Член Коллегии Адвокатов Является Гос Служащим?
Содержание
- 1 Статья 22
- 2 Оказывается, адвокат — государственный служащий
- 3 Федеральный закон; Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации
- 4 Путин одобрил поправки в закон «Об адвокатуре»
- 5 Член Коллегии Адвокатов Является Гос Служащим?
- 6 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ
- 7 Адвокат не вправе занимать муниципальные должности
Статья 22
8. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
13. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.
Как отметил руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко, решение КС в целом было предсказуемо: «Эта ситуация была основана на неопределенности норм законодательства и развивалась достаточно давно. В целом подобное решение и ожидалось. Вместе с тем, полагаю, что со стороны законодателя в данном случае было бы правильно устранить неопределенность и в самом тексте соответствующих норм».
«Интересно, почему ранее законодатель обходился без такого умолчания?» – задался вопросом Олег Сухов. Ранее, пояснил он, – это до конца 2004 г., когда п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре был сформулирован в современной редакции. «До декабря 2004 г. он звучал иначе: “Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности”, – отметил он. – И все было ясно: занимайся в свободное от адвокатуры время чем угодно, лишь бы денег не получал. Но зачем-то понадобилось столь ясную формулировку менять. В итоге прямо прописали запрет на занятие муниципальной должности (без всяких оговорок), а теперь, спустя 15 лет, вдруг сказали: мол, не это имели в виду, просто не стали говорить всего и сразу. “Квалифицированно умолчали”».
Оказывается, адвокат — государственный служащий
В статье 130 ГК РФ мы читаем, например, что «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, жилые и нежилые помещения и т.п. Какие вещи подлежат регистрации как недвижимость, определяют самостоятельные правовые нормы.
В пункте 4 статьи 218 ГК РФ читаем: «Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество».
Федеральный закон; Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации
4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
Путин одобрил поправки в закон «Об адвокатуре»
После многочисленных дискуссий часть наиболее противоречивых поправок была исключена. Например, не нашла поддержки скандальная норма о «закрепощении» адвокатов путем установления 5-летнего запрета на перемену палаты после получения статуса. Остальные новеллы, по словам Крашенинникова, «многократно обсуждались и дорабатывались», и в итоге был достигнут определенный компромисс. В целом же глава думского комитета назвал закон «тяжелым».
Изменена процедура формирования квалификационных комиссий, создаваемых для приема квалификационных экзаменов. Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.
Коллегия адвокатов может быть преобразована только в адвокатское бюро, которое во многом похоже на нее. Основное отличие состоит в том, что учредители адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, который не является ее учредительным документом и для регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц не представляется, поскольку содержит конфиденциальную информацию. Учредительные документы адвокатского бюро те же, что и у коллегии — устав и учредительный договор, Согласно партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.
Адвокаты, которые осуществляют свою адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии, создавшей этот филиал. В случае, если филиал коллегии адвокатов находится в другом субъекте РФ, то сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в таком филиале, вносятся в региональный реестр того субъекта РФ, на территории которого он был создан. Если филиал находится на территории иностранного государства, то сведения об адвокатах, осуществляющих в нем адвокатскую деятельность, вносятся в региональный реестр того субъекта РФ, на территории была учреждена сама коллегия адвокатов.
ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами) , законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
Разве адвокатские и нотариальные конторы предназначены для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов или государственных органов субъектов Российской Федерации?
Причем здесь медицинские документы?
Они должны иметь лицензию на право заниматься этими видами деятельности, пройти обучение и сдать аттестационные экзамены. А сам будь хоть хромой, горбатый, с одним глазом и без рук.
Член Коллегии Адвокатов Является Гос Служащим?
Адвокат, принявший решение об изменении членства, обязан информировать совет адвокатской палаты по всем вопросам, связанным с завершением адвокатской деятельности на территории субъекта РФ, в том числе об отсутствии обязательств перед доверителями. Если адвокат осуществлял адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, совет адвокатской палаты, принимая решение об исключении адвоката из членов палаты, обязан исключить адвокатский кабинет из реестра адвокатских образований.
Адвокат, изменивший место постоянного проживания и осуществивший новую регистрацию по месту жительства в избранном субъекте РФ, обязан изменить членство в адвокатской палате одного субъекта РФ (где он ранее проживал) на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ (где вновь зарегистрирован по месту жительства), о чем представить подтверждающие документы в совет адвокатской палаты.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ
Кроме основных принципов следует выделить три основных направления адвокатской деятельности. Два из них – традиционные и одно – относительно новое. Условно их можно обозначить следующим образом:1) адвокатура для малообеспеченных; 2) традиционное представительство на следствии и в судах;3) адвокатура для предпринимателей, действующая на коммерческой основе. В настоящее время все три вида адвокатской практики действуют параллельно, но существует определенная тенденция к профессиональной специализации.
- организует исполнение решений общего собрания и созывает Общие собрания коллегии,
- организует работу коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи;
- принимает и отчисляет из членов коллегии и из состава стажеров,
- защищает профессиональные и иные права адвокатов;
- организует работу по проверке поступивших от физических и юридических лиц жалоб (представлений) на действия адвоката;
- организует проведение аттестации адвокатов и работу по повышению их профессиональной квалификации;
- рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии,
- – иные
Вопрос: Некоммерческая организация просит дать письменные разъяснения по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат адвокатам, занимающим должности председателя и заместителя председателя колегии адвокатов.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования.
Согласно Уставу МОКА Высшим органом коллегии является общее собрание (конференция) членов коллегии.
Постоянно действующим исполнительным органом МОКА является Президиум.
Президиум избирается Общим собранием или конференцией членов МОКА прямым тайным голосованием сроком на три года. Количество членов Президиума определяется Общим собранием или конференцией членов МОКА.
Председатель Президиума и его заместители избираются Президиумом прямым открытым голосованием на срок полномочий Президиума.
Следовательно, должности председателя, заместителя председателя являются выборными.
При этом адвокаты, работая на выборных должностях, не вступают в трудовые отношения с коллегий адвокатов, так как согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокаты не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Следовательно, вознаграждение, выплачиваемое председателю и заместителям председателя Президиума, за выполнение работы на соответствующих выборных должностях не является выплатой, начисляемой в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Прошу Вас дать письменный ответ по изложенным ниже вопросам:
1. Правильно ли мы понимаем, что согласно п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты, произведенные председателю и заместителям председателя Президиума за выполнение ими работы на соответствующих выборных должностях, не являются объектом налогообложения по ЕСН и, соответственно, не должны облагаться ЕСН?
2. Являются ли объектом налогообложения ЕСН такие выплаты для самого адвоката, занимающего выборную должность?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) вознаграждения адвокатам за выполнение функций на выборной должности председателя Президиума коллегии адвокатов, его заместителей и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. Об уплате ЕСН коллегией адвокатов
Пунктом 1 статьи 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ) адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования.
При этом адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона N 63-ФЗ коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.
Пунктом 18 упомянутой статьи установлено, что к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ), если эти правила не противоречат положениям Федерального закона N 63-ФЗ.
Согласно положениям Федерального закона N 7-ФЗ, образованный высшим органом некоммерческой организации, исполнительный орган организации осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации. Такой исполнительный орган может быть коллегиальным и (или) единоличным.
Что касается некоммерческой организации — коллегии адвокатов, то избрание исполнительного органа (Президиума) производится высшим органом (общим собранием коллегии адвокатов).
Таким образом, по нашему мнению, осуществление текущего руководства деятельностью коллегии адвокатов, избранными Президиумом, Председателем и его заместителями, не связано с осуществлением профессиональной деятельности адвоката.
Поэтому, вознаграждение, выплачиваемое коллегией адвокатов председателю Президиума коллегии адвокатов, его заместителям, не является выплатой в рамках положений упомянутых в пункте 1 статьи 236 Кодекса договоров.
Учитывая изложенное, коллегия адвокатов не является налогоплательщиком единого социального налога в части выплат вознаграждения адвокатам за выполнение функций на выборных должностях председателя Президиума коллегии адвокатов, его заместителей.
2. Об уплате ЕСН адвокатом
Пунктом 2 статьи 236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков — адвокатов объектом налогообложения ЕСН признаются доходы от их профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным федеральным законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Согласно статье 6 Федерального закона N 63-ФЗ адвокат также имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела.
Осуществление полномочий председателя коллегии адвокатов не связано с оказанием юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Поэтому деятельность председателя Президиума коллегии адвокатов, его заместителей не может быть отнесена к профессиональной деятельности адвоката.
Таким образом, вознаграждение, которое получает адвокат от коллегии адвокатов за выполнение функций на выборной должности, не является объектом налогообложения ЕСН для самого адвоката, так как такая выплата не может рассматриваться в качестве дохода от профессиональной деятельности адвоката за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Адвокат не вправе занимать муниципальные должности
Совет Адвокатской палаты г. Москвы… рассмотрел в закрытом заседании 27 марта 2022 г. с участием представителя адвоката С., Е., действующего на основании доверенности… от 24 марта 2022 г., выданной сроком на три года, удостоверенной нотариусом С., а также представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве Е-а., действующей на основании доверенности… дисциплинарное производство в отношении адвоката С. …возбужденное по представлению Главного Управления юстиции по г. Москве.
В соответствии с заключением Квалификационной комиссии от 31 января 2022 г., адвокатом С. нарушено требование абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусматривающее, что адвокат не вправе занимать муниципальные должности, что выразилось в занятии адвокатом С. муниципальной должности депутата муниципального Совета депутатов муниципального округа… в г. Москве (решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа… от 14 сентября 2022 г. «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов муниципального округа…»).
Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и так далее – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.
Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.
4.24. При решении вопроса о приеме помощника и стажера адвоката в Коллегию, а также об их увольнении из Коллегии в обязательном порядке учитывается мнение адвоката, чьими помощником и стажером они являются, изложенное в письменном виде. Кроме того, Президиум Коллегии заключает с таким адвокатом гражданско-правовой договор поручительства об обеспечении стажера и помощника адвоката за счет поступивших на имя адвоката вознаграждений за оказанную юридическую помощь ежемесячной оплатой труда, социальных выплат и иных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе выплат за вынужденный прогул и иной оплаты в случаях, определяемых судом при восстановлении стажера или помощника адвоката в Коллегии после незаконного увольнения по инициативе работодателя и с согласия адвоката.
ской адвокатской палаты или адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения о соответствующем адвокате, работающем в филиале Коллегии, или по решению суда, в случае, прямо предусмотренном ‘Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Комментарий к статье 2
1. Термин «адвокат» происходит от латинского слова «advocate» — «призывать на помощь». Под определением «адвокат» (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т.д. Так же, как и понятие «адвокатская деятельность», термин «адвокат» введен в Закон впервые.
Понятие «адвокат» состоит из двух частей: первая определяет его правовую (статусную) сторону, вторая — функциональную, т.е. предназначение адвоката.
Адвокат — это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать настоящему Закону (см. комментарий к гл. 3 и к ст. 40 Закона). Нынешнее адвокатское сообщество, таким образом, объединяет два типа адвокатов:
лица, получившие статус адвоката в порядке, предусмотренном гл. 3 Закона;
лица, сохранившие свой статус адвоката в силу членства в коллегиях адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Закона, и отвечающие требованиям ст. 9 Закона.
Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Это вторая часть определения. В ней раскрывается функциональная сторона, во имя которой, по существу, и необходимо соблюдение специальных требований о приобретении статуса адвоката. Таким образом, только в единстве с законностью приобретения статуса адвоката и с независимостью адвоката как профессионального советника своего клиента по правовым вопросам и может рассматриваться фигура современного адвоката.
2. Закон запрещает адвокату помимо адвокатской деятельности вступать в трудовые отношения в качестве работника. При этом адвокату, в качестве исключения из запрета, разрешено заниматься научной, преподавательской или иной творческой деятельностью. В целях осуществления творческой деятельности адвокат вправе вступать в соответствующие трудовые отношения (работать научным сотрудником в научно-исследовательском институте, преподавателем вуза, корреспондентом средства массовой информации и т.д.).
Кроме того, изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи, специально оговорено, что адвокат не вправе также занимать государственные и муниципальные должности. Данная оговорка вызвана тем, что некоторые адвокаты занимали указанные должности, ссылаясь на государственную службу как особый вид профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации, который не относится к «другой оплачиваемой деятельности».
В настоящее время правовые и организационные основы системы государственной службы определяются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ). В соответствии с указанным Законом Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, которая является одним из видов государственной службы.
Возникает вопрос о правомерности запрета адвокатам вступать в трудовые отношения, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за что предполагается прекращение статуса адвоката по основаниям, предусмотренным в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 17 Закона. Подобное запрещение может рассматриваться как ограничение в осуществлении трудовых прав граждан.
К тому же нынешний Закон оставляет за скобками вопрос о трудовом стаже адвоката, учете этого стажа для того, чтобы адвокат мог наравне с другими гражданами пользоваться социальными гарантиями, установленными Конституцией РФ.
Конечно, в любом государстве существует много профессий, для представителей которых устанавливают некоторые ограничения в силу особой специфики их деятельности (военные, государственные служащие, работники правоохранительных органов и т.д.). Однако государство компенсирует такие ограничения довольно солидными льготами, повышенной заработной платой, более ранними сроками выхода на пенсию и прочими привилегиями.
Адвокат не является государственным служащим, в структуру государственных органов не входит, его деятельность, связанная с оказанием юридических услуг населению и организациям, в своем содержании не несет никаких особых отклонений от нормальной деятельности других лиц, за исключением предъявляемых к ней требований о более высокой профессиональной подготовке.
В связи с этим указанный запрет является серьезным ограничением действующих норм международного права и Конституции РФ.
3. В комментируемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ внесена норма, обеспечивающая реализацию прав адвокатов на занятие руководящих должностей в адвокатских образованиях и выборных должностей в некоммерческих организациях. В связи с неоднозначностью прежней редакции Закона теперь в п. 1 ст. 2 специально оговорено, что адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования (председателя коллегии адвокатов, управляющего партнера адвокатского бюро, заведующего юридической консультацией и т.п.). Полномочия исполнительных органов адвокатских образований определяются в их учредительных документах (подробнее см. комментарии к ст. ст. 21 — 24 Закона).
Кроме того, в п. 1 ст. 2 введено общее положение о том, что адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой на любых выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Указанная норма корреспондирует с п. 8 ст. 31 и п. 8 ст. 37 Закона, в которых особо оговорено право президента, вице-президента и других членов совета адвокатской палаты субъекта РФ и совета Федеральной палаты адвокатов совмещать работу в совете с адвокатской деятельностью.
4. В пункте 2 данной статьи перечислены формы адвокатской помощи клиентам. Адвокат может оказывать своему доверителю консультационную помощь, готовить различные документы правового характера, а также выступать в качестве представителя или защитника доверителя.
Комментируемый Закон очерчивает представительские функции адвоката лишь в общей форме. Конкретные права и обязанности адвоката как представителя юридического или физического лица достаточно полно регулируются соответствующими отраслями законодательства. При этом следует учитывать, что институт представительства и полномочия представителей детализированы в каждой отрасли и требуют конкретизации в зависимости от возникших правоотношений.
В соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» адвокат может быть представителем стороны в конституционном судопроизводстве. Полномочия адвоката «подтверждаются соответствующими документами».
В гражданском судопроизводстве граждане могут вести свои дела в суде через представителей. Адвокат может быть таким представителем на основании ст. 50 ГПК РФ. Полномочия адвоката удостоверяются ордером.
Статья 45 УПК РФ предусматривает, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты. Статья 49 УПК РФ также предусматривает допуск адвоката в качестве защитника. Защитник — лицо, осуществляющее в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. Согласно ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией.
Участие адвоката в арбитражном суде в качестве представителя регулируется гл. 6 АПК РФ.
Статья 26 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.
5. Перечень форм адвокатской помощи является открытым, поэтому адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, если она не запрещена федеральным законом.
На практике иная юридическая помощь адвокатов состоит в оказании гражданам помощи при осуществлении ими своих прав в трудовых, жилищных, административных, налоговых и иных правоотношениях, а юридическим лицам — помощи по различным юридическим вопросам хозяйственной деятельности, в том числе правовом сопровождении деятельности организаций, консультировании по вопросам правового обеспечения предпринимательской деятельности, разработке и экспертизе договоров и иных документов, участии в переговорах, представлении доверителей в гражданском обороте, в том числе в их отношениях с третьими лицами. Это могут быть также различные «юридические заключения адвоката по результатам правового анализа ситуации или представленных адвокату для изучения документов», участие (с согласия клиента и при соблюдении адвокатской тайны) в публичном освещении правовых вопросов по конкретному делу, любая другая деятельность, не запрещенная законом.
В соответствии с п. 13 «Основных принципов, касающихся роли юристов» (принятых в г. Гаване восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г.) по отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:
a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;
b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;
c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.
Соответственно, выполнение адвокатами поручений клиентов, связанных с управлением коммерческими предприятиями, в том числе иностранными (открытие счетов в кредитно-банковских учреждениях, управление счетами предприятия, подписание договоров купли-продажи, предъявление к погашению векселей), не противоречит Закону и нормам профессиональной этики. Выполнение указанных действий именно адвокатами является общепринятой мировой практикой. Так, например, разд. 3 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества (1998 г.) непосредственно регламентирует порядок осуществления адвокатами операций по распоряжению средствами доверителя.
В то же время с профессиональными этическими нормами несовместимо оказание адвокатом доверителю, наряду с юридической помощью, посреднических и (или) комиссионных услуг, т.е. осуществление деятельности, направленной на самостоятельное извлечение выгоды адвокатом помимо получаемого от доверителя вознаграждения за оказываемую юридическую помощь.
6. В пункте 4 комментируемой статьи указываются исчерпывающие случаи, при которых представительство организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях признается правомерным. Такое представительство будет законным только тогда, когда его осуществляет адвокат. В качестве исключения к такому ограничению исполнения представительских функций Закон допускает участие в представительстве работников, состоящих в штате организации, органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, данной нормой законодатель резко ограничил участие в представительстве интересов указанных организаций и органов других лиц, занимающихся оказанием юридической помощи (юридических фирм, так называемых «частных адвокатов» — лиц, не состоящих в адвокатских объединениях, но занимающихся в частном порядке адвокатской практикой, и т.д.). И в то же время этой нормой законодатель еще больше защитил интересы организаций, обращающихся за юридической помощью, обеспечив им возможность защищаться или представлять свои интересы на более профессиональной основе, наличие которой предполагается только у адвокатуры (в силу особого порядка приобретения статуса адвоката, независимости этого специалиста, достаточно сложной системы корпоративности в адвокатской деятельности (соблюдение адвокатской этики, порядок приостановления и лишения статуса адвоката) и т.д.).
7. Однако следует учесть, что исключительные права адвокатов на представительство в суде действуют в том случае, «если иное не установлено федеральным законом».
К примеру, действующий ГПК РФ допускает в качестве представителей граждан в суде и иных лиц, помимо адвокатов (ст. 49 ГПК РФ). Причем полномочия таких представителей могут быть выражены в устном заявлении доверителя в суде, занесенном в протокол судебного заседания. Согласно ст. 59 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ) представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Ранее ч. 5 ст. 59 АПК РФ был установлен исчерпывающий перечень представителей организаций в арбитражном суде: руководители организаций, действующие в пределах полномочий; лица, состоящие в штате организаций (в том числе работающие по совместительству); адвокаты. Исходя из данного перечня, представителями организаций в арбитражном суде иные лица, оказывающие юридическую помощь, выступать не могли.
Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П ч. 5 ст. 59 АПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Закона об адвокатуре исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций. Соответствующие положения, признанные неконституционными, утратили силу. Федеральным законом от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ ч. ч. 5 и 5.1 ст. 59 АПК РФ также признаны утратившими силу.
8. Законом предусмотрены ограничения в участии иностранных адвокатов в адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Такое участие адвокатов иностранного государства допускается лишь для оказания юридической помощи по вопросам права данного иностранного государства. Однако даже и в этом случае, если такое участие связано с государственной тайной Российской Федерации, адвокат иностранного государства не может оказывать юридическую помощь на территории нашей страны. Вопросы государственной тайны регламентируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции от 22 августа 2004 г.).
9. Правомерность участия адвоката иностранного государства в оказании юридической помощи по вопросам, указанным в п. 5 ст. 2 комментируемого Закона, связана с регистрацией таких адвокатов в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции на основании правительственного нормативного акта. В настоящее время такой акт еще не издан.
В отношении адвокатов, налог с доходов которых исчисляется, удерживается и уплачивается согласно п. 1 ст. 226 Кодекса коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями, признаваемыми налоговыми агентами, положения п. 1 ст. 221 Кодекса не применяются.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу предоставления профессионального налогового вычета адвокатам, являющимся членами коллегии адвокатов, в сумме уплаченных страховых взносов в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
25 мая 2021 uristmed 904