Степень Сложности Эстрадного Номера

Как известно, номер является основной единицей эстрадного ис­кусства. Ю. Дмитриев дает краткое, но емкое и, пожалуй, самое точ­ное определение: «Номер — отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного ис­кусства» 2 . Н. Смирнов-Сокольский даже ввел в обиход выражение «его величество номер!», образно подчеркивая, что без эстрадного номера нет эстрадного искусства.

Как известно, принцип разделенности работы автора и режис­сера в театре — закономерность: драматург написал пьесу, а режис­сер осуществляет постановку. Такой же принцип существует отча­сти и в речевых жанрах эстрады. Но как показывает практика, в ог­ромном большинстве жанров режиссер эстрадных номеров почти всегда совмещает работу и автора сценария, и режиссера номера.

ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОКАЛЬНО ЭСТРАДНОГО НОМЕРА

Только прекрасной вокальной техникой, только интересным пла­стическим рисунком во время пения, только актерскими способно­стями по отдельности удивить зрителя сегодня в этом жанре прак­тически невозможно. Именно поэтому речь идет о комплексе выра­зительных средств. «Петь на эстраде, — отмечал М. Бернес, — надо

Создателю драматургии вокального номера очень важно найти меру ис­пользования выразительных средств театра и актерского искусства в жанре театрализованной эстрадной песни; ему нужно отыскать баланс применения приемов всего комплекса выразительных средств эстрад­ного пения.

Номер как основная единица эстрадного искусства

Большое значение для рождения замысла имеет индивидуальность исполнителя, его навыки и умения. Эти качества оказывают решающее влияние на характер и сущность замысла номера. Так же важными элементами в зарождении замысла номера являются события нашей жизни, проблемы современности, факты и документы нашего времени.

Конферансье – эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действо. Конферанс бывает парный, одиночный, массовый. Разговорный жанр построенный по законам «единства и борьбы противоположностей», то есть перехода от количества к качеству по сатирическому принципу.

Г Л А В А 15 Эстрадно-цирковой номер

Прежде всего костюм исполнителя должен быть функцио­нален, он не должен мешать исполнению трюков. Если одежда неудобна, если она стесняет или затрудняет движения исполни­теля, это может привести к тому, что он даже будет вынужден отказаться от исполнения некоторых трюков, как правило, самых эффектных, которые требуют, чтобы артисту ничто не мешало. Кроме того, неудобный костюм, сковывающий движения, может стать причиной травмы, особенно при исполнении акробатичес­ких и гимнастических трюков. Поэтому такой костюм в полном смысле слова конструируется. То, что в этом костюме будут ис­полняться сложные трюки, должно учитываться художником уже на этапе создания эскиза.

Поскольку в создании бессюжетного номера режиссер не может требовать от исполнителей проявления навыков актер­ского мастерства, то он для создания художественного образа в основном оперирует выразительными средствами, которые ле­жат вне актерского искусства.

Блюз (англ. blues от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» (англ. spirituals) и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп» (англ. pop music), «джаз» (англ. jazz), «рок-н-ролл» (англ. rock’n’roll). Преобладающая форма блюза 4/4, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как блюзовая прогрессия. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл. Характерной особенностью блюза являются «блю ноутс». Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого чёрного человека.

Если основой эстрадного представления является законченный номер, то обозрение, как и всякое драматическое действие, требовало подчинения всего происходящего на сцене сюжету. Это, как правило, органически не сочеталось и приводило к ослаблению одного из компонентов представления: либо номера, либо характеров, либо сюжета. Так произошло при постановке «Чудес ХХХ века» — пьеса распадалась на ряд самостоятельных, слабо связанных эпизодов. Успех у зрителей имели лишь балетный ансамбль и несколько первоклассных эстрадно-цирковых номеров. Балетный ансамбль в постановке Голейзовского исполняли три номера: «Эй, ухнем!», «Москва под дождем» и «30 английских герлс». Особенно эффектной было исполнение «Змеи». Среди цирковых номеров лучшими были: Теа Альба и «Австралийские дровосеки» Джексон и Лаурер. Альба одновременно писала мелом на двух досках правой и левой руками разные слова. Дровосеки в конце номера наперегонки перерубали два толщенных бревна. Отличный номер эквилибра на проволоке показывал немец Строди. Он исполнял сальто на проволоке. Из советских артистов, как всегда, большой успех имели Смирнов-Сокольский и частушечницы В.Глебова и М.Дарская. Среди цирковых номеров выделялся номер Зои и Марты Кох на двух параллельно натянутых проволоках.

Вам может понравиться =>  Если Закончилась Временная Регистрация Могут Ли Наложить Арест На Недвижимость По Долгам

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО НОМЕРА

2 64 Трибуна ученого сложно не согласиться: «Одна из основных особенностей эстрады культ исполнителя. Все остальные присутствуют лишь затем, чтобы лучше его подать, преподнести, оттенить. кроме исполнителя, все оттеснены на задний план» [8, 200]. При попытке сравнения искусства эстрады и драматического театра очевидно, что первооснова театрального спектакля это авторское драматургическое произведение, тогда как на эстраде художественный образ создается исключительно яркой (или неяркой! И это заметно сразу) индивидуальностью артиста, которая в результате постановочной работы над номером и становится отправной точкой к возникновению самого этого номера. Но было бы неверно утверждать, что основу художественной структуры эстрадного вокального номера составляет только яркая индивидуальность. Яркий, нестандартный эстрадный вокальный номер всегда имеет еще одну важную составляющую своей художественной структуры это его драматургия. Тонко чувствующий природу эстрадного певца режиссер прекрасно понимает, что именно драматургия в вокальном номере дает возможность возникнуть и проявиться актерскому мастерству. Если есть драматургия, то появится персонаж, тема, событие, действие, конфликт. Только в этом случае мы можем назвать певца-исполнителя еще и актером. Именно наличие драматургии в эстрадном вокальном номере переводит его из разряда технологичного, т. е. просто демонстрирующего вокальное мастерство своего исполнителя, в разряд театрализованного эстрадного номера. В настоящее время внутри художественной структуры эстрадного вокального номера четко отмечается тенденция к развитию синтеза таких искусств, как вокал, актерское мастерство и режиссура. Эстрадная песня, опирающаяся на драматургию, сегодня очень хорошо принимается публикой. Даже возникло такое понятие как «театр песни», и каждый певец на эстраде мечтает, чтобы исполняемые им вокальные композиции могли именоваться «театром песни». Хотя эта проблема не нова по своей сути. Еще в конце 1960-х гг. вокалисты чувствовали необходимость в участии режиссуры, которая бы смогла объединить вокал и мастерство актера и тем самым добавить в эстрадный вокальный номер большую выразительность. «Конец 1960-х 70-е годы могли быть обозначены как триумф театра песни во всех видах эстрадного вокального исполнительства, в творчестве молодых мастеров самых разных направлений. Стремление к театрализации обретает подчас даже наивные, примитивные формы, не сопряженные с выразительными средствами сегодняшнего высокопрофессионального театра. Театр песни выдвинул естественное требование необходимость создания режиссуры, способной возвести вокально-эстрадное мастерство в новое качество» [13, 240]. На эстраде в конце 1960-х гг. выработался некий эстрадно-современный канон и в прочтении и даже в восприятии песни. «В этом каноне главным оказалась красота тембра и голосоведения исполнителя, жанровая определенность самой песни, наличие в ней четко очерченных образов и способность певца (или певицы) к неординарному и, как правило, театрализовано-броскому их выявлению. Представляется, что этот эстрадный канон, выстраданный певцами в пору его станов-

3 В. М. Гребельная. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера 65 ления, оказался неизмеримо более человечным, более тонким и современным, нежели абстрактно-филармоническое пение, в котором решающим и единственным критерием оставалась правильность голосоведения и вокала. За точку отсчета в данном случае брался эталон подхода к оперной арии» [14, 203]. Больше 30 лет назад теоретик и историк театра С. Цимбал уделял теме театрализации эстрадного номера особое внимание: «Мастера современной эстрады и цирковой арены, певцы и клоуны, конферансье и жонглеры стремятся обогатить свои выступления психологической достоверностью, в атмосфере которой оживают и обновляются эксцентрика и буффонада, неожиданная клоунская реприза и акробатический трюк» [19, 409]. Со временем акценты зрительского восприятия сместились таким образом, что публика предпочла видеть артиста эстрады не только увеселителем, но и умным ироничным собеседником, способным молниеносно откликаться на зов времени: «Потому актер на эстраде все больше и больше нуждается в режиссере-помощнике, единомышленнике, способном точно фиксировать и регулировать характер той сложной связи, которая существует между личностью актера и временем. Без настоящего, профессионального режиссера театр чтеца, театр певца, театр рассказчика и массовый агиттеатр уже не может сегодня существовать» [20, 8]. Сочетание драматургии и актерского мастерства с виртуозностью техничного исполнения ведущая особенность художественной структуры эстрадного номера. Говоря о значении драматургии для создания эстрадного вокального номера, необходимо заметить, что драматургия не всегда предстает только как сюжетно-действенное построение, но может складываться из специфичных выразительных средств жанра, таких как: непосредственно вокальная техника исполнителя, интересный пластический рисунок во время пения, актерские способности, нестандартный сценический костюм, грим и, конечно, индивидуальность певца. Знаменитый эстрадный певец Марк Бернес сказал по этому поводу замечательные слова: «Петь на эстраде надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, головой, сердцем и всем своим существом» [1, 26]. Конечно, в вокальном жанре ведущим выразительным средством является вокал. Пение аккумулирует комплекс всех выразительных средств жанра, а артист именно через свое вокальное мастерство доносит до зрителя художественный образ и последовательность событий, заложенных в песне. Работая над постановкой эстрадного вокального номера, режиссеру следует четко осознавать особенности художественной структуры эстрадного номера, которые будут отличать его, например, от концертного. Концерт это одна из основных и чаще всего встречающихся форм эстрадного представления. Но в эстрадном концерте на суд зрителей могут быть представлены не только номера эстрадных исполнителей. Остановимся на рассмотрении отличительных признаков эстрадного вокального номера. По своей внутренней художественной структуре эстрадный вокальный номер складывается точно так же, как и эстрадные номера других жанров, и соответственно следует тем же довольно жестким законам, существующим сегодня на эстраде. Прежде

Вам может понравиться =>  Проверяется Ли Справка О Доходах В Соцзащите При Оформлении Форум

Номер как основная единица эстрадного искусства

Большое значение для рождения замысла имеет индивидуальность исполнителя, его навыки и умения. Эти качества оказывают решающее влияние на характер и сущность замысла номера. Так же важными элементами в зарождении замысла номера являются события нашей жизни, проблемы современности, факты и документы нашего времени.

  • Номер должен по продолжительности занимать не больше 3-5 минут.
  • Номер должен доставлять зрителям эстетическое удовольствие.
  • Номер должен нести заряд положительных эмоций.
  • Номер обязан заставить зрителя о чем-то задуматься, что-то понять.
  • У номера должна быть высокая концентрация содержания.
  • Самостоятельность и законченность.
  • Лаконизм;
  • Номер должен быть зрелищным и ярким, должен запоминаться зрителям;
  • Номер должен быть актуален.

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

2)Второй важный принцип – самостоятельность и законченность.Если то,что поставил режиссер может идти только в каком-то конкретном спектакле,в специальной программе,на особой площажке, если это понятно зрителю только в общехм контексте программы ,то такое произведение не является эстрадным номером. Эстрадный номер может играться на любой площадке,практически в любых условиях.

Длительность номера обычно составляет от 3 до 10 минут.Он должен сразу завладеть вниманием зрителей,быть ярким,легко воспринимаемым. Время номера может быть и менее 3-х минут,но конечно, только выдающиеся артисты могут средствами своего искусства за очень короткое время создать емкий,эмоциональный,сильный образ. Одним из ярких примеров такого номера является пантомимический номер Марселя Марсо «Юность,Зрелость,Старость,Смерть»созданный в 1946 году.Эта миниатюра глубокого философского содержания длилась около 2-х минут.

Основные признаки эстрадного номера

На признаках, определяющих понятие «эстрадный номер», следует остановиться подробнее. Прежде всего, это ограниченные временные рамки выступления артиста (артистов). Публика, пришедшая на концерт, изначально настроена на постоянную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, выразительных средств, то есть – на постоянную смену номеров. Артисты прекрасно знают этот закон своего искусства и почти никогда не идут на затягивание номера.

В эстрадном номере публикастановится главным партнером артиста. Исполнитель ведет разговор со зрительным залом, он находится в достаточно открытом общении с публикой. «Ломает» четвертую стену и рассказывает, делится своими проблемами, радостью… «Я не страдает по-настоящему, я повествую о…, я предупреждаю вас о…, я прошу, молу о сочувствии…, я призываю. я пригашаю разделить мою радость….

Постановка эстрадного номера

Если использование в эстрадно-вокальном номере других выразительных средств отодвигает песню, ее содержание на второй план, то лучше их не применять. Это ведет к тому, что у публики возникает примерно следующее впечатление об артисте: «Что это он тут кривляется, лучше бы просто хорошо спел!».

Основной практической целью данной работы является помощь начинающим педагогам-вокалистам в создании вокального номера. Так как большинство выпускников эстрадных ВУЗов идет работать в детские вокальные коллективы, рассмотрим этапы работы над песней на примере детских студий. Эти же принципы помогут и самому начинающему исполнителю грамотно и профессионально поставить свой собственный концертный вокальный номер.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые мечты. Вокальные эстрадные коллективы являются связующим звеном, объединяющим детей разных возрастов, помогающим донести до них основные человеческие истины и жизненные ориентиры.

      Методология работы над номером.

Методология работы над эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И. Шароева, который писал, что «чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность».
Работа режиссера над номером требует решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы.
Можно выделить следующие пункты:

    раскрытие индивидуальности артистов,
    выстраивание драматургии номера,
    работа с репризой, трюком,
    знание и учитывание природы специфических выразительных средств номера.
Вам может понравиться =>  Сколько Будут Губернаторские Выплаты Ветеранам Труда Вологодской Области В 2022 Году

Многие методологические условия создания номера опираются на общие базовые принципы, существующие и в драматическом, и в музыкальном театре, и в цирке. Например, композиционное построение номера такое же как композиция драматического произведения. И строиться по следующему принципу: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Выстраивая драматургию номера режиссер должен учитывать что структура номера строиться по принципу структуры драматических произведений. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития номера. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действия к относительной завершенности. Номер должен быть относительно коротким по напряженности.
Следующим требованием к номеру является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.
Драматургическая основа концертного номера находится в прямой зависимости от его жанра и строится различными путями в соответствии с формой решения номера. Она имеет либо самостоятельную структуру, либо подчиненную – в том случае, когда, например, когда действенная канва создается на основе музыкального произведения, или в ином подобном случае.
Очень важно, чтобы в номере демонстрировались новизна самого замысла, приема, изобретательность актера и режиссера, способных по ходу действия преподнести публике несколько остроумных сюрпризов-трюков.
Номер должен быть наделен эмоционально воздействующим зарядом как в области содержания, так и по линии зрительного эффекта – пластического, цветового, светового.
Необходимо учитывать, что сюжетная линия номера должна быть строго ограждена от побочных, незначительных сюжетов иначе зритель не уловит самой сути номера.
Разная последовательность одних и тех же номеров может в одном случае сделать шоу успешным, в другом — провалить.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Общие требования к драматургии эстрадного номера

Актер застывает в позе, открывшей эту пантомиму, в позе, предварившей рождение человека. Жизнь человека мы выстраиваем теперь в своем воображении не как прямую, уходящую в бесконечность Смерти, а как замкнутый круг, на стезе которого даже Смерть — это рождение новой Жизни» 7 .

Неоднозначность понимания термина «жанр» характерна и для некоторых других видов искусств, так что эстрада здесь не является исключением. Так, в музыковедении «понятие жанра приобретает два смысловых оттенка: с ориентировкой на внутренние признаки, то есть на непосредственную характеристику музыкального содержания, и на внешние признаки» 17 . Подобный же двоякий смысл понятие жанра имеет и в живописи. С одной стороны, — станковая живопись, акварельная, пастель — то есть характеристика жанра по внешнему признаку (средствам). С другой стороны, присутствуют такие характеристики: портретная, пейзажная, натюрморт и т. д. (В живописи слово «жанр» также приобрело особое значение, как характеристика бытовой тематики, т. н. бытовой жанр).

Сегодня нередко можно увидеть синтетический номер. Скажем, артист выезжает на моноцикле, жонглирует при этом булавами, потом начинает показывать фокусы, перемежая их словесными шутками. Принято считать, что использование разных жанров обогащает номер, расширяет исполнительские возможности артиста. Увы, нередки случаи, когда исполнитель пытается прикрыть мнимым жанровым разнообразием свою профессиональную беспомощность.

Обращали ли вы внимание, как нелепо иногда выглядит в эстрадном концерте артисты драматического театра, пытающиеся сыграть драматический отрывок. Театральная правда оборачивается на эстраде антиправдой. И это неизбежно. Гримированные, костюмированные артисты чувствуют себя неудобно на обнажённой концертной площадке.

Особые требования предъявляются к постановке света в иллюзи­онных номерах. Здесь довольно часто приходится отказываться от образного решения света в пользу такого освещения, которое мас­кирует зарядку не только в костюме исполнителя, но в мебели и реквизите.

«. в воспоминаниях прежде всего возникает равелевское „Бо­леро». Огненно-красный цвет. Вся сцена красная. И женщина, за­тянутая в красное, в красной косынке на голове (светлые пятна — ее лицо и кисти рук). И „Болеро». Несколько минут цвета и рит­ма. Ритма и цвета. И женщина в красном тоже становится частью этого ритма и цвета. Номер — пластический этюд с обручами по­ставлен Сергеем Каштеляном для Валентины Руденко из Киева -это единственный, по-моему, номер, где можно говорить о причас­тности к искусству (автор рецензирует смотр-конкурс „Цирк на сцене» в Москве в 1986 году. — И. Б.). Можно с чем-то не со­глашаться, менять трюки, усиливать их. Но был замысел и есть ре­жиссура — все уже состоялось. Режиссер выбрал „Болеро», осталь­ные компоненты номера стали подтягиваться к мощному ритму и цвету» 4 .

Adblock
detector