есть Долги У Судебных Приставов Стоит Ли Регистрировать Имущество На Себя

Существуя в системе с подобными себе элементами, диспозиция может видоизменяться в зависимости от ее связей с другими, такими же как она сама диспозициями. В одной связи она выполняет роль диспозиции, в другой она становится гипотезой, в третьей она может стать санкцией 1 .

По методу воздействия на отношения, которые ими регулируются, и их поведение субъектов нормы гражданского процессуального права можно классифицировать на императивные и диспозитивные. Императивные устанавливают обязанности (статьи 95, 217 ГПК), запрещение (статьи 135,142 ГПК), принуждения (статьи 44,48, 53 и др. ГПК). Диспозитивные устанавливают права субъектов гражданских процессуальных правоотношений на активное поведение в пределах, определенных такими нормами (статьи 99, 103, 107, 108 и др. ГПК)

Для этой цели будет полезно переопределить понятие «гарантия» как общую категорию теории права. Положительные гарантии будут состоять из обязательства комиссии, отрицательных гарантий в обязанности упущения, то есть в запрете — поведения, которое содержится в ожидании. Таким образом, они гарантируют, соответственно положительные и отрицательные, обязательства по предоставлению и запреты на ущерб, соответствующие тем конкретным ожиданиям, которые являются субъективными правами, будь они родовыми или фундаментальными.

Итак, следуя рассуждениям автора, можно сделать вывод о том, что правовая норма и диспозиция — понятия тождественные. Такой вывод вытекает также из положения о системности права. Системность — это общее свойство правовых норм. Но в отношении процессуального права, на наш взгляд, это качество проявляется наиболее ярко в своем практически абсолютном варианте. Как указывалось выше, юридический процесс, возникший по конкретному делу, обслуживается не отдельными нормами, а по каждому случаю задействуется практически вся отрасль процессуального права и создается целостная нормативная основа функционирования данного юридического процесса. Поэтому нормам процессуального права в гораздо большей мере, чем нормам материального права, свойственна релятивность (относительность).

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что нормативная основа механизма процессуального регулирования по своему содержанию неоднородна. Нормативное регламентирование общественных отношений, складывающихся в ходе юрисдикционной деятельности государства, достигается благодаря системности процессуальных норм.

Отличие административного процесса от процессов гражданского и уголовного

Методы административно-правового регулирования. Принципы административного и административно-процессуального права. Соотношение административно-процессуального права с другими отраслями права. Источники (формы выражения) административного и административно-процессуального права. Административно-процессуальное право и административное законодательство России. Понятие, структура, виды, общее и различие административно-правовых и административно-процессуальных норм.

При этом выделение конкретных производств в рамках административного процесса связано и с необходимостью урегулирования определенных, качественно однородных общественных отношений, которые складываются в административно-процессуальной сфере, приобретая характер процессуальных правоотношений. По функциональным признакам в структуре административного процесса могут быть выделены: а) производства, которые носят учредительный характер (производства по образованию государственных органов, субъектов предпринимательской деятельности); б) производства, которые имеют правотворческий характер (производства по отработке и принятию нормативных актов); в) правоохранительные производства (производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам граждан); г) правонаделяющие производства (производства по реализации контрольно-надзорных полномочий). Выделяют обычное и ускоренное производства.

Управленческая деятельность органов государственного управления и должностных лиц средствами административного права заключена в определенные процедурные рамки. В-третьих, административный процесс как деятельность субъектов публичного права состоит из стадий, на каждой из которых участниками процесса совершаются определенные юридические действия, направленные на достижение конкретного юридического результата: принятие акта управления; выдачу юридического документа; предоставление информации и т.п. В-четвертых, конечной целью и результатом административного процесса является реализация субъектами правоотношений прав и обязанностей на основе соответствующих материальных норм права. Правоприменительный административный процесс направлен на разрешение на основе соответствующих норм права конкретных жизненных ситуаций, в том числе юридических конфликтов в сфере исполнительной власти.

По мнению А.А.Мельникова, предметом административного процесса является разрешение административными органами спорных вопросов, относящихся к компетенции этих органов, и применение мер административного воздействия[15]. Теоретическое обобщение и дальнейшее развитие данная позиция получила в монографии Н.Г.Салищевой «Административный процесс в СССР», опубликованной в 1964 году. Не будет преувеличением сказать, что эта монография — первое специальное исследование административного процесса в отечественной правовой науке — стала заметным событием, сыгравшим немалую роль в активизации разработки проблем этого вида процесса[16].

В частности, в ходе административного процесса компетентными административными органами обеспечивается реализация таких важнейших прав граждан, как право на осуществление предпринимательской деятельности, на образование, на социальную защиту. на жилище, авторское право. а также исполнение таких основных обязанностей, как уплата налогов и несение военной службы. В то же время в рамках административного процесса осуществляется применение компетентными органами и должностными лицами исполнительной власти охранительных норм в целях обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Нормы уголовно-процессуального права и их применение

Генеральный прокурор РФ издает акты, не только относящиеся к деятель­ности следователей’ и дознавателей, но и направленные на организацию эф­фективного применения и исполнения уголовно-процессуального законода­тельства. Например, этому были посвящены приказы Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» от 18 июня 1997 г № 31 и «Об организации исполнения Феде­рального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» от 20 февраля 2002 г. № 7.

Нормы уголовно-процессуального права выполняют регулятивные (пра­воустанавливающие) функции, направленные на установление уголовно-правовых отношений и породивших их юридических фактов (совершение преступлений), от чего, в свою очередь, зависит приведение в действие механизма применения уголовной ответственности. Это означает выполне­ние нормами уголовно-процессуального права и регулируемыми ими от­ношениями охранительных функций. Таким образом, хотя формирование в уголовно-процессуальном праве регулятивных норм в конечном итоге обусловлено необходимостью обеспечения реализации правоохранитель­ных функций уголовного права, эффективность их действия на практике отражает выполнение уголовно-процессуальным правом в целом и его нор­мами, как составными элементами этого целого, правоохранительных за­дач, установленных УПК.

Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведе­ния субъектов уголовно-процессуального права. Субъект уголовно-процес­суального права, реализуя права и обязанности, содержащиеся в нормах права, вступает в уголовно-процессуальные отношения. Тем самым он ста­новится субъектом (участником) конкретного правоотношения по конкрет­ному уголовному делу.

ленной, относительно определенной или смешанной. Так, устанавливая, что суд присяжных в краевом, областном и равном им суде рассматривает дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, по ходатайству обви­няемого (ст. 2 ч. 2 ст. 30), законодатель тем самым указывает абсолютно определенное условие — наличие четко выраженной воли обвиняемого.

Высказанные соображения не исключают возможности существования иных форм реализации (помимо применения) уголовно-процессуальных норм: их соблюдения, исполнения, использования. Однако реализация этих форм одними субъектами (потерпевшим, обвиняемым, защитником) в уго­ловном процессе всегда связана с применением нормы прав другим субъек­том (следователем, прокурором, судом). Заявление отвода следователю об­виняемым, предъявление гражданского иска потерпевшим в ходе следствия, принесение жалобы защитником на необоснованный арест обвиняемого -это формы реализации нормы права, использование субъективных прав ука­занными лицами, но оно (использование) не может быть реализовано, если не сопровождается применением процессуальных норм соответственно про­курором, следователем, судьей (ст. 44, 64-72, ч. 10 ст. 108 УПК).

1 финансовое право ответы

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Особенность финансово-правовых норм выражается, во-первых, в том, что они носят публичный характер. Во-вторых, предметом регулирования финансово-правовой нормы, соответственно является финансовая деятельность государства. В-третьих, диспозиции финансово-правовой нормы носит императивный характер, и, в-четвертых, санкция, как правило, носит отсылочный характер.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т. п.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено изымать из местных бюджетов дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам

Вам может понравиться =>  Саижк Аннулирование Досрочного Платежа Из-За Отсутствия Средств

Лазер Вирта

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают вид и меру возможного и должного поведения участников правоотношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

Регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется посредством норм права. Нормы уголовно-процессуального права- это исходящие от государства и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные предписания, выраженные в виде правил поведения субъектов уголовно-процессуальных правоотношений или в виде отправных установлений, имеющие своей задачей наиболее эффективное осуществление уголовного процесса.

г) процессуально-предупредительные – отвод судьи, прокурора, следователя, дознавателя, переводчика, специалиста, эксперта, защитника, представителя, секретаря судебного заседания; отстранение присяжного заседателя, изъятие прокурором дела от органа дознания и передача его следователю и т. д.

Нормы уголовно-процессуального права выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции, направленные на установление уголовно-правовых отношений и породивших их юридических фактов (совершение преступлений), от чего, в свою очередь, зависит приведение в действие механизма применения уголовной ответственности. Что означает выполнение нормами уголовно-процессуального права и регулируемыми ими отношениями охранительных функций.

Объем толкования. В зависимости от результатов толкования различают: 1) буквальное, или адекватное, толкование (когда текст совпадает с действительным смыслом нормы); 2) ограничительное (когда действительный смысл уже ее текстуального выражения); 3) распространительное, или расширительное (когда смысл нормы права шире ее текстуального выражения). Для уголовного судопроизводства, конечно, наилучшим результатом было бы буквальное толкование закона, когда нет расхождения между текстом и подлинным содержанием нормы уголовно-процессуального закона. Понятно, что такое бывает далеко не всегда.

Гипотеза уголовно-процессуальной нормы содержит указание на условия, при наличии которых возможно ее применение. Так, в ст. 113 УПК установлены условия, при наличии которых участник процесса, не являющийся по вызовам, может быть подвергнут приводу. Согласно ч. 1 ст. 171 УПК следователь вправе вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого лишь «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления».

Разрешительные (дозволительные) нормы. Согласно ч. 3 ст. 20 УПК дела о преступлениях, по которым уголовное преследование может осуществляться в частном порядке (ч. 1 ст. 115 и ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и 130 УК), «возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым». Наделяя участников уголовного процесса процессуальными правами, законодатель в ряде случаев предоставляет возможность использования некоторых из них по своему усмотрению. В силу п. 14 ч. 4 ст. 47 УПК обвиняемый имеет право «приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом». Обвиняемый таким правом может воспользоваться, а может и не воспользоваться.

Запретительные (императивного характера) нормы. Согласно ч. 1 ст. 75 УПК «недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 настоящего Кодекса», а в соответствии с ч. 4 ст. 164 УПК «при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно сознание опасности для жизни и здоровья, участвующих в них лиц».

В уголовно-процессуальном праве различают общие (в виде норм- принципов) и специальные нормы. Ярким примером общих норм выступают нормы ст. 6 УПК, определяющие общее назначение всего российского уголовного судопроизводства. Специальные нормы, содержащиеся в УПК, закрепляют: права и обязанности отдельных участников уголовного процесса (полномочия суда — ст. 29 УПК, следователя — ст. 38, обвиняемого — ст. 47, защитника — ст. 53 и др.); условия и порядок производства отдельных следственных действий (основания и порядок производства обыска — ст. 182, осмотра — ст. 176, 177 и др.) или комплекса процессуальных действий (порядок постановления судебного приговора — ст. 296—313).

Уголовно-процессуальные нормы — установленные в уголовно-процессуальном законе правила поведения участников уголовно- процессуальной деятельности, носящие обязательный характер, обеспечиваемые и охраняемые от нарушений возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

  1. при каких обстоятельствах надо руководствоваться данной правовой нормой
  2. кто является субъектами отношения, регулируемого данной правовой нормой, и какое поведение предписывается или дозволяется этой правовой нормой каждому из участников правоотношений
  3. какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний данной нормы.

2. Обязывающие (обязанность прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению виновных в его совершении) – предусматривают определенный порядок поведения участников в конкретных условиях, невыполнение которых должно влечь за собой отрицательные юридические последствия.

3. Запрещающие (запрет на применение насилия, угроз и иных незаконных мер при производстве следственных действий) – требуют от участников уголовного процесса воздержания от совершения определенных уголовно-процессуальных действий или принятия процессуальных решений.

Норма уголовно-процессуального права – это правило поведения участников уголовного судопроизводства, которое регулирует их поведение путем указания на условия возникновения соответствующего правового отношения (гипотеза), определения его субъектов, установления их прав и обязанностей (диспозиция), а также санкции за ненадлежащее поведение (санкция).

Уголовно-процессуальная правовая норма – это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основания и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Понятие, виды и структура уголовно-процессуальных норм

Управомочивающими называются нормы, наделяющие участников процесса определенными правами, использование которых зависит от их усмотрения (например, право подозреваемого заявлять ходатайства – статья 119 УПК, право потерпевшего знакомиться с материалами дела – статья 216 УПК; и др.). Обязывающими являются нормы, предусматривающие в данных условиях определенный вид поведения (обязанность прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении – статья 21 УПК). Управомочивающие и обязывающие нормы тесно связаны между собой, так как при возникновении конкретного правоотношения праву одного из субъектов этого отношения всегда соответствует обязанность другого. К обязывающим примыкают запрещающие нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (запрещение при производстве следственных действий применения насилия, угроз и иных незаконных мер – статья 164 УПК).

Уголовно-процессуальное принуждение характеризуется следующими основными признаками: 1) применяется только при осуществлении процессуальной деятельности; 2) осуществляется только управомоченными государственными органами; 3) основания, условия, форма и порядок уголовно-процессуального принуждения точно регламентированы законом; 4) законность и обоснованность применения мер принуждения обеспечиваются системой процессуальных гарантий.

Отчетливо трехчленная структура уголовно-процессуальной нормы прослеживается на примере статьи 188 УПК: «В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу». В данном случае имеется и гипотеза – вызов лица, и диспозиция – его обязанность явиться по вызову, и санкция – привод в случае неявки без уважительных причин.

В силу статьи 53 Конституции России каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие этого положения УПК содержит главу 18 «Реабилитация», где установлено, в частности, что вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (часть 1 статьи 133 УПК). Право на возмещение вреда имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по делу (часть 3 статьи 133 УПК).

Однако в правовых предписаниях нередко содержатся лишь гипотеза и диспозиция либо диспозиция и санкция, вследствие чего третий элемент нормы содержится в иной части нормативного акта или даже в другом акте. Так, в случае несоблюдения предписания о подписании приговора всеми судьями, изложенного в статье 303 УПК, наступают последствия, предусмотренные статьями 381 и 409 УПК, т.е. приговор отменяется.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

Вам может понравиться =>  Досрочное Погашение Без Комиссий Закреплено Законом

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.

Административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения. Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Те нормы, которые устанавливают отдельные элементы административной ответственности в совокупности представляют собой один их институтов административного права. В-третьих, неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы являются ее логическим следствием. Содержательно отдельные меры административной ответственности отражены в предусмотренных КоАП воздействии, выраженном в лишении или ограничении прав нарушителя как единственной возможной мере. В-четвертых, именно меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию. В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

квалификация административных правонарушений — ϶ᴛᴏ прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом ϶ᴛᴏго сопоставления будет правовая оценка совершенного деяния. Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности.

Отличие административного правонарушения от уголовного

Первое, чем отличается административная ответственность от уголовной — это понятие самого противоправного деяния. В Уголовном Кодексе противоправное деяние называют преступлением, а в административном — правонарушением. Отличие административного правонарушения от уголовного правонарушения в том, что первое являет собой мелкое деяние, последствия которого, не нанесли существенного вреда общественным отношениям. Иногда эти мелкие деяния либо не влекут последствия, либо могли повлечь, но этого не случилось. Важно отметить, что такие деяния запрещены законом и описаны в Административном Кодексе. Ярким примером административного правонарушения, является дорожно-транспортное происшествие. Если оно не повлекло серьезных последствий, то нарушителю грозит штраф, если же кто-то пострадал или умер, то это уже уголовное преступление.

К исключениям принадлежат также однотипные нарушения с разным составом. Примерами будут хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях во внимание принимается масштаб совершенного действия, ведь мелкое хулиганство – это административное наказание, а хулиганство средних или крупных размеров – уголовное наказание. Мелкое хищение не будет служить поводом для возбуждения уголовного производства, зато хищение в крупных масштабах будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, и каким способом. Дисциплинарный проступок, должен, по сути, наказываться Трудовым Кодексом, но если этот проступок совершило должностное лицо, и это повлекло последствия, то речь идет уже об административном нарушении. Если же проступок повлек тяжелые увечья или смерть другого работника, то светит уголовное наказание.

Люди без юридического образования и навыков работы с нормативно правовыми актами, могут в полной мере не осознавать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения, хотя на самом деле различий огромное количество. Существует даже весомая разница между преступлением и правонарушением, хотя некоторые, ошибочно воспринимают эти понятия за одно и то же. Чтобы вникнуть в суть терминов и не путать их в дальнейшем, необходимо ознакомиться с первыми главами Уголовного и Административного Кодексов.

Разница между наказаниями огромная, но уголовная сфера, помимо цели наказать преступника, выполняет и функцию охраны — человека совершившего преступление изолируют от общества, чтобы он не смог доставить другим людям вред. Таким образом, остальные граждане защищены от опасного субъекта, а государство предотвращает дальнейшее совершение возможных уголовно наказуемых деяний.

После того, как человеком был совершен противозаконный поступок, сотрудниками правоохранительных органов определяется конкретная норма закона, которую субъект нарушил. Это осуществляется с помощью определения дополнительных критериев, таких как: сфера права, область правоотношений, уровень его участия, наличие умысла и многое другое.

Предусматривая возможность соединения в одном производстве лишь дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений, законодатель устанавливает относительно определенное условие. Так, законом установлено, что «…гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования» (ч. 2 ст. 44 УПК РФ). Ст. 44 УПК РФ содержит относительно определенное условие, согласно которому иск может быть предъявлен: на начальном этапе расследования или после появления в процессе такого субъекта, как подозреваемый, или после привлечения лица в качестве обвиняемого, или при окончании расследования. В указанных рамках лицо, которому причинен материальный ущерб преступлением, имеет право выбора момента предъявления иска. В рассматриваемом случае – гипотезу можно назвать сложной: законодатель ввел в норму не только относительно определенное, но и абсолютно определенное условие. Последнее усматривается в установлении жесткого положения: иск может быть рассмотрен только в том случае, если он предъявлен до начала судебного следствия. Такую гипотезу было бы правильно назвать смешанной .

Общетеоретические положения о нормах права в значительной степени распространяются на уголовно-процессуальные нормы. Они установлены государством, имеют общий и общеобязательный характер. Их применение обеспечено механизмом государственного принуждения. Они направлены на достижение задач уголовно-процессуального права.

Вне зависимости от формы изложения содержания нормы уголовно-процессуального права (дозволения или запрета) она непременно содержит указания на то, как должен или может вести себя (т. е. действовать или воздержаться от действия) субъект уголовно-процессуальных отношений. При этом субъективные права и обязанности взаимосвязаны, так как не существует субъективного процессуального права, реализация которого не означала бы выполнения соответствующей обязанности. Вот почему процессуальные нормы носят двусторонний, представительно-обязывающий характер.

Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведения субъектов уголовно-процессуального права. Субъект уголовно-процессуального права, реализуя права и обязанности, содержащиеся в нормах права, вступает в уголовно-процессуальные отношения. Тем самым субъект уголовно-процессуального права становится субъектом конкретного правоотношения по конкретному уголовному делу.

Нормы уголовно-процессуального права выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции, направленные на установление уголовно-правовых отношений и породивших их юридических фактов (совершение преступлений), от чего, в свою очередь, зависит приведение в действие механизма применения уголовной ответственности. Что означает выполнение нормами уголовно-процессуального права и регулируемыми ими отношениями охранительных функций.

Adblock
detector