Защита Прав Субъектов Земельных Правоотношений

Защита прав граждан и юридических лиц на землю

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

Арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненорматив — ных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает, в частности, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 2 ст. 24 АПК РФ). Остальные дела названного рода рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов Федерации.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Собственник или иное лицо, право которого нарушено самовольным занятием принадлежащего ему земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:

Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

Нужно помнить, что согласно положений Земельного кодекса вариант административного или досудебного урегулирования конфликта не допускается. Единственный вариант – еще до принятия дела в производство судом общей юрисдикции обратиться в третейский суд. Для этого стороны должны заключить третейское заключение.

Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие свои имущественные интересы.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками данного вида отношений являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику.

  • субъекты правоотношений (участники земельных отношений);
  • объект, по поводу которого возникают правоотношения (в данном случае – а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков);
  • содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой и складываются данные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.
  • собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

Защита прав субъектов земельных отношений

Отдельные категории дел могут быть рассмотрены мировыми судьями. В ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях» установлено, что мировыми судьями рассматриваются дела об определении порядка пользования имуществом, включая и земельные участки, а также дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тыс. рублей.

Вам может понравиться =>  Как получить социальную помощь от государства малоимущим семьям в 2022 году?

В ст. 59—62 ЗК РФ определены способы защиты земельных прав: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков.

В указанных статьях перечислены те же способы защиты прав, которые закреплены и в ст. 12 ГК РФ. В указанной статье, кроме вышеперечисленных, закреплены и иные, которые применимы и при защите земельных прав: признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законами.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

— во-первых, запрету на вмешательство в деятельность по использованию земли землевладельцами и землепользователями со стороны различных государственных, хозяйственных и иных органов или организаций, кроме случаев препятствования нарушению земельного законодательства,

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков. Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Другим способом является восстановление положения, нарушенного правонарушением. Восстановление права на земельный участок возможно, когда суд признаёт недействительность акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который привёл к нарушению права на земельный участок. ГК РФ предполагает более широкую возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения мер по восстановление нарушенного права. Так, защита прав лиц в отношении земельного участка возможна, когда недействительным признаётся акт не только государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, но также и законодательных органов. Право на земельный участок подлежит восстановлению, если произошло самовольное занятие земельного участка.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

ЦЕНТР РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРА

Вопросы земельного кадастра регламентируется Федеральным законом РФ от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [88], Законом города Москвы от 15.12.2004 года № 88 «О градостроительном земельном кадастре города Москвы» [66]. Ведение земельного кадастра до 29.12.2006 года осуществлялось территориальными объединениями землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы. С указанной даты кадастр объектов недвижимости, в том числе земельных участков, ведется федеральным органом исполнительной власти – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Данный шаг сделан в целях формирования единого кадастрового учета всех объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Земельный участок, являющийся предметом гражданско-правовых сделок, должен обладать оборотоспособностью. Статья 129 ГК РФ указывает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством с учетом норм Земельного кодекса РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, являются частной собственностью. Принятое Правительством Москвы Постановление от 27.06.2006 № 431-ПП, утвердившее порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, [78] было долгожданным, до этого момента на территории города Москвы действовали в основном нормы федерального законодательства, которые не могли в полной мере разъяснить процедуру приобретения земельных участков на территории города Москвы в частную собственность.

В данном случае основанием возникновения права государственной собственности лежат решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц. Право государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда. «Земля, являясь природным ресурсом, не может быть бесхозной по определению, т.к. на нее распространяется презумпция государственной собственности, закрепленная в п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ: природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью» [44].

На практике существует возможность получить участок «под зданием» в долгосрочную аренду (сроком до 25 лет), что же касается «прилегающей территории» – чаще встречается краткосрочная аренда (сроком до 5 лет). Особенно это характерно для Центрального округа города Москвы.

1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Защита прав субъектов земельных отношений — действия, осуществляемые субъектами земельных отношений в целях обеспечения своих прав. В случае защиты прав в судебном порядке применяются следующие способы защиты: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков (ст. 59-62 ЗК РФ).

1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Судебная защита прав участников земельных отношений

Обращают на себя внимание также правила ст. 55 ЗК, регламентирующие условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В них изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям.

Обращает на себя внимание определенная незавершенность формулировки правила, закрепленного в п. 7 ст. 56 ЗК, — об обжаловании в судебном порядке ограничения прав на землю. Исходя из буквального его толкования ограничение прав на землю может быть оспорено только физическими лицами в суд общей юрисдикции и исключительно в рамках гражданских процессуальных норм, регламентирующих обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (гл. 24.1 ГПК). Права и охраняемые законом интересы юридических лиц и иных образований, а также граждан — предпринимателей в таком случае остаются вне сферы судебной защиты, поскольку в арбитражном процессуальном законодательстве говорится в подобных случаях об исковом производстве и не предусматривается возможности обращения названных субъектов права с таким обращением, как жалоба. Думается, в данном случае нет необходимости указывать в земельном законодательстве конкретные и исчерпывающие формы судебной защиты нарушенного права, поскольку эта сфера общественных отношений относится к предмету процессуальных отраслей права и достаточно полно ими урегулирована.

Поскольку процедура принудительного прекращения прав на земельный участок включает в качестве необходимого элемента гражданское судопроизводство, то вызывает сомнение необходимость правила, закрепленного в п. 7 ст. 54 ЗК. Оно предусматривает возможность обжалования в суд решения об изъятии земельного участка из-за его ненадлежащего использования. Если даже предположить, что законодатель имел в виду изъятие земельного участка в натуре на основании вступившего в законную силу судебного решения, то и тогда непонятно, о каком еще решении, обжалуемом в судебном порядке, идет речь в указанной норме.

Формулировка ст. ст. 60 и 61 ЗК относительно возможности признания недействительными нормативных актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в судебном порядке также нуждается в корректировке, поскольку вводит дополнительное условие применения данной нормы в виде отсылки к законам, предусматривающим такие случаи. Тем самым без всяких оснований существенно сужается сфера судебной защиты земельных прав, поскольку в гражданском процессуальном праве успешно применяется общепризнанная норма о возможности обжалования в суд любых нормативных актов, за исключением отнесенных к подведомственности Конституционного Суда РФ, и актов, для которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования (ст. ст. 239.2, 239.3 ГПК).

Статья 50 ЗК закрепила правило, предусматривающее возможность безвозмездного изъятия у собственника его земельного участка по решению суда в виде санкции за совершенное преступление. Однако редакция данной нормы вызывает неоднозначность его толкования и применения, поскольку имеет место явная несогласованность данной нормы с положениями уголовного права. Так, согласно ст. 52 УК РФ конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями его Особенной части. Как видно из сравнительного анализа текстов приведенных норм, в структуре ст. 50 ЗК нет ряда важнейших условий применения указанной санкции: тяжесть преступления, его корыстные мотивы, предусмотренный нормами Особенной части УК перечень составов преступлений. Думается, данную статью ЗК следует дополнить ссылкой на возможность конфискации земельного участка по приговору суда (постановление суда в форме решения выносится по гражданским делам) за совершение преступления, указанного в соответствующей статье Особенной части УК, предусматривающей данный вид наказания.

Субъект земельных правоотношений может потребовать защиты своих прав в судебном порядке. Требование от других субъектов определенного поведения, может быть реализовано путем обращения к властным органам, то есть во внесудебном или административном порядке.

Право собственника самостоятельно распоряжаться своим земельным участком, вести свое хозяйство – право действия. Право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну, о результатах такого хозяйствования – право бездействия. Законодательством регламентируются виды и способы действий, входящих в состав прав субъекта земельных правоотношений.

Одновременно определяются способы правомерной реализации присущего субъекту комплекса прав. Например, возведение на земельном участке объекта недвижимости должно быть проведено с соблюдением требований земельного законодательства, а также смежных отраслей права, регулирующих земельные правоотношения.

Вам может понравиться =>  Судебная Практика По Принуждению Назнач Пенсии По Сук Вдовам Умерших Военных Пенсионеров По Линии Мо Рф

Земельное законодательство предоставляет субъекту различные права на совершение действий с земельными участками. Это может быть строительство недвижимости на земельном участке, заключение сделок по отчуждению собственности на земельный участок и тому подобное.

Характерной чертой совокупности прав субъектов земельных правоотношений является их субъективность. Пользоваться или нет принадлежащими ему правами решает сам субъект земельных правоотношений. Нежелание пользоваться принадлежащими субъекту земельных правоотношений правами, не может повлечь за собой какой-либо ответственности или умаления указанных прав.

8) жалобы на действие (бездействие) госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица, и иные [8, с. 37].

Для классификации земельных споров можно выделить элементы земельного спора, поскольку подобное деление позволяет более глубоко раскрыть юридическое содержание категории «земельный спор», а через анализ таких элементов, как предмет земельного спора, его цель, предполагаемый конечный правовой результат, можно более глубоко уяснить суть возникших разногласий, определить субъектный состав спора, надлежащий способ защиты права, процессуальную форму разрешения, предмет доказывания, а также отграничить земельный спор от иных споров.

При разрешении земельных споров применяется большинство способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством, включая вещно-правовые способы, что обусловлено свойствами земельного участка как объекта гражданских прав и необходимостью единого подхода в сфере защиты субъективных прав, в связи с чем при классификации земельных споров также можно учесть способы защиты нарушенных прав.

Понятие земельного спора является важным для теории и практики земельного права, поскольку правильное и единообразное понимание данного термина позволит обеспечить единство правовых подходов и правоприменительной практики при разрешении земельных споров, в том числе выработать практические рекомендации, связанные с подготовкой и участием в земельных спорах, что будет способствовать более эффективному и быстрому восстановлению нарушенных прав и законных интересов соответствующих лиц в сфере земельных отношений.

Одним из недостатков земельного законодательства России на современном этапе является отсутствие легального определения понятия «земельный спор», и это невзирая на наличие в Земельном кодексе РФ главы IX «Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров», посвященной разрешению таких споров. В связи с этим указанный пробел может быть восполнен. Понятие земельного спора является в равной степени важным как для теории, так и для практики, поскольку правильное и единообразное понимание данного термина позволит обеспечить единство правовых подходов при разрешении земельных споров, в том числе выработать практические рекомендации, связанные с подготовкой и участием в земельных спорах, что будет способствовать более эффективному и быстрому восстановлению нарушенных прав и законных интересов в сфере земельных отношений.
———————————
Земельный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Шпаргалка по земельному праву

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причинившее вред интересам общества, государства и личности. Под земельным правонарушением понимается противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека.

По общему правилу залог участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой меньше установленного минимального размера, для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

3. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный соответствующим территориальным подразделением. Представление кадастрового плана не требуется, если такой документ ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Тема 17

При рассмотрении данного вопроса важно перечислить основные законодательные акты по осуществлению правосудия, например: Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральные законы от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и др.

Следует иметь в виду, что Земельный кодекс РФ устанавливает: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков (ст. 59-62 ЗК).

В статье 2 Конституции РФ содержится положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому важно при ответе на данный вопрос привести также земельно-правовые нормы, содержащие обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, защита прав и законных интересов участников земельных правоотношений не ограничивается только указанными положениями. Как показывает судебная практика земельные споры многосложны, и их разрешение осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» и др.

3. Страховые правоотношения, участники страховых правоотношений Страховые правоотношения – это отношения, регулируемые Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ», постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с данным Законом, ГК РФ, другими

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Например, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ определяются перечни территорий, которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность; ст. 22 ЗК, посвященная вопросам аренды, начинается с правомочий иностранцев. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Состав правоотношений. Объекты и субъекты правоотношений Составом любого правоотношения является совокупность объекта и субъекта, его субъективных прав и обязанностей.Объект правоотношения – это то явление, по поводу которого возникают права и обязанности участников

11. Субъекты корпоративных правоотношений Субъекты корпоративных правоотношений – это субъекты конкретных отношений, имеющие предусмотренные корпоративными нормами права и наделенные в соответствии с этими нормами правами и обязанностями.Субъекты корпоративных

1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также правовой статус органов власти – их статус определяют нормы публичного права (конституционного, административного). Их правовое положение определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие и в соответствии с ними.

1) основным содержанием земельных правоотношений является совокупность прав и обязанностей его субъектов, в котором права и обязанности взаимосвязаны. Эта взаимосвязь бывает простой, когда праву одного субъекта правоотношения соответствует обязанность другого субъекта этого же правоотношения, а также сложной, когда субъекты имеют по отношению друг к другу комплексы переплетающихся прав и обязанностей;

В пассивной форме собственник, например, реализует свое право не предоставлять другим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, о порядке такого хозяйствования. Права субъектов земельных правоотношений, выраженные в форме действий, в свою очередь, можно делить в зависимости от вида действий. ЗК устанавливает права собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, размещать иные объекты, решать вопросы мелиорации земель, дарить, продавать, иным законным способом определять юридическую судьбу участка. Права субъектов земельного права можно классифицировать и по способам, к которым прибегают для реализации этих прав. Речь идет о соблюдении целого ряда градостроительных, санитарных, природоохранительных и иных требований закона.

а) в судебном порядке. Так, в случае принятия соответствующим органом решения об отказе гражданину в получении права на земельный участок, оно может быть обжаловано гражданином в суд, решение которого приостанавливает исполнение решения местной администрации;

1. Права на определенное поведение, которое выражается в действии или бездействии. Например, собственник земельного участка вправе самостоятельно хозяйствовать на земле, вправе не предоставлять другим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, о порядке такого хозяйствования. В первом случае реализуется право на действие, во втором — право на бездействие.

В науке разработана классификация прав субъектов земельных правоотношений по различным основаниям. Так, свои права субъекты могут осуществлять в форме действия или бездействия. Например, собственник земельного участка вправе самостоятельно хозяйствовать на своей земле, в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы. Все это относится к активной форме реализации его прав.

Понятие и содержание земельных правоотношений

В современной литературе существуют разные подходы к определению земельных правоотношений. Например, Е. Н. Колотинская указывала, что земельные правоотношения являются конечным результатом функционирования механизма земельного права и представляют собой правовую форму опосредования (упорядочения) земельно-правовыми нормами общественных отношений по поводу земли [1].

Итак, к первому виду относятся отношения собственности на землю, участники которых обладают совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Ко второму же относятся правоотношения, возникающие в процессе использования земли, предоставленные собственником другим лицам. К третьему — правоотношения по государственному регулированию и управлению в области использования и охраны земель. И к четвертому — охранительные земельные правоотношения (возникают в результате неправомерного поведения).

Вам может понравиться =>  Статья 228 С Таблицей

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями деятельности данного юридического лица. Ну а земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Таким образом, земельные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами земельного права в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных участием органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этих отношениях.

  1. Земля как природный объект и природный ресурс. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю над соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.
  2. Земельные участки. Как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
  3. Части земельных участков. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав, при этом, на местности не выделяются. Включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса. [4]

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами Земельного Кодекса. Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены Земельным Кодексом.

Защита Прав Субъектов Земельных Правоотношений

Властные функции государства в земельных отношениях выражаются в издании государственными органами нормативных правовых и индивидуальных актов, обязательных для исполнения участниками земельных отношений на всей территории Российской Федерации, а также в возможности различными средствами, включая принудительные, обеспечивать их исполнение.

а) право на определенное поведение, т. е. на совершение действия или бездействие. Например, в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

1 Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред.: доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. – М.: Юридическая фирма

Земля как природный объект является неотъемлемой составной частью окружающей среды (компонентом природной среды), наряду с недрами, водами растительным и животным миром, атмосферным воздухом, обеспечивая в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле1. В данном качестве земля используется для прохода и проезда людей, размещения зданий, сооружений и иных объектов, необходимых для жизнедеятельности человека, и является объектом публичных земельных отношений.

10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 4) называет земли и почвы объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, все земли Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности и целевого использования, являются объектом охранительных земельных отношений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине: «Земельное право» по теме: «Предмет, система земельного права

В настоящее время по сфере отношений и потому, какой метод превалирует в их регулировании выделяют также публично-правовые и частно-правовые отрасли права. Земельное право как отрасль права можно отнести сейчас больше к частному праву при наличии публично-правовых элементов. А ее комплексный характер проявляется в том, что:

Для гражданско- правового метода характерно равенство участников. Посредством применения этого метода субъекты земельного права реализуют свои права и создают для себя гражданские обязанности в соответствии с земельным законодательством т.е заключают различные договоры, самостоятельно определяют виды хозяйственной деятельности.

Традиционно система российского права делится на отрасли по таким основным признакам как предмет и методы. Деление по таким признакам имеет не только теоретическое, но и практическое значение: позволяет правильно применять нормативно- правовые акты той или иной отрасли. Однако земельные отношения, как предмет

Предметом земельного права являются волевые общественные отношения по поводу земли, земельного участка или его части, включающие в себя управленческие, экономические, экологические элементы, возникающие между различными субъектами (физическими, юридическими лицами, государством и муниципальными образованиями в лице компетентных органов) в процессе распределения, образования, предоставления, приобретения земель (земельных участков) использования земельных участков на основе соответствующих титулов и их прекращения, а также охраны земли, как основы жизни и де- ятельности людей.

Принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закрепленные непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

преобразование сложившихся в условиях плановой экономики земельных отношений, введение многообразия и равноправия форм собственности на землю (как способ повысить экономическую заинтересованность работников и запустить механизм рыночного саморегулирования в землепользовании);

Общие положения об аренде определяются гражданским законодательством (глава 34 ГК РФ), тогда как земельным установлены некоторые особенности аренды земельных участков. Например, согласно ст. 22 ЗК РФ арендатор вправе без согласия арендодателя (но при обязательном его уведомлении и только если договором аренды это не запрещено): передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, а также передать арендованный участок в субаренду (в пределах срока договора его аренды). Однако в тех случаях, когда арендаторами земельных участков являются государственные и муниципальные учреждения, созданные государственными академиями наук или подведомственными им учреждениями, для них предусмотрен ряд ограничений в сравнении с иными арендаторами. Указанные учреждения не вправе: сдавать такие участки в субаренду; передавать свои права и обязанности по договорам их аренды третьим лицам; отдавать арендные права в залог или вносить их в качестве вкладов в уставные капиталы или паевых взносов.

в-пятых, 1) абсолютные правоотношения, когда носителю права противостоит неопределенное количество лиц, обязанных воздержаться от совершения любых действий, мешающих осуществлению этого права, и 2) относительные правоотношения, когда конкретному лицу (либо же нескольким, но точно определенным лицам) противостоит конкретные одно или несколько обязанных лиц. Примером абсолютных правоотношений являются отношения собственности, при которых лица не являющиеся правообладателями, обязаны не создавать собственнику помех при реализации им своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему земельным участком. В случае же относительных правоотношений, например, при купле-продаже земельного участка одна сторона (конкретный покупатель) имеет право требовать от другой стороны (конкретного продавца) передачи ему участка согласно заключенному между ними договору;

Что касается частной земельной собственности, то ее объектом может быть только индивидуально-определенный земельный участок. Частные лица свободно осуществляют владение, пользование и распоряжение им, но это не должно наносить ущерба окружающей среде или нарушать прав и законных интересов других лиц. Законодательно установлены ряд ограничений для иностранных граждан и юридических лиц — они не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, из земель сельскохозяйственного назначения, а также находящимися в морских портах.

При объединении земельных участков вместо нескольких смежных образуется один новый участок. Целесообразность такого объединения возникает, когда одно лицо становится обладателем нескольких соседних участков (например, скупая их у других лиц) и намерено организовать хозяйственное использование единого массива или собирается продать такой участок (который в результате объединения приобретает более привлекательные потребительские свойства). Законодательством установлено, что если все объединенные участки принадлежат на праве собственности одному лицу, то это лицо будет единственным собственником и вновь образуемого участка. Если же исходные участки принадлежат разным лицам, то у них возникает право общей собственности на вновь образуемый участок. Но если смежные земельные участки были ранее предоставлены на разных правах, то их объединение допускается только в случае, когда правообладателем всех этих участков является одно и то же лицо.

Adblock
detector