Зоуит

Вы получили уведомление, что Ваш участок попал в зону с особыми условиями использования территорий

  • защиты жизни и здоровья граждан;
  • безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики;
  • обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
  • охраны окружающей среды;
  • обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отношении всех прочих видов зон с особыми условиями использования территорий Правительством РФ в соответствии с ЗК РФ должны быть утверждены отдельные Положения, в которых, как раз, и прописывается порядок их установления и изменения, а также предусмотренные для данной конкретной зоны ограничения.

  • зоны охраны объектов культурного наследия;
  • охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов, линий и сооружений связи, тепловых сетей;
  • охранная зона железных дорог;
  • придорожные полосы автомобильных дорог;
  • охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
  • водоохранная (рыбоохранная) зона и прибрежная защитная полоса;
  • санитарно-защитная зона;
  • зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Поэтому договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки; соглашения о сервитуте, о замене стороны в обязательстве по договору аренды земельного участка и другие документы, выражающие содержание сделок с земельными участками в ЗОУТ, должны в обязательном порядке содержать сведения о таких ограничениях.

К экспертам проекта «Владей Легко» нередко поступают вопросы, вызванные неосведомленностью правообладателей земельных участков об ограничениях, связанных с вхождением их участков в ЗОУИТ. Например: «Мне пришло письмо из Росреестра, о том, что через мой земельный участок проходит зона объектов электросетевого хозяйства. Что мне делать? Что я могу построить на своем земельном участке?».

Зоуит

Лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель, осуществляется возмещение убытков.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федерального государственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

ЗОУИТ – что это такое и как владельцу земельного участка узнать о существующих ограничениях

3) Информация о ЗОУИТ может быть на региональных или муниципальных картах. Например, в Москве есть карта «ИАИС ОГД». Чтобы увидеть на ней зоны с особыми условиями использования территорий, нужно включить слой «территории с особыми требованиями». В Московской области существует альтернативный источник такой информации — «Геопортал».

5) Посмотреть правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки — основной градостроительный документ. В их составе есть карты зон с особыми условиями использования территорий. В Москве — 8 отдельных карт на каждый округ (и еще 5 засекреченных), в Московской области — отдельная карта на каждое муниципальное образование. Таким способом можно, например, увидеть, попадает ли участок в Московской области в санитарно-защитную зону.

1) Найти на Публичной кадастровой карте интересующий объект недвижимости. Включить слой «Зоны с особыми условиями использования территорий». Для этого нужно выбрать меню «управление картой» в левом верхнем углу. Стоит учитывать что, на карте отобразятся учтенные в Едином государственном реестре недвижимости зоны. Если границы зоны не внесены в ЕГРН (а таких зон большинство), проверка по публичной кадастровой карте ничего не даст.

Стоит отметить, что при реализации своего права на распоряжение земельным участком собственник обязан указывать сведения о ЗОУИТ. Так, Росреестр при регистрации перехода права собственности и при неуказании в Договоре купли-продажи информации о ЗОУИТ, приостанавливает такие сделки со ссылкой на п. 1, статьи 37 Земельного кодекса РФ и на п. 1 ст. 432 ГК РФ. Вопрос зачастую решается заключением дополнительного соглашения с указанием всех существующих ограничений в отношении предмета договора купли-продажи.

2) Другой способ с использованием Публичной кадастровой карты – в левом верхнем углу нужно нажать на вкладку «все объекты в точке», и щелкнуть на ПКК мышью в границах интересующего земельного участка. Появится окно, в котором отражается информация об участке, в том числе и о территориальных зонах, в границах которых находится земельный участок. В данном окне также отражается реестровый номер, щелкнув по которому можно узнать тип территориальной зоны, вид, учетный номер, кадастровый район, а также дату внесения данных сведений в ЕГРН.

Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)

В зависимости от типа особой зоны на каждой территории установлены индивидуальные ограничения по использованию участка. Если земля предназначена для сельскохозяйственных нужд, на ней запрещено строительство жилых домов. Чтобы не нарушать законодательство, каждый собственник ЗУ должен знать особенности и критерии своих владений.

Всю ответственность за негативные последствия отсутствия информации в едином реестре об охранной зоне несет владелец земельного участка. Если собственник надела не внес сведения о владениях в Росреестр, он обязан возместить моральный и материальный ущерб в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

  1. Защита здоровья и жизни населения;
  2. Сохранение культурного наследия;
  3. Обеспечение безопасной эксплуатации объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, а также госбезопасности;
  4. Сохранение популяции представителей животного и растительного мира;
  5. Охрана окружающей среды;
  6. Защита природных объектов от загрязнений.
  • Органы власти получают от правительства полномочия об установлении зоны на определенной территории;
  • В положении перечислены все документы, необходимые собственнику участка для проведения кадастровых работ;
  • Заявитель подготавливает необходимый пакет документов, в том числе графическое описание и передает их в уполномоченную инстанцию;
  • Госорганизация анализирует предоставленные данные и выдает решение об установлении границ. Документ передается в кадастровую палату. сведения о земельном наделе регистрируются в базе и отображаются на публичной кадастровой карте.

Отсутствие информации о ЗОУИТ или ее несвоевременное внесение в базу Росреестра может спровоцировать аварийную ситуацию во время строительных работ, эксплуатации объекта. Собственник земли может лишится своих построек или подвергнуть опасности жизнь людей.

Исключение аэродрома из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ, или Государственного реестра аэродромов и вертодромов государственной авиации РФ, или Государственного реестра аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации РФ является основанием для признания утратившим силу решения в отношении такого аэродрома.

а) правообладатели объектов капитального строительства, в связи с размещением которых принято решение об установлении (изменении) ЗОУИТ;
б) орган государственной власти (местного самоуправления), принявший решение об установлении (изменении) ЗОУИТ или установивший её границы, в случае отсутствия указанных в п. «а» лиц или установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением таких объектов;
в) уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в случае установления зон охраны ОКН, границ защитных зон ОКН;
г) в определённых случаях органы государственной власти (местного самоуправления), которые приняли решение об установлении (изменении) ЗОУИТ либо подготовили сведения о границах зоны, возникающей в силу закона, и по вине которых сведения о зоне не были внесены в установленный срок в ЕГРН (п.п. 8, 9 ст. 57.1 ЗК РФ).

Из действующих актов можно сделать вывод о том, что размер охранной зоны обычно меньше, но в ней предусмотрен более строгий режим хозяйственной деятельности, направленный на обеспечение нормального функционирования трубопровода. Напротив, размер минимальных расстояний, как правило, больше, но в их границах существует только ограничение по строительству зданий, направленное на обеспечение безопасности самих строящихся объектов.

  1. Использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв.
  2. Размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.
  3. Осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
  • действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства;
  • указанные объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
  • за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.
Вам может понравиться =>  Заполнеяют Ли Декларацию Несовершеннолетние Дети За Квартиру

Если пришло уведомление, что Ваш участок попал в зону с особыми условиями использования территорий…

На основании федеральных законов и Положений, уполномоченный орган госвласти или местного самоуправления принимает решение об установлении ЗОУИТ. Потом по межведомственным каналам передаёт эти сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. С этого момента зона с особыми условиями считается установленной.

Особые условия использования территорий означают, что на земельных участках в границах установленной зоны ограничивается или запрещается строительство и использование объектов недвижимости, а также использование данных земельных участков для тех видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны.

потребовать их выкупа — либо от органов госвласти, либо от правообладателей тех объектов, из-за которых зона установлена, например, собственника трубопровода или электросетей. Это положение предусмотрено пунктом 6 статьи 107 Земельного кодекса (из этой нормы есть исключения, установленные законодательством РФ),

Такой земельный участок и постройки на нём можно продавать, дарить, отчуждать по договору мены или по соглашению об отступном. Но ограничения, связанные с установлением особой зоны, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к новому собственнику.

Аналитика Публикации

Понятие ЗОУИТ закреплено в Градостроительном кодексе РФ[1] и фактически представляет собой перечисление видов данных зон: охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия и т.д. При этом признаки, обуславливающие отнесение той или иной зоны к ЗОУИТ, законодательно не выделены, а до недавнего времени не был установлен и закрытый перечень видов ЗОУИТ.
При этом само законодательство, регулирующее отдельные виды ЗОУИТ, на настоящий момент крайне разрозненно.
Правила в отношении отдельных ЗОУИТ зак реплены в актах разной юридической силы: например, в отношении объектов электроэнергетики правила установлены Постановлением Правительства РФ [2] , тепловых сетей – Приказом Минстроя РФ [3] , в отношении санитарно-защитных зон до недавнего времени действовал только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ [4] . Кроме того, отсутствует единообразие и в содержании указанных актов.

Согласно новому единому правилу, закрепленному в п. 10 ст. 106 ЗК РФ, обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ являются сведения о границах данной зоны с графическим описанием местоположения и перечнем характерных точек границ в системе координат, принятой для ведения ЕГРН. На местности ЗОУИТ подлежат обозначению специальными знаками. Более того, ЗК РФ вводит новое положение, которое можно назвать почти революционным: ЗОУИТ, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными, измененными или прекращенными с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом Росреестр обязан уведомлять о внесении в ЕГРН и изменении сведений о ЗОУИТ правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах данных зон. Данное законодательно закрепленное правило, которое раньше было включено в некоторые правовые акты, регулирующие отдельные ЗОУИТ, но на практике игнорировалось, в том числе – судами при разрешении споров, по нашему мнению, позволит обеспечить прозрачность системы установления ЗОУИТ и публичную доступность сведений о них. Указанное, в свою очередь, минимизирует риски для правообладателей земельных участков, планирующих их хозяйственное освоение, выведя, наконец, полный перечень существующих ограничений в использовании участков из «серой зоны».

При этом после принятия Правительством РФ новых положений о ЗОУИТ, содержащих отличные от ранее действовавших правил нормы о размерах ЗОУИТ и связанных с ними ограничениях, установленные ЗОУИТ подлежат приведению в соответствие с новые правилами до 1 января 2022 года. До указанной даты также подлежат внесению в ЕГРН все необходимые сведения о ранее установленных ЗОУИТ. Кроме того, до 1 января 2022 года должны быть также установлены границы всех ЗОУИТ, возникающих в силу закона.

В качестве альтернативы возмещению убытков закон также предоставляет собственникам земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости право требовать выкупа их объектов недвижимости, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности их использования. Кроме того, компенсации вправе требовать лица, у которых прекращаются права на земельные участки, находящиеся в публичной собственности (арендаторы, землепользователи и землевладельцы).

Унифицированы также процедуры установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ, осуществляемые на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (кроме случаев установления ЗОУИТ в силу закона). При этом законом предусмотрены и детальные требования к содержанию таких решений.
Ранее утвержденными нормами порядок принятия решений об установлении, изменении ЗОУИТ практически не регулировался. Так, правовые акты, регулирующие режим охранных зон тепловых сетей[12], в принципе не касаются вопросов установления данной ЗОУИТ, не указывают на необходимость принятия каких-либо актов уполномоченных органов для ее создания. Указанный пробел в законодательстве на практике порождал ряд проблем, в частности, связанных с внесением сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН, поскольку основанием для внесения данных сведений является именно соответствующее решение (акт) уполномоченного органа, направляемое в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия.

Даже после получения разрешения и согласования данной процедуры, собственнику могут установить условия, согласно которым он должен возводить недвижимость. Нарушение этих условий приведет к штрафам и демонтажу объекта. Риск отрицательного решения по ходатайству достаточно высокий. Обратитесь за согласованием строительства в ЗОУИТ к земельным юристам Геобюро.

Прежде всего, необходимо проверить, можно ли использовать ту часть надела, которая попала в установленную властью зону. Прав на землю Вы не лишитесь, однако придется соблюдать особый режим ее эксплуатации. Несоблюдение такого режима повлечет административное наказание или невозможность регистрации прав на построенное на участке здание.

Содержание иска несколько изменится, если объект, из-за которого установили ограничения, выполнил свою функцию. Тогда в иске надо потребовать демонтировать или перенести линейный объект. Если же ЗОУИТ установили в районе подтопления территории, но вы подняли уровень грунта своего участка и приняли иные меры по недопущению подтопления, в суде нужно представить доказательства устранения причины, по которым появилась зона с особыми условиями. Основания отмены ЗОУИТ прописывают в иске.

Информацию о территориях с особыми условиями использования можно найти в ЕГРН. Для этого надо воспользоваться публичной кадастровой картой или обратиться в Росреестр. В выписке из ЕГРН будет указана соответствующая информация. Либо вы можете воспользоваться услугами экспертов нашей компании. Мы проконсультируем вас по порядку установления, изменения и прекращения действия особых зон.

  1. Необходимо собрать пакет документации на участок и недвижимость, находящуюся на нем или планируемую к размещению;
  2. Составить заявление об изменении границ ЗОУИТ и направить его в местную администрацию или орган гос. власти;
  3. После рассмотрения заявления и документов дается два рабочих дня для направления решения об исключении участка из зоны в уполномоченные органы;
  4. Когда актуальная информация заносится в реестр, прекращают действие ограничения, введенные в связи с установлением особой зоны.

если положением о ЗОУИТ установлены требования к ее предельным размерам, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления ЗОУИТ, до 01.07.2027 правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении ЗОУИТ;

до 01.01.2025 застройщику в отношении планируемых к строительству или реконструируемых объектов капитального строительства не требуется устанавливать или изменять СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, а также вносить сведения о таких зонах в ЕГРН;

с 01.01.2025 ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны (СЗЗ) прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники объектов, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2024 должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ или о прекращении существования СЗЗ;

— нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ;

Кроме того, законом в Градостроительный кодекс РФ введена статья о признании объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также глава об отнесении объектов незавершенного строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением бюджетных средств, к незавершенным объектам капстроительства.

Территориальные зоны — – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Территориальные зоны выделяются с учётом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов… … Википедия

Перечень зон с особыми условиями использования территорий, указанный выше в определении, не является исчерпывающим, в отдельных законах и подзаконных актах имеются специальные указания на отнесение к зонам с особыми условиями использования следующих зон:

Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон либо нормативно определён, либо разрабатывается в проекте). Уничтожение или повреждение специальных знаков влечёт наложение административного штрафа на виновных в этом [4] .

Постановление 77-ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг. — Терминология Постановление 77 ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009 2011 гг.: 19. Виды документации по планировке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Вам может понравиться =>  Субсидии Лпх 2022 В Краснодарском Крае

Что такое зоны с особыми условиями использования территорий

Согласно Земельному кодексу РФ, частные земли, находящиеся в пределах границ зон с особыми условиями использования территорий, изъятию в пользу государства не подлежат. Тем не менее, такие наделы не могут эксплуатироваться в целях, не соответствующих разрешенным для конкретной территории видам деятельности.

  • взлетно-посадочных полос;
  • режимных объектов;
  • пунктов мониторинга состояния окружающей среды;
  • курортов и других рекреационных местностей;
  • рыбных ресурсов, водоемов и прибрежных участков;
  • источников водоснабжения;
  • участков паводкового затопления;
  • инфраструктуры метро;
  • теплосетей.
  1. В целях защиты здоровья населения РФ. Санитарные зоны на железнодорожных путях в черте городов помогают поддерживать оптимальную эпидемиологическую обстановку.
  2. Безопасная эксплуатация объектов телекоммуникаций, вооруженных сил и энергетики. Наличие особых зон в таких местах позволяет обеспечить бесперебойное снабжение население ресурсами, необходимыми для полноценного функционирования гражданского общества и государства.
  3. В целях сохранения культурного наследия страны могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования территорий. В отношении зон, где размещены памятники архитектуры, могут быть применены ограничения на свободное посещение.
  4. Мониторинг природных объектов в целях сохранения рекреационных ресурсов для будущих поколений является еще одной целью установления зон с особыми условиями использования территорий. Такие зоны имеют статус заповедников и национальных парков.
  • В первую и вторую группу входят территории, при которых осуществляется охрана и защита объектов историко-культурного наследия.
  • К третьей категории относятся зоны, на которых находятся энергетические объекты.
  • Четвертая и пятая группы зон с особыми условиями использования представлены территориями, предназначенными для охраны железнодорожных путей и автодорог.
  • К шестой и седьмой категориям относятся участки, устанавливаемые в целях обеспечения безопасности трубопроводов и коммуникационной инфраструктуры.

В отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий Правительством РФ утверждаются положения, регламентирующие порядок установления и прекращения существования таких территорий. Орган исполнительной власти определяет сроки действия таких зон и перечень объектов защиты в пределах таких участков.

На сегодня в Республике Карелия внесено в реестр недвижимости почти 2,5 тыс. границ ЗОУИТ. Из них только с начала 2022 года органами государственной власти были предоставлены сведения о границах более чем 550 ЗОУИТ. Это в два раза больше того же периода 2022 года. За текущий год 63% внесенных сведений составляют охранные зоны геодезических пунктов, 22% охранные зоны инженерных коммуникаций и 10% водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) – это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим использования участков в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЗОУИТ определяются для обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Специалисты Кадастровой палаты по Республике Карелия вносят в реестр недвижимости сведения о ЗОУИТ по решениям установления границ органов государственной власти и местного самоуправления или владельца объекта, образующего эту зону. На основании внесенных в реестр границ сведений определяются земельные участки, ограничения в использовании которых установлены из-за ЗОУИТ , а также местоположение границ частей земельных участков, если ЗОУИТ пересекает границы участка. Например, промышленный объект – ТЭЦ, вокруг которого устанавливается санитарно-защитная зона д ля обеспечения безопасности населения от негативного воздействия ТЭЦ. Либо в качестве объекта, образующего ЗОУИТ может быть источник водоснабжения. Тогда для его сохранности устанавливается зона санитарной охраны.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях повышения уровня антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии, устанавливается ЗОУИТ — зона безопасности с особым правовым режимом (см.Правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и Правила обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии,утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2022 г. N 749).

Сегодня быстрое наглядное представление о ЗОУИТ в районе рассматриваемого участка дает Публичная кадастровая карта (ПКК). Однако, предположительно, сейчас на ПКК отображено не более 50% ЗОУИТ. Характерно, что в документах территориального планирования поселений обычно присутствует 2 схемы: из ЕГРН и муниципальная, с примерно одинаковым количеством ЗОУИТ.

Защитная зона объекта культурного наследия — это временная охранная зона для выявленного и внесенного в реестр объекта культурного наследия. В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением: объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 упомянутого выше Федерального закона требования и ограничения) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливается одна (единая) или несколько зон охраны объекта культурного наследия:- охранная зона, -зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, -зона охраняемого природного ландшафта (Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 34; Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2022 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации»).

Предстоящие условия регистрации прав на загородную недвижимость при точном соблюдении обновленного законодательства и косающиеся миллинов, если не десятков миллионов россиян, можно охарактеризовать как очень плохие. Например, в отношении ЗОУИТ не будет помогать и «административная смазка»: до 1 января 2022 г. сведения о всех ЗОУИТ должны быть включены в ЕГРН. «Не заметить» ЗОУИТ, что, к счастью, пока регулярно происходит, не удастся никаким образом.

На сегодня в Республике Карелия внесено в реестр недвижимости почти 2,5 тыс. границ ЗОУИТ. Из них только с начала 2022 года органами государственной власти были предоставлены сведения о границах более чем 550 ЗОУИТ. Это в два раза больше того же периода 2022 года. За текущий год 63% внесенных сведений составляют охранные зоны геодезических пунктов, 22% охранные зоны инженерных коммуникаций и 10% водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) – это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим использования участков в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЗОУИТ определяются для обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Специалисты Кадастровой палаты по Республике Карелия вносят в реестр недвижимости сведения о ЗОУИТ по решениям установления границ органов государственной власти и местного самоуправления или владельца объекта, образующего эту зону. На основании внесенных в реестр границ сведений определяются земельные участки, ограничения в использовании которых установлены из-за ЗОУИТ , а также местоположение границ частей земельных участков, если ЗОУИТ пересекает границы участка. Например, промышленный объект – ТЭЦ, вокруг которого устанавливается санитарно-защитная зона д ля обеспечения безопасности населения от негативного воздействия ТЭЦ. Либо в качестве объекта, образующего ЗОУИТ может быть источник водоснабжения. Тогда для его сохранности устанавливается зона санитарной охраны.

Но не всегда запрет является единственным вариантом, владелец такого объекта (например, владелец действующей старой крупной радиотехнической установки), может разрешить строительство жилого здания на прилегающей зоне, но гарантии что следующий хозяин не потребует сноса в связи с установкой более мощной аппаратуры, никто дать не может.

Под особыми условиями может быть полный или частичный запрет на строительство, например, вполне оправданно запретить строительство магазина рядом с автозаправочной станцией, ведь в случае взрыва может погибнуть не только продавец, но и покупатели. Также запретным считается размещением магазинов и различных строений в парках, заповедниках и тому подобное.

А также все опасные и санитарные зоны на карте Росреестра, сюда может входить и территория вокруг автозаправочных станций, зоны отработанных карьеров, возможного потопления паводками, грунтовыми водами и что удивительно – даже зоны вокруг передающих радиотехнических объектов. Одним словом все, что имеет возможную угрозу для здоровья либо эти зоны важные для государства (зоны для объектов культурного наследия) и общества (санитарно-защитные зоны).

То же самое касается и ландшафтно-рекреационных зон, территорий курортов, баз отдыха, лечебно-профилактических учреждений и что самое удивительное – даже садоводческие товарищества и зоны дачных и садово-огородных участков. Строительство в таких зонах крайне не желательно, и государство на стороне последних.

Следует с опаской относится к ЗОУИТ, ведь если владелец надумает расширять свои владения, то государство вполне законно может разрешить снос жилого здания. Ведь что может быть дороже для зоны отдыха человечества? На сегодняшнее время половина Европы жалуется на постоянные стрессы и депрессию. Жителям близлежащих строений остается лишь посочувствовать и надеяться на лучшее, в крайнем случае, потребовать бесплатное лечение как компенсацию за моральный ущерб.

Зоны с особыми условиями использования территории — ЗОУИТ

Информацию о территориях с особыми условиями использования можно найти в ЕГРН. Для этого надо воспользоваться публичной кадастровой картой или обратиться в Росреестр. В выписке из ЕГРН будет указана соответствующая информация. Либо вы можете воспользоваться услугами экспертов нашей компании. Мы проконсультируем вас по порядку установления, изменения и прекращения действия особых зон.

Вам может понравиться =>  Регионы Где Возраст Брака Снижен До 14 Лет Рф

Допустим, санитарно-защитная зона установлена в отношении вашего участка в Москве. Учитывая, что ее определили в соответствии с правилами землепользования и застройки, в суде придется оспаривать эти ПЗЗ в части санитарно-защитной зоны. Ответчиком по иску будет орган, принявший ПЗЗ в текущей редакции. В столице ответчиком выступает Правительство Москвы.

Содержание иска несколько изменится, если объект, из-за которого установили ограничения, выполнил свою функцию. Тогда в иске надо потребовать демонтировать или перенести линейный объект. Если же ЗОУИТ установили в районе подтопления территории, но вы подняли уровень грунта своего участка и приняли иные меры по недопущению подтопления, в суде нужно представить доказательства устранения причины, по которым появилась зона с особыми условиями. Основания отмены ЗОУИТ прописывают в иске.

  • Процедура предусматривает внесение обновленных сведений в государственный кадастр недвижимости.
  • Чтобы подобные изменения произошли, необходимо провести геодезические работы, определив фактическое положение участка и размещенных (или запланированных) на нем конструкций.
  • Затем нужно изучить результаты таких работ и создать схему расположения границ. В процессе учитываются нормативы, предусмотренные для конкретных видов объектов.
  • Когда математическая обработка данных проведена, специалисты готовят описание объектов, граница зоны которых меняется. Описание формируется в текстовом и графическом формате.
  • На следующем этапе выносится постановление об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования. За данный нормативный документ отвечают государственные органы или муниципальные власти.
  • Постановление, вместе с описанием объекта и перечнем координат, необходимо направить в кадастр недвижимости. После этого выдается выписка об утверждении зоны. За ней надо обращаться в Кадастровую палату.
  • зоны, установленные для охраны объектов, имеющих культурную ценность;
  • территории для прокладки различных трубопроводов;
  • приграничные полосы автодорог и зоны вокруг аэродромов;
  • охранные участки железных дорог и линий, а также объектов связи;
  • зоны, где размещаются объекты энергетической сферы;
  • санитарные зоны, места подтопления, оздоровительные территории;
  • лечебные, курортные участки, водо- и рыбоохранные зоны;
  • территории, обеспечивающие наблюдательную деятельность;
  • охрана объектов метрополитена и тепловых сетей, а также другие.

ЗОУИТ: что нужно знать о таких зонах и как защитить свои права

После внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, на земельных участках полностью или частично входящих в зону возникают различные ограничения использования. Об этих ограничениях владельцев земельных участков обязан уведомить орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты внесения сведений реестр.

Отметим, что для ранее учтенных земельных участков, внесенных в ЕГРН без уточнения границ, такие уведомления поступать не будут. Именно поэтому очень важно своевременно устанавливать границы земельных участков, оформлять права на недвижимость и предоставлять в Росреестр актуальные сведения об электронных адресах, по которым ведомство сможет проинформировать собственников об установлении зоны.

Немаловажным изменением является, тот факт, что владельцы земельных участков, права которых ограничены, имеют право на возмещение убытков. Требование об их возмещении правообладатель объекта недвижимости, расположенного в охранной зоне, может направить в течение 5 лет. Этот срок начинает отчитываться с момента установления или изменения зоны, либо со дня, когда владелец объекта недвижимости узнал или должен был узнать об установлении или изменении ЗОУИТ.

Как ранее подчеркивал заместитель Председателя Правительства Московской области – министр экологии и природопользования Дмитрий Куракин, охранные зоны существуют уже много лет, однако основная сложность заключается в том, что сведения о них отсутствуют в публичном реестре.

В настоящее время застройщикам, планирующим возведение объекта, в отношении которого предусматривается установление ЗОУИТ, необходимо сначала получить решение об установлении зоны. Только в таком случае возможно получение разрешения на строительство. Обязательным документом, без которого получить решение об установлении зоны будет нельзя, является графическое описание границ зоны в электронном виде.

Зоны с особыми условиями землепользования, или Где нельзя строить жилье

С 4 августа 2022 г. в земельном и градостроительном законодательстве произошли революционные изменения в сфере регулирования особых территорий, в границах которых существуют специальные градостроительные правила. Речь идет о зонах с особыми условиями использования территорий – ЗОУИТ. До внесения изменений, о которых речь пойдет дальше, регулирование таких зон осуществлялось разрозненно, единых требований не существовало.

Со дня установления ЗОУИТ любое строительство или реконструкция, не соответствующие ограничениям землепользования, осуществляться не могут. В течение 3 лет со дня установления ЗОУИТ собственник объекта, возведенного до этой даты, параметры которого не соответствуют ограничениям, должен будет привести их в соответствие с разрешенным использованием путем сноса или реконструкции здания с возмещением соответствующих убытков.

Необходимо отметить, что в указанный выше перечень не вошли такие зоны с особыми условиями землепользования, как территории объектов культурного наследия, в числе которых стоит особо выделить территорию достопримечательного места, и особо охраняемые природные территории.

Происходить это будет в случаях, если ограничения ЗОУИТ были установлены в целях охраны жизни граждан, обеспечения безопасности полетов воздушных судов или в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, для охраны которых установлена указанная зона.

Наиболее распространенными из ЗОУИТ являются охранные зоны ЛЭП, газо-и нефтепроводов, линий и сооружений связи, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, защитные зоны и зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, приаэродромные территории, охранные зоны железных дорог, придорожные полосы автомобильных дорог, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (полный перечень содержится в ст. 105 Земельного кодекса РФ).

Благодаря публичной карте, существует возможность изучения любого участка в режиме онлайн, выяснения его расположения в границах близлежащих территорий, определения координат его границ либо расстояния от него до другого объекта. Для отображения всех данных предусмотрено отдельное всплывающее окно (если эти данные занесены в кадастр).

Речь идет о парках, заповедниках, озерах, а также о кладбищенских территориях, различных трубах, магистралях, коммунальных строениях (на которые нанесены такие надписи, как например, «Огнеопасно»), рыбоохранных зонах и рыбохозяйственных заповедных зонах, электроподстанциях. По факту, это все те объекты, которые отнесены к категории государственной собственности.

Что касается земельного участка, то возможно уточнение его площади, кадастрового номера, кадастровой стоимости, категории, статуса, даты, когда он поставлен на учет, кадастрового инженера, который выполнял работы на данном участке, плана участка и данных о том кадастровом квартале, где участок расположен.

Из-за этого сейчас сложилась патовая ситуация: устанавливать зону нужно, а кто должен ее установить, не понятно. Иногда решение об установлении принимает администрация, а иногда и она отказывается, ссылаясь на то, что не уполномочена.
Уже сейчас нужно устанавливать зону с особыми условиями использования при строительстве новых объектов недвижимости, если зона требуется для эксплуатации объекта. Иначе не выдадут разрешение на строительство или разрешение на ввод. Например, для любого производственного объекта или склада требуется установление санитарно-защитной зоны.

Особые условия использования территорий означают, что на земельных участках в границах установленной зоны ограничивается или запрещается строительство и использование объектов недвижимости, а также использование данных земельных участков для тех видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны.

Дом должен располагаться в допустимой территориальной зоне по указанным правилам. Бывают случаи, когда дома находятся не в своей зоне, например зоне рекреации или огородничества, а у этих земель свой вид разрешенного использования. Такие объекты покупать нельзя. Для примера можно вспомнить историю московского СНТ «Речник», которое находится на территории природоохранной зоны и частично дамбы, поэтому когда жители попытались зарегистрировать землю по дачной амнистии, это оказалось невозможно. Не помогло даже обращение к президенту.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

лучше делать это комплексно.
1. на сайте росреестра, если вы смотрите информацию об участке на публичной карте, справа вверху можно выбрать дополнительные слои: территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и вам подгрузит росреестр информацию об утвержденных ПЗЗ.
2. на сайте Администрации (куда относится участок)в разделах про градостроительство можно также посмотреть генплан и ПЗЗ, или же проект их изменений (они обязательны к публикованию). Там обычно есть отдельные схемы с терр. зонами и зонами ограничений + текстовая часть с описанием. это поможет также уточнить, что конкретно можно или нельзя строить на участке, согласно утвержденным градостроительным регламентам.
3. если вам интересует конкретный участок, можно заказать общую выписку из ЕГРН (вопрос 350 р) и возможно там будет информация об имеющихся ограничениях (если вы вдруг что-то не смогли сами посмотреть на публично карте).
4. если выбрали конкретный участок, можно попросить собственника заказать ГПЗУ (это бесплатно, но занимает время), там весь свод ограничений и правил использования обычно. в тч ручейки, тропы зверей и тд))
4. и самое главное! даже если вы убедитесь, что никаких ограничений сейчас нет, никто вам не гарантирует, что они там не появятся. это реальность нашего государства. и частный собственник обычно в позиции проигравшего в борьбе с гос структурами.

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

Adblock
detector