Следственные Органы Мвд России Их Система И Компетенция
Содержание
- 1 Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
- 2 ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ: ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ
- 3 Органы предварительного расследования преступлений
- 4 Органы, осуществляющие предварительное следствие, их компетенция
- 5 Правоохранительные органы
- 6 Тема: Следственный комитет МВД России
19.10. Обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов.
19.2. Изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень.
- Подписывать документы в пределах своей компетенции.
- Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
- Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
- Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
- Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
- Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
- Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
- В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
- Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.
- За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
- За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
- За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
- В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.
Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.
- обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
- произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
- принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
- провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
- обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
- проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
- провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
- произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
- опросить участников налоговых правоотношений.
11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.
15.24. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Следственном департаменте МВД России.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Она легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.
В начале лекции «Современная система следственных органов в Российской Федерации» хотел бы отметить, что масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют высокого качества следственной работы с тем, чтобы правозащитный потенциал следователей, реально укреплял механизм справедливости и стабильности в обществе.
Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы органов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанности исполняет первый заместитель или заместитель начальника.
Система следственных органов в МВД соответствует системе ОВД, т.е. имеет три основных звена: Следственный комитет при МВД – Главные следственные и Следственные управления при УВД (ГУВД, МВД) по субъектам федерации – Следственные отделы при ОВД по городам, районам, при межрайонных ОВД.
- обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
- произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
- принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
- провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
- обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
- проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
- провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
- произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
- опросить участников налоговых правоотношений.
На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ: ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ
Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.
УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Органы предварительного расследования преступлений
Территориальный принцип, базирующийся на административно-территориальном устройстве России, обусловливает трехзвенную систему построения органов и учреждений Следственного комитета: федеральный уровень (высшее звено) — центральный аппарат Следственного комитета РФ; региональный (среднее звено) — главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (подразделения по административным округам); местный уровень (нижнее звено) — межрайонные следственные отделы, следственные отделы по районам, городам (административным округам, административно-территориальным образованиям), следственные отделения.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.
На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.
Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.
Органы, осуществляющие предварительное следствие, их компетенция
Правовая основа деятельности Следственного комитета — Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете РФ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Следственный департамент МВД РФ возглавляет систему органов предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в МВД расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. На этот центральный орган возлагается расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимых преступлений непосредственно следователями Следственного департамента. Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного расследования преступлений в целях обеспечения проведения по ним всестороннего, полного и объективного следствия.
Правоохранительные органы
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.
- следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
- следователи федеральной службы безопасности — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
- следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).
— организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти;
Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.
Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют. Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом. Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». Следует отметить, что этот акт не требует специальной законодательной формы регулирования. Он реализуется в обязательном порядке. В соответствии с ним следователь прокуратуры осуществляет следующие надзорные действия, например:
Наиболее известный орган предварительного следствия в РФ — это Следственный комитет. Ведомство было разработано на базе одноименного структурного подразделения, некогда существовавшего в Прокуратуре. Согласно своей нормативной базе, Следственный комитет уполномочен осуществлять процессуальные действия в рамках уголовного производства. Служащие данной структуры имеют право реализовать дознание и следствие. Что касается внутренней организации работы личного состава, то в СК РФ она может происходить в нескольких формах, как военная, гражданская или же правоохранительная госслужба.
Тема: Следственный комитет МВД России
Указом императора Александра II от 8 июня 1860г. были учреждены должности судебных следователей. На них возлагались функции по производству следствия по преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. В дополнение к Указу был издан Наказ судебным следователям, который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей. Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда.
Указом императора Александра II от 8 июня 1860г. были учреждены должности судебных следователей. На них возлагались функции по производству следствия по преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. В дополнение к Указу был издан Наказ судебным следователям, который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей. Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда.
05 Июл 2021 uristmed 229