Ветеранам Труда Вход В Музеи Москвы Оружейная Палата

Оружейная палата, музей

Практически все экспонаты музея – это памятники декоративно-прикладного искусства мастеров России и других стран мира, охватывающие период с 4 по 20 век. Оружейная палата – музей известный во всем мире, ведь все его экспонаты представляют не только художественную, но и историческую ценность.

В первом зале музея располагаются самые древние предметы сокровищницы. Они хранились в государевой казне и Патриаршей ризнице многие столетия. В витринах выставлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства 4-15 веков. Здесь можно увидеть изделия мастеров Киева, Чернигова, Суздаля и других городов, появившихся раньше Москвы, произведения византийских, грузинских и сербских мастеров и шедевры мастеров золотого и серебряного дела ранней Москвы.

Третий зал посвящен собранию вооружений. Это один из самых крупных арсеналов в Европе. Здесь экспонируется оружие европейских и восточных мастеров, принадлежащее российской монархии. В следующем зале можно увидеть русское холодное и огнестрельное оружие, среди которых редкие образцы 12-15 веков. Все экспонаты – это произведения прославленных мастеров Государевой Оружейной палаты. Экспонаты демонстрируют образцы боевого, парадного и охотничьего оружия.

Во втором зале музея можно увидеть золотые изделия русских ювелиров, относящихся к 17 веку. Ранее эти изделия составляли часть Золотой и Серебряной палаты Кремля. Также в витринах выставлены работы провинциальных художественных центров России – Сольвычегодска, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Устюга Великого.

Располагается Оружейная палата в здании, построенном в 1851 году по проекту архитектора К. Тона. Основой экспозиции музея являются усыпанные драгоценностями предметы царского и патриаршего облачения, регалии государственной власти, сбруя, оружие и другие предметы веками хранившиеся в государственной казне.

Оружейная палата Московского Кремля

Являющаяся частью Большого Кремлевского Дворца, Оружейная палата занимает собой здание, построенное в 1851 году архитектором Константином Тоном. Свое название музей получил от древних казнохранилищ Кремля. Основную экспозицию музея составляют сокровища, обнаруженные в патриаршей ризнице и хранимые царской династией на протяжении многих лет. А также различные драгоценные изделия, созданные в кузнях и мастерских Кремля и дары иностранных послов.

Среди экспонатов Оружейной палаты можно увидеть древние царские регалии, коронационные платья, парадную одежду, предметы быта царской семьи. Кроме того, в экспозицию входят официальные наряды деятелей церкви, украшения из драгоценных металлов, памятники оружейного искусства, работы иностранных мастеров, предметы конского убранства.

Основная экспозиция музея включает в себя порядка 4 000 экспонатов. Среди них: памятники декоративно-прикладного искусства России, работы европейских мастеров и дары династий Востока. Подобное собрание и его невероятная культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля всемирную славу и известность. Отдельно можно отметить коллекцию изделий русских кузнецов XII-XIX веков, работавших по серебру и золоту. В музейном собрании хранится множество редчайших экспонатов, в их числе — Шапка Мономаха и Шапка иерихонская Михаила Федоровича.

Оружейная палата состоит из 9 залов, каждый из которых содержит огромную коллекцию с пояснительными табличками и возможностью проведения экскурсии с гидом. Каждый зал оборудован всем необходимым для комфорта людей с ограниченными способностями. А основная экспозиция варьируется от зала к залу.

Оружейная палата

Сокровищница — слово из сказочного лексикона. Однако Оружейная палата Московского кремля существует на самом деле и никакая пещера Алладина не сравнится с ней красотой и богатством. Посетителям открывается удивительный мир истинной роскоши, тонкого вкуса и необыкновенного мастерства создателей 4000 шедевров ювелирного, золотошвейного и оружейного искусства России и зарубежных стран. Все они когда-то наполняли царскую казну и патриаршую ризницу.

Открывает экспозицию зал древнейших изделий из драгоценных металлов. Выставленные на стендах предметы демонстрируют эволюцию ювелирного искусства от византийских образцов 4 века до шедевров русских златокузнецов 12-15 столетий из Суздаля, Рязани, Киева, Новгорода. Своей вершины мастерство отечественных ювелиров достигло к 17 веку. Во втором зале выставлены работы периода его расцвета вплоть до нашего времени. Изделия Фаберже, Семенова, Хлебникова, Курлюкова, Овчинникова поражают сложностью и разнообразием использованных технологий. Изукрашенные рыцарские доспехи наполняют третий зал, посвященный западному и восточному оружейному искусству. Большинство предметов подарили русским самодержцами послы иностранных государств.

5-й зал отведен под экспозицию западноевропейского серебра, преподнесенного посольствами Дании, Швеции, Англии, Голландии. Восхитителен знаменитый Олимпийский сервиз, дар Александру I от Наполеона после заключения Тильзитского мира. Редчайшие образцы церковных облачений русских патриархов и царских коронационных одежд выставлены в 6-м зале. Орнаментальное и лицевое золотое шитье украшает платья императриц и камзолы сенаторов.

Мастерские, где изготавливали драгоценные предметы обихода и церемониальное оружие, существовали в кремле с 16 века. Их продукция предназначалась исключительно для российских самодержцев и патриархов. Хранилище несколько раз горело, пока в середине 19 века для самого знаменитого музея страны не возвели здания проекту Константина Тона, автора Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. Фасады выдержаны в характерном для архитектора русско-византийском стиле и богато украшены колоннами, пилястрами, оконными арками. На стенах мраморные медальоны с портретами московских великих князей и русских царей.

Необычна коллекция конского убранства, выставленная в 8-м зале. Детали сбруи, седла, попоны из парчи с кистями и вышивкой работы русских, иранских, турецких и европейских мастеров украшали парадный эскорт при торжественных выездах. Логичное продолжение данной экспозиции — собрание карет в последнем 9-м зале. Колымага, оказывается, вовсе не тряская телега, а роскошный экипаж, а зимний русский возок вмещал 9 пассажиров и отапливался серебряными жаровнями.

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати Апостолов (1635-1656) выстроены по инициативе патриарха Никона. Патриаршие палаты – лучший памятник гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Патриаршие палаты как музей работают с 1961 года. Экспозиция: личные вещи патриархов, иконы, ювелирные украшения, посуда, вещи членов царской семьи.

Выставка Алмазного фонда находится в здании Оружейной палаты (официально не входит в состав ММК). В коллекции Алмазного фонда (два зала): драгоценности царской семьи Романовых, царские регалии, Большая императорская корона для коронации Екатерины II Великой (1762 год), Малая императорская корона Марии Александровны – жены императора Александра II (мастер Леопольд Зефтиген, 1856 год), образцы из месторождений России и современные работы ювелиров.
Оружейная палата работает с 10:00 до 18:00 кроме четверга. Сеансы: 10:00, 12:00, 14:30, 16:30. Стоимость билета 700 рублей (цены 2022 года). Есть льготы. Кассы в Александровском саду у башни Кутафья в день посещения.

Небольшая кирпичная на высоком подклете одноглавая Церковь Положения риз Пресвятой Богородицы (Церковь Ризположения) возводилась с 1484 по 1486 год псковскими мастерами, строившими впоследствии Благовещенский собор. Реставрирована архитектором Л.А. Петровым. В 1950 годы приобрела статус музея. Интерьеры Церкви Ризположения представляют для обзора образцы церковного и декоративно-прикладного искусства в крытой галерее (XVII век), предметы резной деревянной скульптуры XV-XIX веков и экспонаты из монастырей севера России.

Благовещенский собор (1489) строился под руководством мастеров из Пскова Мышкина и Кривцова на месте домового храма XIII века. Статус музея Благовещенский собор получил в 1955 году. Древнейший в России высокий иконостас – одна из достопримечательность Благовещенского собора. В подклете Благовещенского собора размещена экспозиция «Клады и древности Московского Кремля».

Колокольня «Иван Великий» (1505-1508) – шедевр архитектуры, выполненный под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Ансамбль включает: столб Колокольни из двух восьмигранных ярусов с открытой аркадой для колоколов и небольшим куполом, Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. В первом этаже столба колокольни «Иван Великий» устроен храм Иоанна Лествичника. Колокольня «Иван Великий» — это музей самого Кремля, его девяти вековая история. Нижний этаж – выставочный зал. Верхние этажи – музей истории архитектурного ансамбля «Московский Кремль» (2008 год).

Вам может понравиться =>  С Чего Начинает Работу Страховой Агент Жизни И Здоровья

Оружейная палата в Москве

Первое упоминание об Оружейной палате отражено в документах 1547 года. В то время она выполняла функцию хранилища для оружия. Во второй половине XVII века Оружейная палата Кремля является центром русского изобразительного и прикладного искусства. В ее мастерских в этот период изготовляется большое количество предметов высокой художественной ценности. Помимо производства оружия и знамен мастера выполняют столярные работы, резьбу по железу и золочение. Кроме того, существует отдельная палата иконописи. В XVIII веке, по указу Петра I, велено передавать в мастерскую Оружейной палаты все диковинные и интересные вещи. Во время пожара 1737 года часть трофеев сгорела.

В общей сложности экспозицию музея составляют четыре тысячи экспонатов. Все они являются важными памятниками декоративно-прикладного искусства России, европейских и восточных стран в период с IV по XX век. И именно благодаря своей уникальной экспозиции музей известен во всем мире.

В настоящее время среди музеев Кремля Оружейная палата выделяется благодаря своей богатой и неповторимой экспозиции. В музее представлены государственные регалии, царская одежда и платье для коронации, одежды иерархов Русской православной церкви. Кроме того, огромное количество изделий из серебра и золота, выполненных русскими мастерами, оружие и элементы парадного убранства конных экипажей.

Оружейная палата – это музей-сокровищница, расположенный в столице Российской Федерации на территории Большого Кремлевского дворца. Гуляя по самым красивым местам Москвы, невозможно пройти мимо этого уникального музея. Находится он в здании 1851 года постройки, возведенном по проекту архитектора Константина Тона. Оружейная палата в Москве, самом красивом городе России, собрала в своих стенах драгоценности и предметы старины, которые на протяжении веков хранились в царской казне. Большинство предметов изготовлено в мастерских Кремля. Но также представлены и дары посольств различных стран. Оружейная палата Московского Кремля получила свое название благодаря одному из самых древних кремлевских казнохранилищ.

Электронная экскурсия в Оружейную палату – это новая услуга, которую могут получить посетители музея. Специально разработанный карманный компьютер со встроенным путеводителем поможет разобраться в планировке музея. Также на экране путеводителя можно будет увидеть изображения экспонатов, представляющих наибольшую ценность. При желании можно прослушать историческую справку о них, и воспользоваться словарем терминов.

Городской портал Москвы

Помимо Большой Казны в Кремле располагалась еще и Конюшенная казна, где изготовляли и хранили необходимые предметы для царских выездов, охоты и прочего. В Государевых и Царицыных палатах из заграничных тканей мастерицы шили пышные наряды, украшая их узорами из жемчуга и самоцветов. В Золотой и Серебряной палатах производили золотые украшения и посуду из драгоценных металлов. Все эти произведения кремлевских умельцев сохранялись в Большой Казне.

В собрании Оружейной палаты представлены старинные государственные регалии, царская повседневная и коронационная одежда, уникальные коллекции изделий из золота и серебра работы русских и западноевропейских мастеров, русские военные награды, драгоценные ткани, оружие, старинные экипажи (16-18 веков) и парадная конская сбруя. Всего в музее хранится около 4 000 произведений декоративно-прикладного искусства России. Европы и Востока периода 4-20 веков. В одном из залов Оружейной палаты хранится знаменитая Шапка Мономаха – символ монаршей власти.

Чрезвычайно обогатилась коллекция Оружейной палаты после Октябрьской революции 1917 года, когда в музей поступило множество предметов, конфискованных у частных лиц, храмов, монастырей. В 1924 году Оружейная палата, переименованная в музей Прикладного искусства, открыла свою первую выставку.

Когда 1737 году Москву охватил грандиозный пожар, огонь не пощадил и Оружейную палату. Часть коллекции погибла, в числе сгоревших предметов были и трофейные шведские знамена, взятые в ходе Полтавской битвы, но царская казна не пострадала. После пожара остатки Казенного двора разобрали, а ценности, находившиеся в нем на хранении, перенесли в Теремной дворец.

В 1806 году в соответствии с распоряжением императора Александра I на Сенатской площади приступили строительству очередного здания для Оружейной палаты. На этот раз автором проекта стал архитектор И.В. Еготов, а место было выбрано возле Троицких ворот,там, где раньше стоял дворец Бориса Годунова. В 1812 году строительство было завершено. Для того, чтобы максимально обезопасить хранилище от возгорания, его построили без отопления. Начавшаяся война с Наполеоном на время отодвинула открытие нового музея. На время Отечественной войны ценности из Оружейной палаты вывезли в Нижний Новгород, а в 1814 году их привезли назад в Москву и разместили уже в новом здании. Перевозкой и хранением ценных экспонатов занимался действительный статский советник И.П. Поливанов, который выполнил свою миссию блестяще – ни один предмет из коллекции не пропал и не был поврежден.

В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

  • Большая казна. Хранили Большую казну бояре казначеи и приставленные к ним дьяки. Хранение, приход и расход вещей с их оценкой подробно описывался в ведомостях. В состав Большой казны входили:
    • Царская образная
    • Царский чин — регалии большого царского наряда с украшениями и принадлежностями
    • Царская столовая и домовая утварь — золотая и серебряная посуда, другая утварь.
  • Оружейная палата. Оружейная палата находилась на Казённом дворе, за зданием Большой казны. Руководил Оружейной палатой Боярин и оружничий.
  • Конюшенный приказ. В Конюшенном приказе хранились царские экипажи и конская сбруя. Заведовал приказом боярин и конюший.
  • Запасной двор. Большое трёхэтажное здание.
  • Мастерские палаты
    • Государева мастерская палата
    • и Царицына мастерская палата имели свою казну.

В 1812 году сокровища оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. В 1814 году они вернулись в Москву, их начали размещать в новом здании. В 1831 году Николай I ликвидировал самостоятельное присутствие («Мастерскую Оружейной палаты») и передал палату в ведение Московской дворцовой конторы. В середине XIX века Оружейную палату возглавляли просвещённые знатоки русской старины — М. Н. Загоскин, А. Ф. Вельтман, С. М. Соловьёв.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.

Предшественником мастерских Оружейной палаты была мастерская палата Ивана Грозного. Во 2-й пол. XVII века Оружейная палата становится центром общерусского изобразительного искусства, в стенах которой объединились художественные силы, существовавшие до этого на Руси лишь в виде разрозненных местных художественных школ и направлений. Различные художественные приемы «переплавлялись» здесь в единое общерусское национальное искусство. Из-за разнообразия растущих заказов внутри Оружейной палаты создается целый ряд различных подсобных художественных мастерских.

В двух последних залах музея находятся старинные одежды и кареты. Начало экспозиции открывается наиболее древними саккосами московских митрополитов. Слово «саккос» означает «власяница», т.е. обычная, простая одежда. Хотя саккосы в 16-17 вв. шили из дорогих тканей, украшали их драгоценными камнями, золотом и серебром название за ними так и осталось. Самый богатый саккос принадлежал митрополиту Никону. Он изготовлен из чистой золотой парчи и на него нашито очень много золотых пластинок и жемчуга (по некоторым сведениям 16кг). Сам же саккос весит 24 кг. Церковь в то время была крупнейшим феодалом и священники могли себе позволить дорогие одежды.

Вам может понравиться =>  Социальная Помощь На Похороны Блокадник В Спб

При входе в первый зал Оружейной палаты дух захватывает от обилия золотых изделий. Любой ювелирный магазин отдыхает-)). Наверное, самая известная реликвия здесь – это шапка Мономаха. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Шапка украшена тонким сканым узором, соболиным мехом и драгоценными камнями.

В XVI в. создаются Царская и Царицынская мастерские, которые занимаются изготовлением и хранением одежды и постельного белья для царских особ. В XVII в. появляются Золотая и Серебряная Палаты, которые изготовляют, соответственно, изделия из драгоценных металлов и камней.

Из многочисленных сокровищ Оружейной палаты московского Кремля мне также запомнился трон Ивана Грозного. Запомнился он своей необычностью и оригинальностью исполнения. Трон облицован пластинами из слоновой кости с изображениями на различные темы: мифологические, исторические, библейские. Трон без излишеств и пафоса, драгоценных камней то ли совсем нет, то ли есть, но немного, даже как-то странно.

В Оружейной палате находится знаменитый двойной трон, созданный специально для братьев-царевичей: пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича (Петра I), когда их двоих короновали на царствование. В троне есть небольшая дверца и комнатка. Есть несколько версий о её предназначении. По одной из них в этой комнате находился человек, который подсказывал малолетним царям, что говорить во время приём послов. По другой, что оттуда царицы и царевны скрытно наблюдали за церемониями, на которых им не дозволялось присутствовать. По третьей, что из этой комнаты царевна Софья Алексеевна следила за своими братьями Петром и Иваном.

Оружейная палата, расположенная в историческом здании, построенном известным архитектором Константином Тоном, — уникальный музей-сокровищница, основу музейного собрания которого составляют веками хранившиеся в царских казнохранилищах и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских или полученные в дар от иностранных посольств — около 4 тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России и всего мира!

Московского Кремля от Туроператора «Калита-Тур» станет для Вас ярким и запоминающимся надолго событием, с которым может сравниться разве что посещение таких мировых сокровищниц как лондонский Тауэр, дрезденский Зеленый свод или стокгольмская Оружейная палата!

В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, уникальные изделия работы русских мастеров из золота и серебра, а также образцы оружейного искусства, коллекцию царских экипажей и предметов парадного конского убранства. Высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность представленных экспонатов принесли музею мировую известность!

Оружейная палата, Московский Кремль

Оружейная палата – самый старый и значительный русский музей прикладного и декоративного искусства. Собственно музеем, она стала в начале XIX века. Начиналась Оружейная палата, как государственное учреждение, которое являлось одновременно хранилищем и мастерской по изготовлению оружия, где трудились не только оружейники, но и чеканщики, эмальеры, серебряники, художники-изографы, собранные со всех концов Руси. В то время в Кремле работали искусные оружейники – Никита Давыдов, Первуша Исаев, Василий Титов и многие другие. Кремлёвские мастера украшали свои изделия чеканкой, чернью, золотой серебряной насечкой, резьбой, инкрустировали их перламутром и костью.

Первое своё назначение – хранилище, Оружейная палата пронесла вплоть до наших дней, постепенно утрачивая свою производственную функцию, и преобразовываясь в музей. Пополнялась царская сокровищница и за счёт привозимых в Москву иностранными послами даров. На протяжении многих столетий с XIV до XIX века, она была сокровищницей великих князей и русских царей.

Что смотреть:
В Оружейной палате, помимо огнестрельного и холодного оружия хранятся изделия из золота и серебра, работы русских и западно-европейских мастеров от XII до XX века; церковная одежда и ткани XIV-XIX вв., древние государственные регалии, предметы парадного конского убранства, троны, кареты и прочее. Здесь можно увидеть шапку Мономаха и работы знаменитого ювелира Фаберже.

Рядом экспонируются восточные ткани, попавшие в казну в качестве даров или в результате торговых соглашений между Россией, Ираном и Турцией. Самым частым представленным материалом является атлас, в то время как сами ткани украшены в поздневизантийском стиле — с изображениями Христа, Богоматери, крестов, а также иранскими узорами. Турецкие ткани в основном использовались для обивки стен, пошивки одеял и покрывал. Из них также шили царские и патриаршие кафтаны. В Оружейной палате хранятся как образцы тканей, так и предметы патриаршего и царского быта. Отдельные витрины посвящены коронационным костюмам русских правителей, в том числе платью Екатерины I из пурпурной ткани.

После революции 1917 года Советы переформировали палату в общественный государственный музей, дополнив его коллекцию предметами из конфискованных дворянских усадеб, национализированных монастырей и храмов. Экспозиция была выстроена в хронологическом порядке и рассказывала о мастерстве эксплуатируемых крепостных рабочих.

В 1806 году Александр I выпустил указ о формировании дворцового императорского музея на основе коллекции Оружейной палаты и постройке здания на Сенатской площади для перенесения в него коллекции. Проект был подготовлен и воплощён в жизнь архитектором Иваном Еготовым в 1807-м. Здание располагалось на месте бывших палат Бориса Годунова, однако из-за проложенной каменной кладки и повышенной опасности возгорания в доме не была установлена отопительная система. Это негативно влияло на сохранность вещей: из-за высокой влажности многие предметы портились от сырости и холода.

В связи с особенностями исторического развития мастера Великого Новгорода разработали собственную школу изготовления серебряных изделий. Для таких работ характерны чёткость и точность рисунка, простота и ясность композиции. В Оружейной палате экспонируется потир новгородского архиепископа Моисея, выполненная в 1329 году, иконы, украшенные золотом евангелия, деревянные ковши, овальные сосуды и серебряные тарелки. В число икон новгородской школы входит работа неизвестного иконописца «Чудо Георгия о змие», которого почитали как змееборца, сочетая образ с древними представлениями о святых, побеждающих силы зла.

«Работали обычно от восхода до захода солнца, а если заказ был срочный, то не гасили огня в горнах по нескольку суток. За этот тяжелый труд мастера получали жалованье от 8 до 20 рублей в год, а особенно известные, как, например Гаврила Овдокимов, — до 40 рублей в год и определенное количество продуктов. Этот заработок был очень низок, его не хватало даже на самое необходимое»

Оружейная палата

Оружейная палата относится к комплексу Большого Кремлевского дворца. Здание, в котором разместилась палата, было возведено еще в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона.

Сегодня Оружейная палата – это главный музей-сокровищница Москвы. Хранившиеся столетиями драгоценности царской казны и патриаршей ризницы, выполненные кремлевскими мастерами, полученные в дар от иностранных государств – все они сосредоточены в Оружейной палате Московского Кремля.

  • В первом и втором залах собраны изделия из золота и серебра, выполненные в XII-XX веках.
  • Третий зал славится парадным вооружением XV-XIX столетий Европы и Востока.
  • В четвертом зале расположилось русское вооружение, относящееся к XII-XIX столетиям.
  • Пятый зал – это западноевропейское серебро XIII-XIX веков.
  • Шестой зал наполнен драгоценными тканями, ручным шитьем (орнаментальным и лицевым) XIV-XVIII веков. Также в шестом зале представлен светский костюм России XVI-XX столетий.
  • Седьмой зал предлагает к осмотру предметы парадного церемониала и древние государственные регалии XIII-XVI столетий.
  • В восьмом зале представлены предметы парадного конского убранства в XVI-XVIII веках.
  • Девятый зал – это экипажи XVI-XVIII веков.
Вам может понравиться =>  Ели Один Из Двух Работающих Супругов - Пенсионеров Является Ветераном Труда - Положены Ли Какие Либо Льготы Второму Супругу7

Шапка Мономаха — ею венчался на княжение Великий князь Владимир Мономах, а после него все другие великие князья и цари Киевской и Московской Руси, до того, как обряд был изменен при Петре I. Также здесь выставлены для показа другие государственные регалии и предметы царского обихода.

Хранилище драгоценностей и российских исторических реликвий — это один из самых главных и любимых музеев в стране. Его посещение оставляет неизгладимое впечатление на посетителей — и на школьников, и на руководителей государства. На каких бы экспонатах не остановить взгляд — будь то шлем Ярослава, или шапка иерихонская, или оружие, принадлежавшее лично членам русской царской и императорской фамилий, — кроме художественной и материальной ценности сразу осознаешь их историческое значение.

— В день посещения в кассах в Александровском саду — продажа билетов на каждый последующий сеанс открывается только при завершении продажи билетов на текущий сеанс.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9.00 до 17.00
— в период с 1 октября по 14 мая с 9.30 до 16.30.

Если куплен билет только на посещение Оружейной палаты, проход к ней возможен только через арку возле Боровицких ворот.
Можно пройти через Кутафью башню и Троицкие ворота, но в этом случае должен быть приобретен отдельный билет на посещение Кремля (Соборной площади) или музеев (соборов на Соборной площади).

Есть среди экспонатов и оружие, не только русское, но и привезенное в государевы коллекции из разных стран мира. Мечи, сабли, воинская броня, ружья, пистолеты, отделанные золотом, серебром и драгоценными камнями уже в те времена представляли собой дорогие сокровища; а в наши дни они приобрели еще и историческую ценность.

Оружейная палата

Должности руководителей приказов и палат Казённого двора считались в тогдашней иерархии высокими и почётными, на них назначались дворяне, пользующиеся исключительным доверием государя. Интересно, что должность царского оружничего (главы Оружейного приказа) в годы правления Алексея Михайловича, занимал Г.Г. Пушкин — предок великого поэта.

Два этажа музея разделены на девять залов, каждый посвящён отдельной тематике. На первом этаже представлена уникальная коллекция царских экипажей и карет. Всего здесь 24 экспоната, но они объёмны, поэтому занимают большую часть выставочной площади нижнего этажа. Вблизи отчётливо видна тонкая резьба, умелая позолота, мастерская комбинация разных материалов. В то же время поражает техническая проработка конструкции, точный расчёт прочности в сочетании с устройствами, обеспечивающими плавность хода. Такие вещи делались в единичных экземплярах, их производство требовало массу времени и дорогих материалов. В старину такие экипажи стоили целое состояние.

Двухэтажное строение является продолжением Большого Кремлёвского дворца, образует с ним единый архитектурный комплекс. Весь облик здания — свидетельство модных тенденций строительства середины XIX века. В то же время отчётливо просматривается стремление соблюсти сходство внешнего оформления с традициями русского средневекового зодчества. Внутренняя схема расположения помещений выполнена по схеме анфиладного типа, что очень удобно как для хранения, так и выставки ценностей.

В залах второго этажа представлено то, ради чего люди стремятся в Оружейную палату Кремля. Здесь воочию можно увидеть главные экспонаты музея — царские сокровища. Рассмотреть на расстоянии вытянутой руки головной убор, начиная с XII века знаменующий высшую власть — шапку Мономаха — дорогого стоит. Веками именно шапки, а не короны символизировали достижения и власть России. Сибирская, Казанская и другие представленные в экспозиции шапки отражают экспансию государства на восток, приобретение новых территорий.

Строительство новой Оружейной палаты император Николай I поручил знаменитому архитектору К. Тону. Работы начались в 1849 году, и уже в 1851 году здание было готово к приёму экспонатов. Поскольку часть сооружения занимает склон Кремлёвского холма, оно имеет высокую цокольную часть. Внешний контур палаты повторяет границы стоявшего здесь некогда Конюшенного приказа. К. Тон оформил здание в присущей ему манере множеством колонн, они украшают весь второй этаж. Чтобы придать более «славянский», «восточный» вид, их богато декорировали резьбой и орнаментом. Изображающие русских царей и князей медальоны, сделаны Ф. Шубиным. Ими изначально предполагалось украсить Чесменский путевой дворец.

Оружейная палата

На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.

Первые упоминания об Оружейной палате встречаются в летописи первой половины 16 века. Рассказывается о пожаре 1547 года, который уничтожил сокровища: «…Оружничая палата вся погоре с воиньским оружием». Со времен правления Ивана III она называлась Большой казной и располагалась в каменном здании — Казенном доме между Архангельским и Благовещенским собором. При Петре Первом была создана мастерская, которой было поручено хранить ценности и управлять дворцами и волостями Москвы. Предписывалось передавать в нее все ценные и курьезные вещи. Пожар 1737 года уничтожил часть трофеев и оружия, в том числе и доставшиеся от Полтавской битвы. Но Царская казна уцелела. После этого пожара ценности из разобранного Казенного двора перенесли в Теремной дворец. Построенное по указу Александра I в 1810 году здание для Оружейной палаты было сырым, поскольку не имело отопления из-за противопожарной безопасности. Во время Отечественной войны 1812 года ценности вывозились в Нижний Новгород. Здание, в котором сейчас размещается музей, было построено в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона.

Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».

Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.

Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.

Adblock
detector