Земли Гослесфонда Использование

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» .

Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.

Решение вопроса о точном определении объекта права собственности (леса, земли лесного фонда, лесные участки) и разграничения лесной собственности позволит реализовать заложенный в лесном законодательстве механизм закрепления прав собственности на леса и иную растительность. Например, в соответствии со ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется также на находящиеся на нем растения. Однако ни гражданское, ни земельное, ни лесное законодательство понятия «растение» не содержит. Поэтому и вопрос о собственности на такие растения остается открытым.

К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.

  • организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
    • органам власти и государственным учреждениям;
    • казенным предприятиям;
    • центрам исторического наследия.
  • физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.
  1. Запрещено строительство жилых домов, коттеджей, прочих частных владений.
  2. Запрещено огораживать арендованные участки лесных земель, если это не природоохранная территория.
  3. Свободный доступ граждан к лесным ресурсам ограничен в случае опасности (например, лесного пожара) или для экологической безопасности. Также запрещено пребывание граждан на особо охраняемых землях.
  4. Нельзя допускать истощение почвы, пользуясь участком на условиях возмездной или безвозмездной аренды.
  5. Запрещается размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
  6. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, во время проведения определенных работ, ограничивается пребывание и въезд граждан.
  7. Запрещается собирать грибы и ягоды, а также растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам.
  8. Лицам, которым предоставлены в пользование земельные участки, запрещается ограничивать доступ к ним других граждан за исключением тех случаев, когда участок относится к особо охраняемым зонам или других случаев, предусмотренных ЛК РФ.
  9. Не допускается заготовка древесины некоторых пород деревьев и кустарников (перечень видов утвержден Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»).
  10. Сплошные рубки лесов запрещены в случаях, когда воспроизводство лесов на участках затруднено или невозможно.
  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

  • временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.
  • Сбор грибов и ягод, лекарственных растений, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
  • Заготовка древесины.
  • Охота и рыбалка.
  • Ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ), а именно: сенокошение, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность.
  • Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства.
  • Рекреационная деятельность, а именно: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов (ст. 41 ЛК РФ).
  • Выращивание лесных плантаций (деятельность, связанная с выращиванием деревьев определенных пород).
  • Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений.
  • Геолого-исследовательские изыскания.
  • Создание водохранилищ, линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
  • Переработка древесины.
  • Религиозная деятельность, а именно: возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения (ст. 47 ЛК РФ).

Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.
  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Земли Гослесфонда Использование

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Вам может понравиться =>  Статистика Судебных Решений По Статье 228 1часть5 В Воронеже

2. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Из земель лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности, должны использоваться земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.

7. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса .

В соответствии с частью 5 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2022, N 17, ст. 2725) и подпунктом 5.2.115 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2022 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 47, ст. 6586; 2022, N 18, ст. 2892), приказываю:

Из земель лесного фонда для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) должны использоваться нелесные земли (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи и другие), а также земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.

4. Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута .

2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

1) в постоянное (бессрочное) пользование — органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, п.2 ст. 39.9. Земельного кодекса) – бессрочно.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.

Земельный фонд

В соответствии положениями гражданского кодекса лес и земельный участок признаются разными объектами в гражданском праве. Недра и земельные участки считаются недвижимостью по причине характерных природных свойств. Вместе с этим здания и сооружения, многолетние насаждения, а также лес считаются недвижимостью в виду неразрывной связи с землей и отсутствия возможности переместить объекты без ущерба целевому назначению участка (статья 131 ГК). Если специальные условия не предусмотрены законом, право собственности владельца также распространяется на растения и лес, которые находятся на участке (пункт 2 статья 261 ГК РФ).

  1. Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
  2. Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот. В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства. Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

Россия – самое большое государство в мире. В стране есть практически все виды земельных ресурсов, которые известны человеку. Рынок земли в РФ еще находится в стадии формирования, а государственные запасы земельных ресурсов объединены понятием Земельного фонда.

Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства в отрасли. В этом заключается основная специфика одной из главной категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим. В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства. Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Аналогичные приговоры выносились за рубку деревьев на землях, предоставленных в бессрочное пользование, но также находившихся в собственности государства. Судя по количеству приговоров в отдельных регионах такие дела совсем не редкость, поэтому хочется надеяться, что урегулирование данного вопроса должно помочь в борьбе с подобными схемами.

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения. Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы. И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Думаю, что из пункт из Постановления № 417 действовать не будет, потому что оно утрачивает силу с 1 января и взамен него должно быть новое аналогичное постановление о правилах пожарной безопасности в лесах, проект которого уже обсуждается. У меня лично пока вопрос, как действовать в период некоего безвременья, когда еще не отменено старое и не принято новое.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
И ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ)
ДЛЯ ИХ СТОЯНОК ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вам может понравиться =>  Заявление О Разводе В Мфц Если Есть Несовершеннолетние Дети

Письмо; Рослесхоза от N АВ-03-54/12668

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 — 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Письмо Рослесхоза от N ИВ-03-54/6814; О подготовке документов территориального планирования с учетом положений Федерального закона от N 280-ФЗ

Кроме того, в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым отметить, что Правительством Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2022 г. N ДК-П9-750) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено при направлении проектов документов территориального планирования на согласование уполномоченным органам государственной власти прилагать к таким проектам графические и текстовые материалы, подтверждающие отнесение спорных земельных участков к иной категории земель, нежели к землям лесного фонда.

Таким образом, если проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда, Рослесхоз рекомендует в текстовой части проекта представлять перечень участков земель лесного фонда, включаемых в границы населенных пунктов, с указанием площади, местоположения в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, выделов, а также целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов, а также проектируемое целевое использование данных земельных участков.

В целях выполнения указанного поручения Правительства Российской Федерации Рослесхоз рекомендует в проектах документов территориального планирования, предусматривающих включение земельных участков, относящихся в соответствии с ГЛР к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий, в границы населенных пунктов в текстовой части проекта представлять перечень таких земельных участков с указанием кадастровых номеров земельных участков, площади пересечения земельных участков с землями лесного фонда, а также выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на такие земельные участки, а при отсутствии сведений о зарегистрированных правах — правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на данные земельные участки.

Таким образом, если в границы населенных пунктов включаются земельные участки, которые в соответствии с данными ЕГРН отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, а в соответствии с данными ГЛР относятся к землям лесного фонда, в проектах документов территориального планирования необходимо представлять соответствующие сведения от уполномоченных на осуществление земельного надзора органов государственной власти (Россельхознадзор, Росреестр).

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Форма исключительной государственной собственности на лесные участки имеет серьезные последствия. Ведь лесной фонд — это не только деревья и другая растительность, но и земля, на которой все это находится. Таким образом, на две трети территории страны (именно столько занимает лесной фонд) частная собственность на землю не допускается. Необходимо отметить, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, городских поселений — городские леса и землях сельских поселений.

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с ч. 2. ст. 6 ЛК РФ. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

  • виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2022 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2022 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2022 года.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение. В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов. — В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
Вам может понравиться =>  Бесплатная консультация по правам потребителей

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Решения проблемы наложения участков Гослесфонда на земли других категорий обсудили областные Главархитектура и Комлесхоз

«На сегодняшний день пересечение данных государственного кадастра недвижимости и данных государственного лесного реестра не позволяет установить границы населенных пунктов и, соответственно, утвердить генеральные планы, которые должны быть утверждены на территории Московской области до 1 июля 2022 года. Отсутствие утвержденных документов территориального планирования не позволяет развивать населенные пункты, размещать объекты социальной инфраструктуры, привлекать инвестиции в экономику региона», – подчеркнул начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко.

Как сообщается в релизе, не так давно многие россияне, получившие свидетельства о праве собственности, узнали, что, по сведениям государственного лесного реестра, их участки, которые они получили давно, и где они за десятки лет построили дома и другие объекты и постройки, оказались относящимися к землям Гослесфонда, то есть являются собственностью РФ.

В ходе пресс-конференции была отмечена необходимость принятия нового законопроекта. Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости, вступающий в силу с 1 января 2022 года, не решит указанную проблему, так как о пересечениях можно будет узнать из единого государственного реестра, добавляется в сообщении.

Как отмечается в релизе, основная часть выявленных наложений касается прав физических и юридических лиц. Как правило, это владельцы объектов жилого назначения, коммунальных и личных подсобных хозяйств, садоводы. Несоответствия возникали, когда еще в советское время власти выделяли людям участки, но до конца оформление земли тогда не было завершено и, по тем или иным причинам, из документов лесного планирования эти участки не были исключены. При приведении в соответствие этих сведений начали возникать конфликтные ситуации. Граждане обращаются в суды, в свою очередь, органы государственной власти обязаны защищать интересы государства.

Сейчас в ряде субъектов Российской Федерации появилась проблема: даже при утвержденных генеральных планах нет возможности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах населенных пунктов, потому что имеются пересечения, подчеркивается в материале.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2022 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2022 года.

Использование земель лесного фонда

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи грибы, лекарственные растения, охотиться.Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ (по Лесному кодексу РФ 1997 года допускалось также ограничение пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства).

Особенности и виды использования лесных участков при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Участки земель лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с земельным и лесным законодательством России.

Лесопользователи обязаны соблюдать земельное законодательство и условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок на землях лесного фонда по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

В соответствии с п. 1 Положения о Московском городском управлении лесами, утвержденного Первым заместителем Премьера Правительства Москвы 27 апреля 1999 г., названная организация является специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны и защиты городских лесов и лесного фонда. Согласно п. 5.1 Положения о специализированном лесхозе Балашихинский от 22 декабря 1999 г. на истца возложены функции по осуществлению контроля за состоянием лесов.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.

Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2022 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2022 года.

Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.

Adblock
detector