Проверочные Действия До Возбуждения Уголовного Дела

Эти мероприятия являются короткой стадией, которая занимает около трех дней. Следователь имеет право продлить данный срок до десяти и даже тридцати дней в том случае, если следственные действия, производимые до возбуждения уголовного дела, требуют продолжительного времени.

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

Доследственная проверка

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Срок проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны быть осуществлены в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Статья 146 УК РФ

3. Лицо, уполномоченное на проведение доследственной проверки. Как правило, уголовно-процессуальную проверку по рассматриваемому деянию с признаками преступления, может проводить как следователь, так и сотрудник органа дознания (применительно к материалу по ст. 146 УК РФ вероятнее всего проверку будет проводить сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями либо сотрудник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации).

3. Назначение и проведение компьютерно-технической экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ на данном этапе производства по делу может быть проведена судебная экспертиза. Экспертиза проводится в порядке, регламентированном ст. 195, ст. 198 УПК РФ, а соответственно лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, и его защитник вправе: знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту, знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение.

Вам может понравиться =>  Сколько Нужно Отработать На Смоленщине Чтобы Получить Ветерана Смоленщины

Для проведения данного мероприятия выносится по всем правилам постановление следователем, предъявляемое освидетельствуемому. В качестве дополнительного участия процесса может выступать врач или иной специалист в необходимой области познаний. Могут быть случаи, когда следователь и освидетельствуемый разного пола. В таком случае должен все производить врач, а должностное лицо не принимает участие. Правда, в таком случае должно производиться обнажение тела человека.

При ее проведении до ВУД составляется протокол исследования или справка эксперта, в которой указываются выводы специалиста. В некоторых ситуациях в дальнейшем это требует проведения дополнительного мероприятия с получением заключения. Все будет зависеть от категоричности выводов и сопутствующих факторов.

В чем же проблема, которую мы обнаружили в объективных данных? Пятикратное различие в регистрируемой преступности в России и Германии говорит, что правоохранители не очень успешны в своей фильтрации, вынося крайне много ложноотрицательных решений (отказ в возбуждении уголовного дела, хотя было совершено преступление). В этом случае не работает советская процессуальная идея дублирования следствия («на судебном следствии исправят ошибки досудебного»), ведь преступления не добираются до суда из-за фильтрации очевидных дел на доследственной стадии.

Как бы выглядел график в случае регистрации правоохранителями всех сообщений и расследования после возбуждения уголовного дела? Мы бы увидели всплеск в первые дни после регистрации – принятие решений по сообщениям, которые, очевидно, не являются преступлениями, – и постепенное уменьшение количества решений по дням далее. Именно это наблюдается на графике, показывающем число решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, – такие сообщения признаются непреступлениями в первые же дни.

Какие проводятся следственные действия до возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит определения понятия «следственные действия». Однако на практике потребовалось разграничить этот термин с другим – «иные процессуальные действия». Необходимость была вызвана большими отличиями в регулировании тех и других. Доктрина определила «следственные действия» следующим образом:

Осмотр места преступления проводится в присутствии свидетелей, им показывают найденные следы преступления. Процесс протоколируется. Если место совершения деяния совпадает с жилым помещением, обязательно присутствие собственника жилища. При несоблюдении указанного порядка, осмотр может быть признан незаконным.

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

Порядок проведения доследственной проверки

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Вам может понравиться =>  У Меня На Иждивении Дочь,Учится На Очном Отделении Могут Ли Сократить

Следующим шагом является отправка вынесенного постановления прокурору, который обязан дать либо согласие на начало производства, либо распорядиться о возврате документов с целью проведения дополнительной проверки. К постановлению, отправляемому прокурору, следователь (дознаватель) обязан прикрепить все материалы, полученные в результате проведения доследственной проверки, произведенной по факту получения заявления о совершении (подготовке) общественно опасного деяния.

Если отказ является результатом проверки, произведенной вследствие получения заявления, содержащего сведения не соответствующие действительности, то решается вопрос о возбуждении дела за заведомо ложный донос в отношении заявителя. Копия вынесенного постановления должна в течение 24 часов быть направлена прокурору и лицу, обратившемуся с заявлением. Кроме этого последнему разъясняется порядок обжалования полученного решения.

Часто уголовное дело возбуждается не против какого-то конкретного человека, а на основании совершенного преступления. Обычно на этом этапе личность преступника еще неизвестна, а ее поиском занимаются уже на предварительном расследовании. В этом случае своевременное возбуждение дела может помочь быстрее найти преступника (своевременное проведение судебных экспертиз, допрос свидетелей). При промедлении можно потерять время, когда и вещественные доказательства могут испортиться, и свидетели могут забыть обстоятельства преступления, а самое главное — если неизвестен преступник, то он за это время может узнать о том, что преступление обнаружилось, что возбуждено уголовное дело (сейчас узнать об этом не является проблемой при доступности телевидения и Интернета) и скрыться.

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

Лекция 9

Для определения круга участников стадии возбуждения уголовного дела следует обратиться не только к уголовно-процессуальному закону, но и к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»[54]. Согласно нормам этого акта, одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)[55]. Непременными условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также право лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (ст. 5 этого же Закона).

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса предполагает не только процессуальное оформление решения о возбуждении уголовного дела, но и проверку полученной информации о совершенном преступлении. К сожалению, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие порядок проведения проверочных действий и не перечислены они сами.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Вам может понравиться =>  Сайт Главная Дорога Задать Вопрос Юристу

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 40 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

11. Отказ ознакомить заявителя или его представителя с отказным материалом, собранным по заявлению о преступлении. Такой отказ может быть мотивирован тем, что отказной материал находится в прокуратуре на проверке (что может соответствовать действительности) или тем, что ознакомление не предусмотрено УПК РФ. Последнее отчасти верно, т.к. разрешительной нормы в УПК РФ нет, однако принципиально важно то, что нет там и запретительной нормы. Надо также учесть, что ознакомление с пострадавшего с документами и материалами, собранными по заявлению о совершенном против него преступлении, является частным случаем более общей ситуации – ознакомления гражданина или представителя организации с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. В свою очередь обязанность органов государственной власти и должностных лиц обеспечить каждому такую возможность гарантируется Конституцией РФ (ч. 2 ст. 24). И здесь не должно быть разночтений, поскольку данный вопрос в свое время стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который разрешил его в пользу лица, по заявлению которого было отказано в возбуждении уголовного дела (6).

Важно отметить, что вынесение необоснованных и незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела ныне является основным способом укрытия преступлений, благодаря чему потерпевшие не восстанавливаются в своих правах, а самые разные преступники (случайные и устойчивые, рядовые и опасные, одиночки и организованные) не привлекаются к ответственности и получают возможность продолжить преступную деятельность.

Adblock
detector