Досрочная Пенсия В Зоне Пострадавшей От Чернобыльской Аэс

Содержание

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2022 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2022 года.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2022 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС

Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2022г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2022- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

С 01.01.2022 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Досрочная Пенсия В Зоне Пострадавшей От Чернобыльской Аэс

Так, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют право на досрочную пенсию по старости, на назначение и выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в том числе на получение двух пенсий отдельными категориями граждан и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).

Напомним, что в состав набора социальных услуг входит обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Льготник может отказаться от денег в пользу всего набора социальных услуг либо его части.

— граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития,

30 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла техногенная катастрофа – взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. От него пострадали как жители прилегающих к ЧАЭС территорий, так и те, кто ликвидировал последствия аварии. Всем чернобыльцам государство предоставляет ряд социальных льгот, в том числе по линии Пенсионного фонда РФ.

«На сегодняшний день в нашем регионе состоят на учете и получают пенсию 94 пенсионера, пострадавших от Чернобыльской аварии. Средний размер пенсии у них составляет 14991 рубль, — отметила заместитель управляющего Отделением ПФР по Забайкальскому краю Вера Безрукова. – В целом в Забайкалье 225 человек, подвергшихся воздействию радиации вследствие данной катастрофы, являются получателями ежемесячной денежной выплаты».

Подробно о пенсии чернобыльцам

В связи с этим населению, оказавшемуся и проживающему на территориях, которые получили наибольший ущерб от аварии, предусмотрены различные льготы и преференции, в том числе на данных граждан распространяется право получения льготного пенсионного обеспечения.

В 2022 году пенсии по соответствующим основаниям для жителей местностей, подвергшихся радиоактивному заражению, выплачиваются на тех же условиях, порядок их назначения остался прежним. Увеличился размер выплат, но только в соответствии с проведенными индексациями.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Несмотря на то, что авария на ЧАЭС произошла более 30 лет назад, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет столетиями напоминать о ней. Радиация оказывает крайне неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая множество заболеваний, в том числе и онкологических, и, как следствие, преждевременную смерть.

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2022 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Вам может понравиться =>  Верховный Суд Рф Телефон Горячей Линии

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Выход на пенсию проживающим в чернобыльской зоне

Населенные пункты в 14 регионах России имеют статус территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проживающие и работающие здесь граждане имею ряд льгот. Одной из самых существенных можно по праву считать возможность выйти на пенсию раньше. Например, проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом позволяет в зависимости от срока проживания выйти на пенсию на 1-3 года раньше, чем установлено для всех остальных. Т.е. женщины здесь могут выходить на пенсию не в 55 лет, а в 52 года, а мужчины – соответственно не в 60 лет, а в 57.

Вопрос лишь в том – надолго ли? Ведь законодателю ничего не мешает взять и исключить из текста закона фразу «по состоянию на 31 декабря 2022 года», которую сейчас предлагается вписать в закон, и отсчет льготы будет вестись от новой планки, которая так впечатлила россиян.

Могут пока не волноваться о досрочной пенсии и граждане, занятые на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»).

Планы Правительства повысить пенсионный возраст напугали в целом всех россиян, но у жителей «чернобыльской» зоны есть особые причины для беспокойства: как известно, вред от радиации никуда не исчезает, с возрастом только накапливается, заболеваемость здесь выше. Поэтому говорить об увеличении продолжительности жизни для населения загрязненной радиацией территории не приходится. Да и статистика рождаемости-смертности здесь весьма красноречива.

  • если лица нуждаются в жилой площади, то государство обеспечивает этот вопрос;
  • оплата 50% от цены на приватизированную квартиру или муниципального жилья;
  • скидка 50% на оплату коммунальных платежей;
  • оставаться на трудовом месте, если на предприятии происходит сокращение штата;
  • право первого претендента на вступление в гаражные, жилищные, садоводческие кооперативы;
  • ежемесячные компенсации расходов на покупку продовольственных товаров;
  • путевки на лечение в санаториях и курортной зоне;
  • медобслуживание и устройства без очереди в дома престарелых, инвалидов или ветеранов;
  • получение места работы без очереди в момент переселения на новый адрес проживания;
  • устройство детей в детский сад с компенсацией питания;
  • получение дотации по потере кормильца;
  • иные выплаты.

Назначение пенсии гражданам, проживающим в чернобыльской зоне

Подача документов в органы соцзащиты для получения специального удостоверения осуществляется самим лицом или представителем. Право представлять интересы физического лица подтверждается нотариально удостоверенной доверенностью. При получении удостоверения паспортные данные представителя записывают в журнал учета выданных документов.

В 2022 году правительством РФ планируется индексация пенсий. На период 2022 года (начиная с 1 апреля) в России пенсия, назначенная для «чернобыльцев», составляет 11922 руб. Члену семьи, потерявшему кормильца и доказавшему факт нетрудоспособности, государство выплачивает 8961,36 руб.

В связи с этим населению, оказавшемуся и проживающему на территориях, которые получили наибольший ущерб от аварии, предусмотрены различные льготы и преференции, в том числе на данных граждан распространяется право получения льготного пенсионного обеспечения.

Распределение местностей особого статуса зависит от показателей последствий техногенной катастрофы. Порядок зонирования определен в Законе № 1244-1, отнесение местностей и границы определяются Правительством РФ с их пересмотром в зависимости от изменения показателей радиационной обстановки.

Несмотря на то, что авария на ЧАЭС произошла более 30 лет назад, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет столетиями напоминать о ней. Радиация оказывает крайне неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая множество заболеваний, в том числе и онкологических, и, как следствие, преждевременную смерть.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2022 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2022 г. № 31656/2022 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в вопросах и ответах

Документ, который есть у вас на руках, может являться основанием для зачета периода работы в 1987 году в стаж по списку № 1 (при условии, что документ содержит все необходимые сведения и отвечает требованиям, установленным законодательством). Надлежащую оценку этой справке должны дать в управлении по труду, занятости и социальной защите.

Таким образом, при наличии документально подтвержденного стажа работы в количестве не менее 20 лет вы имеете сегодня право на назначение досрочной пенсии по возрасту. При этом пенсия по инвалидности выплачиваться не будет, так как при наличии права на различные государственные пенсии назначается только одна пенсия по выбору гражданина.

Муж с 1 октября по 31 декабря 1987 года находился в 10-километровой чернобыльской зоне. Ему выдали справку, что он был занят на работах, дающих право на льготную пенсию по списку № 1. Когда же он обратился за пенсией, потребовали предоставить наряды. В организации, где он тогда трудился, никаких документов не сохранилось. Что в такой ситуации делать?

В данном случае факт и период такой работы могут быть установлены в судебном порядке. Вступившее в законную силу решение суда принимается органами соцзащиты в качестве документа, подтверждающего право на назначение досрочной пенсии по возрасту в соответствии со статьей 32 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий».

Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности.

Вопрос: Имею удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (1986) о праве на льготы по статье 19 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий». При назначении пенсии по возрасту по достижении 62 лет, будет ли мне положено повышение пенсии и в каком размере?

Ответ: Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности. Так, время работы военной службы или службы, на эксплуатации ЧАЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с 26 апреля 1986-го по 31 декабря 1987-го засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988-го — в полуторном. Если работа, военная служба или служба протекала в зоне первоочередного или последующего отселения, то с момента аварии на ЧАЭС она подлежит зачету в стаж работы в полуторном размере.

Участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимало большое количество граждан нашей страны в молодом возрасте. Для значительной части бывших ликвидаторов наступает время выхода на пенсию. Ответы на наиболее актуальные вопросы, возникающие у этой категории граждан, подготовили специалисты управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома.

Вам может понравиться =>  Университетские Выплаты В Связи Со Вступлением В Брак

Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 1 статьи 32 Закона о ЧАЭС).

Ответ: В соответствии с действующим законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособным членом семьи считается, в частности, супруга умершего кормильца, если она достигла общеустановленного пенсионного возраста (в 2022 году – 56,6 лет), либо является инвалидом.

Могу ли уйти раньше на пенсию, т

Добрый день! Помогите разрешить такую ситуацию. Я проживала и была прописана в г. Ряжск Ряз.обл. который относится к Чернобыльской зоне с 2 детьми с 09.07.84 по 04. 03.98г. В 1991 году сменила м. ж., но оставалась там прописана.Мне 52 года, недавно узнала, что я и имею право выйти на пенсию по старости раньше. Насколько это достоверно и отношусь ли я к этой категории, тогда проживала у свекрови и находилась в декретном отпуске. На ркках имею справку с администрации г. Ряжск основание домовой книги. Куда мне с этим обратиться и как разрешить эту ситуацию. Какие права имеют дети? Помогите пожалуйста в моей ситуации. Спасибо.

Граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию России для постоянного проживания, пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными Законом от 15 мая 1991 г., независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации (см. ст. 49 Закона в ред. от 24 ноября 1995 г.).Условия пенсионного обеспечения дифференцируются в зависимости от времени, места, а иногда и продолжительности воздействия радиации, от статуса граждан, подвергшихся такому воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ. Территории, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, подразделяются на четыре зоны: зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально — экономическим статусом. Понятие соответствующих зон содержится в ст. ст. 8 — 11 Закона от 15 мая 1991 г. Границы зон устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки, а также с учетом иных факторов, и не реже одного раза в пять лет должны пересматриваться Правительством (ст. 7 этого Закона).Так, зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 гг. 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия Закона от 15 мая 1991 г. — зоной отселения) — это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 году и в последующие годы население было эвакуировано или переселено (ст. 8 Закона). Подробная характеристика дается и остальным зонам, которые определяются как части территории Российской Федерации с определенной плотностью радиоактивного загрязнения почв.Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 (СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5924). Он вступил в действие с 1 февраля 1998 г. С этой даты утратил силу перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 28 декабря 1991 г. N 237-р, с изменениями, внесенными в него распоряжениями от 25 февраля 1992 г. N 363-р; от 5 апреля 1993 г. N 557-р; от 18 января 1995 г. N 73-р; от 25 апреля 1995 г. N 571-р.Согласно Перечню к зоне отчуждения и к зоне отселения отнесены некоторые населенные пункты Брянской области. К зоне проживания с правом на отселение — отдельные населенные пункты Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. Наибольшее число населенных пунктов отнесено к зоне с льготным социально — экономическим статусом. Наряду с некоторыми населенными пунктами названных четырех субъектов РФ, в него вошли отдельные населенные пункты некоторых районов Белгородской, Воронежской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Ульяновской областей, а также Республики Мордовии.

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. (действует с последующими изменениями и дополнениями).

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также выехавшим из этой зоны на новое место жительства в добровольном порядке в 1986 г. и в последующие годы, пенсия по старости назначается с уменьшением пенсионного возраста на два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания на территории указанной зоны, но в общей сложности не более чем на пять лет (ст. 33, 37 этого Закона).

Досрочная Пенсия В Зоне Пострадавшей От Чернобыльской Аэс

При назначении пенсии применяется льготный порядок исчисления стажа работы. Время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с момента катастрофы до 31 декабря 1987 года засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 года – в полуторном размере.

Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет (в 2022 году мужчинам — по достижении 52 лет, женщинам – 47 лет) при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин.

В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2006 № 1508), время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимало большое количество граждан нашей страны в молодом возрасте. Для значительной части бывших ликвидаторов наступает время выхода на пенсию. Законом о ЧАЭС для данной категории граждан установлен льготный порядок выхода на пенсию по возрасту.

зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

Выход на пенсию проживающим в чернобыльской зоне

2. В Тульской области Пенсионный фонд стал отказывать в назначении льготной «чернобыльской» пенсии гражданам, которые жили на территории «чернобыльской» зоны, но работали на «чистой» территории. Чем обусловлены такие отказы? Ответ читайте в статье юриста Елены Могилевской «Почему Пенсионный фонд отказывает в льготной пенсии жителям чернобыльской зоны?».

На днях Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении возраста выхода на пенсию. Если этот документ будет принят в таком виде, как есть сейчас, то женщины смогут выйти на пенсию в 63 года, а мужчины – в 65 лет. Главный аргумент органов власти в проведении реформы – люди стали дольше жить.

Индексирование выплат происходит ежегодно в начале апреля. Коэффициент повышения определяется исходя из размера прожиточного минимума за предыдущий год. По данным представителям власти коэффициент повышения социальных пенсий чернобыльцам в 2022 году составит 2,9%.

Существенную роль при определении суммы компенсации, играет статус «чернобыльца». В зависимости от того, каким образом повлияла на здоровье и жизнь гражданина авария на атомной станции, исчисляется его трудовой стаж и предоставляется возможность досрочного выхода на пенсию.

Планы Правительства повысить пенсионный возраст напугали в целом всех россиян, но у жителей «чернобыльской» зоны есть особые причины для беспокойства: как известно, вред от радиации никуда не исчезает, с возрастом только накапливается, заболеваемость здесь выше. Поэтому говорить об увеличении продолжительности жизни для населения загрязненной радиацией территории не приходится. Да и статистика рождаемости-смертности здесь весьма красноречива.

Разъяснение норм пенсионного обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от № 9-З

В справках должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить: командировочное удостоверение с отметками
о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения (п. 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2006 № 1508).

Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий предоставлено право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. При этом мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам – при стаже работы не менее 15 лет и 6 месяцев (начиная с 1 января 2022 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения
20 лет).

Разъяснение норм пенсионного обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

2) принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) – на 5 лет.

· время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с момента катастрофы до 31 декабря 1987 г. засчитывается в стаж работы (выслугу лет) и в стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1, в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 г. – в полуторном размере.

Вам может понравиться =>  Щит постоянного тока окоф 2

Кому присваивают статус; чернобыльца; и пенсионные льготы для данной категории граждан

Это были как непосредственно ликвидаторы аварии, так и обычные граждане, которые проживали вблизи от неисправной АЭС. Впоследствии за этими гражданами (а также за пострадавшими в других радиационных катастрофах) закрепилось традиционное наименование «чернобыльцы», которым государство предоставляет определенные пенсионные льготы.

  1. Люди, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием из-за катастрофы или с работами по ликвидации катастрофы.
  2. Люди, ставшие инвалидами из-за чернобыльской катастрофы, в том числе:
    • гражданские ликвидаторы, а также лица, работающие на АЭС;
    • военнослужащие, призванные из воинского резерва, сотрудники МВД и противопожарной службы, производящие ликвидацию катастрофы;
    • эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения (в том числе выехавшие добровольно);
    • доноры костного мозга для пострадавших от катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации и времени развития у них в связи с этим инвалидности.
  3. Военные и гражданские специалисты, участвующие в ликвидации катастрофы, медицинские работники, получившие сверхнормативное облучение при оказании медпомощи пострадавшим гражданам, являющимся источником ионизирующих излучений.
  4. Взрослые и дети (в том числе находящиеся в состоянии внутриутробного развития), эвакуированные (выехавшие добровольно) из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения.
  5. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
  6. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания со льготным социально-экономическим статусом.
  7. Военнослужащие, сотрудники ОВД и противопожарной службы, проходящие службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом.

Для чернобыльцев предусмотрено право досрочного выхода на страховую пенсию по старости в соответствии с законом №400-ФЗ о страховых пенсиях от 28.12.2013 г (ст. 28.1 закона №1244-1). В этом случае пенсия будет выплачиваться за счет средств ПФР. Однако необходимо выполнение следующих условий:

  • Быть задействованным в ликвидации аварии или других работах в зоне отчуждения. При этом продолжительность работы в зоне отчуждения роли не играет.
  • Возраст 50 лет для мужчин и 45 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1986-1987 годы.
  • Возраст 55 лет для мужчин и 50 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1988-1990 годы.
  • Страховой стаж не менее 15 лет, а индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) — не менее 30. На 2022 год действуют переходные положения, согласно которым стаж должен быть не менее 12 лет, а ИПК — не менее 21.

Мы подали жалобу на отказ ПФР в назначении льготной досрочной чернобыльской пенсии. Мы доказали, что Екатерина на самом деле всегда проживала именно в Новомосковске, а не в Туле. В итоге пенсия была ей назначена с 52 лет, все недополученные выплаты были произведены Екатерине в полном объеме.

Но если вдруг ПФР обнаружит, что человек был зарегистрирован в этом загрязненном радиацией населенном пункте, а работал в другом городе (чистом), который не относится к чернобыльской зоне, то может быть вынесено решение об отказе в назначении льготной пенсии.

Поэтому я всегда при оспаривании отказа ПФР в назначении досрочной пенсии готовлю для суда информацию о расстоянии между местом работы и местом проживания гражданина, оцениваю транспортнрую доступность. Важно подтвердить, что человек физически имел возможности добираться каждый день из дома до места работы и обратно.

Екатерина всю жизнь была прописана в Новомосковске, а работала в Туле. Она считалась проживающей в чернобыльской зоне, уже получала некоторые льготы. Новомосковск относится к чернобыльской зоне, а Тула – нет. Каждый день она ездила на работу из дома, а вечером – обратно домой. Фактически она проживала в Новомосковске, квартиру в Туле не снимала.

Помните, сама по себе прописка в чернобыльской зоне ничего не значит, если ваш работодатель находится в чистой зоне. В данном случае придется доказывать факт проживания по месту прописки. Также надо будет доказывать, как вы добирались до работы. Если не докажете, то и льготную пенсию вам не назначат.

Важно! К 2028 году, когда реформа наконец-то завершится, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60 лет. Следовательно, предпенсионный возраст для них будет наступать в 60 и 55 лет соответственно. А в процессе перехода придется ежегодно сдвигать этот ценз.

Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляется по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами. Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав. Однако наличие статуса лица, пострадавшего от воздействия радиации в зоне аварии ЧАЭС , дает существенные льготы при обращении за различными видами выплат.

  1. Зона отчуждения. Находится непосредственно рядом с четвертым реактором. Здесь категорически запрещается проживание и любая деятельность.
  2. Зона отселения. Места, откуда люди в спешном порядке переселялись во время аварии на ЧАЭС для уменьшения радиационного воздействия.
  3. Зона с правом на отселение. В этом районе по-прежнему продолжают жить люди. Однако район хоть и считается теоретически безопасным, но постоянно контролируется учеными и медиками на наличие повышения радиационного фона. На этой территории постоянно проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья.
  4. Зона с нормальным уровнем радиации. Территория считается официально безопасной, но проживающие здесь граждане имеют право на соответствующие льготы.

Предпенсионер — с какого возраста? Базово — с 55 и 60. Но есть нюанс: в законе конкретно не указано, распространяется ли статус предпенсионера на тех, кто будет выходить на пенсию в переходный период (то есть не в 65 лет для мужчин, а, например, в 62). Но буквальное прочтение текста законопроекта дает понять, что 5 лет надо отсчитывать от даты предполагаемого выхода на пенсию, то есть в случае выхода в 62 года предпенсионный возраст стартует в 57.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): 1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Согласитесь, выйти на пенсию на 3 года раньше установленного законом срока весьма неплохо. В случае, если вы фактически проживали без регистрации в «Чернобыльской зоне», придется сначала получить отказ пенсионного фонда в досрочном назначении пенсии, а после обратиться в суд и доказать факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Обратите внимание, что в соответствие с законом, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Следовательно, если вы желаете воспользоваться своим правом на досрочное назначение пенсии, необходимо самостоятельно обратиться в пенсионный фонд с соответствующим заявлением. За вас никто этого делать не будет!

Мало кто знает, что гражданам, постоянно проживающим, а равно работающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС («Чернобыльская зона»), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Рекомендую всем ознакомиться с разделом IV. Постановления Правительства РФ от 08.10.2022 №1074, которым установлен перечень населенных пунктов, с льготным социально-экономическим статусом, проживание в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Возможно эта информация в будущем пригодится вам или вашим родственникам.

Указание Минсоцзащиты РФ от N 1-98-У; О порядке назначения (перерасчета) пенсий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года; О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Этот срок распространяется на все виды пенсий и категории пенсионеров, в том числе вдов (вдовцов) граждан, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС либо умерших вследствие заболевания, травмы, трудового увечья в связи с чернобыльской катастрофой, если они приобрели право на пенсию в соответствии с названным Законом. К пенсиям, назначенным по ранее действовавшим нормам, доплаты за прошлое время не производятся.

III.2.3. Пунктом 2 части первой ст. 29 Закона РФ от 18.06.92 предусмотрено назначение пенсий по инвалидности военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

1.4. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения.

Пример 1. Мужчина принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 28 мая по 24 июня 1986 г., с 24 июня 1992 г. признан инвалидом II группы вследствие аварии на ЧАЭС с 90% утратой трудоспособности. Фактический заработок за работу в зоне N 1 за указанный период составил 2450 руб. 98 коп. Поскольку он не отработал полный календарный месяц, прежде всего определим условный среднемесячный заработок в порядке, изложенном в указаниях Минсоцзащиты от 06.12.91 N 1-112-У.

Учитывая, что максимальная величина фактического уменьшения возраста по Закону РФ от 18 июня 1992 года не может быть более 10 лет, то 5 лет (15 — 10 = 5) должны быть засчитаны для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

Adblock
detector