Изменение Органов Дознания В России 2022

УПК РФ Статья 40

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

Введенные в УПК нормы серьезно нарушают право на защиту

Как сообщалось, 30 декабря 2022 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 501-ФЗ), регулирующий проведение допроса, очной ставки и опознания посредством видео-конференц-связи. На стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе ФС РФ предусматривалось закрепление в УПК РФ порядка проведения только онлайн-допросов. 10 января 2022 г. Закон № 501-ФЗ вступил в силу. В Федеральной палате адвокатов РФ высказали мнения о некоторых его положениях. Член Совета ФПА РФ Татьяна Проценко подчеркнула, что проведение дистанционного допроса без ущемления прав подозреваемого или обвиняемого возможно только с согласия стороны защиты, а проведение очной ставки и опознания посредством ВКС нарушает суть данных процессуальных действий. По мнению статс-секретаря ФПА РФ Константина Добрынина, во всех случаях решительно невозможно согласиться с дистанционным способом проведения очных ставок и особенно опознаний, поскольку достоверность таких процессуальных действий и их результатов будет априори весьма сомнительна.

Татьяна Проценко считает, что, возможно, в каких-то случаях дистанционный способ проведения очной ставки может быть приемлемым для стороны защиты, но тогда проводиться она должна только с согласия обвиняемого и защитника, а не по единоличному решению следователя.

Константин Добрынин отметил, что при проведении допроса посредством ВКС должен быть технически точно решен вопрос о том, в каком порядке во время данного следственного действия предъявляются и исследуются документы, иные письменные материалы, вещественные доказательства, как приобщаются к делу представленные свидетелем документы и другие материалы. Если это невозможно сделать надежно и корректно для последующей оценки доказательств, то очевидно невозможен и сам дистанционный допрос с использованием таких материалов. И все это, безусловно, должно быть точно и полно отражено в норме закона, уточнил статс-секретарь ФПА РФ.

В частности, в УПК РФ внесена ст. 189.1, согласно ч. 1 которой следователь или дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования ВКС государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности по правилам ст. 164 и гл. 26 УПК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 189.1 Кодекса.

Проведение же дистанционного опознания, по мнению Татьяны Проценко, вообще невозможно. Законом предусмотрено право защитника присутствовать на опознании, заявлять ходатайства, вносить замечания в протокол следственного действия. При проведении опознания посредством ВКС адвокат физически не сможет присутствовать в двух местах одновременно – и в месте, где находится подозреваемый, и в месте, где находится опознающий (потерпевший, свидетель).

7) дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом; (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Остальные пять частей объясняют отдельные аспекты, касающиеся Российского судопроизводства — досудебное и непосредственно судебное, раскрывает особый его порядок, указывает основы на которых основывается сотрудничество в данных вопросах на международном уровне.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.03.2008 N 26-ФЗ)

10) жилище — индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;

Пункт постановления о возможности заключения несовершеннолетнего под стражу, то есть в СИЗО, дополнили новым абзацем. Согласно обновленной позиции Верховного суда, разрешается арестовать такого подозреваемого в совершении преступления средней тяжести. Предыдущая версия постановления такого указания не содержала.

Генпрокуратура обновляет приказ об организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

В документе подчеркнуто, что, оценивая обоснованность проведения органами дознания неотложных следственных действий, необходимо акцентировать внимание на наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

«В случае умышленного непринятия мер к поиску совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, повлекшего истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, направлять материалы в отношении виновных в этом должностных лиц в следственный орган для решения вопроса об их уголовном преследовании», – указано в проекте приказа.

Отмечается, что прокуроры должны внимательно и взвешенно подходить к вопросу о согласии с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по уголовным делам о преступлениях, ответственности за совершение которых подлежат лица, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за определенное правонарушение.

В проекте приказа содержится требование о пресечении прокурорами немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. Также указано, что мерами прокурорского реагирования будут пресекаться случаи возбуждения уголовных дел в отношении неустановленного лица по факту совершенного преступного деяния при наличии достаточных данных о его совершении конкретным лицом.

В предлагаемом приказе, в частности, отмечается, что в необходимых случаях ход проведения процессуальных проверок и расследования преступлений прокурору нужно будет брать на контроль, а их результаты заслушивать с участием руководителей органов дознания. Будет уделяться внимание и соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства: так, в случае выявления нарушений органами дознания разумного срока при проведении процессуальных проверок и расследовании преступлений прокурору необходимо принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

О реформах в МВД РФ — последние новости

создать единую структуру, которая будет курировать техническое обеспечение личного состава, заниматься финансовой и хозяйственной деятельностью. Законодательные изменения направлены на ежегодную экономию бюджетных средств в пределах 20 млрд рублей, уточняет портал 1maps.ru

Как сообщает газета «Известия», в России началась оптимизация штата госслужащих, которая продлится до 1 апреля 2022 года. С таким предложением выступил премьер-министр России Михаил Мишустин, открывая совещание с вице-премьерами. Уменьшение количества сотрудников МВД будет также проводится в течение 3 месяцев – до апреля 2022 года. Предпринимаемые меры позволят увеличить зарплату оставшемуся составу. Согласно утвержденному графику, численность территориальных органов должна уменьшиться на 10%, центральных — на 5%. Подробности о реформе по сокращению, оптимизации работы подразделений МВД России, повышению зарплаты и совершенствованию пенсионного обеспечения сотрудников — читайте ниже.

Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.

И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2022 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).

Источник «Известий», близкий к администрации президента, подтвердил наличие таких предложений Минфина. Подтвердил их и собеседник в Минобороны, куда тоже поступало письмо. Опрошенные «Известиями» эксперты связали предложения Министерства финансов с желанием сберечь бюджетные деньги.

Давая оценку заявленному дознавателем ходатайству, руководствоваться положениями статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), а также требованиями уголовно-процессуального законодательства о порядке производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности.

Вам может понравиться =>  При Рождении Кого Ребенка Дают 100 Тысяч

Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним не применяется.

57. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и подразделению Главной военной прокуратуры, к компетенции которого отнесены вопросы организации и контроля работы военных прокуроров по надзору за исполнением законов при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным.

39. После проверки прокурором при согласии с решением о приостановлении производства дознания или прекращении уголовного дела (уголовного преследования) уголовное дело возвращать по принадлежности в срок до 5 суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать документы информационно-методического характера, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и надзорной деятельности на данном направлении.

Об изменениях в Уголовном кодексе Российской Федерации и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, касающихся деятельности органов дознания ФССП России

Так, Федеральным законом от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесены изменения в статьи 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определен порядок изъятия, осмотра и возврата электронных носителей информации как вещественных доказательств.

Федеральным законом № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» повышен максимальный размер наказания в виде штрафа, а также введены два состава уголовных преступлений – «Клевета» и «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».

В целях обеспечения законности при осуществлении предварительного расследования в форме дознания необходимо довести до сведения работников органов дознания, подразделений дознания содержание изменений в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, обеспечить неукоснительное их соблюдение при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России.

Федеральным законом Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 40 2 , определяющей правовой статус и полномочия начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, причём в отдельных случаях он наделяется полномочиями начальника подразделения дознания в отношении уполномоченных им дознавателей.

К новым полномочиям начальника органа дознания, указанным в статьях 5, 7, 11, 19, 29, 37, 61, 62, 67, 72, 125, 139, 155 и 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относятся, в частности, принятие решений по организации расследования уголовного дела, по реагированию на необоснованные решения дознавателя, в том числе о приостановлении и прекращении уголовного дела, об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства, о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении.

УПК РФ новая редакция в 2022 году

Также Пленум в четвертый раз вносит поправки в постановление 2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Большинство изменений носит технический характер, но есть и заслуживающие внимания новые формулировки.

Пленум Верховного суда решил внести поправки в свои постановления о правилах применения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Документы дополнили новыми разъяснениями по делам в отношении несовершеннолетних. Было уточнено и расширено поле действия «экстремистских» статей. Также судьи затронули вопросы замены наказания для осужденных и выхода по УДО.

Пункт постановления о возможности заключения несовершеннолетнего под стражу, то есть в СИЗО, дополнили новым абзацем. Согласно обновленной позиции Верховного суда, разрешается арестовать такого подозреваемого в совершении преступления средней тяжести. Предыдущая версия постановления такого указания не содержала.

10) жилище — индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;

Остальные пять частей объясняют отдельные аспекты, касающиеся Российского судопроизводства — досудебное и непосредственно судебное, раскрывает особый его порядок, указывает основы на которых основывается сотрудничество в данных вопросах на международном уровне.

Госдума во вторник приняла в третьем — окончательном — чтении законопроект о существенном расширении полномочий сотрудников таможенных служб по проведению дознания, в частности, в случае выявления попыток незаконного провоза через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере.

Теперь в Уголовно-процессуальный кодекс РФ вносятся поправки о наделении таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 200.2 Уголовного кодекса — незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере. Таможенные органы также смогут проводить дознание при выявлении незаконной добычи водных ресурсов, добычи или перевозки особо ценных диких животных и при выявлении организации незаконной миграции.

Адвокат Кудряшов Константин

Статья 142 УПК РФ. Явка с повинной
1. Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

2.4. О результатах анализа надзорной деятельности информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, военным прокурорам — Главную военную прокуратуру по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.

2.2. На постоянной основе принимать меры к повышению профессионального уровня прокуроров, осуществляющих надзор за деятельностью органов предварительного следствия, в первую очередь не имеющих опыта в надзорной деятельности. Организовать проведение занятий, к участию в которых привлекать руководителей и наиболее опытных практических работников. Особое внимание уделять изучению правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также информационных писем, методических рекомендаций, обзоров и иных информационно-аналитических документов, подготовленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, тактики и методики осуществления не только прокурорского надзора, но и расследования отдельных видов преступлений.

Вам может понравиться =>  Задания По Административное Право

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

После заключения досудебного соглашения о сотрудничестве брать на контроль расследование преступлений, добиваясь от органов предварительного следствия тщательного собирания доказательств, необходимых для полного и достоверного установления предусмотренных статьей 73 УПК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

В случае инициированной процедуры рассмотрения жалобы в ЕСПЧ (на всех этапах, начиная от подачи жалобы в судебный орган и до исполнения постановления ЕСПЧ) безотлагательно осуществлять постановку на контроль материалов проверок и уголовных дел, организовать их изучение на предмет законности действий должностных лиц и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами прокуратуры и органами предварительного следствия мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. При наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.

Изменение Органов Дознания В России 2022

Неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера и (или) уникального кода идентификации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала Госуслуг и системы электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату будут фиксироваться средствами соответствующей информационной системы.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, на портале Госуслуг или в системе электронного документооборота.

Установлено, что не подлежат техническому осмотру легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях.

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, возбужденным по признакам преступлений, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 ст. 188, ст.ст. 189, 190 и 193 УК РФ не может продолжаться более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

«В этой норме должно быть прямо указано, что в случаях, предусмотренных подпунктами 4-9 и 11 части 2 ст. 29 УПК РФ, не только следователь с согласия руководителя следственного органа, но и дознаватель с согласия прокурора вправе возбуждать перед судом ходатайство о производстве следственного действия» (такого положения ныне действующая редакция ст. 165 УПК РФ не содержит), считают авторы законопроекта.

Так, в необходимых случаях, в том числе и в связи с производством экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Это продление осуществляется прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи на территории иностранного государства, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев (ч.5 ст.223 УПК РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 02 декабря 2008 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены, в частности, изменения в часть третью статьи 153 УПК РФ, устанавливающую положение о соединении на основании постановления прокурора уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя.

Федеральный закон от 6 июня 2007 № 90-ФЗ «»О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривает законодательные новеллы, предоставившие дознавателям таможенных органов полномочия самостоятельного возбуждения уголовного дела о преступлениях предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ч.ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ, и проведения по нему дознания в полном объеме независимо от того, установлено ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление.

Шойгу рассказал о ходе учений; Союзная решимость – 2022

Министр обороны России Сергей Шойгу рассказал, как проходят совместные с Белоруссией учения. Части ПВО и авиации Восточного военного округа уже переброшены на расстояние до 10 тысяч километров. На втором этапе, который пройдет до 20 февраля, будут отрабатывать отражение внешней агрессии.

Кроме того, по словам главы военного ведомства, создаётся автоматизированная система мониторинга состояния средств измерений. Активно совершенствуется нормативная правовая база в области обеспечения единства измерений в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях, а также в рамках сотрудничества СНГ.

«Совместно с правоохранительными органами ведём активную работу по недопущению в армейские ряды потребителей наркотиков. Действующая в Министерстве обороны система профилактики позволила свести к минимуму число наркоманов среди военнослужащих», — сказал глава военного ведомства.

Открывая заседание, Министр обороны напомнил, что в соответствии с решением президентов России и Белоруссии проводится проверка сил реагирования Союзного государства. От российских Вооружённых Сил задействованы органы военного управления и подразделения Восточного военного округа.

«Подчеркну, что количество участников манёвров и основных систем вооружения не превышает параметры, установленные Венским документом 2011 года, что не обязывает нас уведомлять зарубежных партнёров о проводимых мероприятиях», — добавил глава российского военного ведомства.

Также, я хотел бы отметить, если российскому законодателю не удастся по ряду причин утвердить на законном уровне должность штатного дознавателя в воинской части, то в таком случае стоит внести изменение в действующий ведомственный нормативный правовой акт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в ст. 20 инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», а именно увеличить срок стажировки в военных прокуратурах и военных следственных органах до 30 дней, вместо 10 дней, в соответствии с утвержденным военным прокурором гарнизона плана, чтобы у органов дознания и у внештатных дознавателей было достаточно времени восполнить свои пробелы в юриспруденции и набраться правового опыта у надзорных органов.

Дознание в Вооруженных Силах РФ — это одна из форм предварительного расследования преступлений, производимое органом дознания либо по его поручению офицером-дознавателем, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

В виду сегодняшней острой политической обстановки и действий Российской Федерации на мировой арене, также можно внести дополнения в действующую инструкцию, утвержденной приказом Генерального прокурора, и предусмотреть в ней специальную главу «Производство дознания в боевой обстановке», которая будет регулировать порядок производства дознания, процессуальный статус и положение органа дознания и офицера-дознавателя во время войны либо локальных боевых действий, ведь на сегодняшний день ни один нормативный правой акт не регулирует уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в период военного времени и боевой обстановки. Можно поднять опыт советских времен, когда в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941г. были расширены полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались на территориях боевых действиях. Например, Инструкция по производству дознания в Военно-Морском Флоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября 1942 г., принятые НКО СССР, регламентировали порядок возбуждения уголовного дела и производства дознания в воинских частях и военных учреждениях и требовали при этом неукоснительного соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органами дознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела, оформленного специальным постановлением.

Имеет место и еще одна проблема в деятельности внештатных офицеров-дознавателей. Это отрыв от своих прямых должностных обязанностей, поскольку проведение доследственной проверки либо иных процессуальных мероприятий занимает немало времени и сил, тем самым отрицательно сказываясь на основном роде деятельности военнослужащего-дознавателя. Примером может являться назначение на должность внештатного дознавателя, только что прибывшего в воинскую часть для прохождения дальнейшей военной службы, молодого инженера-связиста в воинском звании «лейтенант». Командир посчитал, что его знания в сфере юриспруденции достаточно хорошие, так как в его дипломе о получении высшего образования по учебной дисциплине «право» стоит отметка «отлично». В период прохождения службы новоиспеченным офицером в воинской части произошел пик травматизма среди военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. Только на одни административные расследования и уголовно-процессуальные проверки по факту получения травм военнослужащими он тратил почти все рабочие и выходные дни, проводя опросы, собирая справки из лечебных учреждений и составляя ходатайства перед органом дознания и военным прокурором гарнизона на продление сроков по проведению доследственной проверки. Тем самым, молодой офицер отвлекался на свои внештатные обязанности дознавателя, а вот основные, то есть должностные, на которые он учился в военном высшем учебном заведении пять лет, спустя некоторое время начали забываться, что в будущем, при выполнении боевых задач, может привести к плачевным результатам.

Вам может понравиться =>  Что Такое Строгий Выговор Военнослужащему Рб

Но если рассматривать вопрос по существу, то можно заметить некий пробел в уголовно-процессуальном, что дознаватели воинской части никакого расследования по факту и не проводят, потому что в соответствии с подп. «в» п.1 ч.2 ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) расследование уголовных дел о преступлениях, совершенными военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, производится следователями Следственного комитета РФ (конкретнее, военными следователями военных следственных органов). В связи с чем требуется развитие института дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, а если быть точнее, то российскому законодателю необходимо внести изменения в вышеуказанную статью УПК РФ путем наделения органам дознания и военным дознавателям более широких процессуальных полномочий и включения в перечень органов, производящих дознание по определенной категории уголовных дел, а также стоит установить штатную должность «дознаватель воинской части» в воинских боевых тактических группах не ниже отдельного батальона, для оперативной и правильной процессуальной реакции на совершенные военнослужащими, гражданами, проходящих военные сборы или гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации преступлений, и обозначить требования к кандидатам на должность «дознаватель воинской части» — как минимальный образовательный порог определить наличие среднего профессионального юридического образования либо неоконченного высшего юридического образования, чтобы снизить процессуальные ошибки и случаи несоблюдения уголовного и уголовно-процессуального законодательств при приеме, регистрации и проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении к минимуму, а также повысить объективность и всесторонность доследственной проверки, производства неотложных следственный действий и дознания по преступлениям.

Начальник органа дознания вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий; рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение; принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава; выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов; утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления.

Анализ положений статей 37, 40.1, 40.2 УПК РФ показывает, что основные полномочия по организации процессуального контроля при производстве дознания в настоящее время возложены на прокурора, при этом функции начальника подразделения дознания и начальника органа дознания дублируются.

При этом, учитывая, что в таких органах дознания, как Федеральная служба безопасности, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная противопожарная служба, Таможенные органы Российской Федерации, начальники подразделений дознаний, как правило, отсутствуют, а также в связи с тем, что начальник подразделения дознания подчинен начальнику органа дознания, необходимо статью 40.1 УПК РФ дополнить положением о том, что соответствующие правомочия начальника подразделения дознания могут осуществляться также начальником органа дознания.

Так, прокурор дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств (об избрании, продлении меры пресечения, о производстве обыска и др.), отменяет незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя, разрешает отводы дознавателю, а также самоотводы, отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает следователю, утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по делу, утверждает обвинительное заключение (акт, постановление), возвращает уголовное дело дознавателю с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий или пересоставления обвинительного акта (постановления).

Аналогичной позиции придерживается и Гаврилов Б.Я., который отмечает, что процессуальные решения по уголовному делу принимаются начальником органа дознания, как правило, формально, без должного изучения материалов уголовного дела. Лишение же начальника органа дознания процессуальных полномочий дезорганизует деятельность органов дознания как на первоначальном этапе уголовного судопроизводства (в ходе доследственной проверки), так и в случаях безотлагательной ситуации при необходимости задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, либо принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ при современной структуре досудебного производства [1].

Используя в своей работе переносные пожарно-криминалистические лаборатории, работа с которыми требует профессиональных знаний, этот специалист должен обладать и такими качествами, как наблюдательность, внимательность, ответственность. Ведь сам по себе пожар нередко используется как средство сокрытия преступлений, так как его последствия кардинальным образом искажают картину того, как выглядело место пожара до возгорания. Огонь уничтожает практически все следы. Именно поэтому дознание по пожарам является одним из наиболее сложных видов расследований.

Пожарный дознаватель должен обладать психологической устойчивостью, определённым набором личностных и индивидуальных качеств. Последствия пожаров бывают крайне тяжёлыми, нередко они сопряжены с человеческими жертвами, тяжёлыми последствиями ожогов, психологическими травмами людей, переживших трагедию. Всё это должен учитывать в своей работе пожарный дознаватель.

Дата празднования Дня сотрудников органов дознания МЧС РФ проистекает из Циркуляра НКВД и Наркомата юстиции РСФСР, который вышел в свет 23 января 1928 года. Именно этот документ наделил Государственный пожарный надзор правом самостоятельного дознания по делам о нарушении норм пожарной безопасности. Этим же документом фактически были образованы органы дознания Государственного пожарного надзора.

Дознаватель МЧС осуществляет работу по выявлению причин возгорания и виновников пожара. Свои задачи он выполняет в тесном взаимодействии с экспертами испытательной пожарной лаборатории. Этот специалист должен обладать высочайшим уровнем знаний не только в сфере пожарной безопасности, но и в уголовном и административном праве РФ.

Для многих людей органы дознания ассоциируются с органами внутренних дел, однако, это не всегда справедливо. Одной из наиболее распространённых чрезвычайных ситуаций, способной повлечь за собой различной степени последствия, является пожар – неконтролируемый процесс горения, несущий за собой такие последствия, как материальный ущерб, а также опасность для жизни и здоровья людей и представителей животного мира.

23 января — профессиональный праздник органов дознания МЧС России

Полномочия по «производству расследований по делам о нарушении установленных противопожарных правил» возложены на должностных лиц пожарной охраны в далеком 1928 году совместным циркуляром НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР от 23 января 1927 № 35 «О предоставлении органам Государственного пожарного надзора права самостоятельного производства дознания по делам о нарушении противопожарных правил».

Необходимо отметить, что МЧС России постоянно работает над укреплением законодательной и материально-технической базы пожарных дознавателей. Так в 2022 году в Федеральный закон «О пожарной безопасности» дополнен положениями, устраняющими имевшиеся ранее правовые коллизии в деятельности дознавателей. Теперь в базовом для обеспечения пожарной безопасности страны законе закреплены права дознавателей по проверке документов, удостоверяющих личность, получению от граждан объяснений, сведений и информации, беспрепятственному посещению организаций в целях ознакомления с материалами, необходимыми для оперативного расследования пожаров.

И все же задача дознавателя – установить причину пожара и юридически правильно квалифицировать действия лиц, выявив виновных. Нередко дознаватель должен вручную разгрести угли и головни, осмотреть сгоревшую бытовую технику, проанализировать степень деформации материалов, подвергшихся температурному воздействию. То, что на взгляд дилетанта является просто пепелищем и грудой горелых развалин, для опытного дознавателя – профессиональная задачка с клубком вопросов и противоречий.

Для этого в своей деятельности дознаватели используют на месте пожара переносные пожарно-криминалистические лаборатории, предназначенные для составления протокола осмотра места происшествия, связанного с пожаром. Такими лабораториями оснащены сегодня все органы дознания МЧС России. В случае необходимости, например на крупных пожарах, на помощь дознавателям приходят эксперты судебно-экспертных учреждений – испытательных пожарных лабораторий, в распоряжении которых находится экспертное оборудования, отвечающее последнему слову техники.

Необходимо отметить, что наиболее часто к пожарам приводят неисправная электропроводка и электроприборы, а также неосторожные действия человека при обращении с огнем и различными источниками повышенной опасности. Конечно, бывают и случаи – примерно один из сотни, когда установить причину пожара практически невозможно.

Роспотребнадзор: локдаун в России вводиться не будет

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Арестантское уголовное единство» (АУЕ)

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76209 от 08.07.2022. При использовании материалов сайта просьба ссылаться на телеканал РЕН ТВ, используя гиперссылку.

Adblock
detector