Примеры Двойственности Героя “Преступления И Наказания”

Мир героев «Преступления и наказания»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – «бывший студент» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня – бывшая «барышня». Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу, – бывшие «дворянские дети». Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим еще недавно благополучным прошлым и рассказывает о нем Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших. На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую. Вместе «со смыслом и умом» мелькает «как будто и безумие» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. «Безумие», «сумасшествие», «помрачение разума» Раскольникова обсуждали Зосимов и Разумихин. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок «по совести, оно помрачение и есть». «Это помешанный», – говорит и думает Раскольников о Свидригайлове. А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург – «город полусумасшедших».

Идеи героев в романе Преступление и наказание

Идея Раскольникова — встать выше мира и «сломать, что надо, раз и навсегда». Но здесь его мучает вопрос, сможет ли он быть настоящим человеком, способен ли на преступление: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи-процентщицы — это для Раскольникова эксперимент. Он ему нужен именно для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи. Ведь идея, на его взгляд, и так неопровержима. Вест месяц после убийства проходит для Родиона Раскольникова в напряжении. Он мучается и испытывает страх. Вместе с тем все нарастает и усиливается опровержение идеи Раскольникова душой и духом самого героя, а главное — духом и нравственной силой Сони. Уязвимость своей теории Раскольников чувствует и понимает сам. Он знает, что человек не вошь, что быть не может «твари дрожащей», а что есть человек. После убийства ничего не изменилось, никому

Другой идеи придерживается Петр Петрович Лужин. Этот расчетливый буржуазный делец отбросил всю эстетику. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Лужин говорит: «…возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Он никого не грабит, не убивает, но своими поступками переступает нравственный закон, закон человечности. «Благодетельствуя» Дунечке, он подавляет и унижает ее, даже не осознавая этого.

Роман Достоевского и воплощения-двойники Раскольникова

Лужин – это выражение предыдущего утверждения о том, что цель оправдывает средства. Мужчина не останавливается перед тем, чтобы оклеветать девушку (Соню Мармеладову), чтобы взять в жены нелюбимую женщину. Все это – ради потакания собственным капризам и удовлетворения эгоистичных интересов.

Порфирий понимает, что маляр Миколка, взявший на себя вину, не убивал старушек. Раскольникова следователь жалеет, искренне сочувствуя юноше. С Раскольниковым героя, однако, сближает склонность к цинизму, недоверию и скептицизму. Вопреки тому, что персонаж говорит о себе как о человеке честном, Порфирий Петрович нередко дурачит людей и разыгрывает разные роли. Кроме того, характер героя трудно назвать простым и приятным: Порфирия Петровича отличает язвительность, едкость, ядовитость и скверность натуры.

Вам может понравиться =>  Снт Не Возражает Выкуп Ачастка

Преступление и наказание» (главные герои)

Родион Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», студент. Был очень беден, должен квартирной хозяйке. Он плохо одевался и от того сильно комплексовал, испытывал неуверенность в себе. Раскольников был благородным человеком. В глубине души он осудил Мармеладова и его жену за то, что они приняли жертву Сони. «Подлец человек – ко всему привыкает. Сам он отказывается принимать самопожертвование Дуни. Он чувствует, что мать неспокойна, как бы оправдывается перед ним. Он понимает, что Дуня не любит Лужина, и не хочет, чтобы она выходила замуж за этого «Делового человека».

«Преступление и наказание» — это остросоциальное и психологическое произведение, в котором Достоевский показывает возможные причины преступления, состояние героя перед подготовкой к нему, и потом, после совершения злодеяния. В нем показан также путь героя к раскаянию. Роман многоплановый, в нем показаны сложные судьбы других героев. В произведении показано существование беднейших слоев городского сообщества, процесс его расслоения.

Лавиза Ивановна (она же Луиза Ивановна) содержит непристойное заведение в районе Сенной, где живет главный герой Родион Раскольников. Судя по всему, сам Раскольников и его друг Разумихин тоже посещали это заведение. Лавиза Ивановна много раз привлекалась полицией за то, что в ее заведении происходят дебоши и скандалы.

Марфа Петровна Свидригайлова — жена господина Свидригайлова, состоятельная помещица. Она старше мужа на 5 лет. Это эмоциональная, взбалмошная дама. Она умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее супруга Свидригайлова. В своем завещании она оставляет в наследство своей бывшей гувернантке Дуне 3000 рублей. Эти деньги спасают бедную девушку от нищеты.

Характеры, жизненные принципы и поведение Разумихина и Раскольникова противоположны. Если Разумихин — «необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты», то Раскольников «был. как-то надменно горд и несообщителен: как будто что-то таил про себя». Разумихин, будучи «неглупым» человеком, руководствуется в своих поступках и отношениях с людьми прежде всего чувствами, симпатиями и антипатиями, «врожденными» представлениями о нравственности. По мнению Разумихина (оно совпадает с мнением самого Достоевского), «живой процесс жизни» не подчиняется рационалистическим схемам. Попытки жить только разумом обедняют личность человека, подавляют естественно присущее ему нравственное чувство, ведут к трагическим ошибкам.

Свидригайлов глумится над нравственностью, говоря Раскольникову: «Что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный». Его суждения о людях, особенно о женщинах, глубоко циничны. Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу. Он способен совершать как дурные, так и хорошие поступки (помогает Соне и детям Катерины Ивановны) без всякой видимой причины. Он не верит в «добродетель», считая любые разговоры о ней лицемерием, попыткой обмануть себя и других: «Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, что всех лучше себя сумеет надуть». Свидригайлов нарочито откровенен с Раскольниковым и даже находит удовольствие в том, чтобы «обнажиться и заголиться» (выражение из рассказа Достоевского «Бобок»), рассказывая ему о самых постыдных фактах своей жизни — о том, что он был шулером и его «бивали», о Марфе Петровне, которая «поторговалась и выкупила» его «за тридцать тысяч сребреников», о своих любовных похождениях.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Вам может понравиться =>  Сколько Гарантии Должен Дать Магазин На Товар Сложного

Двойники Раскольникова в романе Ф

Разумихин – оптимист, Раскольников – напротив, впадает в отчаянье, мрачность, жестокость. Нищета портит личность героя, делая Родиона жестоким и злым. Раскольников убежден, что люди – подлые существа, но не менее подлыми являются те, кто считает других таковыми. Дмитрий бы не разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», подобно товарищу. Апатичность и склонность Раскольникова к сомнениям, скепсису, цинизму и нигилизму позволяет герою увлечься идеями о сверхчеловеке. Это возможно, благодаря наличию в Раскольникове черты высокомерия, которая отсутствует у Разумихина.

  • Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
  • Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход – самоубийство. Вот почему Свидригайлов — двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.

Система образов в романе Ф

Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся вокруг него персонажи как бы призваны подчеркнуть или опровергнуть что-то в нем, оправдать его поступки, создать фон, на котором разворачивается его безумие. Но, несмотря на это, остальные персонажи романа представляют собой конкретные социальные типы, которые, хотя и возникают благодаря главному герою, но сами по себе очень типизированы и потому ценны для развития сюжета. Рассмотрим каждого поподробнее.

Помогает свершить правосудие в романе следователь Порфирий Петрович, который на самом деле является сильным противником Раскольникова. Его внешний облик: «Пухлое, круглое и немного курносое лицо» — создаёт впечатление очень добродушного человека, простака. Но: «Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье». И на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени, он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот приём обнаруживает в Свидригайлове опытную ищейку и умного человека.

Система; двойников; Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф

И исходя из этих интересов он совершает все свои поступки. Ведь именно с этим прицелом и облюбовал он Дунечку: она помогла бы ему выйти в высшее общество, так как Дуня была хорошего рода, умна и красива, к тому же она еще была из бедной семьи, и, женившись на ней, он мог впоследствии постоянно упрекать ее и требовать, чтобы она была ему благодарна за его “благодеяние”. Кроме того, Достоевский показывает, что именно Лужины толкают на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых. Лужин по своей натуре не менее бесчеловечен, чем обыкновенный убийца.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет […].

Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем. Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Таким образом, идея Родиона Раскольникова доводится до абсурда, до предела. Ведь если можно «старушек чем попало по голове лущить », то отчего же нельзя подслушивать? — задает резонный вопрос Свидригайлов. Он мог бы спросить: «Почему нельзя прелюбодействовать?» или «Почему нельзя шантажировать людей?» и т. д. И в любом случае Родиону нечего было бы ему ответить. В конечном итоге «арифметика» Раскольникова, согласно которой можно убить одну «вредную старуху», а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: все добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступлений минувшего. Но главное — ничто на свете уже не может возродить его больную душу. Он — именно тот «избранный», который «преступил» много раз, и «преступил» без нравственных мучений, но при этом все равно не стал Наполеоном. Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, это также окончательная гибель идеи Раскольникова, раскрывающая его чудовищный самообман.

Вам может понравиться =>  Процедура Переноса Права Имущественного Налогового Вычета Для Налогоплательщиков На Пенсии, Согласно Пп Нк Рф 3 И4 П 1

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу — показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность имеет право пренебречь законами совести и морали для достижения своей цели.

Преступление и наказание»: главный герой

Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина. Эта жертвенность сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона – он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха. Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.

Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым – развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова. Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы – не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя. От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.

Как вы думаете, если бы писатель сохранил форму романа-исповеди, какая многозначительная деталь, сопровождающая внутренний монолог героя, исчезла бы, стала бы невозможной? («странная улыбка«) О чем она говорит? ( Что-то непонятное, тайное поселилось в душе героя; уже живет, завладевает им, его сознанием, поступками)

Один из исследователей творчества Ф.М.Достоевского В.В.Кожинов писал: «Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления».

Дмитрий Разумихин — противоположность Раскольникова, хоть они и друзья. Дмитрий, имея скудное финансовое состояние, находит разные способы зарабатывать на жизнь, не бросая учебы. Имеет большие планы на будущее, искренне старается помочь другу. Искренне любит Дуню.

Роман «Преступление и наказание» заслуженно является одним из самых популярных произведений не только в творчестве самого автора Ф. М. Достоевского, но и во всей мировой литературе. Обсуждение романа, его героев в частности, до сих пор входит в лидирующую группу полемики о литературных судьбах.

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до самых незначительных, составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большого города (“Петербург Достоевского”!) с его мрачными улицами, “колодцами” дворов, мостами, тем самым усиливая и без того тягостно-напряженную атмосферу безысходности и подавленности, которая определяет настроение романа. И среди всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова — главного героя произведения. Каждый из них как человек с уже сложившимися взглядами и убеждениями является носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одной основной задаче — всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.

Ф.М. Достоевский не зря использует прием двойничества в произведении. Теории Лужина и Свидригайлова являются неким зеркальным отражением теории самого Раскольникова. И Раскольниковым, и Лужиным, и Свидригайловым используется принцип вседозволенности. Герои-двойники нужны для того, чтобы показать практическую жизнь этой теории, показать ее несостоятельность.

Adblock
detector