Если Работник Не Постоянно Занят На Опасных Условиях Труда

В случае если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Согласно статье 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней, а конкретная продолжительность для каждого работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Согласно статье 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Конкретные размеры предусмотренных Трудовым кодексом гарантий и компенсаций устанавливаются трудовым договором с работником на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ).

Часть 2 статьи 94 ТК РФ определяет, что для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

ТК РФ Статья 219

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

1. В комментируемой статье перечислены основные права, которые призваны обеспечить не только сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, но и возможность сохранить работу в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

8. Решение о ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда и о получении дополнительного профессионального образования высвобождаемыми в связи с этим работниками принимает работодатель. Работодатель за свой счет осуществляет дополнительное профессиональное образование на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК).

4. Обеспечение информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты возложено на работодателя. Об обеспечении права работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте см. коммент. к ст. 212 ТК.

Для урегулирования возникших между работником и работодателем разногласий по вопросам применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (например, инвалида привлекают к сверхурочным работам без его согласия, работнику отказывают в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд (см. коммент. к ст. 391).

Работники, трудящиеся во вредных условиях труда, имеют право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 28 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Доплата за вредные условия труда не может быть меньше 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты (надбавки) должны быть установлены в трудовом, коллективном договоре или ином локальном акте с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

В нормах п. 4 ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ законодатель определяет как соответствующие вредным условия труда, при которых наблюдается воздействие на сотрудника предприятия вредных производственных факторов, и интенсивность данного воздействия выше нормативов.

  1. По природе воздействия на организм работающего человека:
  • на физические факторы (например, работа при наличии значительного объема пыли в воздухе, недостаточного или слишком яркого освещения, а также шума, излучения);
  • биологические факторы (в частности, работа в условиях высокой концентрации вредных микроорганизмов);
  • химические факторы (работа с веществами и газами токсического действия либо при их воздействии).
  1. По источнику происхождения:
  • на психофизиологические (перегрузки, связанные с тяжелой работой, с нервной напряженностью трудового процесса);
  • организационно-управленческие (плохая организация работ, низкая культура безопасности);
  • личностно-поведенческие (связанные с личностью самого работника);
  • социально-экономические (указанным ГОСТом не детализированы, но можно говорить о кризисах в части карьерного роста работника, увеличения его доходов).
  1. Сверка рабочих мест, имеющихся на предприятии, со списками тех профессий, что характеризуются в силу закона как имеющие вредные условия труда.
  2. Проведение идентификации вредных условий труда в рамках спецоценки (если рабочие позиции в фирме не имеют соответствий в законодательно установленных перечнях «вредных» профессий).

Неблагоприятная среда представляет угрозу для здоровья человека. А в ряде случаев сотрудник в буквальном смысле слова рискует своей жизнью при выполнении профессиональных обязанностей. Разумеется, относится данное утверждение только к определенному перечню профессий.

Определяясь с местом работы, мало кто задумывается, каким образом она может отразиться на состоянии здоровья. Ничего удивительного, в современном мире у человека нет возможности долго присматриваться и оценивать характеристики будущей деятельности. В противном случае трудоустройство предложат другому, более активному соискателю. Однако перечень того, что относится к вредным и опасным условиям труда, обязан знать каждый, кто планирует устроиться на производство.

Первый вариант предполагает систематическое или постоянное влияние неблагоприятных факторов на человеческий организм. Во втором подразумеваются определенного рода обстоятельства, при которых трудящийся может травмироваться и даже лишиться жизни. Происходит подобное вследствие несоблюдения техники безопасности или независимых от человека окружающих причин. Характерно для предприятий повышенной опасности, а также деятельности, связанной с высоким риском (медики, пожарные, спасатели, шахтеры и т.п.).

Все, что окружает работника в трудовой сфере, непосредственно влияет на его физическое и психическое состояние. Если факторы, оказывающие на него воздействие, являются негативными, трудящийся подвергается риску. В такой ситуации можно уверенно говорить о вредности рабочей обстановки.

  • Людям, работающим в опасной для здоровья и жизни обстановке, доплачивают 4% от общего размера оклада, установленного в отношении среды, соответствующей нормам.
  • Длительность их трудовой деятельности, по сравнению со стандартным положением, сокращается. Так, рабочий должен пребывать на своем месте не больше 36 часов в неделю. В смену это составляет 8 ч. Если человек отрабатывает только 30 ч. еженедельно, ему устанавливают 6-часовой день. Сокращенный временной предел относится к работникам на производствах 3.3 и 3.4 подкласса вредности.
  • Кроме того, лицам данной категории предоставляется дополнительный полностью оплачиваемый предприятием отпускной период сроком не менее 7 дней в год.
  • Людям, которые подвергают себя риску во время выполнения обязанностей, выдают молочные и другие продукты. В качестве альтернативы предлагают программу по выдаче лечебно-профилактического питания в строгом соответствии с обозначенными нормативами.
  • Также тем, чья деятельность сопряжена с неизменным риском, обязательно выдают спецодежду и защитные средства, предусмотренные по нормам на производстве.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2022 г.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Вам может понравиться =>  Ветеранская Доплата В Воронежской Обл

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2022. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

Какая компенсация положена за вредные условия труда

Работодатель не может сам провести СОУТ — он должен обратиться в специализированную организацию, которая аккредитована Минтрудом, и провести спецоценку вместе с экспертами за свой счет. Специалисты придут на рабочее место и измерят все, что нужно измерить: от воздуха и освещения до радиации и токсичности.

Кроме того, работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах или вообще отсутствие спецоценки. Должностным лицам и предпринимателям грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 Р , а юридическим лицам — от 60 000 до 80 000 Р .

Возможность получить деньги вместо питания и молока. Вместо молока или других продуктов можно получить компенсацию, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Компенсация выплачивается в размере, эквивалентном стоимости молока или других продуктов.

Досрочное назначение трудовой пенсии. Вопрос о праве на досрочную трудовую пенсию решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник. Для этого применяются списки 1 и 2 из Постановления Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, ст. 30 закона «О страховых пенсиях», а также Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Если трудовая книжка не заполнялась, подтверждением могут стать трудовые договоры, выписки из приказов, лицевые счета и зарплатные ведомости. Еще подтверждающую информацию можно найти в сведениях из форм СЗВ-СТАЖ , которые работодатели обязаны ежегодно сдавать в ПФР.

Для некоторых работников, включенных в Спис­ки № 1 и № 2, при определении их права на до­срочное назначение трудовой пенсии по старости недостаточно сведений, содержащихся в трудовой книжке, если их профессии включены в Списки № 1 и № 2 с указанием дополнительных факторов. К таким работникам, например, относятся водола­зы, которые включены в Список № 1 (раздел XXIII) с указанием дополнительного фактора, определя­ющего право на досрочную пенсию, который за­ключатся в том, что правом на эту пенсию пользу­ются водолазы, которые заняты работой под во­дой, в том числе в условиях повышенного атмос­ферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) либо время пребывания кото­рых под водой с начала водолазной практики со­ставляет 2750 часов и более. Основным условием для досрочного назначения водолазам, как и всем другим работникам, трудовой пенсии по старости по Списку № 1 является наличие не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ для муж­чин и не менее 7 лет 6 месяцев для женщин при страховом стаже работы соответственно 20 и 15 лет. В силу особого характера работы водола­зов кроме этих условий для них законодательст­вом установлены дополнительные требования, вы­ражающиеся в количестве времени пребывания под водой. Именно работа под водой и определя­ет право водолаза на досрочное пенсионное обес­печение. Это обстоятельство должно подтверж­даться соответствующими документами, напри­мер, водолазной книжкой, в которой фиксируется время нахождения водолаза под водой.

Таким образом, право водолаза на досрочную трудовую пенсию по старости согласно пенсионно­му законодательству не зависит ни от условий тру­да, ни от характера работы, выполняемой им под водой, поэтому результаты аттестации рабочего места по условиям труда водолаза (если она про­водилась) и в этом случае не имеют значения для установления его права на досрочное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что аттестация рабочего места водолаза по условиям труда под водой сопряжена с опасностью как для водолаза, так и для специалиста, производящего замеры, что означает нецелесообразность ее проведения. Со­гласно пункту 20 Порядка в таких случаях измере­ния и оценка условий труда не проводятся.

Результаты аттестации рабочих мест используются в различных целях. Одной из них является пре­доставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреж­дения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенса­циях, включая досрочное пенсионное обеспече­ние.

В то же время в Списки № 1 и № 2 включены про­фессии и должности с указанием их кодового обозначения, согласно действовавшего на момент утверждения этих Списков Общесоюзного класси­фикатора профессий рабочих, должностей служа­щих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.

В Списках № 1 и № 2 предусмотрен целый ряд профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без дополнительных факторов по условиям труда и характеру работы, которые в ко­нечном итоге определяют право на эту пенсию. Например, в Списке № 1 в металлургическом про­изводстве (черные металлы) предусмотрены ста­левары конверторов, сталевары мартеновских пе­чей, шлаковщики, в литейном производстве — ваг­ранщики, выбивальщики отливок и т.д. Это полные наименования профессий, соответствующие Еди­ному тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Право этих ра­ботников на досрочное пенсионное обеспечение

Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.

Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 219 ТК РФ

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (без каких-либо последствий) вытекает из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также из абз. 1 ч. 1 ст. 210 ТК, в которой провозглашено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Из нормы ст. 210 ТК следует, что никакие материальные или иные выгоды работодателем не могут быть поставлены выше жизни и здоровья работающих. Однако здесь сделана оговорка: «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». К таким случаям можно отнести деятельность работников, функции которых непосредственно связаны с работой в чрезвычайных обстоятельствах по спасению жизни людей и больших материальных ценностей (работников МЧС, горных спасателей, врачей-эпидемиологов и др.).

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов социального страхования и создает основу для социальных гарантий пострадавшим на производстве. Оно удовлетворяет имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

Доплата за вредные условия труда

Размер доплаты не обязательно должен быть одинаковым для всех работников. Более высокий размер доплаты работодатель может установить в индивидуальном договоре, коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 147 , ч. 3 ст. 219 ТК РФ). Кроме того, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 ). Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
  • Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.
  • Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

Если работник занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, то он имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных. Какие это компенсации? Каков их порядок налогообложения? Как определяется размер этих компенсаций? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 ТК РФ) .
Вам может понравиться =>  Если Сумма Задолженности Маленькая Могут Ли Судебные Приставы Арестьвать Автомобиль?

Порядок установления компенсаций за вредные и опасные условия труда Минтруд РФ привел в Информационном письме от 13.02.2013. В этом документе содержится перечень документов, которые работодатель может использовать для установления соответствующего размера компенсации:

Данные для строк 20, 21 и 24 можно взять из локальных нормативных актов работодателя, отраслевого соглашения, коллективного договора. По 20 строке проходят все сотрудники, которым положено больше 28 дней оплачиваемого отпуска, по строке 21 — те, у кого сокращено рабочее время, по строке 24 — с повышенной оплатой труда.

Даже если вы занимаетесь одним из вышеуказанных видов деятельности, сдавать форму придётся не всегда. От сдачи освобождены ИП и юрлица из перечня субъектов малого предпринимательства. Кроме того, не сдавать форму за прошлый год могут ликвидированные организации, если в ЕГРЮЛ уже есть соответствующая отметка.

Отдельного внимания достойна графа 5 «Фактические расходы на гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты». В ней показывают фактические расходы организации без НДС за отчетный год на оплату допотпусков, питания, молока, медосмотров, спецодежды (строки 20, 22, 23, 24, 25, 30, 31). Тут есть несколько особенностей:

Если в отчетном периоде в организации не было наблюдаемого по форме события, можно сдать пустой отчет с заполненным титульником и пустыми листами или направить в территориальный орган официальное письмо с информацией об отсутствии исследуемых показателей.

  1. По строке 20 в графу 5 включаются суммы, которые начислены по допотуску. Если юрлицо не ведет раздельный учет выплат, сумму расходов на дополнительные отпуска можно определить расчетно-пропорционально количеству дней основного отпуска.
  2. По строке 24 графа 5 заполняется, если суммы расходов на оплату труда в повышенном размере начисляются в виде надбавки к окладу или тарифной ставки. Если компания не ведет раздельный учет и не может получить данные расчетно, графу можно не заполнять. Но в таком случае надо приложить к отчету пояснение.
  3. В графу 5 по строкам 20 и 24 не включаются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.2022 № 4а-756/2022 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Предположим, по результатам спецоценки установленный класс вредности условий труда изменяется (чаще всего он меняется в лучшую сторону), например, по итогам аттестации был класс 3.2, а по результатам спецоценки стал 3.1. Иногда это происходит из‑за смены методики оценки условий труда. В таком случае в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ нельзя отменять гарантии работникам – они не должны страдать из‑за разницы методик. А вот если условия труда действительно улучшились и стали более безопасными, объем гарантий можно сократить на вполне законных основаниях.

С 2014 года процедура аттестации заменена спецоценкой, условия проведения которой определяются Законом о спецоценке, а методика проведения – Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. С принятием данных актов процедура оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности претерпели изменения. В итоге нередко получается так, например, что по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2 либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить?

Раньше основным нормативным актом, которым руководствовались работодатели, было Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, утверждавшее список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список). Предоставление компенсаций осуществлялось так: работодатель, опираясь на штатное расписание, проверял наличие соответствующих должностей или работ в Списке и при необходимости устанавливал в отношении них предписанные компенсации.

Приказ Минздрава России от N 29н Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Зарегистрировано в Минюсте России N 62277)

При проведении предварительного осмотра лиц, контактирующих с веществами, отмеченными в приложении к настоящему Порядку знаками «А», «К», «Ф», «Р», к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются необходимые для проведения осмотра врачи-специалисты: для «А», «К» — врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог; для «Р» — врач-хирург.

выдают работнику на руки выписку из медицинской карты, в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и иных исследований, заключение по результатам периодического осмотра, а также рекомендации по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и медицинской реабилитации;

18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2022, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства работ, периодический осмотр работников, имеющих общий трудовой стаж работы 5 лет и более, может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии проходят в медицинских организациях диагностические исследования. Периодические осмотры работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии могут проводиться в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.

Работодатель вредных рабочих мест несет значительные расходы. Далеко не все из компенсационных выплат он может устанавливать сам. Кроме 5 вышеперечисленных пунктов, «вредный» работодатель несет расходы, связанные с повышенным отчислением в социальные фонды:

Во времена СССР действовал утвержденный Список рабочих мест, труд на которых автоматически засчитывался как вредный (Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/п-22 от 25.10.1974 г.) Если человек трудился на предприятии из этого списка, ему гарантировался укороченный рабочий день и еще один отдых в придачу к основному, а в отдельных случаях – выдача бесплатных диетпродуктов. Известна поговорка: «Мне надо молоко давать за вредность». Ее корни лежат в заботе о сотрудниках, сталкивающихся с вредными рабочими факторами, при влиянии которых профилактикой может служить молоко или другие продукты.

Оценку условий труда ранее производили с помощью аттестации рабочих мест (АРМ), опиравшейся на Руководство Роспотребнадзора, носившее рекомендательный характер. Теперь СОУТ стала обязательной, закрепленной в Федеральном законе. Все факторы, подлежащие оценке, строго задекларированы.

Порядок СОУТ закреплен законодательно. По методике, утвержденной Министерством труда РФ (Приказ № 33н от 24.01.2014 г.), проводятся последовательно несколько предприятий по выявлению потенциально небезопасных факторов, которые идентифицируются с помощью специального классификатора и оцениваются по деструктивности для организма работающих (в численных показателях).

П.6 ст.13 ФЗ № 426 разрешает уменьшить степень вредности условий труда на 1 класс или подкласс, если применение СИЗ было признано эффективным по методике Минтруда РФ. Экспертиза же Роспотребнадзора может снизить класс опасности более, чем на 1 ступень (п.7 ст.15 ФЗ № 426).

В настоящее время частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется.

Приказом Минздрава России от 28.01.2022 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок).

Вам может понравиться =>  Льготы в липецке

Ответ. Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Вопрос. Как теперь следует отправлять на медосмотр по вредным факторам — при наличии их в трудовой деятельности или только при установлении вредности данного фактора на рабочем месте? Если по СОУТ фактор вредности на рабочем месте класс 2, необходимо ли работника направлять на предварительный (периодический) осмотр?

Условия труда работников-инвалидов

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности. Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника. В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Статья 147

Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области. Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами. По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

Оплата труда в повышенном размере, производимая на основании статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) в связи с занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не является достаточной гарантией, в связи с чем предусмотренные коллективным договором выплаты, осуществляемые сверх указанного размера, могли быть квалифицированы обществом как возмещение морального вреда.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

В ряде случаев данные о прохождении медосмотра заносятся в личную медицинскую книжку (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К примеру, такой документ выдается работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка работника должна содержать печать организации Роспотребнадзора, выдавшей ее, и подпись владельца. Медкнижка хранится у работодателя.

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Также отказ пройти обязательный медицинский осмотр может стать поводом для применения дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения (п. 1 ст. 192 ТК РФ). Кроме того, имеющего дисциплинарное взыскание работника, который неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, можно уволить по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (подп. «в» п. 35 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 № 2). Подробнее см. « Как уволить сотрудника в 2022 году: пошаговая инструкция для работодателя ».

При этом стаж работы, дающий право на отпуск, исчисляется раздельно по ежегодному основному отпуску и по дополнительному отпуску «за вредность». При исчислении стажа для отпуска за вредные условия труда количество полных месяцев работы с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение рабочего года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней стажа, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 утверждена Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Согласно пунктам 8-10 Инструкции:

И основной, и дополнительный ежегодные отпуска предоставляются работникам не за календарный год (с 1 января по 31 декабря), а за рабочий год каждого сотрудника (например, если сотрудник устроился на работу 15 января, то его рабочим годом будет период с 15 января года трудоустройства по 14 января следующего года).

После определения стажа рассчитывается количество дней причитающегося дополнительного отпуска. Например, если продолжительность полного дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней, то с учетом данных приведенного примера отпуск составит 6 дней:

― за рабочий год по производственному календарю рабочих дней ― 247, тогда среднемесячное количество рабочих дней составит 20,58 (247 рабочих дней за год : 12 месяцев = 20,58 дней);
― в этот период работник фактически отработал 200 рабочих дней из 247 (остальное время он, например, был в отпуске и болел);
― стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск «за вредность», составит 10 месяцев (200 : 20,58 = 9,718, по правилам округления ― 10).

Adblock
detector